Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дмитрий Ануфриев: За региональными вузами – будуще

Отечественная высшая школа давно находится в центре споров и реформ. Как вернуть престиж инженерному образованию и подготовить студента к производственной деятельности? Реально ли в условиях коммерциализации повышать качество обучения? Об этом размышляет ректор Астраханского инженерно-строительного института Дмитрий Ануфриев.

Просмотров: 2379

Отечественная высшая школа давно находится в центре споров и реформ. Как вернуть престиж инженерному образованию и подготовить студента к реальной производственной деятельности? Что предпринять для успешного трудоустройства выпускников? Реально ли в условиях коммерциализации повышать качество обучения? Об этом в своем интервью журналу «АО» размышляет ректор Астраханского инженерно-строительного института Дмитрий АНУФРИЕВ.

АНУФРИЕВ Дмитрий Петрович – ректор Астраханского инженерно-строительного института, кандидат технических наук, доцент.
Родился в 1973 году в г. Астрахани. В 1995 году окончил с отличием Астраханский государственный технический университет. В 1999 году защитил диссертацию по специальностям «Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления», «Системы автоматизированного управления». С 2006 года является ректором АИСИ.
Член инженерного научно-промышленного совета при губернаторе Астраханской области.
Женат, две дочери.

– Дмитрий Петрович, вы часто говорите, что АИСИ – особенный вуз. В чем же его изюминка?

– Прежде всего, в том, что у нас все уровни обучения равноценны. Нельзя сказать, что высшее профессиональное образование играет доминирующую роль, а среднее профессиональное и дополнительное являются некими придатками. Институт формировался как объединение ранее самостоятельных учебных заведений – профессионального училища, Астраханского колледжа строительства и экономики, учебного центра «Астраханжилкомхоз» и центра детского научно-технического творчества, – которые никак друг с другом не контактировали. Теперь каждый из уровней образования взаимодействует с другими, и учащиеся могут выстроить образовательную траекторию так, чтобы на рынке труда больше соответствовать быстро меняющимся запросам.

Приведу конкретные примеры. Что, например, дало профессиональному училищу объединение с вузом? Если учащийся показывает хорошие успехи в учёбе, он получает возможность совершенно бесплатно заниматься на подготовительных курсах для успешной сдачи ЕГЭ и последующего поступления в институт. Ежегодно пять-семь самых способных молодых людей зачисляются в АИСИ на бюджетные места. И в этом случае профучилище вовсе не социальный тупик, в качестве которого его иногда принято позиционировать. Я уже не говорю о материально-технической базе, интегрированных учебных лабораториях, комплексных проектах студентов и учащихся…

– Хорошо, профессиональное училище от такого объединения выиграло. А как насчёт вуза?

– Студенты института в результате объединения получили возможность приобретать реальный опыт непосредственно внутри учебного заведения. Параллельно они могут совершенно бесплатно получить до двух рабочих профессий – занимаясь в тех же мастерских, с теми же преподавателями, что и учащиеся профучилища. Понимая, насколько трудоёмки те или иные процессы, какой квалификации требуют те или иные операции, уже будучи инженерами, они смогут более эффективно руководить трудовым коллективом. К выпускникам ведь часто предъявляют претензии, что они не готовы к реальной работе. У нас это исключено.

– Возвращаясь к теме среднего специального образования... Насколько известно, в этом году к АИСИ присоединился Астраханский колледж строительства и экономики?

– Да, это так. Теперь наша система подготовки приобрела наконец законченную форму, в которой среднее профессиональное образование стало полноценной ступенью. Процесс её гармоничного включения в деятельность института только начался, но уже сейчас с уверенностью могу сказать, что возможности студентов этого колледжа значительно расширятся.

– Ещё в состав вуза не так давно вошёл учебный центр «Астраханжилкомхоз». Это уже следующий уровень – дополнительное профессиональное образование.

– Что получил в результате объединения учебный центр? С помощью вузовских преподавателей, наладив работу с профильными кафедрами, УЦ «Астраханжилкомхоз» смог расширить перечень программ, по которым ведётся подготовка.

Наши студенты с удовольствием обучаются вождению на базе центра, могут без отрыва от учёбы получить допуски к работе с опасным оборудованием. Например, выпускник, получивший образование по профилю «Теплогазоснабжение и вентиляция», может приобрести разряд оператора котельной. То есть он готов к эксплуатации не только жилого здания, но и той генерирующей установки, которая при этом здании имеется (скажем, школа и школьная котельная).

Это очень важно, когда специалист сразу может брать на себя решение большого круга вопросов, с которыми сталкиваются на реальном производстве. Его ценность как профессионала в глазах работодателя возрастает: не нужно тратить время и проходить дополнительное обучение.

– А как взаимодействуют вуз и центр детского научно-технического творчества?

– Абсолютно убеждён, что учебное заведение должно предоставлять и студентам, и учащимся возможность организовать свою вторую половину дня, занять её чем-то интересным и полезным. Говоря о ЦДНТТ, мы подразумеваем дополнительное образование, роль которого сегодня почему-то недооценивают. Например, в профучилище есть направление подготовки «Автомеханик», а в ЦДНТТ – мотокружок, и ребята из училища там с удовольствием чинят и перебирают моторы. Понятно, что учащиеся, которые занимались в этом кружке, в профессиональном плане будут на голову выше своих сокурсников.

Для студентов мы тоже иногда проводим занятия на базе центра. Скажем, архитекторам предоставляется большая макетная мастерская, и они имеют возможность реализовать там свои грандиозные задумки. Я сам как преподаватель электротехники в конце семестра провожу одно занятие в радиотехническом кружке. Студенты допоздна с большим удовольствием паяют схемы различных устройств. Руководители кружков центра в свою очередь за счёт вуза могут усилить научную составляющую своей работы.

Таким образом, у нас ни одна ступень обучения не создавалась для решения какой-то узкой утилитарной задачи. Все они сохранили индивидуальный характер, но произошло их пересечение, интеграция, взаимообогащение.

– Вы сказали, что многоуровневое обучение помогает выпускникам лучше соответствовать условиям рыночной экономики. Современные вузы как раз часто упрекают в том, что, объявляя набор, они практически не ориентируются на рынок: сколько специалистов данного профиля ежегодно требуется в их городе или регионе. АИСИ, надо полагать, держит руку на пульсе?

– Да, мы каждый год формируем перечень профессий, исходя из того прогноза в потребности кадров, который собирается из разных источников и адресуется из министерства образования и науки Астраханской области. Мы являемся региональным вузом, поэтому в данном отношении нам проще следить за ситуацией. Если открываются какие-то новые направления подготовки – это всегда ответ на перспективные запросы экономики, социальный заказ. Например, в этом году в профучилище будет первый выпуск по профессии «Оператор по ремонту скважин». Почему мы начали подготовку таких рабочих, несмотря на трудности и необходимость больших инвестиций? Да потому, что в Астрахань пришёл «ЛУКОЙЛ» с его далекоидущими планами по освоению запасов углеводородного сырья на каспийском шельфе. Мы понимаем, что если компания не найдёт кадры в нашей области, то вполне сможет привезти их из других городов вахтовым методом. Но это означает, что жители нашего региона лишатся возможности получать хорошую стабильную зарплату, соцпакет и тому подобное.

Или возьмём специальность «Пожарная безопасность». С просьбой открыть её к нам обратилось Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, поскольку профессионалов в этой области катастрофически не хватает. И так можно проанализировать значимость всех специальностей и направлений АИСИ.

– Подготовили, выпустили – а дальше? Проводит ли АИСИ мониторинг профессиональной успешности выпускников, следит ли за их дальнейшей судьбой?

– Нам даже не приходится делать это специально, потому что многие выпускники быстро становятся публичными людьми, бизнесменами, поступают на муниципальную и государственную службу. А вообще, есть, как мне кажется, самый чёткий показатель успешности выпускников того или иного вуза – сколько их зарегистрировано в центре занятости. Так вот, на моей памяти – а я возглавляю этот вуз почти шесть лет – на биржу труда встал всего один выпускник АИСИ.

– Как вы объясняете это почти стопроцентное трудоустройство выпускников института?

– У нас профильный вуз, и люди, которые сюда поступают, изначально знают, где будут работать. К тому же АИСИ целенаправленно готовит специалистов, которые нужны городу и области. Федеральные вузы решают более общие, государственные задачи. Такие учебные заведения, на мой взгляд, должны выполнять функцию некой унификации образования, заниматься фундаментальной наукой.

А решение конкретных специфических задач целесообразно передать в ведение региональных образовательных учреждений. Может, это прозвучит очень пафосно, но я считаю, что за региональными вузами – будущее. Всё-таки большинство остается работать на своей малой родине. Как говорится, где родился, там и сгодился. Более того, если все ступени власти будут наделены одинаковым правом создавать учебные заведения, то это, на мой взгляд, приведёт только к повышению качества образования.

– Это было бы очень кстати, потому что качество высшего образования стремительно падает. И некоторые видят решение проблемы в том, чтобы сделать образование платным. Как лично вы относитесь к этой инициативе?

– Когда всерьёз рассуждают о введении всеобщего платного образования, упускают из вида решение других сопутствующих вопросов. Очень часто в пример приводят образование за рубежом: мол, в некоторых странах оно только платное. Но там, извините, есть и система грантов, и так называемые эндаумент-фонды при университетах, направленные на поддержку талантливых студентов. А у нас благотворительность облагается налогом.

Кроме того, в России вся жизнь вуза регулируется государством, и оно должно нести ответственность, в том числе финансовую, то есть гарантировать бюджетные места. Или же планомерно уходить из определённых сфер жизни человека, предоставив полную автономию высшим учебным заведениям.

Введение платного образования – это системная долгосрочная задача, рассчитанная как минимум на десять-пятнадцать лет. Причём задача межведомственная, она не может быть решена только Министерством образования и науки РФ и только одним постановлением.

– Другой путь повышения качества образования – инициатива министра образования и науки РФ Дмитрия ливанова, утверждающего, что сокращение количества бюджетных мест в два раза позволит увеличить финансирование оставшихся, а значит и качество обучения. Что вы об этом думаете?

– В целом задача сокращения бюджетных мест, конечно, назрела. В Астрахани пять лет назад, например, было 10 тыс. выпускников, а в этом году – всего 3,8 тыс. Если количество бюджетных мест из года в год не меняется, это просто несерьезно. Однако реформировать систему нужно адекватно демографической и экономической ситуации. Иными словами, цифра должна быть подкреплена анализом.

– Продолжим наболевшую тему качества образования. У этого понятия существуют разные критерии: уровень цитируемости преподавателей вуза, отношение работодателей к выпускникам, академическая репутация, инновации, международная деятельность… Какие критерии выделяете лично вы?

– Всегда говорил, что критерием качества образования должен быть средний уровень заработной платы выпускников через три года после получения ими диплома. Всё остальное – от лукавого.

Причём для сравнения нужно брать уровень заработка по отрасли в регионе. Если, скажем, средняя зарплата работников, занятых в сфере строительства в нашей области, составляет 25 тыс. рублей, а выпускники АИСИ в среднем получают 30 тыс. рублей, значит, мы хорошо поработали, чтобы государство получило таких налогоплательщиков, на чьи деньги, собственно, и существует. А то, что зарплата между отраслями отличается в разы, – это уже проблема не вуза, а государства.

– В октябре АИСИ отмечает двадцатый день рождения, и мы не можем пройти мимо юбилейной темы. Если бы вас попросили составить ТОП-5 основных достижений вуза за первые два десятка лет жизни, как бы он выглядел?

– На первое место я бы поставил наших выпускников и их успехи. Второе – в АИСИ в достаточно трудные годы сформировался прекрасный преподавательский коллектив, и за это спасибо первому ректору Адольфу Иосифовичу Сапожникову. Достижение последних лет – хорошее материально-техническое обеспечение. Это третье. Четвёртое – та самая наша изюминка, когда разные уровни образования являются органичным дополнением друг друга, при этом не теряя своей индивидуальности. А пятое… наверное, это признание коллег. У нас очень хорошие отношения со всеми профильными строительными вузами России, с нашими соседями – Каспийским госуниверситетом технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова (г. Актау, Казахстан) и Ереванским госуниверситетом архитектуры и строительства (Республика Армения). Приятно сознавать, что АИСИ способен внести свой опыт в копилку строительного образования. Как известно, закрытые системы неминуемо разрушаются. Вузы, которые изолируются и считают себя самодостаточными величинами, обречены.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Академическая мобильность как показатель эффективности
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
СМК в Пашковском сельскохозяйственном колледже
Дуальная подготовка в системе аграрного образования
Методика внутреннего аудита
Качество образования: оценку ставит студент
Новые функции учебно-методического совета вуза
Система менеджмента качества формирует успешность
ИПКиПРО Тульской области успешно реализует программу развития
МарГТУ - инновации в действии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ