Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Электронное обучение для развития экономики

В конце сентября в МЭСИ прошел семинар, на котором обсуждались решения конференции и общие тенденции развития системы высшего образования в России и мире. Особое внимание было уделено информационным и коммуникационным технологиям.

Просмотров: 2176

На Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию в Париже, собравшей в июле делегатов более чем из 150 стран мира, Россию представлял Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В конце сентября в МЭСИ прошел семинар, на котором обсуждались решения конференции и общие тенденции развития системы высшего образования в России и мире. Особенное внимание участники форума уделили информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ), которые способны перевернуть сложившиеся представления о процессе получения образования.

Модернизация образовательной политики

Впрочем, в мире уже есть страны, в которых ИКТ поставлены на службу не только образованию, но и, как следствие, – экономике, которая лишь выигрывает от того, что население становится все более образованным. Современные технологии делают высшее образование доступным, открывая при этом перед человеком, желающим учиться, практически безграничные возможности в выборе параметров обучения.

Конференция ЮНЕСКО, проходившая в Париже с 5 по 8 июля, собрала 1200 участников из более чем 150 стран мира. Она была призвана выделить основные направления развития высшего образования с момента проведения предыдущей конференции 1998 года и определить стратегический план развития высшего образования в XXI веке.

Выступление председателя Комиссии ООН по международной гражданской службе Кингстона Роудза, который впервые за сорок лет оказался в родном вузе, задало настрой разговору о перспективах развития образования. Несколько десятилетий тому назад молодой Роудз приехал учиться в Москву из африканской страны Сьерра Леоне. Чтобы получить высшее образование, ему пришлось жить на чужбине в течении нескольких лет. Сегодня необходимость переездов для развития трансграничного образования, когда студент живет в одной стране, а учится в другой, отпадает. В условиях глобализации и интернационализации высшего образования ИКТ становятся важнейшим средством его доступности.

– Происходит демократизация полезных знаний в области науки и техники, монополия на которые принадлежала Соединенным Штатам, Европе и Японии, – обрисовал свое видение происходящих в современном мире процессов г-н Роудз. – Теперь к ним может присоединиться любая страна, если у нее есть соответствующий человеческий капитал, соответствующие институты и соответствующие стимулы.

О реальности с развитием ИКТ в России рассказал заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин. Он напомнил о критике со стороны Президента Дмитрия Медведева, касающейся решения этой проблемы. По словам главы государства, Россия занимает 92-е место в одном из рейтингов развития информационных технологий.

Но подвижки в решении этого вопроса есть. Так, в июле нынешнего года думский комитет по образованию принял специальное решение о поддержке развития электронного обучения в нашей стране. В планах депутатов – в ближайшее время подготовить первые версии законопроектов об индустрии электронного обучения. Ярким примером для законодателей может служить Южная Корея, в которой активная государственная поддержка развития e-learning (электронного обучения) позволила совершить в образовании настоящую революцию.

Общая стратегия российской образовательной политики ведет к ужесточению требований к качеству образования.

– Действительно, – рассуждает Олег Смолин, – чем шире доступ к образованию, тем жестче должны быть требования к его качеству. Преимущественно мы идем по пути ужесточения формальных требований, а перед нами стоит задача выработать содержательные требования к качеству образования.

В решении по итогам конференции ЮНЕСКО говорится: «Информационные и коммуникационные образовательные технологии имеют огромный потенциал для расширения доступа, повышения качества и достижения успешности образования. Чтобы гарантировать успешное внедрение ИКТ, образовательные учреждения и правительства должны сотрудничать, чтобы объединить опыт, модернизировать образовательную политику и усилить инфраструктуру».

В России пока электронное обучение и качество образования рассматриваются как антиподы. Считается, что традиционные технологии образования дают более качественные результаты, чем электронные. Но так ли это? При традиционных формах под контролем больше находится процесс обучения. При электронных – следить за процессом сложно, поэтому подконтрольным остается только результат. И достижению хорошего результата в образовательной политике России может служить симбиоз лучших отечественных традиций с новейшими технологиями.

От доступности к качеству

Актуальность проблемы доступности высшего образования в мире снизилась. И об этом может говорить тот факт, что десять лет назад конференция ЮНЕСКО была посвящена преимущественно именно вопросу о его доступности. Участники нынешней конференции главное внимание уделили обеспечению качества образования. Об этом рассказала специалист по программе ИКТ и дистанционного обучения отдела высшего образования секретариата ЮНЕСКО Мариана Патру.

«Сегодня высшее образование переживает настоящую революцию из-за беспрецедентного роста числа студентов, глобализации общества, влияния информационных и коммуникационных технологий на образование и расширения объемов обмена знаниями во всех формах».

Коичиро МАЦУУРА, генеральный директор ЮНЕСКО.

Г-жа Патру обозначила глобальные тенденции высшего образования, среди которых немаловажную роль имеет применение дистанционных программ в рамках традиционных университетов. На каком фоне будет происходить этот процесс? По мнению специалистов, XXI век будет характеризоваться дальнейшей глобализацией и интернационализацией образования, увеличением количества студентов, развитием новых экономик и растущим спросом на высшее образование, значительным изменением роли и функций университетов, необходимостью появления новых учреждений высшего образования (вузов для предпринимателей, корпоративных университетов, online-университетов), а также усилением контроля качества, аккредитации и признанием квалификации на международном уровне.

Революция ИКТ позволила сделать образование глобальным, и сегодня оно, как считает Мариана Патру, должно отвечать трем основным критериям: в любое время, в любом месте, в любой форме. Быстрый доступ к огромному количеству цифровых информационных ресурсов и знаний существенно изменяет то, как сегодня учатся студенты. Меняются не только технологии и потребности – меняется сама модель образования и роли ее участников. Место научного руководителя может занять тренер или наставник, которые должны обладать соответствующими времени компетенциями и больше направлять студентов на поиски самой актуальной информации по дисциплине.

В коммюнике ЮНЕСКО по результатам конференции говорится о решающей роли информационных технологий в построении экономики знаний. Они становятся основным ресурсом, делающим страну наиболее приспособленной к развитию.

Для этого, отмечалось на конференции, страны, во-первых, должны поддерживать более полную интеграцию информационных технологий, чтобы соответствовать возрастающим запросам к качеству высшего образования в перспективе обучения в течение всей жизни. Во-вторых, применение информационных технологий в обучении имеет огромный потенциал в обеспечении доступности, качества и успешности образования.

Россия не в лидерах

О том, во что выливается отсталость страны в развитии ИКТ, рассказал научный руководитель МЭСИ, президент Международного консорциума «Электронный университет» Владимир Тихомиров:

– ИКТ все больше становятся в мире сердцевиной для создания конкурентоспособных стратегий, благодаря своей революционизирующей силе, являющейся критически важным фактором для роста, развития и модернизации. История экономики показывает, что как только развитые страны подступают к технологическим границам, ИКТ приобретают решающее значение для продолжения использования инноваций как в процессах, так и в продуктах, а также для поддержания их конкурентных преимуществ. ИКТ оказались инструментом, который позволяет развивающимся экономикам и экономикам со средним уровнем доходов осуществлять скачок на высшие ступени развития или ускорить экономическую и социальную трансформацию. Примером тому являются страны Юго-Восточной Азии.

Информационные и коммуникационные технологии катализировали в мире процессы, которые предоставляют колоссальные новые возможности, создавая при этом невероятные пропасти.

По словам Владимира Тихомирова, в прошлом году в мире было создано 1,5 экзабайта информации. При этом объем технической информации удваивается каждые два года, а объем информации удваивается и того быстрее – каждые 72 часа. В таких условиях знания, которые получил студент «технического» университета на первом курсе, потеряют актуальность уже к третьему курсу обучения. В студенческие аудитории сегодня в лучшем случае доставляются знания как минимум восьмилетней «давности». Учебники в твердых копиях устаревают на момент печати, и их издание становится бессмысленным. Наряду с этим, новые технологии попадают в экономику намного быстрее, чем в систему образования. И создание новой техники стартует за пять-восемь лет до того, как технологии начинают преподаваться в вузе.

Использование ИКТ позволяет решать вопрос с доставкой актуальных знаний обучающимся. Они обладают необходимым потенциалом для развития конкурентоспособности стран в мировом сообществе.

Владимир Тихомиров рассказал об опыте уже упоминавшейся на совещании Южной Кореи, ставшей мировым лидером в электронном обучении. За последние несколько лет в стране были созданы 18 виртуальных университетов. Соотношение между студентами и персоналом учебного заведения в них совершенно фантастическое: примерно 12 тысяч студентов на 100 сотрудников вуза. Кроме того, объем индустрии электронного обучения в Южной Корее в 2008 году составил 1 млрд. 870 млн. долларов. Налицо и другие положительные результаты. Произошли колоссальные изменения в школах. Параллельное существование классических и online-школ обеспечило рост успеваемости «слабых» учеников на 40-50 процентов. Такие темпы роста качества обучения позволяют Южной Корее в ближайшие годы претендовать на абсолютное лидерство в мире с точки зрения количества образованного населения.

Нынешнее отставание России в применении ИКТ признается на самом высшем уровне. Президент РФ Дмитрий Медведев в своей статье «Россия, вперед!» отмечает, что «важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям. Чем «умнее», интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан. Тем свободнее, справедливее, гуманнее будет наша политическая система, общество в целом. Очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей, вся переподготовка должна быть переориентирована на использование современных технологий».

В Государственной Думе РФ начинают разрабатываться первые варианты законопроектов об электронном обучении. А значит, проблема сдвинута с мертвой точки. Как она будет решаться и насколько инновации изменят облик традиционных университетов – покажет время.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ФЭПО: интеллектуальный тренинг по Интернету
Сетевой университет СНГ
Совет ректоров вузов Ставрополья
E-learning на всех уровнях
ICDE – 2014: мир без границ
Массовое онлайновое обучение бросает вызов российской системе образования
Стратегия развития вузов США и России. Экспертное мнение
Заседание УМО по образованию в области прикладной информатики
Электронное обучение. Проблемы и перспективы
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ