Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция

На первый взгляд, кажется, что у европейских агентств широкие возможности в сфере интернационализации. Шенгенское соглашение, единое экономическое пространство, единое образовательное пространство – все это является благоприятными предпосылками для развития интеграционных процессов в сфере гарантии качества образования.

24.04.2015
Просмотров: 1328

Е.Г. САВИНЫХ, начальник организационно-методического департамента Нацаккредцентра, кандидат педагогических наук


В испанском городе Кордоба 16-17 апреля прошел очередной Пятый форум Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании (ENQA) – ключевой организации, координирующей работу по обеспечению качества высшего образования в рамках Болонского процесса. Всего приняли участие 78 представителей европейских аккредитационных агентств из 32 стран. Среди основных вопросов впервые рассматривались проблемы интернационализации деятельности аккредитационных агентств, вопросы сотрудничества и конкуренции между аккредитационными агентствами на европейском рынке гарантии качества, достоинства и недостатки экспертной процедуры ENQA и её обновленная модель.

Результаты проекта ENQA

Одной из ключевых тем, вызвавших особый интерес, стала проблема интернационализации деятельности аккредитационных агентств на европейском рынке гарантии качества высшего образования.

На первый взгляд, кажется, что у европейских агентств широкие возможности в сфере интернационализации. Шенгенское соглашение, единое экономическое пространство, единое образовательное пространство – все это является благоприятными предпосылками для развития интеграционных процессов в сфере гарантии качества образования.

Каково современное состояние процесса интернационализации сферы гарантии качества в Европе? Какие проблемы испытывают европейские аккредитационные агентства? Каковы перспективы развития международного сотрудничества агентств в рамках единого европейского образовательного пространства? На эти и другие вопросы ответил, а также представил результаты четвертого проекта ENQA «Процедуры гарантии качества в европейском высшем образовании» руководитель отдела оценки качества Каталонского агентства гарантии качества университетского образования Йозеф Грифол.

Цель проекта – дать анализ, с одной стороны, современного состояния сферы гарантии качества с точки зрения ее интернационализации в условиях создания единого европейского образовательного пространства, с другой – влияния процедур агентств гарантии качества на высшее образование в европейском регионе. Анализ осуществлялся на основе опроса 47 аккредитационных агентств-членов ENQA (35 агентств со статусом полноправного членства, 12 – аффилированных членов). Результаты проекта показали, что большинство аккредитационных агентств ENQA – 69 процентов от общего числа участников – самостоятельно определяют стратегию интернационализации своей деятельности: без государственной поддержки, но и без вмешательства со стороны государства. Это свидетельствует о том, что наличие деятельности аккредитационных агентств за рубежом не является приоритетом для правительств многих стран – вполне достаточным является включение национального агентства в ENQA и EQAR (Европейский регистр агентств гарантии качества в сфере высшего образования).

«Результаты проекта показали, что большинство аккредитационных агентств ENQA – 69 процентов от общего числа участников – самостоятельно определяют стратегию интернационализации своей деятельности: без государственной поддержки и без вмешательства со стороны государства».

Какие ресурсы используются европейскими агентствами для интернационализации своих процедур гарантии качества? Прежде всего – финансовые, которые могут складываться из бюджетных поступлений, средств, полученных от вузов за проведение аккредитаций, а также в рамках международных проектов и других источников: таких, например, как Всемирный банк, Евросоюз и прочих. Согласно опросу, агентства-полноправные члены ENQA используют 8 процентов своего бюджета на международную деятельность, аффилированные – 22 процента. Такую большую разницу отчасти можно объяснить тем, что аффилированные агентства, стремясь получить статус полноправных, вкладывают больше средств в международную составляющую своей деятельности, поскольку впоследствии, во время прохождения международной экспертизы ENQA самим агентством, на уровень интернационализации агентства члены экспертной комиссии обращают особое внимание. Кроме того, рассматривались и человеческие ресурсы – сотрудники агентств и привлекаемые эксперты. Так, в 57 процентах опрошенных агентств в международной деятельности задействованы до 4 сотрудников, 56 процентов агентств cо статусом полноправных членов ENQA и 55 процентов аффилированных членов постоянно привлекают зарубежных экспертов в свои процедуры. Однако было выявлено, что международная мобильность сотрудников европейских аккредитационных агентств, включая участие в зарубежных стажировках, программах обмена, совместных семинарах, тренингах и других мероприятиях, к сожалению, остается на достаточно низком уровне, и это влечет за собой отсутствие обмена практическим опытом.

Важную роль в процессе взаимодействия между агентствами разных стран играет процесс коммуникации. Это касается и вопроса этики общения между агентствами: например, информирования о предстоящих экспертных процедурах на территории других стран. Так, проводя экспертные процедуры за рубежом, только 43 процента агентств-полноправных членов ENQA и 10 процентов аффилированных агентств информируют об этом национальные агентства гарантии качества.

Вызовы и риски

Интересными оказались результаты опроса о получаемом европейскими аккредитационными агентствами положительном эффекте от интернационализации своей деятельности. Так, 10 из 47 агентств (21 процент) получили самое высокое признание на международном уровне, 4 агентства (8,5 процента) – на национальном. По мнению респондентов, результаты работы 4 агентств оказали мощное содействие развитию высшего образования в своей стране, 3 агентств (6 процентов) – существенно повлияли на развитие процедуры признания квалификаций, и еще 3 – наиболее способствовали развитию студенческой мобильности.

Очевидно, что статистика не впечатляет. Причиной тому ряд вызовов и рисков, которые испытывают европейские агентства:

  • высшие учебные заведения вправе выбрать самое «доступное» во всех отношениях агентство, и такой выбор далеко не всегда определяется качеством и пользой экспертизы, предлагаемой агентством;
  • зарубежные методы экспертизы могут оказать отрицательное влияние на сложившуюся национальную систему образования и систему гарантии качества;
  • качество результатов работы экспертов может не соответствовать ожидаемому уровню (зачастую зарубежные эксперты не знакомы с особенностями национальных образовательных систем);
  • финансовые проблемы (приглашение зарубежных аккредитационных агентств обходится вузу существенно дороже и часто не компенсируется государственным бюджетом).

Вместе с тем сам факт позитивного влияния деятельности агентств на интернационализацию образования, говорит о многом и дорогого стоит. Агентства гарантии качества активно выполняют главную задачу – формируют европейский эталон качества образования, одновременно способствуя повышению качества образования в своей стране.

«Агентства гарантии качества активно выполняют главную задачу – формируют европейский эталон качества образования, одновременно способствуя повышению качества образования в своей стране».

Не соперничество, а сотрудничество

Болонский процесс, а точнее его основная цель – создание единого образовательного пространства, вопреки всем ожиданиям привнес элемент конкуренции во взаимоотношения в европейском высшем образовании. Это касается и высших учебных заведений, и агентств, оценивающих качество их деятельности.

Стоит ли бояться конкуренции? С одной стороны – нет, если агентство делает ставку на качество своей работы. Но, с другой стороны, – конкуренция подразумевает такую стратегию деятельности, которая направлена на решение только собственных задач, открытую борьбу за свои интересы. Сомнительно, что это будет способствовать достижению общей цели гарантии качества в сфере образования.

Вопрос о конкуренции среди аккредитационных агентств обсуждался на одном из секционных заседаний форума в Кордобе. В результате участники пришли к единому мнению – отказаться от понятий «конкуренция» и «рынок», говоря о качестве образования, сделать акцент на наиболее эффективный путь к достижению общей цели – сотрудничество и ориентацию на совместные усилия, интересы общего дела. Для этого был предложен ряд шагов в развитии сотрудничества среди агентств: изучать лучшие практики деятельности агентств, привлекать больше зарубежных экспертов, знакомить зарубежных экспертов с особенностями национальных систем образования с целью их учета при проведении экспертных процедур и принятии решения.

«Участники форума в Кордобе пришли к единому мнению – отказаться от понятий «конкуренция» и «рынок», говоря о качестве образования, сделать акцент на наиболее эффективный путь к достижению общей цели – сотрудничество и ориентацию на совместные усилия, интересы общего дела».

Экспертиза по-европейски

Форум ENQA проходил накануне знаковых событий – Девятой конференции министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Четвертого Болонского политического форума в Ереване (14-15 мая). Один из главных вопросов повестки дня – утверждение новой редакции Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования (ESG) – основополагающего европейского документа по обеспечению качества в высшем образовании.

В новой редакции ESG предложено использовать десять стандартов (в действующей редакции – семь). В качестве отдельных областей оценивания выделяются:

  • студентоцентрированное обучение и оценка успеваемости;
  • прием, успеваемость, признание и сертификация;
  • управление информацией;
  • постоянный мониторинг и периодическая оценка образовательных программ.

Это свидетельствует об острой необходимости повышения качества деятельности европейских вузов по этим направлениям. Утверждение новой редакции ESG потребует пересмотра стандартов, используемых в работе аккредитационных агентств.

Обсуждался вопрос, связанный с повышением качества деятельности самих аккредитационных агентств. Одним из путей его решения Совет директоров ENQA видит изменение технологии экспертизы агентств.

Член Руководящего комитета ENQA, заместитель генерального директора Норвежского агентства гарантии качества в сфере образования (NOKUT) Туве Блют Холмен и заместитель директора Центра оценки качества высшего образования (Литва) Аурелия Вайлекине представили для обсуждения обновленную модель проведения этой экспертной процедуры. Главное новшество – гибкий подход к оценке претендентов на членство в ENQA, точнее – использование различных подходов к оценке деятельности агентства при первой и дальнейшей экспертизе ENQA: в первом случае простая констатация соответствия ESG, во втором – фокус на развитие, динамику деятельности агентства. Также для отдельных агентств планируется включение этапа дополнительной экспертизы с представлением отчета спустя два года после принятия решения Руководящим комитетом ENQA.

В целом в качестве стратегических ориентиров, по итогам Пятого форума ENQA, были выделены следующие направления:

  • усиление работы в области интернационализации, а именно ставка на сотрудничество, увеличение количества иностранных экспертов для проведения аккредитационных процедур, участие в работе международных сетей, развитие международной мобильности сотрудников;
  • адаптация всех национальных образовательных систем к пересмотренным ESG: новая версия стандартов позволит более чутко реагировать на изменения в высшем образовании, к тому же отдельной областью оценивания теперь является реализация студентоцентрированного подхода в обучении;
  • повышение качества деятельности аккредитационных агентств: новый подход в оценке деятельности агентств, направленный на оценку динамики их развития, будет способствовать совершенствованию работы агентств, а значит решению главной задачи – обеспечению высокого качества образования в целом.

«Признание Нацаккредцентра европейским экспертным сообществом – это повышение доверия среди российских вузов, репутации и конкурентоспособности среди зарубежных аккредитационных агентств, возможность проведения международной аккредитации».

Признание Европой

Для Национального центра общественно-профессиональной аккредитации участие в форуме имело особое значение, поскольку здесь официально утверждено решение Руководящего комитета ENQA от 26 ноября 2014 года о включении Нацаккредцентра в ассоциацию и признан статус полноправного члена. И это событие очень символично, так как буквально следующий день, 18 апреля, был ознаменован как двадцатилетний юбилей инфраструктуры системы аккредитации в России.

Признание Нацаккредцентра европейским экспертным сообществом – это повышение доверия среди российских вузов, репутации и конкурентоспособности среди зарубежных аккредитационных агентств, возможность проведения международной аккредитации.

Статус признанного агентства в европейской ассоциации ENQA дает новые возможности для еще более активной работы Нацаккредцентра как внутри страны, так и за рубежом. Например, для проведения совместных аккредитационных процедур в российских вузах, широкого установления контактов с европейскими агентствами с целью приглашения европейских экспертов в комиссии центра, а также участия в рабочих группах и проектах ENQA по важным вопросам гарантии качества высшего образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-79, с места события, ENQA, качество образования, международное сотрудничество

Похожие материалы:
Форум членов ENQA
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Развитие системы оценки качества образования
Диалог Европа – Азия: такие ли мы разные?
Гарантия качества высшего образования
ENQA: российский опыт в европейском документе
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Европейские рекомендации, российские решения
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
ENQA: вопросов больше, чем ответов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Ежегодная международная конференция Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN) в мае...
Форум «Национальная технологическая инициатива – 2035: взгляд в будущее» в Уфе
27 сентября 2018 года в г. Уфа состоится Всероссийский форум «Национальная технологическая...
Опубликован ежегодный рейтинг вузов по версии фонда В.Потанина
Благотоворительный фонд Владимира Потанина представил рейтинг образовательных организаций высшего...
СГАУ на первой конференции ООН по космическому праву
В Москве состоялась первая конференция Организации Объединенных Наций, посвященная космическому...
Объединение университетов снижает конкурентоспособность
Рейтинг лучших вузов России – 2017 по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) представлен...
Из журнала
#93Центр дистанционных образовательных технологий Пермского строительного колледжа модернизирует учебный процесс
#93Вилюйский педагогический колледж готовит кадры по восьми специальностям
#93Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
#94В России создан новый рейтинг вузов
#92Тюменский ГМУ формирует новую систему непрерывного медицинского образования
Информационная лента
16:18В Республике Коми поддержка добровольческой деятельности закреплена законом
16:15Разработчик биопротезов из СВФУ подписал на ВЭФ соглашения с ведущими технопарками
10:46На всероссийской конференции в АлтГУ представили лучшие практики региональных вузов
10:42ИРНИТУ на Международном водном форуме: инновации в сфере водоочистки и утилизации БЦБК
10:16На ВЭФ презентовали проект мамонтового центра на базе СВФУ