Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: конкурсы инновационных программ

Экспресс-форум посвящен ПНП "Образование", конкурсам инновационных программ, проводимым в его рамках. Представители учреждений СПО дали свою оценку влияния инновационных программ на формирование инфраструктуры и повышение качества образования.

Просмотров: 3703

В сентябре 2005 года стартовали четыре приоритетных национальных проекта: «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». Объявляя об этом, Президент РФ акцентировал внимание на том, что именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества и создают необходимые стартовые условия для развития человеческого капитала.

Приоритетный национальный проект «Образование» начал свое шествие с общеобразовательных учреждений, но уже в следующем году к нему присоединились вузы, а еще через год – учебные заведения среднего звена. Он решал большую стратегическую задачу – создать «точки роста» для такого образования, которое будет соответствовать новым социально-экономическим условиям и меняющимся запросам общества, чтобы затем внедрить опыт лучших учебных заведений в массовую практику.

Лучшие – как в высшем, так и среднем звене профессионального образования – определялись с помощью конкурсов инновационных программ. В целом, по мнению Министерства образования и науки РФ, проект способствовал повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества, расширению практики государственно-общественного управления, привлечению независимых гражданских институтов к оценке качества образования. Но что он дал конкретным учебным заведениям? Какое воздействие оказала реализация инновационных программ на развитие колледжей и техникумов, организацию инновационной деятельности? Удалось ли задать новый формат отношений бизнеса и образования? Свое мнение об этом высказывают участники экспресс-форума.

  1. В чем вы видите положительное воздействие инновационной программы на результаты образовательной деятельности и развитие вашего учебного заведения?
  2. Какое значение имеет программа для формирования инновационной инфраструктуры вашего учебного заведения? Исчерпала ли она себя или ее результаты можно какимлибо образом использовать в будущем?
  3. Какие еще программы, проекты, направления работы требуют, на ваш взгляд, поддержки государства и бизнеса в настоящее время?

ГЕРУС Валерий Андреевич, директор Мирнинского государственного промышленно-экономического колледжа

1 В 2007 году, когда был объявлен конкурс на лучшую инновационную программу, в нашем техникуме, кроме имеющих желание работать квалифицированных педагогических кадров больше, пожалуй, ничего и не было. Учебно-лабораторная и учебно-производственная базы устарели. Внешний вид кабинетов, лабораторий, мастерских также оставлял желать лучшего. Несмотря на это коллектив техникума во главе с бывшим директором Ю.Ф. Кривоносовым принял решение участвовать в конкурсе и стал одним из его победителей.

Если говорить о положительном воздействии реализации инновационной программы на образовательную деятельность и развитие учебного заведения, то оно заключается в следующем.

Во-первых, полностью обновлена учебно-лабораторная и учебно-производственная базы. Приобретены в достаточном количестве современная вычислительная техника, мультимедийное оборудование, лицензионное программное обеспечение, учебная литература, установлены пожарная сигнализация и видеонаблюдение. Отремонтированы все кабинеты и лаборатории, в них установлена новая мебель.

Во-вторых, в соответствии с новым оборудованием переработано методическое обеспечение учебного процесса и на более высокий уровень поставлена вся методическая работа. Введено обучение по новым для техникума специальностям и профессиям. Планируется замена нескольких специальностей СПО на более востребованные.

В-третьих, изменилось сознание педагогического коллектива, что и повлияло на инновационную инфраструктуру техникума.

В-четвертых, улучшилось отношение к техникуму работодателей и стратегических партнеров, основным из которых является космодром «Плесецк».

Можно без преувеличения утверждать, что инновационная программа кардинально повлияла на деятельность учебного заведения. Техникум укрепил свои позиции не только среди учебных заведений Архангельской области, но и России. Насколько устойчивы эти результаты, зависит от дальнейшей реализации выбранного курса. Уверен, что их можно использовать в будущем. Прежде всего, как приобретенный опыт. Также как базу для новых востребованных специальностей и профессий. Но ничто не является вечным. Меняются кадры, и новичков нужно обучать. Устаревает даже самое современное оборудование, и его приходится заменять. Наш техникум ведет бюджетную и довольно большую внебюджетную деятельность. Но для нормального развития этих средств недостаточно. Нужна поддержка: и государственная, и бизнеса. Но поскольку последняя почти не наблюдается, реальнее вести речь о государственной. Выражена она может быть по-разному: например, в виде финансирования каких-либо программ, проектов и даже направлений работы. На мой взгляд, к этой группе можно отнести поддержку подготовки специальностей и профессий, особо необходимых для данного региона, города, населенного пункта. К слову, городу Мирному и космодрому «Плесецк» в настоящее время нужны специалисты по строительству и эксплуатации зданий и сооружений.

Своевременной была бы финансовая помощь в создании учебных полигонов. Для нашего техникума это полигон для обучения вождению водителей автомобиля.


САРЫЧЕВА Наталья Николаевна, заместитель директора по научно-методической работе Истринского педагогического колледжа (Московская область)

1 Наша инновационная программа-победительница называется «Создание ресурсного центра подготовки педагогов предшкольного образования». На конкурс она была представлена в 2007 году.

Реализация программы дала хороший результат. Мы разработали проект Государственного образовательного стандарта по модулю дополнительной подготовки «Педагогика предшкольного образования», модернизировали 9 учебных лабораторий и лабораторию практической профессиональной подготовки, составили блок учебного плана 13 дисциплин предметной подготовки. В итоге, было сформировано новое структурное подразделение колледжа – ресурсный центр подготовки педагогов предшкольного образования, нацеленный на обеспечение общедоступного, качественного и эффективного производства образовательных услуг за счет концентрации ресурсов.

Задачами центра являются:

  • обеспечение коллективного доступа к ресурсам для выбора альтернативных программ дополнительного профессионального образования;
  • аккумуляция и распространение новых моделей образовательного процесса и передового педагогического опыта в области предшкольного образования;
  • организация курсов повышения квалификации;
  • методическая поддержка деятельности управлений образования, педагогических колледжей, руководителей учреждений и педагогов предшкольного образования, методических служб муниципального образования.

На сегодня в центре повысили квалификацию 1,6 тыс. педагогических работников Северо-Западного региона Московской области. Слушателям курсов предлагались и предлагаются разнообразные и актуальные темы. Кроме того, в рамках деятельности центра проводятся мероприятия по дессиминации передового педагогического опыта: конференции, круглые столы, обучающие семинары.

В 2009 году колледж вошел в состав сетевого объединения учреждений дополнительного профессионального образования специалистов высшего и среднего звена Московской области, реализующих региональную модель повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учебных заведений.

На базе ресурсного центра был открыт центр предшкольного образования «Планета детства», работающий по программам «Дошколенок» (возраст 3-4 года), «Дошкольная академия» (4-5 лет, 5-7 лет), «Дансотерапия», «Иностранный язык», «Обучающий компьютер «Мульти-Кид».

2 В колледже создана база современной информационной и презентационной техники в объеме 200 единиц, из которых 88 используется в учебном процессе. К сети Интернет подключены 7 компьютеров. Оборудованы 3 компьютерных класса, что позволяет обеспечивать качественное обучение студентов и повышение квалификации педагогических работников с учетом современных требований общества и государства.

3 Актуальной проблемой современного общества является снижение воспитательной функции семьи. Считаем, что одним из вариантов ее решения является создание муниципальных центров развития семьи, что, несомненно, требует поддержки государства и бизнеса. Педагогический коллектив колледжа разработал программу создания и функционирования центра семьи.


ШКУРОПАТЕНКО Эдуард Николаевич, и. о. директора Пермского политехнического колледжа имени Н.Г. Славянова

1 В число победителей всероссийского конкурса учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, наш колледж вошел в 2007 году. Заявленная программа посвящалась объединению усилий учебных заведений двух уровней профессионального образования (начального и среднего) и социальных партнеров в деле подготовки квалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств, имеющих рабочую профессию с повышенным разрядом. Реализовывалась она в течение ряда лет. Выпускники учреждений НПО города Перми поступали в колледж на соответствующие профильные специальности, обучались по сокращенной программе СПО (1 год и 10 месяцев), получали высокие (4-й и 5-й) разряды по рабочим профессиям и диплом о среднем профессиональном образовании.

Грантовое финансирование колледжа в сумме 60 млн. рублей, произведенное из федерального, краевого и бюджетов предприятий-социальных партнеров, к числу которых принадлежат открытые акционерные общества «Мотовилихинские заводы» и «ПЗ «Машиностроитель», позволило учебному заведению закупить современное оборудование для лабораторий, кабинетов и учебно-производственного центра.

Был обновлен станочный парк и приобретены аппараты сварочного участка. В настоящее время используется более 30 единиц необходимого оборудования. Благодаря этому повысилось качество прохождения практики по специальностям «Сварочное производство», «Специальные машины и устройства», «Технология машиностроения». Теперь первичные профессиональные компетенции, приобретаемые студентами, соответствуют представлениям работодателей и конкурентному уровню.

По плану реализации инновационной программы приобретены и оборудованы комплексные лаборатории: «Сварочное производство», «Гидро- и пневмопривод», «Электроника, электротехника и электробезопасность», «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда», интерактивный класс «Технология машиностроения», включающий 8 рабочих мест, оснащенных пультами управления, станком со сменными панелями для изучения программирования и наладки станков и учебный фрезерный станок с ЧПУ.

Во всех лабораториях рабочее место преподавателя оснащено персональным компьютером, документ-камерой, проектором, эпидиаскопом, экраном, что позволяет демонстрировать любую необходимую информацию.

На средства гранта были оборудованы компьютерные кабинеты и лаборатории на 65 рабочих мест и электронная библиотека на 15 рабочих мест.

Результатом всех мероприятий по укреплению материально-технической базы является соответствие предоставляемой образовательной услуги изменениям, которые происходят в экономике России.

2 Качество продукта образовательного учреждения оценивается по нескольким основным критериям: удовлетворенность потребителей, востребованность на рынке труда, создание необходимых условий для производства. По каждому из них за последние три года выявлены положительные изменения. Это демонстрируют анкетирование работодателей, мониторинг трудоустройства выпускников, функционирование системы менеджмента качества.

Эффект от повышения качества образовательной услуги в связи с реализацией инновационной программы зависит от внешней среды. Устойчивый спрос на выпускников по заявленным в ней направлениям находится в прямой связи с развитием индустриальной составляющей экономики Перми. Поэтому условием для реализации инновационных решений является не только возможность модернизировать инфраструктуру колледжа, но и заказ на выпускников, как минимум, на три года.

Взаимодействие в другом временном формате тоже работает. В рамках программы «Опережающее обучение в колледже проводится курсовая подготовка рабочих для ОАО «Мотовилихинские заводы» по заявленным этим предприятием профессиям (например, оператор станков с программным управлением).

Возвращаясь к проблеме качества продукта образовательного учреждения, нельзя не сказать об условиях производства. Сегодня средний возраст преподавателей колледжа перешагнул за пятьдесят лет. Для изменения существующего положения необходимы решения на федеральном уровне о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы.

3 Сегодня студентами Пермского политехнического колледжа имени Н.Г. Славянова становятся абитуриенты из районов Пермского края, проживающие во время обучения в общежитии. Чтобы содержать общежитие в состоянии, соответствующем требованиям Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Прокуратуры РФ и обеспечивающем безопасность и сохранение здоровья проживающих, необходимы программы финансирования капитального ремонта зданий и комплектации их пожарной и охранной сигнализацией, финансируемые из федеральных и региональных источников.


ЗЕМАЛИНДИНОВА Венера Миннихатиповна, директор Новокуйбышевского государственного гуманитарно-технологического колледжа (Самарская область)

1 Участие в приоритетном национальном проекте – важный этап в развитии колледжа, заложивший фундамент для формирования современной модели образовательного учреждения. Инновационная образовательная программа нашего on-line центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения городского округа «Новокуйбышевск» позволила приобрести современное лабораторное и производственное оборудование, организовать 222 новых ученических места, использовать в образовательном процессе и его методическом обеспечении электронные средства связи. К настоящему времени в колледже созданы электронные учебные пособия и видеофильмы, мультимедийные комплексы, налажена видеосвязь, что дает возможность в on-line режиме проводить интерактивные лекции и семинары, привлекать к сотрудничеству по профессиональной подготовке населения международные организации: например, Business & Hotel Management School (Швейцария), Институт предпринимательства Финляндии.

И самое главное – благодаря всему этому улучшилось качество подготовки специалистов сферы сервиса, повысилась квалификация педагогических и управленческих кадров.

Вслед за улучшением материально-технической базы была решена другая задача – созданы новые структурные подразделения, деятельность которых направлена на повышение качества подготовки специалистов. Сначала был сформирован учебно-производственный модельный центр, интегрирующий имитационное моделирование и реальную деятельность участников образовательного процесса, затем на его базе организованы три имитационные учебные фирмы: «Поехали» (туристическая), «Пиццерия» и «Дежавю» (фотостудия). Работа в них помогает студентам приобрести навыки, способствующие вхождению в профессию, построению собственного бизнеса в сфере услуг.

В настоящее время преподаватели и мастера производственного обучения активно апробируют современные педагогические технологии, разрабатывают учебные и методические материалы, соответствующие специфике преподаваемых дисциплин. Таким образом, увеличивается диапазон средств и методов обучения, совершенствуется методика преподавания предмета.

2 Благодаря действию инновационной программы осуществляется интеграция колледжа в реальный сектор экономики, то есть:

  • расширились контакты преподавателей и мастеров производственного обучения с работодателями;
  • реализуется совместная проектная деятельность;
  • организована информационная система взаимодействия;
  • сформирована база данных о потребности отрасли в специалистах и профессионально-квалификационных требованиях к ним;
  • в качестве преподавателей или консультантов к учебному процессу привлекаются наиболее квалифицированные специалисты-практики. Модель интерактивного обучения на базе мультимедиа и on-line лаборатории с привлечением ресурсов Новокуйбышевского телевидения позволила получить более высокий эффект от реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.

3 Для учреждений начального и среднего профессионального образования участие в приоритетном национальном проекте «Образование» стало новым этапом в развитии: это и современное оснащение, и реализация международного сотрудничества, и новые формы взаимодействия с работодателями. Полагаем, что такая форма государственной поддержки является наиболее эффективной для развития профессионального образования.


ПОПОВ Иван Павлович, директор Кемеровского горнотехнического техникума, кандидат педагогических наук, доцент

1 Сначала приведу несколько фактов. По объёму инвестиций Кузбасс занимает десятое место в России и первое – в Сибирском федеральном округе. Кемеровская область добывает более половины всего российского объёма угля – 56 процентов и 76 – углей коксующихся марок для металлургии. Интенсивное развитие угольной отрасли способствует росту таких значимых отраслей региона, как энергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, пищевая индустрия, то есть влияет практически на всю экономику и социальную сферу Кузбасса.

По информации Кемеровского центра занятости населения, в 2010 году дефицитными на рынке труда были специалисты многих горных профессий: горнорабочий очистного забоя, горнорабочий подземный, мастер по проходке горных выработок, машинист горных выемочных машин, машинист насосных установок, проходчик, электрослесарь по ремонту оборудования, электрослесарь подземный. При этом следует отметить, что все имеющие горные специальности выпускники нашего образовательного учреждения в период обучения осваивают не менее двух рабочих профессий, что позволяет им при наличии вакантных мест занимать не только технические, но и рабочие должности.

Техникум дважды, в 2008 и 2009 году, участвовал в конкурсе инновационных образовательных программ. И в обоих случаях разработки были направлены на обеспечение угольной отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами. Все приведенные выше факты показывают, что такая направленность имеет большое значение для экономики Кемеровской области.

Сегодня техникум реализует лицензированные программы профессиональной подготовки и переподготовки рабочих в соответствии с запросами предприятий и Центра занятости населения. В результате развивается деятельность учебного заведения, связанная с профессиональной ориентацией и трудоустройством студентов, – ни один имеющий горную специальность выпускник не остается без работы, расширяется взаимодействие с предприятиями, а также учреждениями, организациями, государственными и муниципальными структурами, занимающимися кадровым обеспечением угледобывающей отрасли. С участием работодателей происходит обновление содержания образовательных программ в соответствии с требованиями производства. Это неизменно влечет за собой повышение уровня профессионального мастерства сотрудников техникума. Они своевременно проходят курсы повышения квалификации и стажируются на производстве. Особенно важным фактором для формирования инновационной инфраструктуры является модернизация материальной базы образовательного учреждения, оснащение современным лабораторным и производственным оборудованием, что позволяет существенно повысить качество образовательного процесса.

2 Процессы обновления привели к тому, что решением департамента образования и науки Кемеровской области от 19 мая 2009 года техникуму присвоен статус базового образовательного учреждения по направлению «Научно-методическое обеспечение ГОС СПО специальностей горнодобывающей промышленности». Сегодня на новейшем горном оборудовании, имеющемся в учебном заведении, проходят практику студенты, причем не только свои, но и Кузбасского государственного технического университета, а также ежегодно приобретают рабочие профессии около тысячи желающих. Кроме того, на базе техникума обучаются педагогические работники начального и среднего звена, готовящие специалистов для горной отрасли. За два года проведено более 20 различных мероприятий: базовые консультации, семинары, заседания методических объединений, презентации. Таким образом, на сегодняшний день Кемеровский горнотехнический техникум является единственным в Кузбассе центром целевых образовательных услуг, совмещающим подготовку и переподготовку рабочих и специалистов для горной промышленности с обучением педагогических кадров.

3 Учитывая, что в техникуме, помимо горного направления, ведется обучение по образовательным программам, предусматривающим возможность дистанционного образования, считаем, что с целью повышения доступности среднего профессионального образования, а также дополнительных образовательных услуг в настоящее время целесообразна государственная поддержка учебного заведения в обеспечении развития дистанционной формы обучения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Опыт создания и развития ресурсных центров профобразования
Экспресс-форум: малые инновационные предприятия
Проблема подготовки востребованных специалистов
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Экспресс-форум: НСОТ как мотив для инноваций в системе СПО
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Сохраняя традиции, поддерживая инновации
Прорывные проекты – ядро инноваций
Проблемы профобразования: как привить любовь к труду
Экспресс-форум: закон о малых предприятиях

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ