Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования

Экпресс-форум с экпертами сисиемы дополнительного образования о перспективах непрерывного образования в России, роли дополнительного профессионального образования в модернизации образовательной системы.

26.04.2010
Просмотров: 5757

Одной из центральных задач модернизации российского общества и национальной экономики является организация эффективной системы непрерывного образования.

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования. Так, доля экономически активного населения, участвующая в непрерывном образовании, составляет в Австрии – 89,2%, Дании – 79,9%, Финляндии – 77,3%, Швеции – 71,%, Швейцарии – 68%. В России, несмотря на то, что развитие непрерывного образования было продекларировано в 2004 году как один из пяти приоритетов развития образования, переподготовку проходят, по разным данным, до 10% взрослого населения ежегодно.

Между тем, одной из основных проблем, которые сдерживают развитие инновационной экономики в нашей стране, является именно нарастающий дефицит кадров всех уровней квалификации.

Наш журнал приступил к освещению проблем и перспектив развития ДПО в России на постоянной основе. Разумеется, продуктивный диалог мы сможем выстроить только при активном участии самих специалистов и экспертов системы ДПО.

Большой и серьезный разговор сегодня впервые – в рамках нашей постоянной рубрики – начинают ректоры и руководители подразделений учреждений дополнительного профессионального образования, которые ответили на следующие вопросы:

  1. В русле решения задачи создания общеевропейского образовательного пространства в настоящее время принято говорить о десяти задачах Болонского процесса: к ранее сформулированным добавляются, в том числе, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»). Какое место вы отводите системе ДПО в решении задачи создания в России современной системы непрерывного образования? Как вы считаете, способна ли российская система ДПО в ее нынешнем состоянии в полной мере реализовывать принцип «образование в течение всей жизни»? Какой опыт работы отечественных учреждений ДПО, по вашему мнению, в этой связи необходимо сохранять и развивать? Что, на Ваш взгляд, требует кардинального пересмотра и изменения, на каком уровне?
  2. Деятельность системы ДПО в современных условиях, по своей сути, предполагает обладание самыми новыми знаниями – на острие передовой научной мысли. Откуда, собственно говоря, получают эти знания учреждения ДПО? Практика показывает, что зачастую единственным путем освоения нового является заимствование опыта у зарубежных «поставщиков знаний» (перевод учебников, методик, кейсов и т.п.) – без учета российской специфики. Сегодня отечественная система ДПО также по большей части базируется на традиционных методах обучения, среди которых преобладают лекционные. Назрело решение проблемы перехода на новые технологии обучения. Каково ваше видение путей изменения этой ситуации? Расскажите, пожалуйста, об опыте вашего учреждения.

КЕСПИКОВ Вадей Николаевич, ректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (Челябинск), доктор педагогических наук

В 1996 году Советом Европы был определен ряд ключевых компетенций, которыми необходимо овладеть обучающемуся в системе школьного образования для того, чтобы быть успешным в жизни. В этом ряду особое место занимают компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. С нашей точки зрения, система дополнительного профессионального образования может, и, видимо, должна играть в решении этой задачи ведущую роль. Вопрос лишь в том, насколько существующая сегодня практика организации работы системы ДПО, а также содержание этой работы соответствуют новым запросам времени и отвечают профессиональным потребностям работников образования.

С одной стороны, есть ряд достаточно сильных позиций, которые занимает система ДПО. К ним можно отнести: большой практический опыт организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки; наличие целевых установок в системе курсовой подготовки на совершенствование профессионального мастерства педагогов (например, в отличие от высших учебных заведений, где основной целью является подготовка педагогов к профессиональной деятельности); большая информированность специалистов системы о профессиональных затруднениях педагогов и руководителей образовательных учреждений; возможность, (и имеющаяся практика), гибко изменять содержание образовательных программ повышения квалификации. Вместе с тем, современные требования к уровню подготовки выпускников всех ступеней школы, основанные на идеях получения знаний в деятельности, на умении учеников применить знания на практике, ярко выраженный акцент на духовно-нравственные ценности образования, в свою очередь, формируют соответствующие требования и к учителю. Сегодня учитель должен, прежде всего, владеть современными образовательными технологиями, при безусловном знании преподаваемого материала, и обладать соответствующими профессионально значимыми качествами личности. Это означает, что в системе повышения квалификации должны работать, как минимум, такие педагоги и, как максимум, те, которые в совершенстве овладели указанными выше профессиональными навыками. То есть одной из проблем нынешней системы ДПО является соответствующее кадровое обеспечение.

В Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования разработано и эффективно действует с 2007 года Положение о персонифицированных программах повышения профессиональной компетентности сотрудников. В этих программах прописаны и финансируются мероприятия по повышению квалификации каждого преподавателя и научного сотрудника. Ежегодно все научно-педагогические работники проходят курсовую подготовку в области информационно-коммуникационных технологий, осваивая новые возможности телекоммуникаций. Особое значение в этом направлении деятельности имеет участие специалистов института в инновационных проектах федерального и регионального уровней, которое позволяет повысить их профессиональную компетентность в вопросах приоритетов развития российского образования и обеспечить наполнение содержания курсовой подготовки слушателей своевременной и актуальной информацией. Для выполнения отдельных проектов исследовательского характера институтом привлекаются представители педагогических коллективов образовательных учреждений Челябинской области. Таким образом, формируется сеть учреждений, на базе которых апробируются новые технологии и методики, и которые в дальнейшем становятся базами стажировок при проведении институтом курсовой подготовки слушателей.

Необходимо также отметить, что непрерывно должно совершенствоваться и содержание программ курсовой подготовки, и технологии проведения учебных занятий. В этой части, с нашей точки зрения, можно использовать зарубежный опыт. Создание кейсов заданий, содержащих проблемные задачи профессионального характера для педагогов и руководителей, является одним из механизмов деятельностного подхода в системе повышения квалификации. Не только предлагать готовые решения, но и стимулировать педагогов к получению новых знаний и навыков для преодоления собственных профессиональных затруднений – этот подход сегодня должен стать одним из приоритетов системы ДПО.

Требуют иных подходов и содержательные аспекты программ дополнительного профессионального образования. Если в системе общего образования делаются акценты на метапредметные и личностные результаты, то и предлагаемые педагогам программы повышения квалификации должны быть надпредметными. В нашем институте в 2009 году были организованы работы по подготовке к реализации 63 программ дополнительного профессионального образования, из них 11 программ профессиональной переподготовки. При этом 20% программ носят надпредметный характер, что является отражением государственной политики в части стандартизации содержания образования: «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования», «Современные педагогические технологии», «Технологии развивающего обучения в начальной школе», «Методология и методика педагогического исследования» и др.

Если говорить о мерах, которые, с нашей точки зрения, должны быть предприняты на уровне регионов, то это могут быть мероприятия по формированию сети образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, оказываемых различными учреждениями и организациями. Выделение приоритетов в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования и формирование государственного заказа на оказание таких услуг обеспечит достаточный их спектр и качество.


ПАНИНА Татьяна Семеновна, ректор Кузбасского регионального института развития профессионального образования (Кемерово), доктор педагогических наук, профессор

Система ДПО, обеспечивая обучение специалиста (рабочего) по образовательным программам сверх основных образовательных программ профессионального образования, является самым мобильным звеном в системе непрерывного образования. В силу этого система ДПО способна оперативно отвечать на меняющиеся запросы рынка труда, ориентировать свои образовательные программы на освоение обучающимися новых видов и способов профессиональной деятельности.

В ситуации появления новых технологий и производств, необходимости переподготовки управленческого корпуса, уволенных военнослужащих, безработных граждан, мигрантов из СНГ резко возрастает потребность в дополнительном профессиональном образовании взрослых – по прогнозным оценкам, ежегодно необходимо обучать около 5-6 млн чел. Но в нынешнем состоянии система ДПО не способна обучить такое количество рабочих и специалистов, поэтому в деятельности учреждений профессионального образования всех уровней более весомое место должны занимать образовательные услуги для взрослого населения, необходимо развивать дистанционные формы ДПО, внутрифирменное обучение.

Чтобы преодолеть отставание России от развитых государств мира в реализации программ непрерывного образования, необходимо серьезное внимание уделить научной разработке проблем ДПО. К сожалению, среди десяти приоритетных фундаментальных научных направлений РАО на 2010 год тематика ДПО отсутствует, а среди членов РАО практически нет специалистов по ДПО.

Мы считаем, что следует обобщить и распространить опыт:

  • Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования по реализации многовекторной системы непрерывного образования управленческих кадров;
  • Самарского института повышения квалификации работников образования по реализации модели повышения квалификации на основе именных образовательных чеков.

Отделение профессионального образования РАО рекомендовало к распространению опыт Кузбасского регионального института развития профессионального образования по научно-методическому сопровождению инновационной практики в региональной системе профессионального образования.

Нам необходима система подготовки преподавателей-андрагогов как на уровне высшего профессионального образования, так и через систему повышения квалификации и переподготовки.

Применяемые в отечественной системе ДПО технологии обучения нужно ориентировать на особенности взрослых обучающихся; осуществлять переход к модульной, многоуровневой подготовке специалистов на основе компетентностного подхода в профессиональном образовании; использовать новейшие информационно-коммуникационные технологии; осуществлять разработку универсальных критериев оценки эффективности дополнительного профессионального образования, так как стандартов дополнительного профессионального образования нет; создать новое Типовое положение об учреждении дополнительного профессионального образования, которое до сих пор не утверждено Министерством образования и науки РФ.

Образовательный процесс в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования характеризуется прикладной, практической направленностью, блочно-модульным построением программ, включающих инвариантную и вариативную части.

Одной из форм повышения квалификации в институте является накопительная система повышения квалификации, которая включает реализацию различных моделей дистанционного обучения: модель интеграции очных и дистанционных форм работы; модель сетевого обучения с использованием автономных курсов дистанционного обучения; модель сетевого обучения и кейс-технологий, разрабатываются модели дистанционного обучения на основе видеоконференций и интерактивного телевидения.

Актуальной проблемой для системы ДПО можно считать недостаточную разработку учебно-методических материалов. Эта проблема в институте решается через деятельность временных научно-исследовательских коллективов, в которые привлекаются ведущие ученые региона. За шесть лет нами разработано и издано более 70 научных и учебно-методических изданий, что позволило создать необходимое учебно-методическое обеспечение в образовательном процессе института и повысить его эффективность.


ГЕРАСИМОВА Людмила Ивановна, ректор Института усовершенствования врачей (Чебоксары), доктор медицинских наук, профессор

Поиск оптимальной модели подготовки медицинских работников привел к окончательному осознанию необходимости эффективного непрерывного образования, которое выразилось в изменении к концу 90-х годов основного принципа – от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь».

Главной задачей в работе любого образовательного учреждения, в том числе учреждения дополнительного профессионального образования, является обеспечение легитимности выдаваемых им документов, которая гарантируется имеющейся в Российской Федерации нормативной базой.

Но в своей повседневной деятельности мы сталкиваемся с проблемами правового обеспечения последипломной подготовки медицинских работников, которые хочется прокомментировать.

С появлением в 1993 году «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» принципиально изменилась система допуска врачей-специалистов к самостоятельной работе. В дополнение к диплому, документу об уровне образования и специальности, Закон (ст. 54) потребовал наличия у врача сертификата специалиста – документа о соответствии полученной подготовки (по определенным видам деятельности) государственным образовательным стандартам.

«Наполнение» Закона приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1994 г. №286 и 1995 г. №318 позволило последипломным образовательным учреждениям четко построить свою работу.

Однако в январе 2000 г. министерством изданы приказы об отмене указанных подзаконных актов, в результате чего на территории РФ сложилась ситуация, когда существующий Закон, требующий наличия у специалистов сертификатов, оказался не подкреплен нормативной базой, определяющей сертификат как юридический документ. В настоящее время даже такой важнейший показатель этого документа, как срок его действия, может быть оспорен в судебном порядке. Кроме того, законодательно ситуация складывается таким образом, что один и тот же документ – сертификат специалиста – может получить интерн (одногодичная подготовка), ординатор (двухгодичная подготовка), аспирант (трехгодичная подготовка) и практикующий врач с 5-20-летним стажем работы.

Подписанные Болонские соглашения потребовали срочной регламентации количества врачебных специальностей. В 1970 году в Российской Федерации насчитывалась 51 врачебная специальность, а в 2010 – 103, тогда как в странах Европейского союза перечень предусматривает 54 врачебные специальности. Сохранение чрезмерной специализации врачей поликлиник создает дополнительные трудности не только в процессе их профессиональной подготовки и переподготовки, но и при лицензировании учреждений первичного амбулаторно-поликлинического звена. Возможно, что по пути интеграции с Евросоюзом и дальнейшего совершенствования качества образовательного процесса, а значит, и уровня профессионализма врачей России, необходимо решить вопрос о количестве врачебных специальностей.

В настоящее время действует «Положение о лицензировании образовательной деятельности», утвержденное постановлением правительства РФ в марте 2009 года, в котором указано, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет лицензирование образовательной деятельности:…образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования … по которым установлены федеральные государственные требования. Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются федеральные государственные требования.

Однако принятые на соответствующем уровне лицензионные требования и нормативы осуществления образовательной деятельности по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования отсутствуют, и Рособрнадзор при установлении лицензионных требований и нормативов использует «Требования и контрольные нормативы лицензирования образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования», утвержденные Госкомвузом Российской Федерации в 1993 году, что не соответствует специфике послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Интернатура законодательно отнесена к системе послевузовского образования, но федеральные государственные требования к структуре образовательной программы до сих пор не установлены. В связи с этим у образовательного учреждения возникает проблема с прохождением процедуры лицензирования, так как лицензирующие органы субъектов РФ не осуществляют лицензирование послевузовского образования.

В соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура) является обязательной формой профессиональной подготовки для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского, сестринского, фармацевтического образования, и служит основанием для занятия ими определенных должностей в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем.

Так, согласно п. 7 ст. 6 этого Закона под интернатурой понимается первичная годичная послевузовская подготовка, подтверждаемая удостоверениями установленного образца. Согласно приказу Минздрава СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» от 20 января 1982 г. №44 интернатура является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебных, педиатрических, стоматологических факультетов, по окончании которой им присваивается квалификация врача-специалиста. Таким образом, для начала профессиональной деятельности в медицине и фармацевтике, наряду с дипломом о соответствующем образовании, необходимо представить также удостоверение о прохождении интернатуры. Однако вышеуказанный приказ является подзаконным нормативным правовым актом, который не должен противоречить закону и лишь конкретизирует положения действующего законодательства.

Единственным документом, достаточно подробно регламентирующим вопросы обучения в интернатуре и правового положения интернов, является Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденное Министерством здравоохранения СССР 12 января 1982 г. и действующее по настоящее время.

Что же можно добавить к тому, что с 1982 года жизнь изменилась?

Отсутствие Положения об интернатуре, утвержденного на уровне соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, зачастую приводит к юридическим казусам.

Сегодня существуют две формы подготовки специалистов в интернатуре: на кафедрах учебных заведений и в клинических учреждениях здравоохранения. Кафедральные врачи-интерны, которые работают в отделениях и выполняют лечебную нагрузку, приравненные к статусу студентов, не получают заработную плату, не имеют трудового стажа, отчислений в пенсионный фонд, т.к. должность врача-интерна введена только в штатные расписания ЛПУ. Врачи-интерны учреждений здравоохранения, в свою очередь, не имеют возможности получить документы об окончании интернатуры, т.к. право обучения по программам последипломной подготовки, с выдачей удостоверений и сертификатов, предоставлено только образовательным учреждениям. Сложившаяся ситуация вынуждает разрабатывать и утверждать свой порядок прохождения интернатуры на уровне субъектов РФ, ориентируясь на возможности образовательных учреждений и потребности практического здравоохранения регионов. Совершенствование школы высшего профессионального образования, расширение сферы последипломного образования при изменяющихся экономических отношениях требует пересмотра нормативной базы интернатуры. С нашей точки зрения, было бы рационально придать интерну статус врачастажера, как это принято во многих странах мира.

В приложении №4 вышеуказанного действующего приказа размещено удостоверение с воспроизведением герба СССР, которое выдается врачам-интернам после окончания интернатуры и сдачи выпускного экзамена. Но на практике выпускаются удостоверения без воспроизведения какого-либо герба и существенно отличающиеся по тексту от утвержденных, что ставит под сомнение легитимность удостоверений, выдаваемых врачам-интернам.

В заключение хочется отметить, что учреждения дополнительного профессионального образования медицинского профиля нуждаются в скорейшей разработке нормативных документов, согласованных на уровне Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, и утвержденных на соответствующем уровне. Это позволит обеспечить подготовку специалистов необходимого профиля для практического здравоохранения с безусловным обеспечением легитимности получаемых документов об образовании.


КАПКАЕВА Равиля Зарифовна, начальник учебно-методического отдела Татарского института переподготовки кадров агробизнеса (Казань), кандидат биологических наук, доцент

На современном этапе научно-технической революции происходит непрерывное усложнение производственного процесса. Возникновение новых научных знаний, их дифференциация и интеграция приводят к необходимости подготовки рабочих и специалистов по профессиям и специальностям, которые по мере появления новой техники и технологий существенно видоизменяются. В условиях рыночной экономики именно уровень знаний, профессионализм определяют устойчивость человека на рынке труда.

Решение этих задач возможно только через взаимодействие рынка труда с рынком образовательных услуг, а именно – сферой дополнительного профессионального образования. Чтобы специалист мог не только трудоустроиться или удержаться на рабочем месте, но и непрерывно развиваться в соответствии с потребностями времени, ему необходим, по нашему убеждению, непрерывно-периодический контакт с системой ДПО. Именно система ДПО призвана и способна быстро реагировать на изменения требований рынка труда. При этом она решает задачи, связанные с исследованием и прогнозированием рынка труда, как в количественном, так и в качественном отношении, т.е. выходит за рамки чисто образовательной деятельности.

В России, как и во всем мире, система дополнительного образования получила новый импульс к развитию: не случайно вместо тезиса «образование не на всю жизнь» ООН выдвинула девиз «образование через всю жизнь».

На территории Российской Федерации в системе ДПО функционирует более 1500 образовательных учреждений и структурных подразделений. Одним из таких учреждений является Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, который в сфере дополнительного профессионального образования работает более 18 лет. Институт доказал свою жизнеспособность, занял устойчивые позиции в сфере дополнительного аграрного образования. Министерство образования и науки России придало институту статус экспериментальной площадки для отработки региональной модели построения системы дополнительного профессионального образования в условиях современной экономики и международных требований к профессиональной мобильности кадров. Институт успешно занимается дополнительно-профессиональным образованием: повышением квалификации и профессиональной переподготовкой кадров специалистов сельского хозяйства.

Активизация инновационного процесса в АПК возможна только при целенаправленном и эффективном развитии кадрового потенциала, т.к. он является основным фактором развития.

В целях повышения качества обучения институт расширяет сферу работ по формированию комплексной системы наблюдения, научно-обоснованного диагностирования и оценки состояния педагогической деятельности для реализации поставленных целей и задач.

Механизмом управления качеством повышения квалификации является мониторинг качества, который рассматривается как взаимосвязанная система, представленная управленческими, социально-педагогическими компонентами. Проводятся мастерклассы, ведутся научные исследования по проблемам формирования системы качества обучения в институте.

Развитие системы ДПО находится в прямой зависимости от востребованности услуг, предлагаемых институтом. Расширяется количество программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров по основным специальностям АПК. Институтом активно осуществляется рекламная деятельность через радио, телевидение, периодическую печать. Проводятся экспресс-опросы, консультации с руководителями сельскохозяйственных формирований Татарстана, организациями, входящими в АПК республики, и образовательными учреждениями в целях развития маркетинговой и рекламной деятельности. Организуется переподготовка кадров для инновационной сферы и научно-технического предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Татарстан. Проводятся семинары, конференции, демонстрация новой техники и технологий. Ведется целевая переподготовка специалистов для обслуживания инфраструктуры аграрного рынка, его таможенного регулирования, использования налогового законодательства и законодательства в области регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и органов управления развитием АПК РТ. Наш институт активно занимается формированием инновационной инфраструктуры для информационного обеспечения, поиска партнеров и коммерциализации освоения новых программ обучения.

Очевидно, что образование в системе ДПО в значительной степени носит инновационный характер, оно становится неотъемлемой частью системы инновационного развития республики. При этом в качестве цели нам видится не только подготовка «инновационных менеджеров» по новым образовательным программам, но и профессионализация с акцентом на инновационную направленность деятельности специалистов.

Основной целью нашего института является стратегия развития системы дополнительного профессионального образования, главная задача которой – обеспечение непрерывности обучения специалистов АПК в течение всего периода их трудовой деятельности на основе эффективного использования постоянно обновляемого научного и инновационного потенциала тех направлений и форм деятельности производства, где возможно достижение наиболее значительных экономических и социальных результатов.

Опыт развития многих стран показывает, что именно образование может обеспечить скорейший выход из критической экономической ситуации. Эффективное внедрение передовых технологий невозможно без соответствующего роста уровня образования специалистов. Во всем мире система ДПО признана приоритетной в кадровом обеспечении развития экономики стран, она является наиболее гибкой и результативной составляющей непрерывного образования специалистов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, институт усовершенствования врачей (чебоксары), кузбасский региональный институт развития профессионального образования, ЧИППКРО, дополнительное профессиональное образование, экспресс-форум, ао-38

Похожие материалы:
Реформы аграрного образования
Экспресс-форум: физкультура и спорт в системе образования
Опора – на инновационные учреждения
Управление качеством в сфере ДПО
Экспресс-форум: кадры для железнодорожной отрасли
Экспресс-форум: дополнительное профессиональное образование - проблемы, перспективы, задачи
Экспресс-форум: экспорт образовательных услуг
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Региональный университет малого и среднего бизнеса
Экспресс-форум: проблемы внедрения двухуровневой системы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#93Новый уровень программной аккредитации
#90Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
#90Модернизация педагогического образования
#92Новое педагогическое образование
#88Дуальное образование в России
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны