Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Филиалы работают на регион

Сегодня государственная политика направлена на оптимизацию структурных подразделений вузов, что в сути своей выражается в сокращении количества филиалов. Но при оценке целесообразности их деятельности недостаточно ориентироваться на основные критерии оценки качества обучения, следует учитывать и соответствие работы учебного заведения особенностям региона, остроте кадрового вопроса на местах.

Просмотров: 98
Б.Я. РЯБКО, ректор Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор технических наук, профессор

Система образования является частью политической, экономической и социальной жизни страны, следовательно, любые кардинальные изменения в обществе отражаются на развитии высшей школы. Перестройка взаимоотношений между центром и регионами в середине 90-х годов XX века невольно содействовала территориальному развитию высшего образования и возрастанию числа вузовских филиалов. Субъекты Российской Федерации с пониманием отнеслись к новой стратегии головных вузов, поскольку подготовка специалистов на местах способствовала развитию кадрового потенциала республики, края или области.

Сегодня государственная политика направлена на оптимизацию структурных подразделений вузов, что в сути своей выражается в сокращении количества филиалов. Но при оценке целесообразности их деятельности недостаточно ориентироваться на основные критерии оценки качества обучения, следует учитывать и соответствие работы учебного заведения особенностям региона, остроте кадрового вопроса на местах. В наши дни аксиомой стал факт, что молодой специалист, получивший знания в Москве, на работу в Сибирь не поедет. В результате путь развития уральских, сибирских и дальневосточных филиалов один – поднимать качество образования до мирового уровня.

К концу 90-х годов пополнился филиалами и Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики. В 1997 году в состав СибГУТИ были введены Уральский колледж связи и информатики и Улан­Удэнский электротехникум связи, готовившие в то время специалистов со среднетехническим образованием. Хабаровский институт начал свою историю раньше, в 1958 году, когда в дальневосточном городе открылся учебно-консультационный пункт Новосибирского электротехнического института связи для подготовки инженеров­связистов по заочной форме обучения, но современная структура учебного заведения сформировалась в 2001 году, после вхождения

в состав вуза Хабаровского колледжа связи и информатики. Таким образом, подготовка кадров с высшим образованием стала осуществляться в Уральском техническом институте связи и информатики и Хабаровском институте инфокоммуникаций, ставших филиалами вуза, а также в Бурятском филиале СибГУТИ. В составе каждого филиала сохранены колледжи, обеспечивающие изучение программы среднего профессионального образования.

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Активное развитие

Уральский технический институт связи и информатики ведет активную работу по модернизации учебно-материальной базы и технологий обучения студентов в условиях опережающего развития инфраструктуры информационных коммуникаций региона и реформирования системы образования с учетом мировых тенденций в экономически развитых странах.

В институте создана и развивается единая научно-образовательная электронная среда на базе широкополосной мультисервисной сети связи, в структуру которой входят 1,1 тыс. компьютеров, подключенных к интернету. Способствуют получению качественных знаний 8 мультимедийных лекционных аудиторий на 150 мест и 52 мультимедийных компьютерных класса.

У студентов есть беспроводный доступ Wi-Fi к интернету в институте, общежитии вуза, читальных залах библиотеки. Студенты получили возможность работать с такими лицензионными электронно-­библиотечными системами, как ibooks.ru, Национальный электронно­-информационный консорциум, научно-электронная библиотека eLibrary.ru. Создана подсистема автоматизированного библиотечного комплекса с электронной библиотекой, насчитывающей более 188 тыс. экземпляров. Доступ пользователей осуществляется через сайт УрТИСИ.

Научный потенциал вуза достаточно высок и соответствует лицензионным и аккредитационным требованиям университетского уровня: 70 процентов преподавателей имеют ученую степень или звание. За 2013-2014 учебный год профессорско-преподавательским составом опубликованы 111 учебных и учебно-методических пособий, 7 монографий, 180 статей, в том числе 53 – в зарубежных изданиях.

Успехи студентов

Большое значение в институте уделяется научно-исследовательской работе студентов. Более 60 процентов дипломных проектов имеют практическую ценность и научно-исследовательский характер, а также обеспечены актами внедрения по применению в учебном процессе в условиях инновации образовательного процесса и модернизации лабораторного фонда.

По итогам 2012-2013 учебного года после жесткого конкурсного отбора 12 студентов вуза получали стипендию Правительства РФ и 8 человек – стипендию Президента страны.

Студенты и преподаватели факультета телекоммуникаций вносят весомый вклад в развитие науки, повышение интеллектуального потенциала молодежи. Студент Евгений Волгарев и старший преподаватель кафедры Е.И. Гниломёдов приняли участие в областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов Свердловской области «Научный Олимп – 2012». Студенты факультета представили проекты на два международных молодежных форума.

В январе 2013 года студентом Ильей Соловаровым (научный руководитель – Е.С. Тарасов) зарегистрировано заявление в Федеральном институте промышленной собственности о выдаче патента РФ на полезную модель «Система передачи текстовой информации сжатой кодовой последовательностью, применяемой для передачи текстовых сообщений в сфере инфокоммуникаций».

Из наиболее значимых мероприятий необходимо отметить всероссийский конкурс дипломных проектов с использованием программных продуктов «1С». Всего было представлено 184 дипломных проекта из 50 регионов России, а также из Казахстана, Украины, Кыргызстана, Белоруссии. По Уральскому федеральному округу в конкурсе участвовала студентка института Лэйла Идаятова и заняла третье место.

Работа студентки Елены Белоусовой «Крупнейшие международные контейнерные перевозчики» участвовала в межвузовском конкурсе и была опубликована в альманахе студенческих работ, посвященном 106-летию Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Студенты не только занимаются научно-исследовательской работой, но и активно участвуют в международных соревнованиях. Например, кандидат в мастера спорта, член сборной команды России по скоростной радиотелеграфии Николай Бахвалов и перворазрядник Николай Попов участвуют в чемпионатах мира по этому виду спорта.

За успехи по подготовке квалифицированных специалистов вуз неоднократно награждался почетным дипломом губернатора Свердловской области. Уральский технический институт связи и информатики по итогам участия в работе всероссийского форума «Образовательная среда­-2010» награжден дипломом за проект «Аппаратно-программный комплекс телекоммуникационного вуза Уральского региона». В следующем году на очередном форуме институт удостоен двух дипломов Минобрнауки РФ. По итогам участия в XIII Межрегиональной специализированной выставке «Образование от А до Я. Карьера» УрТИСИ награждён дипломом первой степени в номинации «Образование» за программы комплексной подготовки профессионалов высокого уровня.

По итогам участия в 62-й Международной выставке «Идеи, изобретения, инновации» УрТИСИ за разработку «Инновационный комплекс автоматизации образовательного процесса технического вуза» награждён дипломом и золотой медалью выставки, серебряной медалью Варшавской ассоциации изобретателей и рационализаторов, а также золотой медалью Тайваньской лиги изобретений. Институт связи – одиннадцатикратный лауреат открытого конкурса «Евразия. Лидер в бизнесе» (2000-2010) в номинации «Лучшее образовательное учреждение». За значительный вклад в развитие просвещения, образования и духовно-­нравственного воспитания молодежи УрТИСИ признан одним из ста лучших вузов России в номинации «Филиал года» в 2009-2011 годах.

О востребованности выпускников вуза свидетельствует такой факт, что 68 процентов будущих специалистов трудоустраиваются уже в период обучения в институте, 98 процентов выпускников работают по избранной специальности, а в службу занятости никто не обращался. В 2012-2013 учебном году институт получил три благодарственных письма работодателей за профессионально подготовленные кадры.

БУРЯТСКИЙ ФИЛИАЛ

Страничка истории

В феврале 1961 года министр связи СССР, генерал­-полковник войск связи Н.Д. Псурцев проездом из Москвы в Монгольскую Народную Республику встретился в г. Улан-­Удэ со связистами города и руководством республики. На совещании был решен вопрос об организации в столице Бурятии среднего специального учебного заведения – электротехникума связи. Во время первого набора студентов конкурс составил пять-шесть человек на одно место.

Организационных проблем на первых порах было предостаточно. Занятия сначала проводились во вторую смену в здании советско¬партийной школы. Не хватало преподавателей по специальным дисциплинам, поэтому приходилось привлекать специалистов управления связи. Преподаватели техникума собирали, монтировали приборы, узлы аппаратуры по спецдисциплинам для будущих лабораторий и мастерских. В числе первых учащихся нашлось немало умельцев, практиков по монтажным делам, они дневали и ночевали в лабораториях и мастерских, собирая стенды, выполняя описания, чертежи и схемы. Многие дипломные и курсовые проекты с самого начала готовились для практических целей.

Старое здание и общежитие техникума отапливались дровами. Для 100 печей за зиму заготавливали около тысячи кубометров дров. Многие учащиеся подрабатывали истопниками.

Осенью 1965 года началось строительство общежития и учебно-лабораторного корпуса. Зимой 1969 года занятия стали проводиться в новом корпусе. Приходилось на ходу монтировать станки, лаборатории, мастерские.

День сегодняшний

Компьютеры давно вошли в нашу повседневную жизнь и ныне определяют уровень развития науки, культуры и общества в целом. А для того чтобы с их помощью справляться со сложными заданиями, необходимы знания и умения огромной армии программистов и электронщиков.

В 2006 году в Бурятском филиале СибГУТИ создан факультет телекоммуникаций, оснащенный современными лабораториями, мастерскими и учебными классами. Все специальности факультета широко востребованы и позволяют выпускнику получить интересную и хорошо оплачиваемую работу по эксплуатации и проектированию телекоммуникационных систем и современных мультисервисных сетей.

В 2007 году в результате объединения двух факультетов открыт факультет информационных технологий и экономики. Каждый студент и преподаватель вуза имеет возможность работать в удаленном режиме с полнотекстовой базой электронных изданий – ЭБС IPRbooks, полностью удовлетворяющей требованиям ФГОС. В настоящее время здесь представлено более 200 ведущих федеральных и вузовских издательств.

ХАБАРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кадры, пользующиеся успехом

В настоящее время в Хабаровске и по всему Дальневосточному региону наблюдается постоянно возрастающий спрос на специалистов в области телекоммуникаций. Это обусловлено модернизацией существующих телефонных сетей, бурным развитием систем сотовой и спутниковой связи, локальных и глобальных сетей, переходом на стандарты цифрового и кабельного телевидения.

Специалистов, способных решить такие задачи, готовит Хабаровский институт инфокоммуникаций, являющийся обособленным структурным подразделением СибГУТИ.

Непременным условием повышения качества подготовки специалистов является совершенствование методики обучения. Проводимая в вузе методическая работа направлена на интенсификацию учебно-воспитательного процесса, прочное усвоение студентами растущего объема научной информации, повышение уровня проведения лекций, семинаров и практических занятий, самостоятельной подготовки, тесную взаимосвязь обучения с практикой. Для этого проводятся научно-методические конференции, на кафедрах регулярно проходят научно-методические семинары, ведется подготовка профилизированных учебных программ, учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов. Постоянно совершенствуются учебный план, расписание занятий, график учебного процесса.

Развивается учебная и материально­-техническая база института, имеющего в своем составе 2 учебных корпуса, 6 лекционных аудиторий, 64 аудитории для групповых занятий, 9 лабораторий высшего образования, 13 лабораторий СПО, 7 интегрированных лабораторий, 11 компьютерных классов с подключением к сети интернет, 2 общежития, библиотеку, спортивный зал, буфет. Для профессиональной ориентации молодежи, проведения экскурсий и торжественных мероприятий в здании учебного корпуса расположен единственный на Дальнем Востоке музей связи. Соотношение часов, отводимых на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов в институте в сфере высшего профессионального образования – в пределах от 50 до 53 процентов, в сфере среднего профессионального образования – 66 процентов.

Расширяется сфера деятельности института по подготовке специалистов на договорной основе с крупнейшими предприятиями связи региона для обучения их сотрудников по заочной форме, а при необходимости – организуется выездная приемная комиссия в сроки, согласованные с руководством предприятий.

Связь с производством

Выпускающими кафедрами и деканатом проводится большая работа по организации проведения государ­ственной аттестации студентов. Для председательства в ГАК приглашаются руководители и ведущие специалисты предприятий. При этом совместная работа лишена формальности: замечания, отмеченные председателями ГАК в отчетах о работе итоговой государственной комиссии, являются одной из форм, активизирующих улучшение качества учебного процесса. Рецензентами дипломных работ также становятся в основном сотрудники ведущих предприятий связи Хабаровского края. Тематика курсовых работ (проектов) для заочников определяется с учетом места работы студента. Сбор материала для дипломных проектов начинается на четвертом­пятом курсах. Так осуществляется принцип сквозного дипломного проектирования.

Выпускники института хорошо зарекомендовали себя, работая в таких компаниях сотовой и спутниковой связи, как Мегафон, Билайн, МТС, Глобал Телеком, в государ­ственных и коммерческих службах связи, телевидения, радиовещания, в инфокоммуникационных отделах крупных предприятий и организаций, банков и других финансовых структур.

Приказом по Федеральному агентству по надзору в сфере образования и науки Хабаровский филиал признан прошедшим лицензионную экспертизу по 16 специаль-ностям в сфере среднего профессионального образования, 7 специальностям и 3 направлениям в сфере высшего профессионального образования.

За прошедшие годы филиалы Сибирского государ­ственного университета телекоммуникаций и информатики показали эффективность своей работы и значимость для восточных регионов страны. Дальнейшее освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока потребует ускоренного формирования инфраструктуры, создания новых производств и развития социальной сферы, а это невозможно без подготовки современных кадров в этих регионах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Демократичный фактор профессионального роста
Как подготовить нового государственного служащего?
Перспективы развития северной медицинской школы
Подготовка специалистов АПК
Филиал Волго-Вятской академии государственной службы - управленческие кадры для города
Вуз социальной направленности
Соответствовать авторитету головного вуза
Кадры для специального (коррекционного) образования
Вуз для деловых людей
Перспективы спортивного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ