Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства

Материалы, помещенные под рубрикой «Экспресс-форум», посвящены совершенствованию профессионального мастерства работников учебных заведений, входящих в систему СПО.

Просмотров: 10529

Уважаемые читатели! Сегодняшний экспресс-опрос нашего журнала, посвящен совершенствованию профессионального мастерства работников учебных заведений, входящих в систему СПО. Выбор темы для обсуждения обусловлен тем, что становление новой системы образования, происходящее в нашей стране, сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Меняется законодательная основа образования. Обогащается его содержание. Становятся иными подходы к организации учебно-воспитательного процесса. У педагогов и студентов складываются другие отношения. В такой ситуации вопросы совершенствования профессионального мастерства педагогов и мастеров выходят на передний план. Учитывая это, редакция сформулировала вопросы очередного экспресс-форума следующим образом:

  1. На Ваш взгляд, соответствует ли сложившаяся система повышения квалификации преподавателей и педагогов образовательных учреждений среднего звена требованиям сегодняшнего дня? Если нет, в чем причина несоответствия?
  2. Какие из форм и методов, применяемых в наше время, наилучшим образом влияют на повышение профессионального мастерства педагогов и мастеров и дают наибольший эффект?
  3. Есть ли в вашем образовательном учреждении постоянно действующая программа или своя система повышения квалификации сотрудников? Что она собой представляет? Насколько результативна?

ЛИПИНА Татьяна Алексеевна, директор ГОУ СПО «Нижегородский
технологический техникум», кандидат педагогических наук

(1) Перемены, происходящие в системе начального и среднего профессионального образования, реализация инновационных процессов в управлении, содержании и технологиях обучения обострили и актуализировали вопрос повышения уровня профессионального мастерства и развития педагогического творчества кадрового состава образовательного учреждения.

Существующая сегодня система повышения квалификации не в полной мере обеспечивает постоянно растущие требования к уровню профессиональной подготовки и степени общественной активности педагогов. Причиной этого служит срок. В настоящее время педагоги проходят повышение квалификации один раз в пять лет. Такой подход не учитывает стаж, образование, профессиональный опыт, результаты работы человека, творческие возможности и индивидуальные особенности личности. Он не рассчитан на поступательное, непрерывное, всестороннее развитие специалиста, не позволяет ему вовремя овладеть современным содержанием образования и многообразными, гибкими и мобильными формами подачи знаний. На мой взгляд, при организации курсов повышения квалификации для начинающих педагогов следует уделять больше внимания основам конструирования учебно-программной документации, способам развития профессиональных качеств обучающихся, развитию навыков прогнозирования собственной деятельности.

(2) Наиболее эффективными формами повышения профессионального мастерства педагогов и мастеров производственного обучения являются стажировка на современных предприятиях и в организациях, работа инновационных творческих групп по разрешению различных проблем обучения и воспитания молодого поколения, проведение мастер-классов.

(3) Система повышения квалификации техникума состоит из коллективных и индивидуальных форм развития профессионального мастерства: педагогической мастерской, школы начинающего педагога, предметно-цикловых комиссий, педсоветов, проблемных семинаров, педагогических и научно-технических чтений, научно-практических конференций, а также саморазвития и самосовершенствования педагогов.

Значительную роль в самосовершенствовании и саморазвитии играют аттестация и переаттестация.

Одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации и оказания методической помощи педагогам являются постоянно действующие семинары, цель проведения которых – обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует диагностика затруднений в практической деятельности.

Важную роль в совершенствовании образовательно-воспитательного процесса, выполнении требований государственного образовательного стандарта играют новые формы проведения педагогических советов, семинаров по актуальным проблемам образования, обновление учебно-методических комплексов, подготовка и освоение дидактических материалов, пособий, рекомендаций, активные методы проведения занятий, улучшение системы контроля знаний.

Действующая система конкурсов и поощрений, утвержденные критерии стимулирования научно-методической и профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, положительная мотивация работников на прохождение аттестации способствуют развитию творчества, росту профессионального уровня, сближению с обучающимися, повышению уровня культуры студентов, более качественной подготовке специалистов.


КОЗЬМИНА Алла Александровна, директор Московского областного гуманитарного колледжа, заслуженный учитель РФ

(1) Говорить о какой-то сложившейся системе повышения квалификации для работников СПО не приходится. Поэтому на данный момент ситуацию в целом трудно признать удовлетворительной. Если все же согласиться с утверждением, что система как таковая есть, то она малоэффективна и недостаточно способствует повышению профессиональной компетентности преподавателей. Бесплатные курсы повышения квалификации плохо учитывают характер и содержание преподавательского труда, не успевают за изменениями, грешат бедной и зачастую неактуальной тематикой. Что касается предлагаемых платных курсов повышения квалификации, они, как правило, недоступны из-за дороговизны, да и актуальность их тематики далеко не всегда подкрепляется соответствующим содержанием. О выездных курсах и мечтать не стоит по причине высоких цен.

(2) Мы используем любую возможность для повышения квалификации сотрудников и применяем самые различные формы работы, кроме стажировок. Это организация на базе колледжа экспериментальной площадки, приглашение высокопрофессиональных специалистов с гостевыми лекциями, сотрудничество с вузами, организациями и предприятиями, творческие командировки, участие в конференциях и семинарах, научно-методическая работа в предметно-цикловых комиссиях, прохождение курсов повышения квалификации, посещение выставок, проведение экскурсий, обучение в аспирантуре, самообразование и т.п. И все же, исходя из доминирующих на данный момент взглядов на образовательную парадигму и нашего опыта, следует отметить, что предпочтения заслуживают формы повышения квалификации, основанные на реализации проектного и проективного методов (Ильин Г.Л. Философия образования. М., 2002, с.122.; Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М., 2005, с. 86).

(3) Ежегодно в колледже составляется план повышения квалификации, который по существу является напоминанием, что тому или иному работнику надлежит пройти курс повышения квалификации. Но реализовать его в полной мере по разным причинам, и особенно в последнее время, очень проблематично. Планом оговариваются внутренние мероприятия, нацеленные на повышение профессионального мастерства работников. На наш взгляд, это традиционный и консервативный подход, рассчитанный больше на функционирование образовательного учреждения, чем на его развитие. Он нами не отвергается, но не является единственным. В колледже осуществляется и более прогрессивный подход, одновременно обеспечивающий работу его инновационной системы. Основу такого подхода составляет социально значимый, творческий проект, имеющий для учебного заведения жизненно важное значение.

В данном случае план повышения квалификации составляется, исходя из потребности в тех или иных компетенциях, которыми должны овладеть преподаватели как разработчики проекта. Определение компетенций возлагается на маркетинговую службу колледжа.

Социально значимый проект должен находиться в полном соответствии с приоритетными направлениями областной программы развития образования, а в идеальном варианте, являться ее составной частью и финансироваться. Его реализация впрямую связана с инновационным развитием колледжа и профессиональным ростом работников.

Такой подход интересен тем, что предполагает сотрудничество с научными институтами и вузами, починенное общей идее. Важно, чтобы кроме научного потенциала организация - партнер обладала опытом учебно-методической работы, а назначенный ею куратор проекта (как правило, специалист, работающий над сходной научной темой и в будущем планирующий защиту диссертации) расценивал участие в нем как жизненно важную задачу.

Именно по такой схеме на протяжении нескольких лет осуществлялось наше сотрудничество с бывшим Институтом развития профессионального образования (ИРПО). В процессе работы над проектом преподаватели получали конкретные задания и консультации, слушали лекции, участвовали в научно-практических семинарах, апробировали полученные результаты на занятиях, то есть реально повышали профессиональный уровень и развивали свои творческие способности. В итоге в колледже была создана система контроля качества усвоения знаний студентами с использованием заданий тестового типа, востребованная многими ссузами и вузами. Работа над проектом придала участникам сил и уверенности, послужила сплочению коллектива. Приобщившись к научному творчеству, преподаватели поступили в аспирантуру и в настоящее время готовят диссертации под руководством бывшего куратора от ИРПО, а ныне доктора педагогических наук, профессора Е.Н.Тупикина.

В качестве вывода можно предположить, что в перспективе, в ходе развития, система повышения квалификации оформится как система проективного образования, и опыт работы нашего колледжа этому не противоречит.


ШКОДКИНА Наталья Николаевна, руководитель научнометодического центра ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургическом колледж», кандидат педагогических наук, доцент

Профессия педагога требует двойной подготовки – человековедческой и специальной. За ней исторически закрепились две социальные функции – адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Первая связана с приспособлением студента к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а вторая -с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, он работает на будущее.

К сожалению, в учреждениях среднего профессионального образования трудится немало специалистов, не имеющих педагогического образования. И вместе с тем объем информации и интенсивность самого процесса обучения стремительно растут. В таких условиях в системе СПО складывается ряд противоречий, связанных с профессионализмом работников. В частности, квалификация педагогов не соответствует: а) объективным требованиям к подготовке кадров для предприятий, использующих передовые технологии, в том числе высокие; б) масштабам инновационной деятельности; в) тому уровню психологической подготовки, который требуется для реализации личностно-ориентированного подхода.

Для преодоления этих противоречий целесообразно рассмотреть наиболее значимую проблему, решение которой связано с совершенствованием психолого-педагогической и методологической переподготовки и повышения квалификации преподавателей (ПиПКП). Речь идет о проектировании целостного учебного процесса: целей, содержания, методов и средств обучения, исходя из конкретных моделей П и ПКП.

К проблемам, требующим особого подхода, относится формирование содержания переподготовки и повышения квалификации. На наш взгляд, общие принципы формирования содержания таковы:

  • соответствие содержания переподготовки и повышения квалификации требованиям к уровню профессиональной подготовки преподавателей, то есть в содержание обучения необходимо включать не только знания, но и элементы, обеспечивающие отражение опыта творческой деятельности преподавателя;
  • единство содержательной и методической сторон обучения, которое обеспечивается единством предметного содержания с методами и средствами его освоения;
  • структурное единство содержания на различных уровнях его освоения.

При разнообразии форм и методов обучения эффективность повышения квалификации в значительной мере зависит от информационного обеспечения. Доступ к информации о современных методах и технологиях обучения создает условия для оперативного использования нововведений. Учитывая это, наиболее перспективной формой повышения профессионального мастерства можно считать дистанционное обучение.

Исследования, проводимые в Железногорском горно-металлургическом колледже, показали, что преподаватели психологически тяготеют к стабильности, одним из проявлений которой является устойчивое желание повысить квалификацию как в области высокотехнологичных производств, так и в области инновационных педагогических технологий.

Для повышения мотивации административно-педагогических работников в колледже разработана система повышения квалификации персонала (ПКП), включающая внутреннюю среду (мероприятия, проводимые в учебном заведении) и внешнюю.

Внутренняя среда предполагает использование таких форм, как наставничество, учебная, методическая и воспитательная работа в рамках предметно-цикловых комиссий, внутренние курсы, школы, мастерские, педагогические чтения, конкурсы методических работ преподавателей, «Преподаватель года», дипломных проектов и работ обучающихся, обмен опытом на студенческих и педагогических конференциях.

Внешняя среда предполагает повышение квалификации путем учебы в аспирантуре, на факультетах повышения квалификации Федерального института развития образования, стажировок на предприятиях и в вузах, участия в региональных и всероссийских конференциях, конкурсах, семинарах, совещаниях, работы в методических объединениях.

Основу научной деятельности в системе повышения квалификации персонала составляют прикладные исследования по новым и приоритетным направлениям, в целях создания и апробации проектов и программ в сфере инновационной педагогической деятельности.

Сейчас ставится задача освоения преподавателями информационных технологий, формирования системы обмена опытом работы, методическими и программными материалами. Это актуально для создания единой образовательной среды.

В Железногорском горно-металлургическом колледже повышение профессионального мастерства персонала рассматривается не как средство решения отдельных прикладных задач, а как мощный ресурс внутриорганизационных изменений в рамках системного подхода.


КРАСНЫХ Станислав Владимирович, директор ГОУ СПО «Пермский
педагогический колледж № 1», кандидат географических наук,
доцент

(1) Считаю, что сложившаяся организация повышения квалификации преподавателей, работающих в колледжах и техникумах, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Причин несколько.

Назову некоторые. Прежде всего, несоответствие возникает из-за несистемного развития профессионального образования, явного «перекоса» в сторону высшего звена. Институты дополнительного профессионального образования (прежде всего, региональные) ориентированы в основном на общее образование и плохо ориентируется в проблемах среднего. К тому же, система СПО весьма специфична. К примеру, программы углубленной подготовки, реализуемые в учреждениях педагогического профиля, предлагают достаточно высокий уровень теоретического обучения (что приближает их к программам вузовской подготовки) и в тоже время являются практикоориентированными (подобно программам начального профессионального образования). Данное обстоятельство следовало бы учитывать при организации повышения квалификации преподавателей СПО. Однако этого нет. В настоящее время учреждения дополнительного профессионального образования и высшие учебные заведения ориентированы на выполнение социального заказа по повышению профессионального мастерства школьных учителей. Такая направленность вытекает из региональных проектов комплексной модернизации образования. Получается, что учреждения среднего звена вынуждены решать вопросы повышения квалификации своих преподавателей самостоятельно, опираясь на собственные ресурсы и возможности.

(2) Наиболее действенными формами и методами повышения квалификации педагогов в системе СПО, на мой взгляд, являются те, которые отвечают индивидуальным особенностям и ментальности конкретных педагогов. Считаю, что непрерывность образования и его гуманистическая направленность предполагают широкое использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе ресурсов Интернета, и конкретных приемов самообразования преподавателей.

(3) В нашем колледже имеется план и применяются различные формы повышения квалификации: курсы (в том числе дистанционные), включающие лекции, семинары, тренинги, проектирование, мастер-классы; индивидуальные стажировки; конкурсы педагогического мастерства. Установлены партнерские взаимоотношения с вузами Пермского края, что позволяет преподавателям повышать квалификацию путем обучения в аспирантуре, в основном заочной, по тематике, отвечающей как интересам колледжа, так и собственным. Кроме того, каждый педагог занимается самообразованием, корректируя содержание деятельности в соответствии с постоянно меняющимися обстоятельствами. Следует отметить, что новый импульс в повышение мастерства внесла программа Интел «Обучение для будущего». Три года колледж выигрывает гранты на ее реализацию и является одним из пяти учреждений СПО в Российской Федерации, где она успешно осуществляется. Сама программа ориентирована в основном на студентов, но ее творческая реализация заставила многих преподавателей пройти обучение, повысить квалификацию и продолжить самообразование.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: децентрализация СПО
Экспресс-форум. Год учителя и СПО
Экспресс-форум: представители СПО о профессиональном стандарте педагога
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
Модель образования в Зимовниковском педагогическом колледже
Ресурсный центр Курганского государственного колледжа
Подготовка кадров в Арском педагогическом колледже
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Модернизация педагогического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ