Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Географическое образование: старые проблемы vs новые программы

Образование по направлениям географической науки в вузах и школах требует сегодня пристального внимания. Соответствующие проекты образовательных программ – с учетом итогов февральского заседания УМС – весной 2011 года будут опубликованы на сайте УМО по классическому университетскому образованию. После этого программы будут переданы на окончательное утверждение в профильное министерство.

Просмотров: 2634

На географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова 18-19 февраля состоялось заседание учебно-методических советов по географии и по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому университетскому образованию. Участие в заседаниях приняли более 80 человек – руководители и сотрудники профильных факультетов различных вузов России. А представитель Минобрнауки РФ озвучил важную информацию…

Председатель УМС по географии и по экологии и устойчивому развитию, декан географического факультета МГУ, академик РАН Н.С. Касимов отметил, что за последнюю четверть века география стала более экологичной, в науке и образовании возникли новые направления, такие как геоэкология, природопользование и другие.

Проректор МГУ И.Б. Котлобовский рассказал о проблемах, стоящих в настоящее время перед УМО по классическому университетскому образованию, среди которых:

  • урегулирование взаимоотношений между УМО и Минобрнауки РФ;
  • реализация перехода на Федеральные государственные стандарты третьего поколения (ФГОС-3), к трудностям которого относятся нерешенные вопросы о разработке учебно-методического обеспечения учебного процесса и финансировании материально-технического переоборудования вузов;
  • сохранение единого образовательного пространства России (несмотря на принятие единых для всех вузов ФГОС ВПО, основные образовательные программы одного и того же направления/специальности в разных университетах неодинаковы, а отсутствие согласованности даже в пределах необходимой унификации образовательных программ приводит к тому, что знания и навыки выпускников различны, и, в результате, нарушается принцип мобильности студентов).

В УМО идет сейчас работа над программами повышения квалификации входящих в него членов и программой «Tuning», в результате которой должен быть организован Tuning-центр. Одна из задач этого центра – организация международной аккредитации российских образовательных программ и разработка совместных образовательных программ классических университетов России с зарубежными университетами.

На февральском заседании учебно-методических советов обсуждались и примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки «География», «Гидрометеорология», «Экология и природопользование», «Картография и геоинформатика». Примерные программы разрабатываются для университетов на базе уже утвержденных Минобрнауки РФ федеральных государственных
образовательных стандартов.

В ходе работы заседания УМС выявлен следующий комплекс замечаний и дополнений в примерные основные образовательные программы:

  • некоторые составляющие программы курсов созданы в большей степени для преподавателей, а не для студентов;
  • для ряда курсов характерна слабая методическая проработка – неполно прописаны компетенции, некорректно распределены аудиторные часы и время самостоятельной работы (преобладает лекционная часть);
  • предложенная для самостоятельного изучения студентам дополнительная литература по ряду курсов на сегодняшний день уже устарела, и это «чувствительная» проблема, поскольку современной литературы, пригодной для обучения студентов, сейчас издается недостаточно, а ранее изданные учебники и учебные пособия зачастую уже не соответствуют требованиям, предъявляемым государством;
  • некоторые программы частично дублируют друг друга по содержанию;
  • часть программ требует создания альтернативных вариантов. Это актуально для относительно новых программ, а также программ курсов междисциплинарного характера (например, «Введение в географию», «Землеведение», «Климатология с основами метеорологии», «Социально-экономическая география», «Картография» и др.);
  • в ряде программ следует усилить географическую компоненту знаний.

Еще один актуальный момент разъяснил заместитель директора департамента профессионального образования Минобрнауки Н.Н. Михайлов. Он признал, что ректоры многих университетов выражают желание перенести время перехода на ФГОС нового поколения с 2011 года на более отдаленное время. Что же думает по этому поводу профильное ведомство?

– Строго судить готовность вузов к данному переходу, учитывая малый срок, отведенный на подготовку, министерство не будет, – заверил Н.Н. Михайлов. И обрадовал собравшихся тем, что в министерстве сейчас готовится решение о возобновлении тесного сотрудничества с УМО, поскольку только таким образом возможно эффективное регулирование системы высшего профессионального образования.

Важным известием стало и объявление о том, что теперь призеры олимпиад при поступлении в университеты могут предоставлять документ, удостоверяющий их победу на олимпиаде, только в один вуз. Таким образом, в другие вузы они уже будут поступать на общих основаниях. При этом льготами при поступлении могут пользоваться только победители олимпиад всероссийского масштаба. По словам чиновника, несмотря на грядущее сокращение бюджетных мест в бакалавриате, образовательных программ географического направления это не коснется. Также представитель министерства отметил, что в российских университетах общее количество мест магистратуры увеличится на 10 тысяч.

Участники заседания обсудили также проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

– Школьное географическое образование требует пристального внимания. Надо предпринимать самые разные меры: от пропаганды географических знаний до принятия административных мер, – отметил академик Н.С. Касимов.

Проект стандарта был разработан Институтом стратегических исследований в образовании РАО и недавно размещен на сайте Министерства образования и науки РФ. Участники заседания высказали ряд предложений в адрес разработчиков школьного стандарта:

  • уменьшить объем вариативных курсов до 20-25 процентов вместо предлагаемых 60 в связи со спорностью тезиса о ранней профилизации учащихся;
  • выделить географию, наряду с экологией и экономикой, в единую предметную область «Науки о природе и обществе», вместо включения ее в предметную область общественных наук, в свете этого пересмотреть и требования к результатам изучения;
  • рассмотреть возможность включения содержания курса «Россия в мире» в состав иных предметных областей в связи с отсутствием у курса особой предметной области (как это предполагается у предметов, изучающихся на интегрированном уровне).

Образование по направлениям географической науки в вузах и школах требует сегодня пристального внимания. Соответствующие проекты образовательных программ – с учетом итогов февральского заседания УМС – весной этого года планируется опубликовать на сайте УМО по классическому университетскому образованию. После этого программы будут переданы на окончательное утверждение в профильное министерство. Министерство же определит и дату окончательного перехода на ФГОС-3 и введения новых образовательных программ.

С подробной программой заседаний УМС 18-19 февраля можно ознакомиться на сайте географического факультета МГУ: http://www.geogr.msu.ru/news/news_detail.php?ID=4208

Материал подготовили Влада ВЕРЕВКИНА и Максим БЕЛЫХ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Исследовательская миссия медицинского вуза
Взаимодействие вуза и социально-культурной среды
ОмГТУ в системе рыночных отношений
Развитие не бумажной, а живой науки
Проектирование образовательных программ в авиакосмической области
Лесное образование в России: обозначая тенденции
Перспективы развития образовательного сотрудничества
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Лаборатория инноваций в творческом вузе
Закончен год, законотворчество продолжается

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ