Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Функция воспитания возвращается в школу

В комитете по образованию Государственной думы РФ прошло обсуждение концепции духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе. При этом была предложена идеологическая и методологическая основа для разработки ФГОС для общеобразовательной школы.

05.10.2009
Просмотров: 3476

Функция воспитаниявозвращается в школу
Законодательство в образовании

В комитете по образованию Государственной думы РФ в сентябре прошло обсуждение концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников. При этом законодатели не только одобрили проект, но и предложили в дальнейшем рассматривать его как идеологическую и методологическую основу для разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего, и профессионального педагогического, а также дополнительного образования.

Вызовы современного общества

Одним из исторических прообразов концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников можно считать книгу для чтения в народных училищах, изданную в 1783 по указу Екатерины II. Она называлась «О должностях человека и гражданина» и состояла из четырех частей. В первой давались понятия о душе, памяти, разуме, воле, добродетелях и пороках человека. Вторую  часть составляли медицинские наставления. В третьей, основной части, рассказывалось о разных формах общественного устройства. В четвертой – давались сведения о домоводстве. Книга служила пособием до 1819 года.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь.

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников разработана членами-корреспондентами Российской академии образования Александром Данилюком и Александром Кондаковым, а также действительным членом Российской Академии наук Валерием Тишковым. Проект в Госдуме представлял Александр Кондаков, которому пришлось не только рассказывать о принципиально новом документе, призванном стать идеологической и методологической основой общему образованию, но и защищать его, отвечая на вопросы депутатов. Хотя, надо сказать, народные избранники изначально были настроены исключительно положительно, считая, что необходимость разработки подобного документа для всей системы образования в нашей стране назрела давно.

Проект появился в рамках разработки Федерального государственного образовательного стандарта II поколения. В процессе работы над стандартом перед разработчиками встал важный вопрос об определении ключевых проблем и вызовов современному российскому обществу. И вот какая – впрочем, давно известная – вырисовалась картина. Еще в начале ХХ века были нарушены механизмы преемственности поколений, определения и трансляции духовных традиций России. Как следствие, сегодня мы наблюдаем рост национализма и ксенофобии, снижение ценности производительного труда, негативную демографическую ситуацию, снижение физического, социального и психологического здоровья населения и нарастание миграционных процессов. Поскольку именно образование как ведущая социальная деятельность общества является важнейшим ресурсом для стратегического и социально-экономического развития России, и было решено возродить в нашей стране его воспитательную функцию.

– Отвечая на эти вызовы, – рассказал генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, – мы начали формировать основы построения государственного образовательного стандарта. Исходя из «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года», в качестве научной основы было заложено фундаментальное содержание образования, ориентированного, прежде всего, на дальнейшее развитие естественнонаучного знания нашей страны, на биотехнологии, нанотехнологии, на развитие современных энергосберегающих технологий и открытие новых энергоисточников. Не менее важными для нас были идеологическая и методологическая основы построения стандарта. Также мы ориентировались на послания президентов России к Федеральному собранию в 2007 и 2008 годах. Чтобы определить, что же является основой развития российского общества, в качестве методологической основы стандарта мы заложили концепцию поликультурности. Россия – это государство, объединяющее многие народы, культуры и конфессии, которые имеют право на свою идентичность в рамках одной большой российской культуры. И еще одна основа для построения стандарта – общественный договор, социальный запрос общества и государства.

Разработчикам было непросто определить современный национальный воспитательный идеал и систематизировать базовые национальные ценности российского общества, на основе которых формулировались цели и задачи духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников (пока речь идет о стандарте начального образования), а также определялись социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития учащихся. Ведь государство фактически решило возвратить в современную школу важнейшую функцию воспитания. При этом впервые с 1917 года в России поднят вопрос о формировании личности гражданина, система нравственных ориентиров которого основана на тысячелетних традициях российского народа.

Так называемый национальный идеал в нашей стране неоднократно менялся и дополнялся. Вот лишь несколько наиболее ярких примеров. В средние века это был образ Христа с идеями, проповедовавшимися в православной Руси. Петр I своими реформами привнес воспитательные идеалы в виде служения Отечеству и новые ценности – науку, искусство и другие. Граф Сергей Уваров вернул на Родину ценность православия и самодержавия, практически сохранив идеалы служения Отечеству. В советское время идеалом был Моральный кодекс строителя коммунизма. А в 1991 году, как и в 1917-м, была предпринята попытка отвергнуть отечественную историю со всеми ее ценностными ориентирами, предоставив россиянам, в том числе и маленьким, развиваться по собственному усмотрению. К чему это привело, объяснять не нужно.

Идеал российского школьника

                Член-корреспондент РАО Александр Кондаков в качестве примера рассказал депутатам о том, какое внимание уделяется патриотизму в Соединенных Штатах Америки. Когда                                   Александр Михайлович преподавал в США, его сын пошел в первый класс американской школы. В честь начала занятий американских детей выстроили под звуки национального гимна под американским флагом, а специально для Димы Кондакова из России прозвучал российский гимн. Даже флаг, под которым маленький гражданин другой страны пошел в школу, был российский триколор – его своими руками сшила для своего ученика              американская учительница. 

Школа не является неким изолированным институтом общества, и полноценно реализовать свою задачу по развитию и воспитанию ребенка она может только совместно с остальными институтами социализации. Это средства массовой коммуникации, конфессии, институты гражданского общества и т.д. Только в комплексе можно обеспечить полноценную работу по полноценному духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения. Сами разработчики концепции под духовно-нравственным воспитанием и развитием понимают педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности посредством принятия единых ценностей: семейной жизни, культурно-регионального сообщества (мы разные, но живем в одной стране), культуры своего народа (может быть, одной из традиционных российских конфессий), ценностей российской гражданской нации и мирового сообщества. «Отцам» концепции пришлось определять базовые ценности российского общества, которыми, на их взгляд, являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, ценности религиозной культуры, искусство и литература, природа и человечество.

В соответствии с ними были определены цели и основные задачи духовнонравственного воспитания и развития школьников (в принципе, они тождественны задачам применительно к другим уровням образования). «Важно сформировать личностную, семейную и социальную культуру ребенка применительно к конкретному возрасту, ступени или уровню обучения», – объяснил Александр Кондаков.

При этом под личностной культурой понимается способность и готовность к самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению, способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности – то есть работа на результат.

Формирование семейной культуры подразумевает осознание таких ценностей, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, бережное отношение к жизни человека и забота о продолжении рода.

Социальная культура строится на осознании себя гражданином России, на принятии национальных, нравственных и духовных ценностей, на вере в Россию, чувстве личной ответственности за Отечество, верном восприятии ценностей общества, прав человека, ценностей семьи, гражданского общества, развитости чувства патриотизма и гражданской солидарности, заботе о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержании межэтнического мира и согласия. Кстати, на основе этих задач уже разрабатываются новые школьные учебники.

Каким же видится разработчикам концепции выпускник начальной школы? Прежде всего, это любознательный школьник, активно познающий мир, обладающий умением учиться, любящий свой край, страну. Покидая основную школу, выпускник должен осознавать себя личностью, живущей в обществе, и быть социально активным, понимающим глобальные проблемы современности и своей роли в их решении, носящим ценности гражданского общества, осознающим свою сопричастность к судьбе Родины, владеющим знаниями о ценностях культур, конфессий и мировоззрений. В идеале, это должен быть креативный и критически мыслящий человек, готовый к выбору профессии, личностному выбору и ответственности за свои поступки, разделяющий ценности безопасности и здорового образа жизни, уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними.

«Сколько учитель ни бейся…»

                         Национальный идеал личности – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,               принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Наиболее значимой для обсуждения концепции стала тема придания ей официального статуса, причем максимально высокого, поскольку это, по своей сути, идеологическая основа для деятельности образовательных учреждений. И пусть пока она затрагивает только начальное общее образование и не распространяется на учреждения НПО и СПО, в будущем, надо думать, и учреждения профобразования будут ориентироваться на положения концепции.

По мнению одного из разработчиков концепции, если уж она рассматривается как методологическая основа для разработки стандарта общего образования, то, значит, автоматически ее можно расценивать как некое техническое задание для системы профессионального педагогического образования, поскольку образовательные программы, основанные на новой концепции, должен реализовывать подготовленный педагог.

Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, сообщив, что РАО поддерживает концепцию заметил, однако, что если воспитанием будет заниматься только школа, изменений в обществе не произойдет. Сколько учитель ни бейся, закладывая в ребенка духовно-нравственные ценности, выйдя на улицу или включив телевизор, он столкнется с другими, отнюдь не положительными образцами поведения. В связи с этим чиновник поддержал идею придания документу более высокого статуса – чтобы на него ориентировалась не только система образования.

Депутат Государственной думы РФ Ирина Роднина обратила внимание коллег на то, что при обсуждении концепции идет разговор о технологиях, сберегающих здоровье, а не развивающих его.

– Беречь здоровье надо после шестидесяти лет, а в ребенке необходимо заложить желание к физическому развитию и физической культуре, – высказала свое мнение всемирно известная спортсменка. – Давайте будем формировать у детей ответственность за свое здоровье с раннего возраста.

Председатель комитета по образованию Государственной думы РФ Григорий Балыхин напомнил, что в преамбуле закона «Об образовании», в первую очередь, идет речь о воспитании и только после – об обучении. Однако в концепции, по его мнению, недостаточно внимания уделяется воспитанию как таковому: например, патриотическому, физическому и трудовому.

– Кроме того, мы игнорируем качества, присущие исконно русскому характеру, – заметил депутат, – гостеприимство, доброту, дружбу и т.д. Также, возможно, есть смысл – наряду с привитием положительных качеств школьникам – воспитывать в них и неприятие отрицательных.

В целом, депутаты, входящие в состав комитета по образованию Госдумы РФ, одобрили и поддержали проект концепции как основу социального заказа системе российского образования. По их мнению, важность этого документа в обеспечении успешной реализации стратегических направлений социально-экономического развития страны и создания условий для воспитания нового поколения граждан России преувеличить сложно. Представители народа рекомендовали Министерству образования и науки РФ, учитывая обозначенные замечания и предложения, обратиться в Правительство России с предложением придания концепции официального статуса.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: воспитательная работа, общеобразовательная школа, ФГОС, комитет по образованию ГД РФ, законодательство в образовании, с места события, ао-33

Похожие материалы:
Первоклассники первыми перейдут на новый стандарт
Комитет ГД РФ по образованию: системный подход к законотворчеству
Обсуждение проекта закона об образовании
Альтернативный «Стандарт» или альтернатива «Стандарту»?
Комитет ГД РФ по образованию. Обсуждение ФЗ-83
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
Круглые столы по педагогической тематике
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Преобразования в школьном образовании
Негосударственных детей в России нет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Тканевая инженерия – будущее медицины
Ученые Политехнического университета разрабатывают уникальные материалы, восстанавливающие...
МАИ создал беспилотник для безопасных полётов с аппаратурой
Разработчики постоянно находятся в поисках оптимизации и усовершенствования характеристик своих...
В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
Изучение моделей подобных систем может пролить свет на то, как функционируют их живые аналоги,...
Нейросеть обучили определять пол человека по написанному тексту
Многочисленные научные исследования показывают, что в письменном тексте неизбежно отражаются...
САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
В новом учебном году Волонтерский центр САФУ, Ресурсный центр инклюзивного образования САФУ и...
Из журнала
#90Модернизация педагогического образования
#93В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
#90Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
#91Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
#90Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
Информационная лента
08:22Конкурс инновационных проектов в области цифровых и промышленных технологий
08:54ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
08:45САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
09:25В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
09:03Нейросеть обучили определять пол человека по написанному тексту