Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Эффективные формы обучения профессиям и специальностям

Как в регионах выполняются поставленные правительством задачи по повышению эффективности профессионального образования. Этот вопрос изучили в совете при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Результатом исследования стал обширный доклад.

28.11.2014
Просмотров: 118

Система СПО Приволжского федерального округа в зеркале статистики

Как в регионах выполняются поставленные правительством задачи по повышению эффективности профессионального образования. Этот вопрос изучили в совете при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Результатом исследования стал обширный доклад, в котором дается оценка состояния профобразования в областях и республиках, входящих в состав ПФО, отмечаются лучшие практики или препятствия для успешной модернизации, а также, что важнее всего, высказаны предложения по устранению проблем.

О том, как характеризуют эксперты основные направления работы, возможности и задачи системы СПО округа, рассказывалось в статье «Ключевые проблемы профессионального образования» («АО», № 75, с. 75-77). В этом номере журнала развивается тема частно-государственного партнерства и представлены новые эффективные формы обучения профессиям и специальностям.

Новые структуры

В докладе отмечается, что ФГОС третьего поколения предоставляет возможности тонкой настройки на конкретные потребности производства. Но для этого необходимо непрерывно обновлять содержание и технологии образования, вводить новые учебные дисциплины и профессиональные модули.

Хорошо подготовились к такой работе в Республике Марий Эл, где 90 процентов педагогов были обучены разработке основных профессиональных образовательных программ. Сверх того, в регионе исследовали требования работодателей и совместно с ними разработали вариативную часть ФГОС, а также подготовили пособия по переходу на новые стандарты.

На базе колледжей формируются структуры нового типа – многофункциональные центры прикладных квалификаций, в которых можно пройти ускоренную профессиональную подготовку по рабочим профессиям, получить вторую профессию, а если надо, то и повысить квалификацию (см. табл. 1). В 2013 году создано 22 таких структуры, причем 5 из них – в Пензенской области.

Таблица 1.
Количество ресурсных центров профессионального образования и многофункциональных центров прикладных квалификаций

Активно идет в округе и процесс формирования региональных ресурсных центров профессионального образования, являющихся сосредоточением всего необходимого для подготовки кадров в определенных отраслях – машиностроении, электротехнике, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и других (см. табл. 1). На начало 2014 года в 10 областях и республиках работали 114 ресурсных центров.

В целом за 2012- 2014 годы в центрах обоих типов обучено более 128,3 тыс. человек, из них около 12 процентов по направлению служб занятости, почти 40 процентов – по договорам с работодателями и около половины обратились самостоятельно.

Важно подчеркнуть, что создание ресурсных центров осуществлялось не только за счет региональных бюджетов, но и с привлечением других источников, в первую очередь, средств работодателей. Ярким примером государственно-частного партнерства может служить сотрудничество Канашского транспортно-энергетического техникума Чувашской Республики с компанией «Транснефть», вложившей в ресурсный центр более 500 млн. рублей. Ежегодная финансовая помощь компании, выделяемая на развитие техникума, составляет более 20 млн. рублей. А обучение в центре, на курсах повышения квалификации проходят ежегодно более 3,5 тыс. работников «Татнефти».

В 2014-2015 годах готовность софинансировать создание ресурсных центров подтвердили такие крупнейшие предприятия Татарстана, как КАМАЗ, АЛНАС, «Агросила-Групп», «Нижнекамскмашина».

С 2011 года в округе работают 2 межрегиональных отраслевых ресурсных центра, где подготовка кадров идет по направлениям «Энергетика» и «Транспорт». Партнерская сеть этих структур охватывает 105 профессиональных образовательных организаций из 35 регионов России.

По итогам конкурса региональных программ, проведенного Минобрнауки РФ в ноябре прошлого года, 11 регионов Приволжского федерального округа из 53 субъектов, участвовавших в отборе, получили на 2014-2015 годы субсидии из федерального бюджета в размере до 70 млн. рублей. Эти средства должны быть израсходованы на реализацию региональных программ по следующим направлениям:

  • оборонно-промышленный комплекс (Республика Башкортостан, Нижегородская область);
  • машиностроение (Республика Татарстан, Пермский край, Саратовская область);
  • авиационная и космическая промышленность (Самарская, Ульяновская области);
  • энергетика (Чувашская Республика);
  • сельское хозяйство (республики Марий Эл и Мордовия);
  • медико-биологическая и фармацевтическая промышленность (Пензенская область).
Ожидаемые эффекты от реализации программ заключаются в укреплении учебно-материальной базы колледжей и техникумов, мотивации молодежи на получение востребованных профессий, закреплении молодых специалистов на предприятиях, создании возможностей для населения приобрести необходимые квалификации. Будет укрепляться и частно-государственное партнерство, так как реализация программ предусматривает долевое участие работодателей.

Уровень международный

Еще один ресурсный центр, но более высокого уровня – международный, должен появиться в 2015 году в Ульяновской области. Здесь будет производиться подготовка кадров для авиационного кластера и машиностроения. Партнёром проекта является ЗАО «Авиастар-СП», софинансирование со стороны которого составит 11 млн. рублей. Деньги будут направлены на модернизацию учебной и материальной базы образовательных организаций, осуществляющих профильную подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для авиастроительной отрасли. Предполагается, что, помимо концентрации и коллективного использования ресурсов, в центре будет проводиться экспериментальная, исследовательская и маркетинговая деятельность, создаваться и концентрироваться методическая база ФГОС. А самое главное – подготовка пойдет в соответствии с международными стандартами профессионального образования, при обучении профессиям будет применяться дуальная система.

В большинстве областей и республик округа приняты программные документы, регламентирующие ключевые направления работы по взаимодействию системы образования и бизнес-структур. Так, в Оренбургской области за колледжами и техникумами закреплены базовые предприятия. В результате 100 процентов учебных заведений, реализующих программы СПО, имеют договоры о подготовке кадров, в которых предусматривается, что работодатели частично возмещают затраты на обучение. В Пензенской области создаются профессиональные образовательные организации на базе предприятий. Один из примеров – высокотехнологичный лабораторный комплекс по подготовке кадров для медико-биологической и фармацевтической промышленности на базе ОАО «Биосинтез». На его создание было выделено 68,4 млн. рублей из федерального бюджета и 87,2 млн. рублей из средств группы компаний «Биотэк».

• В Республике Татарстан потребность в кадрах по направлению «Электронная техника, радиотехника и связь» в 11,8 раза превышает предложение. В Кировской области дефицитной является специальность «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» (спрос в 9 раз выше). В Республике Башкортостан нет нужного количества кадров в области авиационной и ракетно-космической техники (разница в 5 раз).

• За последние два года произошло существенное снижение интереса молодежи к обучению по профессиям и специальностям агропромышленного комплекса. Набор студентов на первые курсы снизился в республиках Татарстан – на 78 процентов, Мордовия – на 57, Марий Эл – на 53, Оренбургская область – на 43.

• Потребность экономики меньше, чем выпуск, по таким направлениям подготовки, как «Геодезия и землеустройство», «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых», «Информатика и вычислительная техника» (количество выпускников в 1,2-1,7 раза больше, чем необходимо).

Дуальное образование

Развивается дуальное образование. Наиболее активно этот процесс идет в Пензенской области, где 54 процента организаций СПО осуществляют подготовку кадров, основываясь на принципах данной системы, а также в Республике Марий Эл – 29 процентов и Пермском крае – 27 процентов. Данные по другим субъектам федерации приведены в таблице 2.

Таблица 2.
Доля организаций СПО, осуществляющих подготовку на основе дуального обучения, %

Согласно результатам конкурса по продвижению новых проектов, проведенного Агентством стратегических инициатив, Пермский край и Ульяновская область определены пилотными регионами по реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Обе административные единицы подписали соглашение о сотрудничестве с Российско-Германской внешнеторговой палатой. Также апробируют модели дуального образования Республика Татарстан и Нижегородская область, не ставшие победителями конкурса, но подавшие качественные заявки.

Положительный опыт внедрения дуального обучения позволяет регионам не только приблизить подготовку выпускников к требованиям производства, но и снять с повестки дня вопросы устройства на работу. Помимо этого, по мнению экспертов, внедрение нового вида обучения будет способствовать улучшению инвестиционного климата в регионе, перераспределению финансирования корпоративных программ в пользу ссузов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-76, акцент, СПО, качество образования, ФГОС

Похожие материалы:
Образование – российское, измерители – европейские
Ключевые проблемы профессионального образования
Прикладной бакалавриат в колледже
СПО: сентябрьские тезисы
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Заметки на полях ФГОС СПО
Зачем нужна сертификация квалификаций
Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы
Двойное опережение подготовки педагогов
Задачи государственной важности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#91Человеческий капитал профобразования
#88Поколение учащихся за рубежом
#88Сохраняя традиции, поддерживая инновации
#89Паспорт региона: Тюменская область
#91Актуальные проблемы отраслевого образования
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны