Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов

В VIII (ежегодном) Международном форуме Гильдии экспертов «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования» приняли участие 226 человек, в том числе 5 зарубежных экспертов из Германии, Литвы, Чехии и Эстонии, представители Госдумы РФ, Российской академии образования, зарубежных и российских аккредитационных агентств и др.

Просмотров: 2161

В Москве 15‑16 ноября состоялся VIII (ежегодный) Международный форум Гильдии экспертов «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования».

В работе приняли участие 226 человек, в том числе 5 зарубежных экспертов из Германии, Литвы, Чехии и Эстонии, представители Государственной Думы РФ, Российской академии образования, Руководящего комитета Европейской ассоциации агентств гарантии качества (ENQA), зарубежных и российских аккредитационных агентств, Национального аккредитационного совета, а также сертифицированные (федеральные) эксперты профессионального образования, представители академической общественности.

Открытие форума было ознаменовано пленарным заседанием, на котором выступили представители Госдумы РФ – член Комитета по науке и наукоемким технологиям Александр Дегтярев и заместитель председателя Комитета по образованию Надежда Шайденко, председатель Национального аккредитационного совета, академик РАО Виктор Болотов, а также руководители ведущих отечественных аккредитационных агентств – директор Национального центра общественно‑профессиональной аккредитации Владимир Наводнов и президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков.

Участие законодателей – представителей двух ключевых для системы высшего образования комитетов Госдумы РФ – было очень важным для работы форума в связи с введением нового закона об образовании. Современная государственная политика модернизации системы российского образования, стоящие перед всей этой системой вызовы, определяющие ее конкурентные преимущества факторы и основные драйверы инновационного развития были вынесены на обсуждение А. Дегтяревым. Законом впервые закрепляются нормы о педагогической экспертизе в отношении нормативных правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.

Эти нормативные правовые основания призваны в целом обеспечить динамичное развитие системы образования, в том числе способствовать апробации, использованию новых образовательных методик, педагогических практик, внедрению новых моделей. Как отметил в своем выступлении А. Дегтярев, закон восполняет имеющиеся в настоящее время правовые пробелы в регулировании отдельных институтов системы образования – таких, например, как деятельность негосударственных образовательных учреждений, – вводит порядок сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, кредитно‑модульную систему, статус примерных образовательных программ, а также устраняет избыточность административных ограничений, связанных с типологией образовательных учреждений, затрудняющей их развитие.

Традиционной в рамках этого совещания стала тема интеграции и гармонизации подходов по аккредитации образовательных организаций и образовательных программ России и стран Европы. Руководители аккредитационных агентств В. Наводнов и Ю. Похолков уделили внимание проблемам и достижениям российского высшего образования с точки зрения европейских экспертов, необходимости сотрудничества с европейскими ассоциациями по гарантии качества образования.

Огромный интерес вызвали выступления зарубежных экспертов, принявших участие в форуме. Заместитель директора Центра оценки качества высшего образования (Литва), член Руководящего комитета ENQA Аурелия Валейкиене представила выступление на тему «Формирование национальной системы гарантии качества и внедрение Европейских стандартов и рекомендаций гарантии качества: особенности (проблемы) участия заинтересованных сторон на примере Литвы, Эстонии, Латвии». Она детально проанализировала формирование и тенденции развития систем гарантии качества и аккредитационных агентств в странах Балтии, подчеркнула важность и значимость вопросов интернационализации в оценке качества образования посредством участия иностранных специалистов, а также привлечения студентов и представителей рынка труда. Эксперт Агентства гарантии качества в сфере высшего образования Эстонии Марге Кронмае более подробно остановилась на вопросах аккредитации программ среднего профессионального образования в своей стране, рассказав о структуре профильной системы в целом, целях и процессе аккредитации и об инструментах оценки и моделях гарантии качества, для СПО в частности. Президент Аккредитационного комитета Республики Чехии Владимира Дворжакова остановилась на критериях и результатах внешней оценки программ докторантуры в Чешской Республике, рассказала об опыте Чешского аккредитационного комитета, методике оценки, работе аккредитационной комиссии, целях, критериях, негативной и позитивной сторонах оценки программ докторантуры. Эти два выступления вызвали живой интерес участников встречи, прежде всего потому, что методика экспертизы программ СПО и аспирантуры разработана гораздо менее детально, чем для программ высшего образования.

Об опыте европейского агентства Фонда по аккредитации международного бизнес‑администрирования (Foundation for International Business Administration Accreditation), экспертной оценке и работе с экспертами рассказала специальный представитель FIBAA в России Яна Беккер. Особенно подробно она остановилась на таком методе оценке качества образования, как экспертное оценивание («Peer Review»): на основных его этапах, критериях отбора экспертов, формировании экспертной группы и экспертных процедурах, так как это используется в практике работы европейских агентств.

В рамках второго дня форума была организована работа двух секций. Работа секции «Система аккредитации в современной России: анализ процессов становления и перспективы развития в свете интеграции в европейское образовательное пространство» затронула целый спектр проблем экспертной деятельности: например, вопросы экспертизы и аккредитации образовательных программ, по которым не установлены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и Федеральные государственные требования (ФГТ). Сравнительный анализ подходов в государственной и профессионально‑общественной аккредитации, в том числе аккредитации за рубежом, формирование компетенций в учебном процессе и методы их оценки в условиях вуза – вот далеко не полный перечень вопросов, который сегодня волнует экспертов.

Секция «Теория, методология и практика оценки качества высшего профессионального образования: новые подходы к методам оценки качества образовательных программ» была посвящена вопросам организационно‑технологического обеспечения интернет‑тестирования, опыту проведения масштабных педагогических измерений, их преимуществам и недостаткам. Особое внимание было уделено возможностям совершенствования оценочных средств на основе модульного подхода. Были также затронуты вопросы управления показателями деятельности вуза с применением нейросетевого прогнозирования, требования к внутривузовским системам гарантии качества и их взаимосвязи с системой мониторинга вузов, освещены правовые основы создания фондов оценочных средств (ФОС), формирование профессиональных компетенций, методическое, кадровое и технологическое обеспечение ФОС.

В период работы совещания произошли два важных события для развития системы гарантии качества России. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Аккредитационной комиссией Чешской Республики (Accreditation Commission Czech Republic – ACCR, Чехия) и Национальным центром общественно‑профессиональной аккредитации (Россия) с целью обмена информацией, повышения квалификации сотрудников агентств, обмена экспертами, проведения совместных исследований и совместной деятельности в области оценки качества.

Историческим событием в развитии российской инфраструктуры аккредитации стало подписание соглашения трех агентств профессионально‑общественной аккредитации – Ассоциации инженерного образования России (АИОР), Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) и Национального центра общественно‑профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр) – о создании Национального общественного регистра аккредитующих организаций в сфере образования. Создание регистра аккредитующих организаций соответствует требованиям закона «Об образовании в Российской Федерации» и будет способствовать международному признанию формирующейся российской национальной системы общественной и профессионально‑общественной аккредитации в сфере образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Аккредитация: в фас и профиль
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Евроремонт российского образования
ENQA: российский опыт в европейском документе
Институциональная и программная аккредитация ВПО
СМК: ресурс развития
ENQA: вопросов больше, чем ответов
Высокое признание профессионального сообщества
Российские эксперты оценили качество образования одного из старейших китайских университетов
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ