Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспертный совет Госдумы обсудил аккредитацию и рейтинги

28 сентября 2018 года в Российском новом университете (РосНОУ) состоялось расширенное заседание экспертного совета по негосударственному образованию и частно-государственному партнерству в сфере образования при комитете по образованию и науке Госдумы РФ. Тема заседания: «Оценка качества образования: рейтингование, мониторинг, аккредитация». 

Просмотров: 74

В работе экспертного совета приняли участие представители Рособрнадзора, рейтинговых агентств «Эксперт»,RoundUniversityRanking и «Интерфакс», ректоры негосударственных вузов. Открыл заседание председатель экспертного совета, ректор РосНОУ Владимир Зернов. Онподчеркнул, что основным параметром оценки качества работы вуза должен стать доход от интеллектуальной стоимости. Только так государство сможет выявлять и поддерживать эффективно работающие вузы. 

Почетный президент Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству IREG Ян Садлак подчеркнул, что рейтинги позволяют усовершенствовать систему оценки качества вуза:

— Существуют различные инструменты оценки качества деятельности университета. Один из них — аккредитация, она во все времена служила разрешением на ведение образовательной деятельности, а сейчас задаёт тот необходимый минимум, которому должен соответствовать вуз. Рейтинги как дополнение к аккредитации — интересный и полезный инструмент: они помогают абитуриентам сделать осознанный выбор, они стимулируют здоровую конкуренцию между университетами, наконец, они служат обоснованием для распределения ресурсов, как это реализовано в проекте «5-100». 

Важно понимать: для разных групп аудиторий важны разные критерии. Если я абитуриент, мне нужно обращать внимание на качество образования в конкретном университете, а не на количество Нобелевских лауреатов, учившихся там. Если нам интересны не отдельные вузы, а работа различных систем высшего образования— следует обратить внимание на рейтинг U-21, созданный Мельбурнским институтом прикладной экономики и социальных исследований. Также интересна концепция рейтинга «Три миссии университета» — он учитывает степень интеграции вуза в общество. На мой взгляд, у этого подхода есть будущее.

По мнению первого заместителя председателя комитета по образованию ГД РФОлега Смолина,все рейтинги относительны: в одном и том же рейтинге в разные годы одни и те же вузы занимают разительно отличающиеся друг от друга места:

— Российские рейтинги развивать необходимо. Качество образования в наших вузах, на мой взгляд, существенно выше, чем те места, который они занимают в международных рейтингах, где велик вес науки, а в нашей стране основная научная деятельность традиционно сосредоточена в учреждениях Российской академии наук, а не в вузах. К тому же нельзя забывать про совершенно разные объёмы средств: бюджет Гарварда сопоставим с бюджетом всей нашей системы высшего образования, и наши вузы чувствуют себя людоедкой Эллочкой, ведущей заочную битву с Вандербильдихой.

Что касается мониторингов — некоторые их критерии (баллы ЕГЭ поступающих в вузы, трудоустройство и зарплата выпускников и т. д.) имеют весьма опосредованное отношении к деятельности самого вуза. Моё мнение: мониторинг Министерства образования и науки был использован для массового сокращения вузов. С 2014 по 2017 год количество государственных вузов сократилось на 17 %, филиалов — в 2,2 раза, частных вузов — вдвое, их филиалов — в 5,2 раза.

В Госдуму внесён законопроект, который позволит Рособрнадзору проводить аккредитацию на основе измерения качества знаний студентов. Это позволит изменить существующую процедуру аккредитации, которая требует огромного количества документов.
Президент рейтингового агентства «Эксперт РА»Дмитрий Гришанков, представляя  пилотный вариант национального рейтинга «Три миссии университетов», подчеркнул, что нужно поддерживать развитие разных рейтингов, поскольку в одном рейтинге собрать все данные о качестве вуза очень сложно:

— Существует более 20 международных рейтингов вузов и около сотни национальных, и у каждого из них — свой взгляд. В этом и состоит задача разработчиков рейтинга: убедить общество в том, что его рейтингу можно доверять и что он отражает чаяния большой группы людей. Рейтинги THE и QS, несмотря на то, что они англосаксонские, не пользуются большой популярностью в США — там смотрят на собственный рейтинг USNews, а китайцы, например, не очень хорошо знают собственный Шанхайский рейтинг, ориентируясь на THE.

Важно чётко понимать, что конкретно и как мы хотим измерять. Создатели рейтингов часто идут по пути наименьшего сопротивления, учитывая только те данные, что можно легко найти, к примеру, данные библиометрических систем. А ведь учёный, который пишет много статей, совершенно не обязательно является хорошим преподавателем.

С точки зрения Рособрнадзора, с помощью рейтингов университеты могут подтягивать недостающие аспекты своей деятельности, но защитить студента может только государственный контроль в сфере высшего образования. Однако существующую систему аккредитации и лицензирования ведомство предлагает реформировать, сообщил Анзор Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. 

— Президент поручил нам разработку новых подходов к аккредитации образовательных программ, и по этому вопросу уже создана рабочая группа, в состав которой входят и ректоры ведущих вузов, в том числе негосударственных. Мы предлагаем процедуры лицензирования и аккредитации объединить в одну. Кроме того, при аккредитации непременно должна учитываться оценка качества знаний студентов. 

Мы также предлагаем совместить существующие базы данных школьников и студентов, в которых мы видим все контрольные и проверочные работы, результаты ГИА и ЕГЭ, то, в какие вузы они поступают и какие документы об образовании они получают, с базами Пенсионного фонда, чтобы можно было увидеть, куда идут потоки из того или иного вуза, на какую работу устраиваются выпускники, кто из них работает по специальности, а кто нет.

На заседании также выступили президент Кабардино-Балкарского государственного университета БарасбиКарамурзов,исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства «Эксперт РА» Алексей Ходырев, редактор рейтингового агентства RoundUniversityRanking Москва Олег Соловьев, редактор национального рейтинга университетов «Интерфакс» Алексей Чаплыгин. Вел мероприятие Яков Львович, президент Воронежского института высоких технологий. 

По итогам заседания экспертный совет подготовит предложения по совершенствованию системы аккредитации вузов, в том числе в части учёта результатов рейтингов.
 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Профессиональные эксперты в образовании
Российские эксперты оценили качество образования одного из старейших китайских университетов
УрГПУ получил общественную аккредитацию своей деятельности
Аккредитация как «зеркало» российского образования
Государственная аккредитация уходит из системы дополнительного образования
Аккредитация: доверять или проверять?
Владимир Наводнов: Нестандартные стандарты
Высокое признание профессионального сообщества
Время не ждёт
Александр Климов о государственной образовательной политике

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ