Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров

Предприятия высокотехнологического сектора экономики и военно-промышленного комплекса испытывают острую нехватку инженерно-технических кадров. Владикавказский технологический центр «Баспик» столкнулся с ней примерно десять лет назад.

Просмотров: 3352

Подготовка инженера: как «полуфабрикат» становится «продуктом»

Сослан Кубадиевич Кулов, генеральный директор ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик»

Сегодня наиболее остро проблему инженерных кадров ощущают предприятия высокотехнологичного сектора экономики и военно-промышленного комплекса. Владикавказский технологический центр «Баспик» столкнулся с ней примерно десять лет назад. За это время предприятие, представляющее инновационно-промышленный кластер наномикроэлектроники в республике Северная Осетия-Алания, разработало действенные стратегии для решения кадровых проблем, доказавшие свою эффективность.

Возрождение отрасли

Комплекс электронных и приборостроительных предприятий союзного подчинения, созданный на территории Северной Осетии в эпоху СССР, был наиболее мощным и представительным среди других регионов Северного Кавказа. Динамично развиваясь, он к началу 90-х годов играл ведущую роль в экономике республики. В 1991 году на приборостроительных предприятиях работало более 30 тыс. человек, а производимая продукция составляла около 25% от общего объема промышленного производства в Северной Осетии. При этих предприятиях, как правило, действовали особые конструкторские и специальные конструкторско-технологические бюро. Они выполняли задачи по внедрению принципиально новой техники, разрабатываемой «головными» институтами отрасли, модернизации серийно-выпускаемой продукции, разработке и внедрению товаров народного применения, совершенствованию техники, технологии и организации производства.

Развитая инфраструктура специализированной подготовки кадров в регионе включала Северо-Кавказский горнометаллургический институт (СКГМИ), Северо-Осетинский государственный университет, техникум электронных приборов и профессионально-технические училища. Ликвидация планового хозяйства, разрушение экономических связей и управленческой вертикали при распаде СССР привели к системной дезорганизации и стагнации электронных и приборостроительных предприятий. Они сохранили лишь незначительные остатки прежнего научно-технологического, кадрового и производственного потенциала. Деградация производительных сил отразилась на системе подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования в республике, которая оказалась в стагнации, потеряв ориентиры, поддержку и заказы.

Вместе с тем переход к рыночной экономике способствовал активизации процессов, направленных на воссоздание передовой отрасли на территории Республики Северная Осетия-Алания. Развитие нового научно-инновационного предприятия – ВТЦ «Баспик» с его научным, технологическим, кадровым, организационным и рыночным потенциалом сделало возможным воссоздание электронного комплекса республики. Сегодня ВТЦ «Баспик» – российский и мировой лидер в области научных исследований, разработок и производстве высокотехнологичной продукции микроэлектроники – микроканальных пластин для техники ночного видения, общенаучного и промышленного применения.

Кадры для высоких технологий

В июле 2010 года Правительство РСО-Алания приняло республиканскую целевую программу «Развитие фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий («Старт-1») на 2010-1014 годы, которая станет первым этапом долгосрочной стратегии развития на территории республики инновационно-промышленного кластера наномикроэлектроники и создания базовых условий для перехода к инновационному типу развития экономики. Предполагается, что реализация программы «Старт-1» приведет в 2015 году к увеличению выпуска высокотехнологичной продукции до уровня 4-5 млрд руб., созданию до 2,5-3,5 тысяч рабочих мест при средней зарплате 30 тысяч рублей. Для ускоренной коммерциализации научных достижений важнейшее значение придается созданию инновационной сетевой структуры – технопарка.

На втором этапе, к 2020 году, вокруг технопарка будет сформирован индустриальный парк, т.е. инновационнопромышленный кластер наномикроэлектроники с числом рабочих мест не менее 20 тысяч, объемом реализации продукции не менее 20 млрд руб.

Несомненно, при реализации этой стратегии наиболее проблемными становятся кадровые вопросы, прежде всего, связанные с проблемой инженерного обеспечения научнотехнологических и инновационных процессов разработки, ускоренного внедрения и эффективного промышленного воспроизводства новейших фотоэлектронных нано-микротехнологий двойного применения.

Как известно, кадровая проблема сегодня наиболее остро ощущается именно в высокотехнологичном секторе экономики, на предприятиях военно-промышленного комплекса. Во-первых, уровень профессиональной компетенции молодых специалистов – выпускников российских вузов не соответствует требованиям инновационного высокотехнологичного сектора. Во-вторых, работать на многих предприятиях российского ВПК сегодня не престижно из-за низкой зарплаты, «слабого» социального пакета, отсталой технической базы, устаревшей организации управления, проблем карьерного роста и т.п. Данные свидетельствуют о том, что более половины молодых специалистов в течение двух лет после окончания вуза меняют базовую специализацию.

Мы – команда

С такими проблемами ВТЦ «Баспик» начал сталкиваться примерно десять лет назад. Действительно, поступающие к нам молодые специалисты не обладали даже базовыми компетенциями, представляя собой типичный «полуфабрикат». Также у нас существовали реальные трудности с закреплением специалистов на предприятии. Но сегодня можно сказать, что если проблемы и остались, то существенно потеряли для нашей компании свою остроту. С полным основанием мы можем сказать, что эти задачи можно решать эффективно.

Система комплектования, обучения и продвижения персонала в ВТЦ «Баспик» основывается на корпоративной культуре, передовом менеджменте, материальном и моральном стимулировании, тотальном и непрерывном обучении, искоренении бюрократизма, делегировании, самоуправлении, командных формах решения проблем, поддержке творчества, инициативы и инноваций, наставничестве, а также социальной политике, акцентированной на поддержку и помощь нуждающимся.

Миссия нашего предприятия формулируется так: «Делаем наилучшую продукцию. Строим лучшую жизнь». Общественная роль компании и ее место в экономике гармонично сопрягаются с непрерывным развитием персонала – материальным, социальным, культурным и духовным. Девиз ВТЦ «Баспик»: «Персонал – не только важнейший ресурс, но – важнейшая цель». И на многочисленных жизненных примерах наши сотрудники убеждаются в том, что это не красивые слова, а твердая корпоративная позиция.

Чтобы достичь успеха, сотрудников необходимо убедить в важности их работы. Поэтому мы очень серьезно относимся к корпоративной идеологии, основанной на гармонизации личных и общественных интересов, воспитании уважения к общему делу и компании, взаимоуважении и взаимоподдержке. Это, прежде всего, воспитывает в сотрудниках ответственность и делает ненужными обычные процедуры контроля.

Случаи нарушения трудовой дисциплины практически отсутствуют, как и наказания за проступки. Участие и доброжелательность – приветствуются. Ошибки в работе – повод для роста, а не для репрессий. Если что-то не сделал, значит, не очень хотел. Такой подход расковывает людей, делает их независимыми и инициативными. У нас нет сотрудников, болтающихся в рабочее время без дела – все озадачены. Эту особенность неизменно подчеркивают все, кто впервые оказался в нашей организации.

Когда-то я провел исследование бюрократических извращений, имевших место в ВТЦ «Баспик», и пришел к выводу, что главным бюрократом в компании являюсь сам – первый руководитель, строящий всю систему управления. После этого стиль и методы менеджмента были изменены коренным образом, а типичные процедуры и уловки бюрократизма (длительные и бесплодные совещания, многочисленные согласования, тотальная система контроля, безответственность, подковерные интриги и т.п.) были уничтожены.

Были также ликвидированы целые подразделения, которые, по существу, только создавали потоки бумаг, но ничего не решали. Вместо этого мы начали все шире практиковать командные методы решения проблемных вопросов, основанные на системно-процессном и проектном подходах. Это, прежде всего, кружки качества в первичных трудовых коллективах, а также проблемные команды качества из числа ученых и инженеров.

Инженер и ученый

ВТЦ «Баспик» – инновационное научно-технологическое предприятие. Мы должны не только выпускать продукцию мирового уровня качества, но и постоянно ее совершенствовать, вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Поэтому изначально нам было важно обеспечить в компании смычку науки с производством на всем протяжении инновационного цикла. Как известно, эту проблему безуспешно пытались решить на разных уровнях в эпоху позднего СССР. У нас на предприятии мы с ней справились.

Наши ученые (со степенями и званиями) и аспиранты наряду со своими научно-исследовательскими задачами осуществляют при необходимости и производственные функции, поскольку они постоянно курируют те или иные направления производства. Каждый производственный участок имеет своего научного куратора, который обязан выявлять и решать научными методами проблемные технологические задачи. Ушел мастер участка в отпуск, на его место автоматически встает научный куратор. С другой стороны, каждый мастер лично и с коллегами в течение года выполняет до десятка первоклассных научных работ, с которыми выступают в печати и на различных конференциях.

Фактически наш мастер – это инженер-ученый, а научный куратор – ученый-инженер. Чем занимается ученый? Открытием еще неизвестных человеку, но объективно существующих в мире закономерностей. Что делает инженер? Создает новую действительность, новые изделия, технологии, артефакты. Кто из них выше «по рангу»? Оба важны, так как применяют в своей деятельности научные методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абдукцию, сравнение, абстрагирование, классификацию и т.д. Вот таких специалистов за несколько лет мы научились готовить из поступающей к нам вузовской молодежи.

ВТЦ «Баспик» не один год обучает персонал в ходе лекций, практики и научных семинаров, которые введены в регламент рабочего дня. Мы создали и оборудовали для этих целей специальный класс, а в научно-технической библиотеке собрали уникальный спецфонд периодики и литературы по нашему направлению деятельности. В компании работает система научно-технической информации, созданы необходимые учебные пособия. Каждый специалист изучает статистические методы, без которых инженер не имеет возможность решать задачи на производстве, а разработчик – задачи при создании и доводке изделий. Все ведущие специалисты компании прошли учебные курсы: «Системный подход», «Процессный подход», «Причинный анализ», «Логика и основы аргументации», «Методология научного исследования», «Бизнес-планирование инноваций», а также специальные курсы, посвященные приборам, материалам и технологиям, которые используются в нашем производстве.

Большое значение придается обучению специалистов современным системам и методам менеджмента качества, в том числе, на основе международных стандартов ИСО, японской системе 5s (в СССР это называли НОТ на рабочем месте), шесть «сигма», «бережливое производство», «тотальное управление качеством», «нуль дефектов» и пр. За прошедшие годы ВТЦ «Баспик» изучил все эти системы, и лучшие, по нашему мнению, наработки мы внедрили в компании.

Излишне говорить о том, что все эти дисциплины и курсы сегодня, к сожалению, не преподаются студентам российских технических вузов во время обучения и мало известны самим преподавателям. Однако они очень необходимы для формирования компетентного специалиста в высокотехнологичных отраслях экономики. С этой целью мы также много времени уделяем освоению известных методик творческого решения проблем. Опыт показывает, что подавляющее большинство наших специалистов хорошо усваивает материал, и это существенно отражается на эффективности их работы.

Увлечь студента!

Наше предприятие располагается на территории Северо-Кавказского горнометаллургического института (Государственного технологического университета) и тесно связано с его факультетом электронной техники. Мы, старшее поколение, в свое время создавали кафедры этого факультета и возглавляли их, а значительная часть работников ВТЦ «Баспик» – его выпускники.

В вузе в течение ряда лет действует система целевой подготовки специалистов для компании, которая показала свою высокую эффективность. Мы присматриваемся и привлекаем к работе в наших лабораториях студентов, начиная со 2-3 курса. Они с увлечением работают по конкретной тематике на современном оборудовании под руководством индивидуальных наставников, которыми являются наши аспиранты, старшие и ведущие научные сотрудники, начальники лабораторий.

Опыт показывает, что молодые люди, если их действительно увлечь, легко осваивают методологические премудрости проведения экспериментов, анализа научных результатов, оформления научных отчетов. Студентов мы оформляем на часть инженерной ставки, некоторых на полную ставку, и они получают достаточно весомый заработок, достигающий 15-19 тысяч рублей в месяц. Молодые специалисты и студенты активно участвуют в жизни компании – в спортивных состязаниях, организации корпоративных вечеров, походах, различных общественных акциях. Это представляется нам весьма полезным для адаптации молодого специалиста в коллективе.

Но самое главное в том, что уже на стадии защиты дипломного проекта мы имеем вполне сформировавшегося инженера, знающего свою работу и увлеченного ею. Именно на этой основе решается проблема «полуфабриката»: мы его превращаем в «продукт» еще на стадии обучения в вузе благодаря целевой подготовке и формированию мотивации к овладению профессией.

Такие мероприятия в комплексе позволяют готовить и воспитывать современных специалистов, способных решать самые сложные задачи в области высоких нано-микротехнологий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Обзор рынка труда Северного Кавказа
Проблемы инженерно-технического образования
Экспресс-форум: мнение работодателя
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Социальный «аванс» для молодых специалистов
Обновления образовательной системы Северной Осетии-Алании
Северная Осетия-Алания. Региональный обзор
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования
Владикавказский педагогический колледж - реформы в действии
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ