Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Болонский процесс. Промежуточный итог

Министры, ответственные за высшее образование, официально заявили о создании Европейского пространства высшего образования. Таким образом, амбициознная цель построения глобально конкурентоспособного и привлекательного европейского высшего образования (в т.ч. и для студентов неевропейских стран), заявленная в Болонской декларации в 1999 году, достигнута, ну или «достигнута в основном».

26.04.2010
Просмотров: 3369

Болонский процесс: Европа подводит итоги. А Россия?..

Галина МОТОВА, доктор педагогических наук, главный редактор журнала «АО»

«Мы строили, строили и вот построили», – примерно так звучит основной тезис Декларации о Европейском пространстве высшего образования, принятой министрами 47 стран-участниц Болонского процесса1 на юбилейной встрече 11 марта 2010 года в Будапеште (Венгрия) и Заявления участников болонского политического форума 12 марта в Вене (Австрия). Министры, ответственные за высшее образование, официально заявили о создании Европейского пространства высшего образования. Таким образом, амбициознная цель построения глобально конкурентоспособного и привлекательного европейского высшего образования (в т.ч. и для студентов неевропейских стран), заявленная в Болонской декларации в 1999 году, достигнута, ну или «достигнута в основном».

И действительно, нельзя отрицать, что Болонский процесс «являет собой беспрецедентный пример регионального и трансграничного сотрудничества в сфере высшего образования», укрепляет партнерские отношения академического сообщества, государственных органов управления, ассоциаций вузов, студентов и представителей бизнеса. Нельзя отрицать и тот факт, что он привлек пристальное внимание со стороны мировых и региональных объединений в сфере высшего образования других частей света.

Вместе с тем, министры признали, что далеко не все задачи Болонского процесса решены в полном объеме, что часть инициатив привела к негативным проявлениям со стороны студентов и преподавателей, хотя и, зачастую, незаслуженно. Следовательно, необходимо повышать осведомленность всех участников процесса о его необходимости и пользе, ввести корректировки для дальнейших действий, продолжить объединение усилий всех действующих лиц в реализации задач следующего десятилетия.

Среди главных приоритетов дальнейшего плана действий были названы сохранение академических свобод, автономности и ответственности высших учебных заведений, создание благоприятных условий для преподавателей и студентов, обеспечение равных возможностей для получения качественного образования, подтверждение общественной значимости и государственных обязательств в области высшего образования.

На юбилейной встрече министров образования прозвучали отчеты всех основных игроков – европейских структур управления и ассоциаций (ассоциации университетов, ассоциации учреждений высшего образования, ассоциации агентств гарантии качества высшего образования, ассоциации студентов). Были представлены результаты социологических и аналитических исследований влияния Болонского процесса на трансформацию и развитие высшего образования в Европе.

Наибольший интерес представляет исследование Центра по изучению политики высшего образования CHEPS Университета Твенте (Нидерланды) «Независимая оценка Болонского процесса. Первая декада деятельности европейского пространства высшего образования». Это детальное исследование дает широкое представление о развитии реформ в национальных системах высшего образования Европы по направлениям, заявленным Болонскими соглашениями: реформы в структуре и содержании образовательного процесса, введение новых квалификационных структур, проблемы признания степеней и квалификаций, мобильность студентов и преподавателей, а также их участие в управлении и оценке образовательного процесса. И, конечно, достижения и проблемы в сфере гарантии качества высшего образования.

Главными достижениями десятилетия авторы исследования (и все без исключения участники встречи) считают разработку и введение в практику «Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве» (2005г.) и создание Европейского реестра агентств гарантии качества (2008г.). Болонской декларацией была поставлена задача разработки сравнимых критериев и методологий (1999г.), Берлинским коммюнике – установление согласованных стандартов, процедур и рекомендаций для гарантии качества (2003г.), в Бергене в 2005 году министры утвердили Европейские стандарты и рекомендации.

Исследование свидетельствует, что большинство стран ввели системы гарантии качества в различных формах в 80-е – 90е годы прошлого века с учетом национальных потребностей. В Центральной и Восточной Европе были введены процедуры аккредитации для поддержки процессов трансформации систем высшего образования, связанных с увеличением их объема, изменением образовательных программ и появлением частного сектора в образовании. В Западной Европе увеличение объемов образования и ограничение государственного финансирования стимулировали создание новых механизмов управления, включающих внутреннюю и внешнюю гарантию качества, но без аккредитации. Попытки выхода на международные стандарты и международные системы сравнения качества образования были характерны для малых стран и стран постсоциалистического лагеря.

К настоящему времени все 47 стран свидетельствуют о введении процедур внутривузовской и внешней гарантии качества. Для многих стран именно Болонская декларация стала причиной модернизации национальных систем гарантии качества или же введения таковых. Так в Германии, Нидерландах, Испании системы оценивания трансформировались в аккредитацию. Однако результаты проведенного исследования показывают, что процедура аккредитации на практике все больше рассматривается как контроль качества и подотчетность, и все меньше как механизм повышения качества. И наоборот, становится очевидным: в странах с жестким контролем качества, господствующем некоторое время до Болонского процесса (Великобритания, Ирландия) вводится новый подход («легкое касание») по оценке эффективности внутривузовской системы гарантии качества. Такой подход оправдан еще и тем, что программная аккредитация (т.е. аккредитация каждой отдельной программы), принятая на вооружение в большинстве европейских стран – довольно затратная процедура, как свидетельствует практика. Тенденцией последних лет является все большее внимание и постепенный переход агентств гарантии качества на так называемую «системную аккредитацию» (аккредитацию профиля, факультета, института), например, в Германии, и институциональную аккредитацию, например, в Нидерландах.

Особое внимание в Болонском процессе на всех уровнях и направлениях деятельности уделяется участию студентов. Что касается участия студентов в оценке качества образования, их роль часто сводится к наблюдению за процессом, нежели к реальному участию в составе экспертных комиссий. Такая ситуация характерна для одной трети стран-участниц процесса. Важным фактором доверия к качеству высшего образования является приглашение в состав комиссий зарубежных экспертов. Для 20-ти стран сегодня это требование является нормой. 7 стран, включая Великобританию, этого не делают.

Анализируя введение внутривузовских систем гарантии качества в соответствии с Европейскими стандартами и рекомендациями, авторы исследования подчеркивают недостаточное внимание к двум стандартам: оценка студентов и квалификация преподавателей. Политика качества в отношении оценки студентов должна включать объективные механизмы оценивания, такие, например, как тестирование, позволяющие сравнивать достижения и проводить мониторинг успеваемости. В отношении преподавателей требование к «квалификации» и «компетентности» не одно и то же. Квалификация чаще всего оценивается по проценту преподавателей, имеющих степени магистра и доктора (Ph.D), и в условиях массового высшего образования это понятие сводится только к квалификации преподавателя. Компетентность преподавателя свидетельствует о нем как об исследователе, а это принципиально для интеграции образования, науки и инноваций.

Таким образом, Болонский процесс и Европейские стандарты и рекомендации (ESG) оказали (и оказывают) большое влияние на национальные системы гарантии качества. Хотя необходимо отметить, в странах Западной Европы они воспринимаются больше как рекомендации, а в странах Восточной Европы – как стандарты.

Но именно этот документ, разработанный Европейской ассоциацией агентств гарантии качества в высшем образовании ENQA, послужил основанием для широкого введения процедур аккредитации в Европе, начиная с 2005 года, и активного участия агентств в международном сотрудничестве.

К настоящему времени в составе членов ENQA представлено 25 стран (48 агентств) из 46, участвующих в Болонском процессе. Еще несколько агентств из 8 стран имеют ассоциированное членство. В соответствии с Европейскими стандартами агентства гарантии качества, также как и вузы, не реже одного раза в 5 лет должны пройти процедуру внутренней и внешней оценки. К настоящему времени только 32 агентства – члена ENQA из 17 стран успешно прошли процедуру внешней экспертизы. А из них чуть больше половины (17 агентств из 9 стран) включены в Европейский реестр агентств гарантии качества.

Приводя эту статистику на встрече министров, президент ENQA Аким Хопбах (Германия) подчеркнул, что Европейские стандарты и рекомендации «могут и должны применяться в различных национальных системах при условии уважения к многообразию европейского высшего образования, что является наследием и богатством Европы. Но это не означает, что нет необходимости в изменениях на национальном уровне. Напротив, известны случаи, когда существует большой разрыв между принятием ESG на европейском уровне и осуществлением необходимых мер по их реализации на национальном уровне, особенно когда это касается независимости агентств. Поэтому в некоторых странах требуется приложить больше усилий для того, чтобы укрепить агентства и обеспечить их независимость, что является одним из предпосылок и необходимых условий взаимного доверия».

Основными приоритетами в деятельности ENQA на следующее десятилетие остаются такие принципы:

  • высшие учебные заведения несут основную ответственность за качество высшего образования;
  • все формы и процедуры гарантии качества должны быть ориентированы на дальнейшее совершенствование качества образования;
  • многообразие подходов приветствуется, если применяются единые для всех принципы оценки и гарантии качества;
  • все участники образовательного процесса и особенно студенты участвуют в процедурах и работе органов гарантии качества;
  • агентства гарантии качества являются независимыми.

Сотрудничество в сфере гарантии качества имеет принципиальное значение для взаимного признания степеней, и, следовательно, играет решающую роль в обеспечении мобильности студентов. Однако, как показывает опыт десяти лет сотрудничества агентств в области гарантии качества, хотя и существует определенное сходство в подходах и методологии, оно не приведет, по причине национальных особенностей, к формированию унифицированной европейской системы гарантии качества. «Но это и не должно быть нашей целью, – отметил Аким Хопбах, – Мы не должны стремиться к выработке единообразных подходов, которые имеют тенденцию превращаться в смирительные рубашки и потому противоречат сути Болонского процесса. Вместо этого нам необходимо придерживаться позиции взаимного доверия, основанного на соблюдении единых для всех принципов».

Примеры обеспечения взаимного доверия были приведены в отчете о формировании Европейского реестра агентств гарантии качества, основное назначение которого – предоставить возможность выбора высшим учебным заведениям агентства для их оценки и широкого информирования общественности об агентствах, признанных на территории Европы.

Так, Министерство образования Австрии рекомендует вузам для институциональной оценки и аудита воспользоваться услугами агентств, включенными в Европейский реестр, но аккредитация программ происходит традиционно и, соответственно, аккредитационные решения выносятся Австрийским агентством гарантии качества.

Закон, рассматриваемый в настоящее время Парламентом Дании, вносит среди прочих положение о том, что образовательная программа может быть признана качественной, если оценена или аккредитована агентством, работающем в соответствии с европейскими стандартами и рекомендациями. Такое агентство может быть выбрано из числа тех, что представлены в Европейском реестре.

Аккредитационный совет Германии также в настоящее время пересматривает свой Порядок аккредитации, в который вносит предложение о том, что Совет может признать, учитывая определенные обстоятельства, аккредитационные решения зарубежных агентств, входящих в Европейский реестр.

Новый закон о высшем образовании государства Лихтенштейн предписывает введение оценки институционального менеджмента. Как маленькая страна Лихтенштейн не имеет и не предполагает иметь собственное агентство гарантии качества, и потому намерено предоставить право оценивания зарубежным агентствам, входящим в Реестр.

Закон о высшем образовании Румынии обязал национальное агентство гарантии качества войти в Реестр (что было сделано в октябре 2009 года), и предлагает высшим учебным заведениям сначала пройти аккредитацию на национальном уровне, затем они могут выбрать для регулярной внешней оценки любое агентство, входящее в Европейский реестр.

Россия вошла в число стран, имеющих полное членство в ENQA, с сентября 2009 года (с двумя серьезными замечаниями (см. «АО» №-№ 31-33, 2009)). Но по большинству показателей как в сфере гарантии качества (в т.ч. участие студентов, международное участие в оценке и т.д.), так и в других областях, имеет очень средние позиции.

Следующая встреча министров в рамках Болонского процесса состоится в апреле 2012 года в Бухаресте (Румыния). И к этой встрече каждая страна будет готовить отчет о выполнении взятых на себя обязательств.

Европейское образовательное пространство, по утверждению министров, построено. Только вот Россия в этом пространстве, и географически, и по сути – «на окраине» Европы.

1 На этой встрече министров к Болонскому процессу присоединился Казахстан. Редакция «АО» искренне поздравляет наших казахстанских коллег с этим знаковым событием в жизни страны и в развитии высшего образования республики. Еще не будучи официально в составе стран-участниц, Казахстан уже многое сделал в вопросах реализации болонских соглашений по формированию единого образовательного пространства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, галина мотова, болонский процесс, ао-38

Похожие материалы:
Аккредитация: доверять или проверять?
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Профессиональная роль куратора
Марк Агранович о состоянии российского образования
Есть ли шанс у российских университетов?
Есть ли шанс у российских университетов?
Региональные университеты в системе образования России
КузГТУ: кадры для угледобывающей промышленности
Кредитная система и академическая мобильность
Российская система государственной аккредитации: перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Из журнала
#88Образовательная экспансия на мировом рынке
#88Консерватория – часть музыкальной жизни России
#87Экспресс-форум: Развитие аграрного образования
#88Отвечая требованиям рынка труда
#86Конкурентные преимущества регионального вуза
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны