Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Год учителя. Итоги

Корреспонденты журнала «АО» подводят своеобразный обзор «профильного» года. Вопросы общественного статуса, социальной поддержки, содержания образования – вот далеко не все проблемы, которые обсуждались в уходящем году.

Просмотров: 2011

Шаг вперед или два - назад?

Чем запомнился нам Год учителя?

Конечно, грандиозным открытием и новыми перспективами в виде инициативы «Наша новая школа», выдвинутой Президентом России Дмитрием Медведевым. Наши корреспонденты побывали на посвященной Году учителя Педагогической ассамблее, проходившей в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в СанктПетербурге. Почти все ее участники старались высказываться максимально открыто о наболевшем, обсуждали «без купюр» проблемы школы, образования вообще и педагогического в частности. Царившую на празднике атмосферу можно было охарактеризовать как «ожидание перемен». Ведь ни для кого не секрет, что, говоря о положении наших школ, мы, к сожалению, все чаще употребляем прилагательное «бедственное».

– Где работаешь?

– Да в школе, учителем… Такой ответ сегодня порой вызывает сочувственный взгляд собеседника. Все равно, что признаться: «Я неудачник...».

Получилось ли стать 2010 году ярким знаковым событием, заставившим вернуть уважение и признание столь важной профессии как учитель? Если обобщить все проблемы, с которыми Россия подошла к Году учителя, получится внушительный список вопросов, которые требовали серьезного осмысления со стороны и общественности, и государства, а главное – скорейших, системных и тщательно продуманных решений. Попробуем провести своеобразный обзор «профильного» года.

В педагоги не пойду, пусть меня не учат…

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2011-2012 годах на обеспечение выплат за классное руководство предусматривается направить еще 22,9 млрд. рублей из федерального бюджета. Начиная с 1 января 2013 года, Минобрнауки России считает возможным передать на уровень субъектов Российской Федерации выплаты денежного вознаграждения за классное руководство.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 года, денежное поощрение получили 1 тыс. лучших учителей в размере 200 тыс. рублей каждый.

Если учитывать, что, по данным Минобрнауки, в России около 1,2 млн. учителей, получается, что был премирован примерно каждый тысячный учитель страны.

О том, насколько снизился конкурс в педагогические вузы и, соответственно, приток молодых учителей в школы, рассказал в своем выступлении на парламентских слушаниях по законопроекту «Об образовании в РФ» Председатель Совета Федерации Сергей Миронов: «Могу совсем ужасные цифры привести очень хорошо известного вуза, выдающегося, самого передового, замечательного: данные за 2008 год – ноль! Ни один выпускник не пошел в школу».

Два года назад Центр социологии образования РАО провел исследование обучения в педагогических вузах. Директор Владимир Собкин выявил симптоматичное явление, которое назвал двойным отрицательным отбором: сначала в педвузы идут не самые сильные абитуриенты, говоря попросту, «троечники», а затем тоже «троечники», но уже из выпускников вуза, идут работать в школу. В результате, школьному образованию достаются люди без большого потенциала и амбиций. Это наша реальность.

Общественный статус

Чтобы поднять престиж профессии педагога председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов предложил приравнять учителя к госслужащему. С этим предложением солидарен и Сергей Миронов, предлагающий к новому статусу добавить соответствующие условия оплаты труда и социальные гарантии. Он считает, что «демократические перемены, происшедшие в России, отнюдь не привели к раскрепощению учителя как творца учебновоспитательного процесса. Учителя, завучи, директора школ… задерганы непомерным объемом бумажной отчетности, бессистемными изменениями учебных программ и учебнометодической литературы, всевозможными финансовыми, бытовыми, организационными неурядицами… Мнение педагогической общественности по острейшим проблемам школьного образования чиновники зачастую откровенно игнорируют. Высокомерное отношение чиновничества к учителю – это один из тех факторов, которые бьют по престижу профессии».

Тем не менее, недавнее (2009 г.) исследование ВЦИОМ выявило совершенно иную картину. По системе «человек – человек» социологи выбрали четыре профессии: милиционера, журналиста, священнослужителя, учителя – и провели опрос, какой из них респонденты доверяют больше всего. Ответы распределились следующим образом: учителю доверяют 68 процентов, священнослужителю – 62, журналисту – 32, милиционеру – 23. Получается, что уровень доверия к учителю в обществе попрежнему высок! Почему же сами педагоги пессимистичны в этом вопросе? Представляется, что причина во многом кроется в самооценке, самоидентификации, самоощущении учительского сообщества.

Социальная поддержка

С 2009 года в некоторых регионах для педагогов введена новая система оплаты труда (НСОТ), которая должна была повысить зарплату учителей с помощью «стимулирующих» надбавок. Согласно электронному мониторингу, в рамках государственной поддержки региональных комплексных проектов модернизации образования в перешедших на НСОТ школах, по отношению к 2006 году, среднегодовая зарплата учителей возросла более чем в полтора раза. Доходы наиболее квалифицированных учителей возросли в два и более раза. По данным Росстата, с 2000 года ежегодно увеличивалась и среднемесячная номинальная заработная плата работников системы образования. В 2000 году она составляла 1240,1 рублей, а в 2008м – 11316,8 рублей. Быстрее всего зарплата учителей росла в Центральном федеральном округе – с 10649 рублей в 2007 году до 18242 рублей в 2009м. В Приволжском федеральном округе учителя в 2007 году получали 7086 рублей, а в 2009м – уже 10865 рублей. В Дальневосточном федеральном округе эта сумма выросла с 13520 до 19293 рублей».

Но, судя по комментариям на учительских форумах и в президентском видеоблоге (blog.kremlin.ru), зарплата учителей после введения НСОТ в большинстве регионов всетаки снизилась, и порой значительно. Нередко учителя были поставлены в унизительную ситуацию, когда денежные надбавки распределяются в школе группой людей из числа «особо приближенных к руководству школы». Пострадали и учителя экономически «невыгодных» профессий: например, музыки. В период «оптимизации расходов на образование» культура не нужна ни администрации школы, ни города.

Директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина отметила: «У нас полтора миллиона педагогов, а надо – на 20 процентов меньше. В Финляндии соотношение учителя к ученикам 1 к 17, в Японии – 1 к 22. У нас – 1 к 8… Новая модель оплаты позволяет постепенно заменить старые кадры, и за счет сокращения, экономии средств и дополнительных денег региона поднять зарплату». Оптимизация расходов очевидна, правда, всем известно, как сильно реализация любых инициатив Правительства России зависит от регионального компонента.

По данным Минобрнауки, заработная плата учителей в регионах сейчас сильно отличается: разница составляет от 56 тыс. до 3040 тыс. рублей и зависит от местных особенностей, региональных коэффициентов или бюджетной обеспеченности региона.

И хотя дети и учебные программы везде одинаковы, ЕГЭ для всех един, зарплаты и размеры стимулирующих баллов пока сильно различаются.

Пряники и кнуты

Нельзя не отметить факт серьезного повышения расходов государства на образование. Аналитики ФБК И.А. Николаев и М.В. Титов в своем докладе «Приоритеты региональных бюджетов – 2010» отмечают, что суммарные расходы на образование в 2010 году – одни из самых значительных: 463 млрд. рублей, что на 7,9 процента больше, по сравнению с фактическими данными 2009 года. Тем не менее, в 45 регионах запланирован рост расходов на образование, а в 30 – снижение. Интересно, что получившие финансовую поддержку регионы установили себе различные приоритеты в выборе направления расходования бюджетных средств: в Калининградской области в 2,7 раза больше средств пошло на систему общего образования, в КабардиноБалкарии поддержали молодежную политику и оздоровление детей – рост расходов более чем в 10 раз, а в Мурманской области помогли начальному профобразованию, увеличив расходы на это направление в 3,9 раза. Кстати, такого разнообразия приоритетов не отмечено больше ни по одному направлению расходования средств региональных бюджетов.

Накануне Года учителя с 1 декабря 2009 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, появилась система штрафов для работников общеобразовательных школ. «Бить рублем» школьных работников собирались за «незаконный отказ в приеме в школу, за фальсификацию результатов государственной итоговой аттестации, а также за невыполнение учебного плана».

И под занавес «провального» – по оценке депутата Госдумы РФ, заместителя председателя Комитета по образованию Олега Смолина – Года учителя заключительным символическим актом предполагался законопроект, отменяющий федеральные гарантии предоставления коммунальных льгот для сельского учителя: «Ответственность за них целиком передаётся в регионы. Правда, при этом объявляется, что объём компенсации не может быть ниже, чем на момент вступления закона в силу. Но это решение для тех, кто не хочет смотреть дальше собственного носа…». «…В настоящее время статья 55 закона «Об образовании» во многих регионах исполняется, скажем так, очень частично. Новый закон разрешает оставить ситуацию на прежнем уровне, иначе говоря, он делает законным неисполнение закона… Закон вступит в силу с середины января. За это время можно понизить уровень поддержки сельского учителя в регионах и зафиксировать её на новом, пониженном уровне… Закон не предполагает индексации выплат за утраченные льготы, а коммунальные расходы растут по 1520 процентов в год. Через три года льготы ополовинятся, через пять лет от них останется одно воспоминание».

Новые правила аттестации

Считается, что новый подход к повышению квалификации позволит отправить всех учителей второй квалификации на переподготовку. «В школе должны остаться только учителя первой и высшей категорий», – считает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. И еще она уверена, что «мы не можем доверять только диплому, полученному двадцать лет назад» и «именно аттестация может стать фактором, стимулирующим педагога к самосовершенствованию».

Обсуждая проблему повышения квалификации учителей, научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования (ФИРО) Ефим Коган заметил: «Образовательным технологиям обучать нужно в деле, а не в лекционной аудитории. Хороший урок образованию здесь может преподать медицина, где система повышения квалификации связана с освоением реальной практики».

Правда, в блогах педагогического сообщества большинство комментариев учителей, уже наученных горьким опытом предшествующих нововведений в школах, сводилось к тому, что это очередное «закручивание гаек», направленное на унижение педагогов. Почему дипломы именно учителей перестали вызывать доверие, и почему бы не начать аттестовать таким же образом всех чиновников от образования? И почему в качестве стимулирующего фактора к самосовершенствованию не рассматривается увеличение зарплаты? Была высказана мысль, что новые правила – всего лишь попытка законно убрать (сократить) учителей. Ведь об этом в сентябре 2010 года заявил глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко, посчитавший, что в связи с уменьшением количества детей, число учителей в российских школах также реально сократить на 200 тыс. И хотя при этом, заявил министр, ведомство может лишь рекомендовать, но не указывать школам, сколько и когда нужно уволить педагогов, тем не менее, есть опасения, что региональные власти воспримут это высказывание как призыв к вполне конкретным действиям.

Прогнозы вызывают сомнение

Подписанный президентом РФ закон о бюджетных организациях вызвал в обществе бурю эмоций. Суть документа применительно к системе образования – предоставление большей самостоятельности школам и вузам, возможности гибко распоряжаться деньгами из бюджета, а также переход государства от прямого финансирования к субсидированию госзаказа (подушевое финасирование). Общество восприняло введение этого закона крайне неоднозначно. Были высказаны опасения, что хозрасчетные отношения в образовании приведут к значительному увеличению платных услуг, сокращению экономически невыгодных предметов, закрытию «неконкурентоспособных», малокомплектных, сельских школ и т.д.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов при голосовании в СФ назвал этот закон «приговором неимущим». Он обратил внимание, что до сих пор нет вразумительных ответов на ряд важнейших вопросов: что конкретно войдет в состав бесплатного для граждан госзадания, что случится, если перегруженные региональные бюджеты не смогут вовремя оплатить это госзадание, какой предполагается доля платных услуг и как будут регулироваться цены на них.

Тем не менее, Андрей Фурсенко утверждает, что новый закон поможет мотивировать руководителей школ, вузов и техникумов к эффективному использованию бюджетных средств. «Новая система позволит не только экономить, но и использовать сэкономленные средства на нужды учреждения». Хотя основной целью законопроекта является «повышение качества государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению» и «деятельность бюджетных учреждений станет намного прозрачнее для общественного контроля», предсказать, как будет работать новый закон в реалиях российского рынка, сложно.

Новые стандарты высшего педагогического образования

С 2010 года в России вступит в силу закон о многоуровневой системе высшего образования. Есть специальности, по которым уже не первый год вузы готовят по программам бакалавриата и магистратуры, но с педагогами пока не все однозначно.

Как заметил на семинаре-совещании «Модернизация педагогического образования в условиях перехода к новым ФГОС общего и высшего педагогического образования» в феврале 2010 года ректор МГПУ В.В. Рябов: «В мире нет такого прецедента, чтобы выпускник бакалавриата после трехчетырех лет обучения допускался к работе в школе… Если мы будем допускать их (бакалавров) к преподаванию в средней, старшей и профильной школах, то нынешние претензии к выпускникам педагогических вузов, сейчас во многом необоснованные, станут объективными».

Есть предметы, по которым сейчас никто не готовит учителей, – астрономия, черчение, основы религиозной культуры и этики, – так как это нецелесообразно в рамках четырехпятилетнего обучения. Кстати, согласно проведенному в 2007 году опросу ВЦИОМ, треть россиян – примерно 28 процентов – уверена, что Солнце вращается вокруг Земли! Это ли не результат отмены в школе астрономии как дисциплины?

Кроме того, есть предметы, по которым трудно обеспечить полную занятость учителя, – информатика, география, химия, музыка. Есть малокомплектные сельские школы. О возможности решения этой проблемы заявляет председатель Совета по педагогическому образованию при Минобрнауки РФ Виктор Матросов, подчеркнувший: «Особое значение для перехода к уровневой структуре имеет постановление правительства РФ от 30 декабря 2009 года. Постановлением разрешена подготовка бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям «с иным сроком обучения», то есть пять лет. Это позволит обеспечить многопрофильную подготовку учителей для сельской малокомплектной школы, социальную защиту и закрепление учителей в школах... При совмещении с родственными по научной базе предметами решение этих задач станет возможным».

Академик РАО Александр Кузнецов, говоря о проблеме подготовки учителей в педвузах, отмечает, что «педагогическое образование должно носить опережающий характер по отношению к школе, на самом деле оно не успевает за динамикой изменений в этой сфере».

Содержание образования

Чему и как должен педагог учить детей в школах в условиях неясного развития экономики страны – один из самых насущных вопросов. Ведь без качественного общего образования подготовка специалистов высшего и среднего профессионального образования невозможна. Учить поновому, внедрять инновационные методики, методы и способы обучения в школьном образовании – тема, в которую «упирается» любое обсуждение образовательной политики. Вицепрезидент Российской академии образования Виктор Болотов отметил два базовых требования: «Вопервых, педагог должен уметь работать, так скажем, на индивидуальное развитие ребенка, понимать, какие предметы ученику даются легче, какие – сложнее. Вовторых, уметь организовывать групповую работу… В новой школе учитель оценивает не истину ответа ученика, а его способность к рассуждению».

К слову, в мире также наблюдается тенденция к пересмотру парадигмы образования. Например, Кен Робинсон – человек, возглавляющий национальную комиссию по творчеству, образованию и экономике в правительственном комитете Великобритании, в своих выступлениях на международных конференциях говорит о том, что школа убивает в ребенке творческую личность, и искусство не менее важно для развития детей, чем науки. Современная система государственного образования себя изжила, поскольку её основы, заложенные в XIX веке, были приспособлены под нужды индустриальной революции. «Мы можем надеяться на светлое будущее только при условии, что примем новую концепцию, восстановим веру в богатство человеческих возможностей».

Новости 2010 года

В нынешнем году в рамках проекта «Тысяча вакансий» молодым учителям предоставят возможность получить 500 тыс. рублей в течение первых двух лет работы в школе. Решит ли этот шаг проблему трудоустройства выпускников педагогических вузов и нехватки молодых кадров в школах? Директор Института развития образования Ирина Абанкина считает, что нет. По словам эксперта, основной проблемой школы является «старение» нынешнего кадрового состава, который не торопится на пенсию, изза этого школа не может позволить себе взять на работу молодых специалистов.

Уже в 2010 году 200 тыс. российских младшеклассников будут заниматься по новым федеральным стандартам для начальной школы. Обязательными для всех без исключения учебных заведений они станут в сентябре 2011 года.

Директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян отмечает, что качество школьного образования упало, потому что педагогические вузы не дают достойного образования. По этой причине он полагает целесообразным отказаться от системы педвузов и «ввести педагогические факультеты на базе классических университетов».

В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа.

Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей.

Больше внимания требуется уделять патриотическому воспитанию молодежи.

Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни.

Чего же мы все-таки хотим?

Выявить и осветить все вопросы в рамках одной статьи крайне нелегко, мнения по каждой проблеме противоречивы. Обобщая, можно сказать, что Год учителя был достаточно насыщен событиями и деятельностью государственного масштаба, хотя не оставил ощущения слаженной, системной работы по общему подъему уровня школьного и педагогического образования. Нет четкого понимания, чего же мы всетаки хотим от учителей и школы. Куда собираемся двигаться: к обновлению и оптимизации существующей системы или полному пересмотру образовательной политики?

При подготовке статьи использованы материалы электронных и печатных СМИ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Первоклассники первыми перейдут на новый стандарт
Экпресс-форум: педагоги о Годе Учителя
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
Преобразования в школьном образовании
Веское слово учителей математики
Новой школе – новый учитель
Функция воспитания возвращается в школу
Экспресс-форум: физическое воспитание детей
Судьба математического образования в школе
Образовательная система: достижения и приоритеты

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ