Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Евразийское образовательное пространство

В конце сентября в Барнауле состоялся III Международный образовательный форум «Алтай – Азия»: «Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики».

Просмотров: 289

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

АНИЧКИН Евгений Сергеевич АНИЧКИН Евгений Сергеевич – первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета, руководитель Сетевого правового университета Алтайского края, доктор юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

В конце сентября в Барнауле состоялся III Международный образовательный форум «Алтай – Азия»: «Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики». Мероприятие было организовано Алтайским государственным университетом при поддержке Минобрнауки РФ, Россотрудничества, администрации Алтайского края, Ассоциации классических университетов России, компании Microsoft Corporation (г. Москва), Института развития образования НИУ ВШЭ, ведущих профильных журналов, в том числе «АО».

ВППЕРВЫЕ этот образовательный форум состоялся в сентябре 2012 года. Инициированный АлтГУ с целью содействия развитию высшего образования в российско-азиатском трансграничном пространстве, он зарекомендовал себя как признанная дискуссионная площадка1. На втором форуме, в сентябре 2014 года, состоялось обсуждение актуальных вопросов модернизации систем образования в евразийском пространстве, выявлялись пути повышения конкурентоспособности вузов, а также содействия эффективному решению проблем высшей школы2.

В этом году Алтайский государственный университет принял 158 исследователей и экспертов в сфере высшего образования из 11 стран, 26 субъектов РФ и более 50 вузов. Ведущими экспертами форума выступили директор Института развития образования НИУ ВШЭ И.В. Абанкина, исполнительный директор АКУР Е.В. Караваева, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании» Г.Н. Мотова, заместитель председателя межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Е.А. Сазонов, председатель Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа Н.В. Пустовой, научный сотрудник международного исследовательского центра (Австрия) Е.Б. Каменская, член рабочих групп при Минобрнауки РФ, эксперт АКУР Е.А. Зима.

В приветственном слове глава Минобрнауки РФ О.Ю. Васильева отметила, что «в динамике развития отношений стран евразийского пространства безусловный приоритет отдан сотрудничеству в образовательной сфере, где обмен опытом по лучшим практикам является залогом повышения качества обучения и международной конкурентоспособности вузов государств-участников Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и других стран евроазиатского региона».

Программа включала разнообразные формы общения: пленарное заседание, проектные сессии, методические семинары, круглые столы и форсайт-игру «Университет – 2035. Как построить идеальный университет?».

В рамках форума работали шесть проектных сессий.

  • Глобальная конкуренция и стратегии развития вузов в евразийском образовательном пространстве: новые вызовы и оптимальные решения.
  • Международные стандарты и современные подходы к гарантии качества образования в евразийском сотрудничестве.
  • Процессы интеграции вузов: российский и зарубежный опыт.
  • Образовательная деятельность современного университета: новые парадигмы и взгляд в будущее.
  • Российская и международная практика повышения финансовой грамотности. Формирование универсальных компетенций: инновационный подход и лучшие практики.
  • Опыт реализации совместных российско-китайских образовательных проектов.

Участники форума дали высокую оценку предложенному организаторами формату взаимного общения и обмена опытом, расширению и углублению многосторонних связей в рамках евразийского образовательного пространства.

Обсуждение в рамках форума затронуло ряд важных вопросов и, в первую очередь, необходимость объединения потенциала евразийского вузовского и экспертного сообщества в выработке совместных стратегий и проектов, ориентированных на преодоление глобальных вызов и повышение эффективности международного сотрудничества в области образования.

Так, участники указали на необходимость расширения взаимодействия и углубления образовательного сотрудничества в евразийском пространстве, повышение уровня интернационализации вузов и взаимной интеграции лучших образовательных практик.

Было отмечено появление новых вызовов, требующих переосмысления накопленного опыта и формирования соответствующих подходов к образовательному взаимодействию. Это усиливающаяся международная конкуренция в образовательной среде, существенные различия в степени интеграции вузов евразийского образовательного пространства, недостаточное использование в образовательной практике вузов международных стандартов и лучшего опыта. Акцентированы и такие вызовы, как слабая практикоориентированность образовательной деятельности, монополизм государственной аккредитации и несовершенство ее процедуры, общее усложнение и ускорение процессов, происходящих в образовательной среде.

Важным аспектом межвузовского сотрудничества является гармонизация образовательных стандартов, действующих в российских и азиатских вузах, сроков обучения, разработки и реализации международных образовательных программ, расширения форм взаимодействия вузов и взаимного признания результатов образовательной деятельности. В связи с этим участники форума большое внимание уделили рассмотрению проблем нормативного регулирования, отметив необходимость совершенствования нормативных правовых актов стран евразийского пространства, регулирующих отношения в сфере высшего образования; правового и организационного обеспечения взаимного признания документов об образовании; расширения межгосударственного информационного обмена в сфере образования.

Отдельно обсуждался вопрос о необходимости изучения лучших образовательных практик азиатских стран. Объектом внимания экспертов стали лучшие образовательные модели и проекты Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана, Монголии, Туркменистана, Узбекистана. Особый акцент был сделан не только на признанных образцах вузовской интеграции (Российско-Таджикский (Славянский) университет, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, Назарбаев университет), но и на новых проектах. Среди них создание совместного российско-китайского университета в г. Шэньчжене с целью подготовки на базе лучших российских образовательных программ молодых специалистов, необходимых для реализации совместных проектов в Азиатско-Тихо­океанском регионе. Важно подчеркнуть, что речь идет не о простом обмене образовательными программами или виртуальном сетевом обучении, а о полноценном совместном университете на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Пекинского технологического института. Обучение будет осуществляться на русском, китайском, английском языках по образовательным стандартам МГУ, лицензированным в установленном порядке Мини­стерством образования КНР. Успешно окончившим обучение выдадут диплом ведущего вуза РФ установленного образца, а также диплом совместного российско-китай­ского университета.

Результатом обсуждения стал ряд важных предложений и рекомендаций.

Одним из лейтмотивов прозвучавших выступлений стало обращение к академическому сообществу с просьбой направить усилия на создание общеазиатской системы гарантии качества высшего образования на основе положительного опыта по независимой оценке качества и профессионально-общественной аккредитации. По мнению докладчиков, полученные результаты позволят повысить конкурентоспособность российских вузов и выпускников на национальном и международном уровнях, согласовать критерии и технологии мониторинга состояния образования, создать действенные механизмы поддержания и повышения его качества. Частично положительная практика уже наработана. Как известно, в странах азиатского региона одним из основоположников внедрения профессионально-общественной аккредитации стал Центрально-Азиатский фонд развития менеджмента (г. Алматы) – неправительственное объединение вузов Центральной Азии, которым ещё в 2005 году были разработаны стандарты и критерии в области экономического и бизнес-образования, создана региональная система аккредитации CAMEQ.

В адрес Минобрнауки РФ было высказано предложение рассмотреть возможность дальнейшего совершенствования института государственной аккредитации путем передачи Рособрнадзором функций по ее проведению независимым профессиональным организациям, смягчения и деформализации процедур государственной аккредитации, учета результатов профессионально-общественной аккредитации при проведении аккредитации государственной.

Присутствующие также отметили, что вузам важно сосредоточить усилия на совместном решении проблем разработки основных образовательных программ в соответствии с новыми профессиональными стандартами, формирования фондов оценочных средств и создания внутренней системы гарантии качества образования.

Для углубления международного образовательного сотрудничества и более эффективного использования потенциала русского языка как инструмента межгосударственного и межнационального общения рекомендовано повышать уровень его преподавания в российских и азиатских вузах, а также расширять практику изучения восточных языков в российских университетах на основе сетевого взаимодействия с азиатскими вузами-партнёрами. Это обусловлено необходимостью адаптации азиатских студентов в вузах РФ и российских студентов в высших образовательных организациях Азии. Успешный пример решения аналогичной проблемы продемонстрировал Новосибирский государственный технический университет (НГТУ). Осознавая сложности, связанные с уровнем языковой подготовки магистрантов и аспирантов Университета Шанхайской организации сотрудничества из стран Центральной Азии и Китая, НГТУ открыл на базе партнерских вузов центры русского языка и культуры, а также информационные центры в КНР (г. Сиань), Таджикистане (г. Душанбе) и Казахстане (г. Алматы).

В итоговой резолюции участники форума отметили необходимость принятия мер по развитию стратегии всестороннего сотрудничества в области образования с учетом тенденций и особенностей социокультурного разнообразия, приоритетов устойчивого развития России и азиатских стран, а также потребностей в углублении межгосударственного и межвузовского взаимодействия. По предложению ректора Алтайского государственного университета, председателя Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай, профессора С.В. Землюкова была определена центральная тема намеченного на 2018 год IV Международного образовательного форума – лучшие образовательные практики. В ходе подготовки к мероприятию будет проведен конкурс «Лучшие образовательные практики АлтГУ», изучен положительный опыт вузов азиатских стран и предложены меры по внедрению лучших образовательных практик в повседневную деятельность вузов.

  1. Аничкин Е.С., Костенко М.А. Модернизация профессионального образования в России. Итоги международного образовательного форума «Алтай – Азия. 2012» // «Аккредитация в образовании», 2012. – № 8 (60). – С. 74-76.
  2. Аничкин Е.С., Костенко М.А. Перспективы евразийского образовательного пространства // «Аккредитация в образовании», 2014. – № 7 (75). – С. 61-63.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Первый вуз искусств нового типа
Современное инженерное образование: проблемы модернизации
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Оценка качества транснационального образования
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Перспективы евразийского образовательного пространства
Институциональная и программная аккредитация ВПО
Опорные университеты: от объединения к развитию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ