Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспертный совет Госдумы обсудил аккредитацию и рейтинги

28 сентября 2018 года в Российском новом университете (РосНОУ) состоялось расширенное заседание экспертного совета по негосударственному образованию и частно-государственному партнерству в сфере образования при комитете по образованию и науке Госдумы РФ. Тема заседания: «Оценка качества образования: рейтингование, мониторинг, аккредитация». 

Просмотров: 13

В работе экспертного совета приняли участие представители Рособрнадзора, рейтинговых агентств «Эксперт»,RoundUniversityRanking и «Интерфакс», ректоры негосударственных вузов. Открыл заседание председатель экспертного совета, ректор РосНОУ Владимир Зернов. Онподчеркнул, что основным параметром оценки качества работы вуза должен стать доход от интеллектуальной стоимости. Только так государство сможет выявлять и поддерживать эффективно работающие вузы. 

Почетный президент Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству IREG Ян Садлак подчеркнул, что рейтинги позволяют усовершенствовать систему оценки качества вуза:

— Существуют различные инструменты оценки качества деятельности университета. Один из них — аккредитация, она во все времена служила разрешением на ведение образовательной деятельности, а сейчас задаёт тот необходимый минимум, которому должен соответствовать вуз. Рейтинги как дополнение к аккредитации — интересный и полезный инструмент: они помогают абитуриентам сделать осознанный выбор, они стимулируют здоровую конкуренцию между университетами, наконец, они служат обоснованием для распределения ресурсов, как это реализовано в проекте «5-100». 

Важно понимать: для разных групп аудиторий важны разные критерии. Если я абитуриент, мне нужно обращать внимание на качество образования в конкретном университете, а не на количество Нобелевских лауреатов, учившихся там. Если нам интересны не отдельные вузы, а работа различных систем высшего образования— следует обратить внимание на рейтинг U-21, созданный Мельбурнским институтом прикладной экономики и социальных исследований. Также интересна концепция рейтинга «Три миссии университета» — он учитывает степень интеграции вуза в общество. На мой взгляд, у этого подхода есть будущее.

По мнению первого заместителя председателя комитета по образованию ГД РФОлега Смолина,все рейтинги относительны: в одном и том же рейтинге в разные годы одни и те же вузы занимают разительно отличающиеся друг от друга места:

— Российские рейтинги развивать необходимо. Качество образования в наших вузах, на мой взгляд, существенно выше, чем те места, который они занимают в международных рейтингах, где велик вес науки, а в нашей стране основная научная деятельность традиционно сосредоточена в учреждениях Российской академии наук, а не в вузах. К тому же нельзя забывать про совершенно разные объёмы средств: бюджет Гарварда сопоставим с бюджетом всей нашей системы высшего образования, и наши вузы чувствуют себя людоедкой Эллочкой, ведущей заочную битву с Вандербильдихой.

Что касается мониторингов — некоторые их критерии (баллы ЕГЭ поступающих в вузы, трудоустройство и зарплата выпускников и т. д.) имеют весьма опосредованное отношении к деятельности самого вуза. Моё мнение: мониторинг Министерства образования и науки был использован для массового сокращения вузов. С 2014 по 2017 год количество государственных вузов сократилось на 17 %, филиалов — в 2,2 раза, частных вузов — вдвое, их филиалов — в 5,2 раза.

В Госдуму внесён законопроект, который позволит Рособрнадзору проводить аккредитацию на основе измерения качества знаний студентов. Это позволит изменить существующую процедуру аккредитации, которая требует огромного количества документов.
Президент рейтингового агентства «Эксперт РА»Дмитрий Гришанков, представляя  пилотный вариант национального рейтинга «Три миссии университетов», подчеркнул, что нужно поддерживать развитие разных рейтингов, поскольку в одном рейтинге собрать все данные о качестве вуза очень сложно:

— Существует более 20 международных рейтингов вузов и около сотни национальных, и у каждого из них — свой взгляд. В этом и состоит задача разработчиков рейтинга: убедить общество в том, что его рейтингу можно доверять и что он отражает чаяния большой группы людей. Рейтинги THE и QS, несмотря на то, что они англосаксонские, не пользуются большой популярностью в США — там смотрят на собственный рейтинг USNews, а китайцы, например, не очень хорошо знают собственный Шанхайский рейтинг, ориентируясь на THE.

Важно чётко понимать, что конкретно и как мы хотим измерять. Создатели рейтингов часто идут по пути наименьшего сопротивления, учитывая только те данные, что можно легко найти, к примеру, данные библиометрических систем. А ведь учёный, который пишет много статей, совершенно не обязательно является хорошим преподавателем.

С точки зрения Рособрнадзора, с помощью рейтингов университеты могут подтягивать недостающие аспекты своей деятельности, но защитить студента может только государственный контроль в сфере высшего образования. Однако существующую систему аккредитации и лицензирования ведомство предлагает реформировать, сообщил Анзор Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. 

— Президент поручил нам разработку новых подходов к аккредитации образовательных программ, и по этому вопросу уже создана рабочая группа, в состав которой входят и ректоры ведущих вузов, в том числе негосударственных. Мы предлагаем процедуры лицензирования и аккредитации объединить в одну. Кроме того, при аккредитации непременно должна учитываться оценка качества знаний студентов. 

Мы также предлагаем совместить существующие базы данных школьников и студентов, в которых мы видим все контрольные и проверочные работы, результаты ГИА и ЕГЭ, то, в какие вузы они поступают и какие документы об образовании они получают, с базами Пенсионного фонда, чтобы можно было увидеть, куда идут потоки из того или иного вуза, на какую работу устраиваются выпускники, кто из них работает по специальности, а кто нет.

На заседании также выступили президент Кабардино-Балкарского государственного университета БарасбиКарамурзов,исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства «Эксперт РА» Алексей Ходырев, редактор рейтингового агентства RoundUniversityRanking Москва Олег Соловьев, редактор национального рейтинга университетов «Интерфакс» Алексей Чаплыгин. Вел мероприятие Яков Львович, президент Воронежского института высоких технологий. 

По итогам заседания экспертный совет подготовит предложения по совершенствованию системы аккредитации вузов, в том числе в части учёта результатов рейтингов.
 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: рейтинги вузов, аккредитация

Похожие материалы:
Направления независимой оценки
Галина Маяровская: об общественно-профессиональной аккредитации
Комиссия по общественно-профессиональной аккредитации подвела итоги своей работы
Лучшие образовательные программы инновационной России
Страна выбирает «Лучшие образовательные программы»
Разработка новых аккредитационных показателей
ВятГУ успешно прошел аккредитацию 22 образовательных программ
Три этапа развития аккредитации в России
Конференция INQAAHE
Аккредитация как инструмент повышения качества образования

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего...
Анонс ключевых мероприятий форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской...
Высокие технологии в бизнесе и государстве. Второй день форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
В центре внимания экспертов Форума «Открытые инновации» 16 октября были вопросы трансформации...
VII международный форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» посетили двадцать тысяч человек
В Инновационном центре «Сколково» завершился VII Московский международный форум инновационного...
Конкуренция в эпоху цифровых инноваций: в «Сколково» стартовал форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Сегодня в Инновационном центре «Сколково» состоялись пресс-конференция и торжественное открытие...
Из журнала
#97Северо-Кавказский институт (филиал) МГЭУ – интеллектуально-образовательный центр региона
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
#97Владимир ЗЕРНОВ: «Образование – источник пищи для ума»
#99Ольга Васильева обозначила главные задачи ведомства
#92Утвержден паспорт нового приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий»
Информационная лента
13:32В БГТУ им. В.Г. Шухова обсудили этические проблемы «цифрового сообщества»
10:30СВФУ – в топе социально-ориентированных вузов
09:23МАИ подписал соглашение с Германским центром авиации и космонавтики
09:13Первый форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен»
08:46Подписаны три соглашения с белорусскими университетами