Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Автономные учреждения: выгода и риски

3 ноября Президент России подписал Федеральный закон «Об автономных учреждениях». Профессиональное сообщество отреагировало множеством вопросов: как перемена статуса скажется на процессе обучения, работниках и обучающихся.

Просмотров: 8950

Автономные учреждения: выгода и риски

«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта».

Федеральный закон «Об автономных учреждениях». Ст. 2, п. 1.

Президент России 3 ноября 2006 года подписал два федеральных закона – «Об автономных учреждениях» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений». Поначалу оба они вызвали в обществе вопросы и дискуссии. Если ранее деление образовательных и иных учреждений на типы (частные, государственные или муниципальные) производилось в зависимости от принадлежности их имущества, то теперь появилось еще одно деление, основанное на степени самостоятельности: государственные и муниципальные учреждения получили право быть либо бюджетными, либо автономными. Естественно, что профессиональное сообщество интересовало, выгодно ли образовательной системе появление учреждений нового типа, как перемена статуса скажется на процессе обучения, работниках и обучающихся? Ведь отличия между автономным и бюджетным учреждением действительно значительны и касаются многих сфер деятельности: управления, финансирования, бухгалтерского и налогового учета, отчетности и ответственности.

Закон устанавливает, что автономное учреждение создается на базе имущества собственника и распоряжается им на праве оперативного управления.

Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное или частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя. В сфере образования это государственный или муниципальный заказ, который финансируется из соответствующего бюджета. В рамках основной деятельности учебные заведения могут оказывать услуги и сверх заданных объемов.

При переходе на новую организационно-правовую форму хозяйственная, экономическая и финансовая деятельность учебного заведения расширяются. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых оно создано. Тем самым решается другая проблема: уменьшаются расходы учредителя.

Контролирует автономную деятельность наблюдательный совет, куда входят представители учредителя, иных государственных (муниципальных) органов власти, общественности, трудового коллектива.

Закон требует публичной отчетности автономного учреждения. Правила опубликования отчетов о его деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества появились несколько позднее – были утверждены Постановлением Правительства РФ 18 октября 2007 года.

Из сказанного видно, что новая организационно-правовая форма расширяет хозяйственно-экономическую и финансовую самостоятельность учебных заведений и делает управление ими более мобильным. Но, несмотря на столь очевидные плюсы, ее внедрение в практику оказалось связанным с определенными рисками. Главными из них аналитики считают:

  • конкуренцию автономных учреждений с иными организациями, оказывающими услуги в социальной сфере;
  • платежеспособный спрос населения на услуги;
  • возможность сокращения государственных заданий.

Тем не менее, процесс перехода образовательных учреждений в новый статус распространился по всей России. В конце 2008 года Министерство образования и науки РФ организовало расширенный мониторинг перевода образовательных учреждений в форму автономных. Информация поступила от 40 субъектов Российской Федерации, что составляет 46 процентов от общего числа. Это дает некоторое представление о том, сколько автономных учреждений появится в нашей стране к концу 2012 года и какого типа они будут.

Как видно из таблицы, в основном, в новую форму переведены дошкольные учреждения (68,2 процента) и учреждения дополнительного образования детей (15,2 процента). Эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Но к концу прогнозного периода активизируется переход в автономные общеобразовательные учреждения (35,7 процента). Вузы этот процесс практически не затронет.

Мониторинг показал, что к 2012 году в 40 регионах России появится 2271 автономное образовательное учреждение. Наиболее активно процесс перехода на новую организационно-правовую форму будет осуществляться в Новгородской Калининградской (367) и Тюменской (425) областях, Республике Карелия и Санкт-Петербурге. Большинство регионов предполагает проводить эту работу на уровне муниципальных образований (78 процентов).

В министерстве отметили, что в значительной степени переход к самостоятельной деятельности замедляется из-за недостаточной разработанности нормативно-правовой и методической базы.

Что касается практической деятельности автономных учреждений, этой теме посвящены несколько статей, опубликованных в номере.


ВОПРОС - ОТВЕТ

– Как повлияет перевод в автономные учреждения на содержание образовательных программ?

– Содержание программ менее всего зависит от типа учреждения, поскольку регулируется государственным образовательным стандартом, который задает требования к образованию. Независимо от того, бюджетное это учреждение или автономное, контент содержания программ остается одинаковым. Другое дело, что при утверждении программы развития учебного заведения возможно освоение новых программ обучения.

– Каким образом планируется проводить оценку качества образования?

– Подтверждением качества услуги будет лицензия, государственная аккредитация, а также система показателей, которая будет внедряться в 2009 году.

– Устанавливается ли учредителем задание на платные услуги?

– Государственное задание устанавливается только на образовательные услуги с бюджетным финансированием. На платные образовательные услуги учредитель задание не устанавливает.

– Если отчёт о выполнении государственного задания оказался меньше планового, приведет ли это к уменьшению финансирования автономного учреждения?

– Конечно. Если, например, автономному учреждению надо обучить 1000 студентов, а обучены 800, то получается, что объём, указанный в задании, не выполнен, и при расчёте автономное учреждение будет вынуждено вернуть часть субсидии, выделенной на выполнение задания.

– Входят ли в субсидию на содержание имущества расходы, связанные с проведением текущего ремонта, капитального ремонта?

– Входят, как и все коммунальные услуги.

– Существует имущество, связанное с учёбой, но еще есть и общежития. Студент оплачивает только 5 процентов проживания в общежитии. Будет ли отдельно дотироваться этот вид жилья?

– Содержание недвижимого имущества должно финансироваться из бюджета. После согласования списка недвижимого и ценного движимого имущества с Росимуществом должны рассчитываться расходы на содержание всего этого и выплачиваться суммы из соответствующего бюджета. Государственное имущество будет содержаться, как и обслуживающий персонал, сотрудники. Они, конечно, находятся в зоне риска, придётся их содержание как-то компенсировать за счёт платных услуг.

– В условиях, когда нормативная база недоработана, целесообразно ли сейчас вузам переходить в автономные? Если да, то с какими показателями?

– Для перехода почти вся база сложилась. Недоработана лишь база для функционирования автономных учреждений. Переход оценивается примерно в год. Самая большая проблема –
оформление правоустанавливающих документов на имущество и землю. Необходимо помнить, что изменился порядок внесения имущества в федеральный реестр недвижимости.

В первую очередь, в автономные рекомендуется переходить тем вузам, которые имеют пусть и небольшой, но достаточно стабильный доход от оказания образовательных услуг: например, связанный с повышением квалификации. Здесь вузы различного направления находятся в равной ситуации, потому что повышение квалификации нужно всякому работодателю. Постоянный доход может приносить выполнение научно-исследовательских работ. Это либо средства различных целевых программ, либо средства конкретных предприятий, которые заказывают проведение научных исследований. Третий, возможный в некоторых случаях источник, – аренда. В общем, если есть стабильный доход от этих трёх направлений, можно думать, как лучше поступить. Если для вашей организации переход в новую организационно-правовую форму более выгоден, то лучше всего начать сейчас, когда работает программа поддержки таких инициатив.

– В чем заключаются основные риски при переходе в автономные учреждения?

– Первый риск – ответственность по своим обязательствам перед внешними кредиторами. Можно в какой-то момент просто остаться без зарплаты, потому что все деньги на счетах заберут в счёт погашения долга. Но, с другой стороны, попасть в ситуацию, когда нечем платить зарплату, – это надо постараться.

Второй риск это выбор кредитного учреждения, которое окажется либо недобросовестным, либо банкротом. В условиях кризиса это особенно страшно. Но, во-первых, есть система страхования вкладов, она развита и работает. Во-вторых, размещая деньги в банке, можно депонировать средства, то есть получать дополнительный доход, тем самым спасая себя от инфляции, или из этой разницы погашать страхование.

Ещё один вид риска – гибель имущества. Выходом опять же будет страхование. Кроме того, вы можете вкладывать средства в уставные фонды других организаций, то есть получать дополнительный доход от создания малых предприятий, которые будут заниматься обкаткой новых, полученных в результате научно-исследовательских работ технологий перед запуском их в производство.


По материалам электронных сайтов (Сайт органа рабочей группы Рособразования по переводу образовательных учреждений в автономные и au.edu.ru)

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Особенности нижегородского профессионального образования
Инклюзия в российском обществе
Аккредитация: доверять или проверять?
Автономное учреждение: плюсы и минусы
Новый виток развития регионального образования
Автономные учреждения в Набережных Челнах
Год учителя. Итоги
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Автономия Сибирского федерального университета
Казань – центр образования и науки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ