Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Британский рейтинг ведущих университетов мира

В предлагаемой статье авторы подробно анализируют критерии и методологию рейтингования на примере британского рейтинга QS-THES. В итоговый вариант рейтинга включается около 200 вузов мира.

Просмотров: 4860

И.А. Артюшина, директор НРА «РейтОР»

В.И. Кружалин, директор Института комплексных исследований образования МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор географических наук, профессор

В.А. Шутилин, руководитель проектов НРА «РейтОР»

Рейтинг специализированного приложения к газете «Times» (THES) составляется совместно с компанией «Quacquarelli Symonds» (QS), занимающейся консультированием в сфере образования. Для подсчета рейтингового значения используются стандартные процедуры. Однако существенные отличия наблюдаются в содержательной интерпретации рейтинга, перечне включаемых показателей и процедуре нормирования значений показателей.

Рейтинг QS-THES, прежде всего, предназначен для студентов. Но составители не забывают и о других его целевых аудиториях: «студенты должны быть подготовлены для поиска лучших образовательных программ за рубежом, фирмы заключают контракты на проведение исследований по всему миру, повышается академическая мобильность»1. Однако конкретной содержательной интерпретации рейтинга QS-THES в выпусках приложения составители не предлагают2.

Рейтинг QS-THES составляется на основе шести показателей (см. табл. 1). Первые два – Peer Review и Recruitment Review – подсчитываются в ходе опросов академических деятелей и профессиональных рекрутеров из разных стран.

По мнению самих составителей рейтингов, показатель Peer Review – «стандартный путь определения качества работы академических сотрудников вуза»3. Таким образом, интерпретация этого отдельно взятого показателя близка к общей содержательной интерпретации Шанхайского рейтинга: вузы рассматриваются, прежде всего, как организации, аккумулирующие академических деятелей и подчёркивающие уровень и качество исследовательской деятельности университетов.

Значения показателя подсчитываются на основе всемирного опроса академических деятелей (в 2008 году при составлении рейтинга учтены ответы более 6 тысяч респондентов). При ответе на вопрос анкеты опрашиваемым не разрешается называть тот вуз, который они представляют. Ответы респондентов хранятся в базе в течение трех лет. Это означает, что если респондент ответил на вопросы анкеты в 2006 году, то его ответы были использованы при составлении рейтингов 2006, 2007 и 2008 годов. Если респондент принял участие в опросах 2006 и 2007 годов, то используются результаты последнего опроса.

Для формирования выборочной совокупности академических деятелей используются базы «The World Scientific» (www.worldscientific.com) и «The International Book Information Service» (www.mardev.com). Опрос проводится с помощью электронной почты. Ответы респондентов взвешиваются с учетом пяти предметных областей и трех макрорегионов. Учитывая тот факт, что каждый респондент может назвать не более 30 вузов в 2008 году для подсчета значений показателя использовано более 100 тысяч ответов.

Показатель Recruitment Review отражает результаты образования с точки зрения его привязки к рынку труда. Респондентов, представляющих различные компании из разных стран, просят назвать те вузы, из которых они отбирают сотрудников. При этом используются аналогичные процедуры: on-line опрос и использование данных в течение трех лет. По словам составителей рейтинга, они стремятся к равномерному представлению ответов представителей компаний из трех макрорегионов.

Составители рейтинга «выражают надежду, что этот вопрос более или менее свидетельствует о качестве студентов, обучающихся в вузе, и отражает качество образовательного процесса»4. На наш взгляд, этот показатель теснейшим образом связан с полнотой удовлетворения потребностей работодателей, однако на него существенным образом влияет объем выборки. В частности, в 2008 году были использованы ответы около 2 тысяч респондентов.

«Рейтинг QS-THES уже в значительной степени сформирован как конечный продукт. Это не предполагает каких-либо существенных перестановок в ближайшие годы».

***

«Никаких официальных запросов на предоставление материалов для участия в рейтинге QS-THES российские вузы (включая МГУ) не получали».

***

«В ходе диалога-дискуссии в МГУ имени М.В. Ломоносова с авторами-составителями этого рейтинга не удалось установить источники и авторов информации по российским вузам».

Еще два показателя – International Students и International Faculty – связаны с интернационализацией высшего образования. Эти показатели обозначают степень включенности вузов в глобальную систему высшего образования, однако качество ответов представителей вузов на запросы составителей рейтинга и сопоставимость данных вызывают сомнение.

Важным показателем рейтинга QSTHES является Faculty/Students – число сотрудников вуза на одного студента. Сами составители рейтинга предполагают, что этот показатель отражает «возможное внимание, которое получит студент»5. Однако реальное внимание к студенту в вузе может серьезным образом отличаться. Для определения показателей подсчитывается число «полных ставок» студентов и преподавателей. Стоит отметить, что при сопоставлении этого показателя для вузов из разных стран составители рейтинга сталкиваются с большими сложностями: типы образовательных программ разительно отличаются друг от друга.

Последний показатель, включаемый в рейтинг QS-THES, связан с уже рассматриваемыми индексами цитируемости. Показатели этого типа учитываются и при составлении других глобальных рейтингов. Индекс цитируемости – индикатор исследовательской деятельности вузов, высокое значение которого означает, что сотрудники вуза за счет своих публикаций воздействуют на коллективную мысль научного сообщества и эти публикации вызывают повышенный интерес. Для подсчета индекса цитируемости определяется общее число ссылок на статьи сотрудников вуза за последние пять лет по базе данных «Scopus» (в 2008 году использована база от 23 июня) и число сотрудников вуза (число «полных ставок») для сопоставления вузов по размеру.

оказатели рейтинга QS-THES нормируются с использованием стандартной процедуры Z-агрегирования. Первоначально подсчитываются первичные значения показателя по всем вузам. Далее считаются значения показателя по всем вузам согласно процедуре Z-агрегирования (т.е. из первичного значения вычитается среднее арифметическое, и результат делится на среднеквадратическое отклонение). После этого по таблице стандартного нормального распределения происходит перевод из значений Z-нормирования в 100-балльную шкалу. Для получения итогового результата (рейтингового значения по вузу) составители рейтинга QS-THES используют аддитивную свертку, т.е. суммируют отдельные показатели с учетом их весовых коэффициентов.

Таким образом, итоговая формула подсчета рейтинга выглядит следующим образом:

Q = 0,4*PR + 0,1*ER + 0,05*IF + 0,05*IS+ 0,2*FS + 0,1*CF, где

Q – значение результирующего показателя (рейтинга) для j-того вуза;

PR – число упоминаний вуза академическим сообществом;

ER – число упоминаний вуза работодателями;

IF – доля иностранных сотрудников вуза;

IS – доля иностранных студентов вуза;

FS – соотношение числа студентов и сотрудников вуза;

CF – соотношение индекса цитируемости и числа сотрудников вуза.

В итоговый вариант рейтинга QSTHES включается около 200 вузов мира, в расширенную версию рейтинга включается более 500 вузов. В рейтинге QSTHES используется смешанная форма представления результатов: каждому вузу из числа первых 200 присваивается итоговое рейтинговое значение, а вузам, не входящим в число первых 200 (иногда их может быть больше, если результат вуза, стоящего на 200-м месте совпадает с результатом вузов, стоящих на 201-м и последующих местах), присваиваются только ранги без указания каких-либо количественных значений. В презентационный файл рейтинга включены следующие данные: ранг вуза, его ранг в предыдущем году, название вуза, страна, нормированные значения шести показателей и итоговое нормированное значение (рейтинг).

Сточки зрения распределения вузов рейтинга по регионам и странам, рейтинг QS-THES достаточно стабилен. Как и в других глобальных рейтингах, на ведущих позициях находятся американские вузы (см. табл. 2). Также достаточно широко представлены европейские вузы. В большом количестве присутствуют азиатские вузы и вузы Океании (преимущественно австралийские). Африканских вузов, как и в других рейтингах, не так много. (см. табл. 2).

Почти ничего не изменилось в рейтинге QS-THES относительно распределения лучших вузов по странам. Как показано в таблице 3, лучшие 500 вузов мира расположены в 51 стране.

Доминирующее положение в рейтинге занимают вузы США. Всего в Top 494 представлено 103 американских вуза. Для сравнения: в других глобальных рейтингах американских вузов значительно больше (например, в Webometrics – 189). Вузы США получили высокие значения практически по всем показателям. Особенно высокие значения наблюдаются по результатам опросов академических деятелей и представителей компаний, а также по индексу цитируемости. В США также достаточно велика доля иностранных студентов.

Вторую позицию в рейтинге удерживает Великобритания. Этому обстоятельству немало способствует тот факт, что сам рейтинг составляется в этой стране. В исходный список из почти 600 вузов в рейтинг QS-THES попадает больше вузов, чем в другие глобальные рейтинги. Поэтому неудивительно, что в Top 10 рейтинга находятся 4 британских вуза.

Всего в Top 494 рейтинга представлено 50 вузов Великобритании.

Сильны позиции университетов Австралии, Канады и Японии. При этом австралийских вузов в рейтинге более 20, что существенно больше Шанхайского рейтинга и Webometrics. Интересно, что в рейтинге QS-THES (Top 494) присутствуют вузы таких стран, которые не представлены в других глобальных рейтингах: Филиппины, Пакистан, Перу и другие. Этот факт означает, что составители специфическим образом подходят к подбору вузов для участия в рейтинге, который отличается от аналогичных подходов.

Не может радовать факт присутствия в Top 500 лишь четырех вузов из России – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, Новосибирского государственного университета и Томского государственного университета. Россия занимает в списке стран, представленных в рейтинге, условное 29-е место. По числу вузов, входящих в Top 494 рейтинга, Россия проигрывает Малайзии и Турции (см. табл. 3).

Достаточно интересным представляется сравнение результатов МГУ имени М.В. Ломоносова с другими вузами-национальными лидерами, занимающими в рейтинге QS-THES первые места среди вузов своих стран (см. табл. 4). Если сравнивать результаты российского флагмана, то у МГУ очень хорошие результаты по показателям опроса академических деятелей (PR) и опроса работодателей (ER). В то же время по всем другим показателям результаты довольно скромные (см. табл. 4).

Интересны результаты предметных рейтингов, региональных рейтингов и рейтингов по отдельным показателям, также публикуемые составителями.

Что касается предметных рейтингов, то по отдельным областям российские вузы показывают достаточно высокие результаты. Предметные рейтинги составлены на основе опросов академических деятелей. В частности, по гуманитарным наукам МГУ имени М.В. Ломоносова занимает 166-е место, а СПбГУ – 191-е. По наукам о жизни и биомедицине у МГУ опять место во второй сотне (132-е), а у СПбГУ – 237-е. По естественным наукам результаты МГУ наиболее высоки – 29-е место. СПбГУ занимает в этом рейтинге 81-е место, Новосибирский государственный университет – 172-е место. По общественным наукам у МГУ скромное 207-е место, у СПбГУ – 284-е. По техническим и технологическим наукам МГУ занимает 104-е место, СПбГУ – 186-е место, Новосибирский государственный университет – 256-е место.

В рейтинге европейских университетов МГУ занимает 73-е место, а СПбГУ – 95-е, Томский государственный университет – 185-е, Новосибирский государственный университет – 193-е. По результатам опросов академических деятелей, в целом МГУ занимает 88-е место с результатом 80 баллов. Интересно, что по соотношению числа студентов и преподавателей Томский государственный университет занимает 36-е место с результатом 95 баллов. СПбГУ в этом рейтинге занимает 98-е место с результатом 75 баллов.

В целом, следует отметить, что рейтинг QS-THES уже в значительной степени сформирован как конечный продукт. Это не предполагает каких-либо существенных перестановок в ближайшие годы.

Анализ результатов составления рейтинга по шести показателям свидетельствует о том, что он ориентирован, прежде всего, на исследовательскую составляющую деятельности вуза (60 процентов весовых коэффициентов). По двум показателям используются результаты опроса, что всегда имеет оттенок субъективности респондентов, каждый из которых должен назвать не более 30 вузов (по оценкам экспертов, социологов и психологов, это число должно составлять не более 10 вузов). Остальные четыре показателя основаны на количественной информации, отражающей дополнительные к исследовательской аспекты деятельности вуза. Однако сравнительный анализ этих показателей рейтинга и полученных авторами статьи по данным официальной статистики из российских вузов установил их существенное несовпадение. Установлено также, что никаких официальных запросов на предоставление материалов для участия в рейтинге QSTHES российские вузы (включая МГУ) не получали.

В ходе диалога-дискуссии в МГУ имени М.В. Ломоносова с авторамисоставителями этого рейтинга не удалось установить источники и авторов информации по российским вузам. Приведенные аргументы заставляют с настороженностью отнестись к результатам рейтинга, особенно в отношении российских вузов. Вместе с тем, очевидно, что назрела необходимость создания Российского Рейтинга ведущих университетов мира, основанных на комплексной оценке деятельности вуза, главная задача которого – качественная подготовка специалистов. Именно качество образования в вузе определяет желание студентов в нём учиться, а работодатель будет стремиться взять на работу выпускника наиболее известного в «табеле о рангах» вуза. Рейтинги ведущих университетов мира и, безусловно, российских вузов становятся важным элементом оценки качества их деятельности в современных условиях. В этом должны быть заинтересованы, прежде всего, сами высшие учебные заведения.

Использованы материалы сайта http://www.topuniversities.com

1 J. O’Leary. Top Performers on the global stage take a bow // The Times Higher. – 2004. – November 5. – p.2.
2 См.: 1. The Times Higher. – 2004. – November 5. 2. The Times Higher. – 2005. – October 28. 3. The Times Higher. – 2006. – October 6.
3, 4, 5 M. Ince. Insiders and Outsiders lend a balanced view // The Times Higher. – 2006. – October 6. – p. 6.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Итоги приемной кампании в ведущих вузах Сибири
Высокое качество и превосходство в высшем образовании
О международной компоненте при оценивании качества вуза
Как высшей школе шагнуть выше
Составлен первый рейтинг вузов стран СНГ
АлтГУ – единственный из вузов Алтайского края в рейтинге QS EECA 2015
Рост УрФУ в рейтинге стран развивающейся Европы и Центральной Азии
Участие в мониторинге станет обязательным для всех вузов
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Николай Ермак Незарегистрированный пользователь
Уважаемая Екатерина Владимировна!
Разрешите поблагодарить Вас за Ваш замечательный Сайт и Рейтинг ведущих Университетов Мира! В нашей стране создан Институт нового поколения, не имеющий аналогов в Мировой практике (следующий этап за Университетом и НИИ)- Информаситет (1979-2013) и разработана ученая степень - выше доктора наук. Специалисты, РАН и МОН пока не поняли, что произошло. С Вашей помощью, думаю, дела наши пойдут на поправку. Спасибо за статью! Президент ЗАО "Наука" Н.Ермак

2013-10-26 05:23:09 Ответить пользователю

blabudin Незарегистрированный пользователь
За четыре года ни одного коммента!Опять идем своим путем?

2013-05-16 03:46:31 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ