Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Баланс между рынком труда и системой образования

Беседа с директором агентства «Бизнес и кадры» города Челябинска, Людмилой Соколовой о ситуации на рынке труда области, тенденциях и проблемах, а также о необходимости взаимодействия между всеми участниками рынка труда: учебными заведениями, службами занятости, работодателями.

Просмотров: 1691

Слышать друг друга

Только так можно найти баланс между рынком труда и системой образования

СОКОЛОВА Людмила Борисовна – директор ЗАО «Агентство «Бизнес и Кадры» города Челябинска

Челябинская область входит в число наиболее промышленно значимых субъектов РФ. Индустриальныйхарактерпредполагает развитие мощного передового кадрового и научного потенциала. В структуре производства региона доля инновационной продукции превышает общероссийский уровень: 9 процентов против 5 по России. Тем не менее, правительством области в этом году был определен ориентир в 10,5-11 процентов. По мнению губернатора, достижение этой планки – «задача владельцев предприятий, бизнеса, вузовской науки, научно-исследовательских коллективов», несмотря на коррективы, внесенные мировым экономическим кризисом.

Анализирует ситуацию, сложившуюся на рынке труда области, директор агентства «Бизнес и Кадры» – одного из ведущих операторов рынка рекрутмента Южного Урала.

– Людмила Борисовна, безусловно, финансовый кризис вносит свои коррективы в ситуацию на рынке труда. Какова ваша экспертная оценка по этому поводу?

– Ситуация на рынке труда почти полгода является одной из самых обсуждаемых тем на Южном Урале. Поводом послужили массовые сокращения, начавшиеся в банковском сегменте, затем, по цепочке, в строительстве, промышленности и сопутствующих видах бизнеса.

Заморожена большая часть инвестиционных проектов, упали объемы производства, потребительский спрос существенно снизился, и, как следствие, последовала незамедлительная реакция рынка труда: количество новых рабочих мест резко сократилось практически во всех секторах экономики. В поисках работы находятся как специалисты стартового уровня, так и профессионалы, которые были высокодефицитны до осени 2008 года: квалифицированный инженерно-технический персонал, строители различных категорий от рабочих до управленцев.

Без работы оказались HR-менеджеры средних по численности предприятий, функции зачастую заключались в сопровождении роста предприятий, то есть поиске и подборе персонала; специалисты по маркетингу и рекламе, поскольку предприятия сократили до необходимого минимума маркетинговые и рекламные бюджеты.

Работающий персонал вынужден «затягивать пояса» туже: у кого-то меняется монетарная система мотивации (сокращаются бонусы, премии, пересматривается в сторону уменьшения размер окладной части зарплаты), кого-то перевели на сокращенный рабочий график, а кто-то находится в ожидании выплаты задержанной заработной платы.

Умеренный спрос сохранился на менеджеров по продажам: профессионалы в этой области востребованы уже более десяти лет, талантливые «сейлзы» и сегодня выбирают сами компанию, для которой будут скорее уже сохранять, а не увеличивать долю контролируемого рынка.

Есть потребность в квалифицированных бухгалтерах: далеко не все компании готовы отдать функцию бухгалтерского обслуживания на аутсорсинг.

Появляющиеся управленческие вакансии привлекают внимание широкого потока соискателей, включая тех, кто не отвечает представлениям работодателя. Компании-работодатели в новых условиях предпочитают приглашать соискателей, максимально соответствующих отраслевому формату, с соответствующими функциональными обязанностями.

В общем и целом ситуацию на рынке труда можно назвать «выжидательной»: предприятия оптимизировали численность персонала, дальнейшие сокращения могут привести к потере компетенций, необходимых для функционирования предприятия, а сокращенный персонал не стремится занять неквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места, надеясь на изменение ситуации.

– Ваше агентство принимает активное участие в социальных проектах города Челябинска. Исходя из опыта работы, расскажите, какие формы сотрудничества между бизнесом, вузами и ссузами наиболее эффективны в современных условиях?

Наличие и доступность для абитуриентов и их родителей объективной информации о спросе/предложении/востребованности/прогнозе на рынке труда (в идеале – по отраслям экономики) могли бы существенно помочь не только им, но и учебным заведениям.

– Задача формирования прямых результативных коммуникаций между системой образования и бизнесом является одной из самых сложных, особенно в нынешних экономических условиях. Выпускники вузов и ссузов неконкурентоспособны на рынке труда в силу отсутствия необходимого предприятиям опыта, их необходимо «доращивать» до соответствующих компетенций, а это дополнительные затраты, которые предприятия не могут себе позволить сегодня.

Думаю, что, как только появится уверенность бизнеса в завтрашнем дне, выпускники опять попадут в поле зрения работодателей. При этом одной из лучших форм сотрудничества будет являться уже зарекомендовавшая себя – приглашение на практику/стажировку студентов, начиная со второго-третьего курсов, с последующим трудоустройством по факту получения диплома. Такое взаимодействие, конечно, более интересно крупным предприятиям.

Малый и средний бизнес смогут донести свои предложения выпускникам через специализированные информационные источники. Например, в Челябинске при поддержке Челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС» создан Интернет-ресурс www.start-capital. ru, задачей которого является информирование молодежи о существующих возможностях на рынке труда. Ярмарки вакансий при правильной их организации тоже приносят хороший результат.

– На сегодняшний день главной проблемой при трудоустройстве молодых специалистов Челябинской области, судя по материалам пресс-конференции в аналитикоэкспертной студии CHELSI.RU, является их «перепроизводство». Отмечалось, что «сейчас 5 процентов от выпуска вуза обращается в службу занятости, по ссузам цифра достигает 20 процентов». Как вы прокомментируете эту ситуацию? Каковы, по-вашему, пути выхода из нее?

– Цифры, скорее всего, уже выше, и они будут расти в силу перечисленных выше факторов. Относительно «перепроизводства» выпускников: действительно, довольно большое их количество и раньше не могло найти работу по специальности, соответствующей полученной в учебном заведении. Основная причина заключается в отсутствии баланса между рынками труда и образования. Учебные заведения, не получая своевременного «заказа» от предприятий, готовят специалистов на основании конъюктурного спроса со стороны абитуриентов. Абитуриенты и их родители принимают решение о получении образования, исходя из существующих социальных стереотипов. Предприятия же – а, в первую очередь, речь идет о крупных – сравнительно недавно смогли начать прогнозирование будущих кадровых потребностей, учитывая качественные показатели в отношении компетенций персонала. Прогнозы чаще касаются инженерно-технических специальностей.

По поводу выпускников ссузов: им приходится конкурировать на рынке труда с выпускниками вузов даже на тех рабочих местах, где нет необходимости наличия диплома о высшем образовании. Работодатели предпочитают приглашать сотрудников с законченным высшим образованием, резонно предполагая, что общий уровень развития личности более высок. Чаще всего это касается административных и обслуживающих основной производственный процесс позиций. Особенно сложно приходится выпускникам ссузов, получивших гуманитарное (экономическое, юридическое) образование, – таких специалистов готовят и вузы.

Наличие и доступность для абитуриентов и их родителей объективной информации о спросе/предложении/востребованности/прогнозе на рынке труда (в идеале – по отраслям экономики) могли бы существенно помочь не только им, но и учебным заведениям.

– Безусловно, если брать ситуацию в целом, то рынок труда ощущает своеобразный структурный «голод», когда перепроизводство кадров на одних направлениях сочетается с острой нехваткой их на других. Как вы считаете, на каком уровне и что нужно предпринять, чтобы изменить существующий «перекос»?

Задача формирования прямых результативных коммуникаций между системой образования и бизнесом является одной из самых сложных, особенно в нынешних экономических условиях.

– В Челябинской области уже более двух лет ведется работа по созданию системы содействия трудоустройству выпускников. Задействованы Минобразования, вузы, ссузы, служба занятости, объединение работодателей, рекрутинговые агентства. В процессе совместной работы стороны, как минимум, научились не только формулировать собственные проблемы, но и слышать других участников рынка, чтобы сообща искать решения.

В большинстве учебных заведений Челябинской области созданы и уже работают центры содействия трудоустройству выпускников, которые отслеживают и карьерный путь своих питомцев. Системная работа в этом направлении позволит получить первичную информацию о состоянии спроса на ту или иную специальность.

Готовых рецептов пока нет – рынок меняется очень быстро: появляются новые рыночные профессии, другие столь же быстро уходят в небытие. Поэтому сегодня способность к переключению на другой вид деятельности особенно необходима соискателям. Речь идет не только и не столько об усвоении системы знаний в рамках обучения, а о развитии навыков и способностей: конгруэнтной коммуникации, самообучении, адаптивности – способности действовать не реактивно, а проактивно, а также культивации ответственного отношения к деятельности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Профессиональное образование и занятость молодежи
СМК как основа перемен
Доброжелательность как стиль воспитания педагогов
НПО «Сатурн»: выпускникам необходима адаптация
Трудоустройство выпускников: решение проблемы
Уральский вклад в развитие российского спорта
Содействие трудоустройству выпускников в Ставрополье
ЮУПИ: приоритет – качество образования
Зачем бизнес берет на себя функции вузов?
Обзор рынка труда Ставропольского края

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ