Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Динамика психологического статуса студентов

Автор отмечает, что в период профессиональной подготовки студенты должны получить представление о возможностях и последствиях деятельности в сфере сохранения здоровья, самоконтроля, самооценки. Обучение должно носить рефлексивный характер.

Просмотров: 1845

Задуматься над собой

Динамика психологического статуса студентов медицинского вуза в процессе профессиональной подготовки будущего врача

РУСИНА Наталья Алексеевна – заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ФПДО Ярославской государственной медицинской академии, кандидат психологических наук

В сложившихся экономических условиях профессия врача становится все менее престижной, несмотря на принимаемые меры в области политики здравоохранения.

С одной стороны, мы имеем противоречие между ограничивающими требованиями страховой медицины (стандарты и протоколы лечения), недостаточной обеспеченностью больных требуемыми лекарственными препаратами и невозможностью в связи с этим работать согласно протоколу лечения. В условиях кризиса получаем сокращение рабочих мест для врача, количества коек для больных. Доступность качественного бесплатного медицинского лечения ограничена. Юридическая ответственность врача возрастает. Незначительное увеличение средней заработной платы медицинского работника не способно компенсировать моральную неудовлетворенность врача. С другой стороны, в качестве основного требования к подготовке специалистов и улучшению качества образования европейским научно-педагогическим сообществом выдвинут компетентностный подход.

В нашем исследовании были выделены ключевые компетенции врача. Кроме узкопредметных, относящихся непосредственно к сфере медицинских знаний, умений и навыков, отмечены личностные и социальные компетенции. Среди личностных выделяются такие, как умение брать на себя ответственность, рефлексия как способность анализировать свои действия и эмоциональные состояния, саморегуляция, критичность – к самому себе и к потоку информации, в том числе рекламной, потребность и стремление к саморазвитию. Среди социальных – умение вести беседу с пациентом и его родственниками, способность мотивировать пациента к лечению, уважение к коллегам и способность к открытому обсуждению с ними спорных случаев, соблюдение прав пациентов.

Но в ситуации развития платной медицины, прагматического отношения к больному, к процессу лечения, сохранение гуманистических ценностей классической медицины, развитие личностных и социальных компетенций будущего врача становится проблематичным. Это выявляется уже на этапе обучения студентов. Нами был выполнен ряд исследований динамики психологического статуса студента медицинского вуза.

В исследовании мотивационного комплекса обучения 96 студентов первого, третьего и шестого курсов при оценке показателей в динамике обнаружено уменьшение количества студентов с оптимальным мотивационным комплексом и увеличение числа студентов с наименее эффективным. Имеется отрицательная динамика и по уровню мотивации профессионального обучения: происходит значительное увеличение числа студентов, имеющих низкий и средний уровни, и уменьшение числа студентов с нормальным уровнем мотивации. В то же время процент студентов с высоким уровнем учебной мотивации остается постоянным, но невысоким (p < 0,05). Таким образом, в условиях нестабильности общества к концу обучения у студентов снижается уровень мотивации к обучению, поскольку многие из них уже не связывают свою будущую работу с профессией врача.

Экспериментально был получен вывод о том, что использование АМО (ситуационных задач, дидактических ролевых игр, наглядных пособий и муляжей) в преподавании позволяет повысить интерес студентов к изучению предмета и текущую успеваемость на практических занятиях. Исследовалась текущая успеваемость с определением коэффициента учебных достижений (КУД) и коэффициента долгосрочной выживаемости (КДВ) знаний у 135 студентов второго курса, из числа которых 37 обучались с использованием АМО (основная группа) и 98 – с использованием традиционного (пассивного) метода (группа сравнения). Определение КДВ знаний осуществлялось путем тестирования через шесть месяцев после проведения зачетного итогового занятия. При сравнении текущей успеваемости оказалось, что среднее значение КУД в основной группе составило 0,88, в группе сравнения – 0,77, при этом в основной группе значение КУД более 0,80 имели 86 процентов, в группе сравнения – 53 процента студентов (р < 0,05). В педагогической практике принято считать, что при значении КУД 0,80 и более у студента формируется необходимый объем знаний и умений, появляется способность к самостоятельному приобретению знаний, то есть возникают навыки самообучения.

При изучении уровня субъективного контроля студентов второго-пятого курсов оказалось, что в сфере неудач студенты второго-четвертого курсов возлагают ответственность на других, указав экстернальный тип субъективного контроля в 80, 75 и 42,9 процентов соответственно. Эти результаты свидетельствуют о недостаточной личностной зрелости студентов и указывают на необходимость рефлексивного типа их обучения. С одной стороны, рефлексия – неизменный спутник, условие, результат обучения через активные методы обучения, с другой стороны, рефлексия – единственный способ развития социальных и личностных компетенций.

В исследовании личностных особенностей 104 студентов у 37,9 процента на первом и 33,9 процента на пятом курсах обнаружен внутриличностный конфликт – острое значимое эмоциональное переживание, требующее разрешения. Для неосознанного приспособления к внутриличностному конфликту студенты проявляют напряженность незрелых механизмов психологической защиты. Данные исследования необходимо учитывать в учебном процессе, избегая перегрузок и напряжений в отношениях. Учитывая полученные результаты, необходима организация психологической помощи студентам, имеющим внутриличностный конфликт и незрелые формы психологической защиты.

При изучении влияния эмпатии и мотивационной направленности личности на формирование синдрома эмоционального выгорания у 115 студентов вторых-шестых курсов получен парадоксальный вывод об отрицательной корреляции возраста и общего уровня эмпатии («вчувствования»), результатом которой должно стать интуитивное понимание ситуации другого человека. Преобладающими оказались интуитивный и рациональный каналы эмпатии. Эмоциональный канал, как необходимый для медика, имеет самую низкую выраженность. Особенно озадачивает тот факт, что все три симптома эмоционального выгорания имеют место как сложившиеся или находятся в стадии формирования. Психосоматические и психовегетативные нарушения уже имеют 23,9 процента испытуемых. Наиболее высок риск возникновения эмоционального выгорания у студентов с мотивацией к избеганию неудач. Все это заставляет серьезно задуматься о конечном результате: студенты испытывают перегрузки в период обучения, при этом к старшим курсам у них происходит снижение эмоционального подъема от общения с пациентами. Таким образом, профилактике и психогигиене студентов медицинского вуза необходимо уделять особое внимание.

ИТОГИ

  • В период профессиональной подготовки студенты должны получить представление о профессиональных возможностях и последствиях деятельности в сфере сохранения здоровья и профилактики, приобретении навыков самоконтроля, самооценки, управления своими эмоциями.
  • Обучение студентов должно носить рефлексивный характер. Когда студент научится рефлексировать, у него впервые появится реальный шанс самостоятельно воздействовать на свое поведение, организовывать и контролировать свои действия, управлять собой.
  • Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение обучающегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности. Так формируется развивающее учение, когда содержание обучения превращается из цели в средство развития способности учиться, происходит не просто передача способа, не просто создание ситуации взаимодействия, а создание условий для проявления творческой природы развития психики, в том числе через образовательные ситуации.
  • Такой подход накладывает определенные требования на профессиональную и общекультурную подготовку преподавателя, так как наиболее выраженный результат дает объективация своего внутреннего мира самим преподавателем и объективация через интерпретацию внутреннего мира обучающихся. Преподаватель сам должен демонстрировать на занятиях рефлексию своей деятельности. Преподаватель должен уйти от роли судьи, оценщика и эксперта и суметь организовать обучающимся рефлексию того, что он сделал.
  • На курсах повышения квалификации, особенно по программе «Преподаватель высшей школы», мы ставим задачу обучению преподавателей-врачей рефлексивным техникам и модерации как управлению учебным процессом группы, основанным на изучении ценностно-смысловых ориентаций слушателей, диагностике их интересов, потребностей, совместном целеполагании,
  • определении смысла предстоящей деятельности. Только через осознание самим преподавателем смысла развития личностных и социальных компетенций у себя самого мы сможем создать механизм развития этих компетенций у будущего врача.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Байконурское медицинское училище. Курс – на повышение качества
Мониторинг профессиональных компетенций специалистов СПО
Демократичный фактор профессионального роста
Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы
ICDE – 2014: мир без границ
Проект ТЕМПУС NETCENG: Мировые стандарты ТРИЗ для решения инженерных задач
Есть потенциал для развития равных возможностей
Международная выставка технологий для образования "WORLDDIDAC RUSSIA 2017"
Интервью с ректором СамГМУ Котельниковым Геннадием Петровичем
Современные образовательные технологии в высшей медицинской школе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ