Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ФЦП развития образования: итоги-2012

Правительством РФ подготовлен и представлен Государственной Думе отчет об итогах реализации в 2012 году Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. С некоторыми данными этого доклада, в частности о системе профессионального образования, предлагаем ознакомиться и нашим читателям.

Просмотров: 1702

Правительством РФ подготовлен и представлен Государственной Думе отчет об итогах реализации в 2012 году Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. С некоторыми данными этого доклада, в частности о системе профессионального образования, предлагаем ознакомиться и нашим читателям.

О целях и задачах

Целевые задачи ФЦП развития образования на 2011-2015 годы, как отмечается в преамбуле доклада, сопряжены с задачами, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Так, результатами реализации программы должны стать: в сфере общего образования – его «модернизация как института социального развития»; в сфере профессионального образования – приведение его «содержания и структуры в соответствие с актуальными потребностями рынка труда». В качестве целевой задачи определено и «развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг». В итоге «большему количеству граждан, независимо от их места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья» станет более доступно качественное, соответствующее современным стандартам образование на всех его уровнях.

Уже по окончании первого этапа реализации программы должны быть получены «устойчивые модели» преобразований и оценки их результативности, а также разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений и регионов. На втором этапе произойдет их массовое внедрение по всей системе российского образования.

В отличие от предыдущей аналогичной программы развития образования на 2006-2010 годы, в действующей программе на конкурсной основе принимает участие гораздо большее количество регионов. В 2012 году субсидии по разным направлениям программы получили 76 субъектов Российской Федерации: большинство участвует по двум-четырем направлениям ФЦП, а лидер по участию – Иркутская область, реализующая проекты по всем пяти направлениям программы, за исключением шестого, специально предназначенного для субъектов Северо-Кавказского федерального округа.

«Как показал анализ результатов за 2012 год, отклонения в реализации программных мероприятий отсутствуют», – делают вывод авторы отчета.

О показателях и индикаторах выполнения ФЦП

Анализ результатов программы проводился по двум главным индикаторам и 24 показателям. Итоги реализации программы в 2012 году оценивались с точки зрения запланированного результата и фактического его выполнения, результаты оценки представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Увеличить изображение

Стоит отметить, что практически все показатели (в том числе по уровням дошкольного, общего, инклюзивного и дополнительного образования детей) выполнены, в ряде случаев со значительным превышением плановых цифр. Не выполнен в 2012 году единственный показатель – «доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (по плану – 23 процента, фактически – 21,2).

Таблица 2.

Увеличить изображение

О финансировании

В 2012 году плановый объем финансирования программы составил (см. диаграмму 1 «Структура финансирования ФЦП в 2012 г. из разных источников»):

  • за счет средств федерального бюджета – 12 263,47 млн. рублей, в том числе «капитальные вложения» – 5 756,48 млн. рублей, «НИОКР» – 138,3 млн. рублей, «прочие нужды» – 6 368,69 млн. рублей;
  • за счет средств субъектов РФ – 13 375,00 млн. рублей, в том числе «капитальные вложения» – 0,0 млн. рублей, «НИОКР» – 400,50 млн. рублей, «прочие нужды» – 12 974,5 млн. рублей;
  • за счет внебюджетных источников – 3 282,3 млн. рублей, в том числе «капитальные вложения» – 1 002,50 млн. рублей, «НИОКР» – 91,20 млн. рублей, «прочие нужды» – 2 188,60 млн. рублей.

Софинансирование статей расходов «капитальные вложения» / «НИОКР» / «прочие нужды» из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников распределилось следующим образом (см. диаграммы 2, 3, 4).

Увеличить изображение

Однако по факту в ряде случаев финансирование не достигло плановых цифр. Так, из бюджетов субъектов РФ финансирование по «НИОКР» выполнено лишь на 5,72 процента (22,91 млн. рублей вместо запланированных 400,50 млн.). Но зато субъекты перевыполнили план по статье «Прочие нужды» – 189,88 процента (25 374 млн. рублей вместо запланированных 12 974,5 млн. рублей).

Есть задолженность и у «внебюджетных источников». Так, обязательства по статье «капитальные вложения» выполнены в 2012 году на 60,8 процента, по статье «НИОКР» – 0, по статье «прочие нужды» – 91,6.

Отметим, что и федеральный бюджет – например, по направлению «НИОКР» – выполнил свои обязательства лишь на 86 процентов к плану.

Диаграмма 5.

Увеличить изображение

О новых моделях, методиках, инфраструктуре

На втором этапе реализации ФЦП (с 2014 года) планируется массовое внедрение результатов, выработанных и прошедших апробацию во время первого этапа программы (моделей, методик и т.п.). Какие же результаты достигнуты? Исходя из тематики нашего журнала, приведем лишь часть списка отмеченных в правительственном докладе модельных разработок.

Итак, разработаны следующие НОВЫЕ МОДЕЛИ, МЕТОДИКИ.

В области оценки качества:

  • методика анализа качества подготовки выпускников учреждениями профессионального образования (в 10 субъектах РФ проведена экспертиза качества подготовки выпускников учреждениями профобразования);
  • методика для проведения экспертизы образовательных программ вузов на предмет их соответствия требованиям работодателей в части установленных компетенций;
  • модели мониторинга практики использования измерительных материалов в процедуре государственного контроля качества образования, осуществляемой Рособрнадзором и органом исполнительной власти субъекта РФ в образовательных учреждениях профессионального образования (апробированы в 20 ОУ каждого уровня НПО и СПО);
  • две модели контрольных измерительных средств, обеспечивающих оценку индивидуальных достижений студентов и выпускников учреждений ВПО по программам бакалавриата, учитывающих международный опыт создания оценочных средств;
  • модели и инструментарий оценки соответствия содержания профессиональных образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (проведена апробация в 10 ОУ);
  • модель и инструментарий для внутреннего мониторинга и оценки качества высшего профобразования в образовательных учреждениях педагогического профиля;
  • методические рекомендации для апробации модели внутреннего мониторинга и оценки качества среднего профобразования и модели аудита результатов внутреннего мониторинга при управлении образовательным процессом;
  • модель независимой оценки систем внутреннего мониторинга и оценки качества профобразования СПО, ВПО, ДПО (проведена апробация);
  • модель общественной аккредитации программ профессионального и дополнительного образования (проведена апробация в 10 ОУ трех федеральных округов РФ);
  • проект перечня критериев и процедур аккредитации центров сертификации и оценки профессиональных квалификаций;
  • 3 модели независимой оценки систем внутреннего мониторинга и оценки качества профобразования (отдельно по СПО, ВПО, ДПО);
  • модельная методология рейтингования образовательных учреждений профобразования (проведена апробация на базе 177 вузов);
  • измерительные средства для оценки и сертификации квалификаций и критерии оценки для трех квалификационных уровней по профессиональному стандарту по отраслям (атомной, нефтегазоперерабатывающей, железнодорожного транспорта, медико-биологической и фармацевтической, металлургии, управления персоналом, туризма и сервиса, юриспруденции, авиастроения, наноиндустрии, машиностроения, педагогической, информатики и вычислительной техники, автомобилестроения, энергетики, ракетно-космической);
  • 12 показателей и индикаторов оценки роли кластеров с участием ведущих инженерных вузов в социально-экономическом развитии субъектов РФ; подготовлены рекомендации по повышению роли кластеров с участием ведущих инженерных вузов в социально-экономическом развитии субъектов РФ, а также рекомендации по повышению роли образовательных кластеров в отраслевом и региональном развитии;
  • типовые программы подготовки экспертов, привлекаемых к процедурам государственного контроля и надзора в сфере образования;
  • методические рекомендации по организации проведения контроля качества начального и среднего профобразования на региональном уровне, а также рекомендации по разработке измерительных материалов для проверок соответствия качества подготовки обучающихся начального и среднего профобразования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • образцы контрольно-оценочных средств для оценки качества реализации программ прикладного бакалавриата, включающие оценку знаний и практических навыков по 10 направлениям подготовки, разработана программа подготовки экспертов по оцениванию качества образования при реализации программ прикладного бакалавриата;
  • рекомендации по внедрению модели мониторинга деятельности организаций, осуществляющих экспертизу в сфере качества профобразования и общественно-профессиональной аккредитации, с целью отбора организаций для включения в Общероссийский регистр организаций (ОРРО) в сфере общественной, профессиональной оценки качества профобразования и общественной (общественно-профессиональной) аккредитации программ профобразования.

В области нормативного обеспечения:

  • проект Концепции развития системы непрерывного профессионального образования (разработаны детальные предложения по совершенствованию документа, определены условия и разработаны критерии оценки эффективности реализации концепции);
  • модельная целевая программа Минобрнауки РФ по поддержке приоритетных направлений деятельности по подготовке инженерно-технических кадров и специалистов с начальным и средним профобразованием.

В области инфраструктурного обеспечения:

  • в 2012 году на базе 8 национальных исследовательских и федеральных университетов функционировали 6 центров для работы с одаренными детьми и 12 дистанционных школ по различным академическим направлениям;
  • проведена апробация моделей центров оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) и экспертно-методических центров (ЭМЦ), моделей взаимодействия ЭМЦ и ЦОСК;
  • завершено строительство и введены в эксплуатацию объекты (учебные, учебно-лабораторные корпуса, общежития и т.п.) в 12 высших учебных заведениях, расположенных в различных субъектах РФ;
  • разработаны 4 типовые модели формирования образовательных кластеров с участием учреждений профобразования;
  • разработана модель взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров (8 апробационных и 6 экспертных площадок).

В области информационного сопровождения:

  • введен в опытную эксплуатацию портал Общероссий­ской системы оценки качества образования (ОСОКО);
  • доработана автоматизированная система сбора информации о функционировании системы ДПО на базе учреждений ДПО, СПО и ВПО в субъектах РФ (http://as-dpe.mon.gov.ru);
  • обеспечена деятельность головного офиса Феде­рального информационного центра на базе Московского государственного горного университета и представительств в каждом федеральном округе по тематике модернизации профобразования;
  • разработана методика прогнозирования потребности профессионального сообщества в сертификации профессиональных квалификаций;
  • предложены три лучшие практики реализации программ профобразования (НПО, СПО, ВПО, ДПО) с применением электронного обучения, ДОТ.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Качество образования определяет содержание
Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развития
От количества к качеству: тенденции развития СПО
Процессный подход в обеспечении качества
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
Новый уровень модернизации НПО и СПО
"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."
Сертификация квалификаций: начало большого пути
Архитектурное образование в США
Национальная модель аккредитации Казахстана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ