Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты отметила 85-летие

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко, в мае отметившая юбилей, выпускает высококвалифицированные кадры для российских вооруженных сил, а также армий ряда дружественных государств

Просмотров: 2

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Угроза применения оружия массового поражения в современных военно-политических конфликтах требует новых подходов к обеспечению безопасности мирных граждан.

БАКИН Алексей Николаевич

БАКИН Алексей Николаевич 

заместитель начальника Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко по учебной и научной работе, полковник, кандидат биологических наук, доцент.

Важнейшую роль в этом процессе играет система подготовки офицеров. Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, в мае отметившая юбилей, выпускает высококвалифицированные кадры для российских во­оруженных сил, а также армий ряда дружественных государств.

СОБЫТИЯ в районе Ипрского выступа весной 1915 года показали всему миру, к каким трагическим последствиям может привести использование химического оружия массового поражения. В результате применения немецким командованием хлора [4] погибло 5 тыс. военнослужащих англо-французских войск и более 1 тыс. русских солдат. Всего пострадали свыше 23 тыс. человек.

Наращивание странами Запада арсенала отравляющих веществ (ОВ) в разрез с решениями Женевских соглашений и Гаагских протоколов по запрещению применения в военных конфликтах химического оружия, а также создание и совершенствование в 30-е годы XX века новых стойких высокотоксичных ОВ потребовали от руководства страны дальнейшего развития системы химической службы и химических войск. В сложившейся ситуации основные усилия Наркомата обороны и Генштаба были направлены на дальнейшее совершенствование и развитие новейших образцов средств защиты, вооружения и техники, а также подготовки высококвалифицированных кадров.

Приказом Реввоенсовета СССР от 13 мая 1932 года с дислокацией в г. Москве была сформирована Военно-химическая академия РККА на базе химического факультета Военно-технической академии РККА и 2-го Московского химико-технологического института (МХТИ). Начальником назначен корпусной комиссар Рабоче-Крестьянской Красной Армии, военный комиссар Московских курсов газотехники, начальник Высшей военно-химической школы и директор 2-го МХТИ, доктор педагогических наук, профессор Я.Л. Авиновицкий [2].

В распоряжение академии были переданы учебно-лабораторные, административные и жилые помещения 2-го МХТИ, кадровое ядро сформировано из ученых и педагогов обоих вузов.

НИКОНОВ Иван Иванович

НИКОНОВ Иван Иванович 

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, доктор исторических наук.

Из института в академию перешли известные ученые и профессора, в последующем академики АН СССР Э.В. Брицке, П.П. Шарыгин, С.А. Вознесенский, М.М. Дубинин, И.Л. Кнунянц, К.В. Чмутов. С химического факультета академии – известные специалисты в области вооружения химических войск, средств защиты и дегазации, профессора В.В. Абаренков, Л.И. Амелькович, Г.Б. Либерман, А.М. Лобакаин, З.П. Любимов, К.А. Малков, А.Х. Мельников, Л.П. Серопов, Н.К. Соловьев, В.Д. Ткач, В.Е. Филиппов. Таким образом, в коллектив нового вуза вошли наиболее ценные кадры военно-химического дела страны.

На этапе образования академии кафедры продолжали действовать в прежнем виде. Практически заново создавался лишь оперативно-тактический цикл, было сформировано 35 кафедр и отдельных дисциплин. Новые структурные подразделения возглавили известные ученые и опытные педагоги высшей школы. Так, начальником кафедры неорганических веществ был назначен химик-металлург, академик АН СССР Э.В. Брицке, кафедры неорганической химии – химик-неорганик, профессор С.А. Вознесенский, аналитической химии – исследователь теоретической химии Б.В. Некрасов, органической химии и каучука – профессор О.А. Зейде. Руководство кафедрой высшей математики доверили математику А.Ф. Берманту, физики – специалисту в области рентгеноструктурного анализа, профессору Н.Е. Успенскому, иностранных языков – О.Н Лепешкиной. Военно-специальные, оперативно-тактические кафедры и кафедры социально-экономических дисциплин возглавили не менее именитые деятели науки, высококвалифицированные педагоги, офицеры с боевым опытом.

Наряду с серьезной подготовкой офицерских кадров химической службы и химических войск преподаватели кафедр вели большую методическую и научную работу. Например, кафедра противохимической обороны развернула деятельность по изучению проблем теории и техники противогазового дела во главе с исследователями М.М. Дубининой, К.В. Чмутовым, А.Х. Мельниковым. Крупными масш­табами отличалось и исследование средств защиты кожи, проводимое Л.И. Амельковичем, М.М. Инденбаумом и другими учеными. Кроме того, была проделана большая работа по решению задач коллективной защиты личного состава. Все это дало положительные результаты. В войска стали поступать отвечающие требованиям своего времени противогазы, защитные чулки, накидки, перчатки, индивидуальные противохимические пакеты, импрегнированное обмундирование, обеспечивающие своевременную и надежную защиту личного состава от всех типов ОВ, состоящих на вооружении вероятных противников [4]. Под руководством профессора А.Н. Гинсбурга кафедра токсикологии начала научно-исследовательскую работу по выявлению биохимизма токсического действия отравляющих веществ иностранных армий и изысканию специфических дегазирующих веществ и лечебных препаратов для терапии поражений и отравлений, вызываемых ОВ, находящимися на вооружении иностранных государств. В ходе изучения кинетики окисления коллоидно-растворенных веществ в сточных водах коллективом кафедры неорганической химии во главе с профессором С.А. Вознесенским были получены ценные материалы, позволившие научно подойти к разработке методов очистки вод промышленных предприятий. Предложенные этим ученым установки и способы очистки и обезвреживания сбросных растворов применяются на многих предприятиях и в настоящее время. Большинство других кафедр продолжали исследовательские работы по своим направлениям, решая научные задачи и военно-теоретического, и военно-прикладного характера. Особое внимание при этом было уделено разработке огнеметно-зажигательных средств, которые в годы войны сыграли значительную роль в уничтожении дотов и дзотов.

Решение задач по разработке высокотоксичных отравляющих веществ, промышленное производство в достаточных количествах, создание надежных средств индивидуальной и коллективной защиты учеными-химиками страны и, в первую очередь, учеными академии сыграли решающую роль в неприменении гитлеровской Германией химического оружия во время Великой Отечественной войны.

ЗНАЧИМЫЕ коррективы в учебно-воспитательный процесс академии внесла Великая Отечественная война. До минимума были сокращены сроки подготовки специалистов: на командном факультете – до одного года, на инженерном – до двух лет. Однако и они вскоре изменились: в июле 1941 года с дипломами об окончании были выпущены 72 слушателя четвертого курса, а в сентябре 79 – третьего. С приближением к Москве фронта советское правительст­во приняло решение о передислокации академии в октябре 1941 года из столицы в г. Самарканд, но уже в июле 1942-го коллектив и слушатели вуза возвратились. В этих сложных условиях не прекращалась работа по подготовке кадров. Только с июня 1941 года по май 1942-го инженерный факультет подготовил 355 специалистов, командный – более 1,5 тыс. командиров подразделений химических войск. Практически до перехода на новые штаты в 1944-1945 годах и новые сроки обучения в условиях войны академия ежегодно проводила по пять-семь выпусков офицеров для соответствующих подразделений. За годы войны от применения огнеметно-зажигательных средств подразделениями химических войск противник понес значительные потери: было уничтожено 480 танков, самоходных установок и бронетранспортеров, 1550 автомашин, 4380 дотов, дзотов и других огневых точек [4]. Также были организованы и поставлены около 85 % всех дымовых завес в масштабе дивизии и корпуса, бойцы занимались маскировкой тыловых объектов, что снижало эффективность бомбовых ударов противника на 75-90 % [4].

После войны академия не только восстановила свой научно-методический потенциал, но и открыла ряд новых кафедр и факультетов. В 1945 году начала работу кафедра взрывчатых веществ и пиротехники, были введены дисциплины «Взрывчатые вещества», «Зажигательные вещест­ва», «Колесно-гусеничные машины» и другие. В феврале 1950 года создан специальный факультет по подготовке офицеров иностранных армий.

Качественно новым этапом развития для академии стали 1951-1954 годы. Применение ядерного оружия привело к пересмотру взглядов в отношении ведения боевых действий и, соответственно, вызвало расширение сферы деятельности химической службы и войск. По мере увеличения и совершенствования средств массового поражения противника возрастали и требования к уровню профессиональной подготовки командного и инженерно-технического состава. В июне 1960 года вышла директива Генштаба, обязывающая академию химической защиты организовать подготовку соответствующих специалистов. И уже в августе был сформирован специальный инженерный факультет ракетного топлива с целью подготовки инженеров-химиков сроком обучения пять лет. Всего по профилю факультета произведено 7 выпусков [3].

НОВЫЕ задачи, поставленные перед академией в начале 60-х годов руководством страны, министерством обороны и Генштабом, потребовали серьезных подходов не только к подготовке высококвалифицированных специалистов, но и развитию военных, военно-технических, военно-химических НИОКР. Начиная с 1960 года, академия выполняет крупнейшие военно-научные работы, став подлинно научным центром разработки проблем защиты от оружия массового поражения, химического обеспечения боя и операции.

За 1960-1971 годы профессорско-преподавательским составом опубликовано более 100 научных статей в советских и зарубежных журналах. Сотрудники приняли участие в подготовке «Краткой химической энциклопедии», изданной в пяти томах под редакцией академика, генерал-майора И.Л. Кнунянца. Под его руководством осуществлялись научные исследования в области химии фторорганических соединений. Созданная ученым школа химиков-фтороргаников по праву занимала одно из ведущих мест в мире. За исследования в области фторорганических соединений алифатического ряда И.Л. Кнунянцу в 1972 году присуждена Ленинская премия. В мае 1970 года постановлением Совета министров СССР академии присвоено имя маршала Советского Союза С.К. Тимошенко.

В условиях военно-стратегического паритета в 70-е – 90-е годы XX столетия работа академии была направлена на плановую организацию учебного процесса с целью передачи слушателям глубоких знаний по защите личного состава от ядерного, химического и биологического оружия и внедрения этих достижений в практику боевой подготовки войск. Профессорско-преподавательский состав ориентирован на более эффективную военно-научную и научно-исследовательскую работу в интересах химического обеспечения боя (операции), повышения уровня преподавания учебных дисциплин. Слушатели академии овладевали современными средствами радиационной и химической разведки, дозиметрической и электронной аппаратурой химических войск, размещенной в специальных машинах, бронетранспортерах, самолетах и вертолетах, защищенных от ионизирующих излучений, что обеспечивало обследование в короткие сроки обширных площадей, своевременное прогнозирование возможных последствий применения противником оружия массового поражения и оценку радиационной и химической обстановки.

Начавшаяся в стране перестройка напрямую коснулась и вооруженных сил. В рамках новых подходов руководства страны в сфере военной политики были предъявлены определенные требования к научной работе военного вуза, подготовке офицеров войск радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты.

Взрыв 26 апреля 1986 года 4-го энергоблока на Чернобыльской АЭС обрушил огромный объем задач на личный состав академии. С первых дней работы в район аварии были направлены представители ряда кафедр: для выполнения оперативной работы в составе разведывательных подразделений (полковники В.В. Николаев и А.А. Семенюк), получения научных рекомендаций по организации и ведению соответствующих работ (подполковники С.В. Матвеев, В.С. Юлин и другие). С 1986 по 1990 годы в решении этой важной и сложной задачи приняли участие 337 человек, в том числе 117 преподавателей, 29 адъюнктов, 82 слушателя, 88 человек из числа персонала, 10 генералов и офицеров запаса, работавших в академии на различных должностях, 11 представителей служб академии [3].

Переход страны на новую оборонную доктрину и значительное сокращение вооруженных сил обусловил преобразование академии в Военный университет радиационной, химической и биологической защиты с филиалами – Кост­ромским высшим военным командным училищем химической защиты и Тамбовским высшим военным командным училищем химической защиты им. Н.И. Подвойского.

Для оптимизации сети и емкости военно-учебных заведений в 2001-2006 годах в войсках РХБ защиты Вооруженных Сил РФ последовательно проведен ряд мероприятий.

  • В 2001 году Федеральному управлению по безопасному хранению и уничтожению химического оружия передан Саратовский военный институт радиационной, химической и биологической защиты (в 2009 году академия приняла на себя подготовку курсантов института с последующим зак­рытием этой образовательной организации).
  • В 2003 году ликвидирован Тамбовский филиал Военного университета РХБ защиты.
  • Курсанты инженерного факультета трех специальностей подготовки Военного университета РХБ защиты к сентябрю 2005 года переведены для дальнейшего обучения в Костромской филиал.
  • К августу 2006 года Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко передислоцирована в г. Кострому и переформирована в единый вуз.

СЕГОДНЯ академия является учебно-методическим центром войск РХБ защиты, готовящим специалистов для всех видов Вооруженных Сил РФ, а также силовых министерств и ведомств России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Здесь преподают высококвалифицированные педагоги: 29 докторов и 202 кандидата наук, 21 – имеет ученое звание профессора. Благодаря эффективной работе коллектива количество заявок на подготовку военных специалистов ежегодно увеличивается.

Вуз представляет собой и крупный научный центр по технологии органических веществ, разработке и производству специальных материалов и средств биологической защиты войск и окружающей среды, многим другим направлениям. Здесь проводится большое количество научных исследований, внедряются новые технологии обучения.

Академия неизменно участвует в конкурсах и получает гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Отличившиеся в учебе и проявившие научные и творческие способности слушатели и курсанты награждаются премиями Правительства РФ, Минобороны и Минобрнауки РФ, губернатора Костромской области. Курсанты активно участвуют во всеармейских олимпиадах и разного уровня спортивных соревнованиях. Среди лучших высших военно-учебных организаций Минобороны РФ команды академии находятся на лидирующих позициях, регулярно занимая призовые места.

В апреле 2010 года коллектив удостоился чести принимать у себя и проводить 15-ю Всеармейскую олимпиаду по математике, ознаменованную трудной и долгожданной победой курсантов академии в командном и личном первенстве. Среди 146 участников, представивших 37 команд военных вузов страны, первое место занял И.В. Чебыкин, второе – В.М. Киселев. Весомый вклад в победу команды также внесли И.В. Савельев и А.В Николаев. В дальнейшем академия неоднократно лидировала во Всеармейских олимпиадах по математике, информатике и военной истории: первое место по математике в 2010-2012 годах и третье – в 2013-м, в 2012 году – третье место по информатике и второе – по военной истории.

Под руководством подполковника Д.А. Попова и капитана А.Н Твердохлеба команда вуза побеждала во многих крупных соревнованиях. С 2006 по 2009 годы становилась чемпионом Московского военного округа, в 2010 году – серебряным призером чемпионата России и чемпионом вузов сухопутных войск, в 2011-м – бронзовым призером первого чемпионата Западного военного округа, а также призером Спартакиады вузов ВС РФ 2007, 2008 и 2011 годов. За команду выступали мастера спорта – сержант В. Галлямов, курсанты М. Гришин, В. Фалько, А. Оганян, кандидаты в мастера спорта – младший сержант И. Краснов, курсанты М. Юферев, В. Чернецов, В. Гришинов, Д. Афонин, В. Калязимов, С. Смирнов.

Сборная по армспорту в течение трех лет становилась чемпионом Спартакиады ордена Ленина МВО среди военных вузов. На соревнованиях честь академии защищали мастера спорта – сержанты А. Брусенин и А. Роганов, кандидаты в мастера спорта – сержанты Е. Яковлев и А. Голубев, курсанты В. Ратников и Д. Осипов. Тренер команды – старший преподаватель, мастер спорта СССР В.Н. Чернобривцев.

Особая гордость – выпускники, более 30 из которых удостоены званий Герой Советского Союза, 16 – Герой Социалистического Труда, 5 – Герой России. Воспитанники академии самоотверженно защищали интересы страны в вооруженных конфликтах на Карельском перешейке и у реки Халхин-Гол, героически сражались в годы Великой Отечественной войны, с честью выполняли воинский долг в Афганистане и при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе.

Поздравляем выпускников, курсантов, слушателей и сотрудников академии с юбилеем! Позади – восемьдесят пять лет верного служения Отечеству, впереди – новые свершения на благо России и ее граждан.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Военная Краснознаменная академия химической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (1932-1982). Исторический очерк. Под общей редакцией генерал-полковника технических войск В.К. Пикалова. – М., ВАХЗ, 1982, 268 с.
  2. Военная ордена Октябрьской революции Краснознаменная академия химической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (1932-1992). Исторический очерк. –  М., ВАХЗ, 1992, 232 с.
  3. Семьдесят лет на службе Отечеству. М., Воениздат, 2002, 544 с.
  4. История химических войск и химической службы Советской Армии (1918-1945 гг.) Ч. 1. –  М., ВАХЗ, 1983, 124 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: юбилей, ао-95, военное образование

Похожие материалы:
Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
ОмГАУ им. П.А. Столыпина: Сибирский характер
Дагестанский педагогический университет: учить по кодексу любви
Сергей Шойгу обсудил с ректорами вузов реформу военного образования
Работодатель выбирает магистра
Главный в вузе - студент
85 лет Йошкар­-Олинскому медицинскому колледжу
Региональные инновационные площадки развивают СПО
Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
Уфимская государственная академия искусств – союз искусств в зеркале времени

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего...
Анонс ключевых мероприятий форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской...
Высокие технологии в бизнесе и государстве. Второй день форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
В центре внимания экспертов Форума «Открытые инновации» 16 октября были вопросы трансформации...
VII международный форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» посетили двадцать тысяч человек
В Инновационном центре «Сколково» завершился VII Московский международный форум инновационного...
Конкуренция в эпоху цифровых инноваций: в «Сколково» стартовал форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Сегодня в Инновационном центре «Сколково» состоялись пресс-конференция и торжественное открытие...
Из журнала
#92Современные вузы: многообразие стратегий развития
#92Утвержден паспорт нового приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий»
#97Владимир ЗЕРНОВ: «Образование – источник пищи для ума»
#96Исследовательское образование
#100С чего начинается школа будущего
Информационная лента
13:32В БГТУ им. В.Г. Шухова обсудили этические проблемы «цифрового сообщества»
10:30СВФУ – в топе социально-ориентированных вузов
09:23МАИ подписал соглашение с Германским центром авиации и космонавтики
09:13Первый форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен»
08:46Подписаны три соглашения с белорусскими университетами