Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Общая идеология интеграции

На ряд вопросов нашего корреспондента, касающихся перспектив развития евразийской интеграции, ответил один из ведущих экспертов по общественно-политическим процессам стран СНГ, генеральный директор информационно-аналитического центра МГу им. М.В. Ломоносова Алексей ВЛАСОВ.

Просмотров: 2821

Рано или поздно проблемы общих ценностных ориентиров придется решать сообща

Двадцать лет независимого развития постсоветских республик убедительно доказали – вместе мы сильнее. И пример сотрудничества Казахстана и России в этом контексте является наиболее показательным1.

На ряд вопросов нашего корреспондента, касающихся перспектив развития евразийской интеграции, ответил один из ведущих экспертов по общественно-политическим процессам стран СНГ, генеральный директор информационно-аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей ВЛАСОВ.

– Алексей Викторович, каковы сегодня, по вашему мнению, особенности и логика интеграционных процессов на евразийском пространстве?

– Это, прежде всего, экономическая интеграция, которая является основным трендом. С 1 января 2013 года Россия, Казахстан и Беларусь живут в условиях Единого экономического пространства. К 1 января 2015 года планируется выйти на договор о Евразийском экономическом союзе. Все остальные составляющие интеграции, надо признать, носят пока что подчиненный характер по отношению к экономическим трекам.

– Какова ваша точка зрения на перспективы развития в XXI веке евразийской интеграции, автором концепции которой считают президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева?

– Это чрезмерно общий вопрос. Чтобы ответить на него, потребуется, очевидно, не одно интервью. Мне кажется, сейчас главная задача – создание условий, при которых экономическая интеграция спустится на ступеньку вниз: с макроэкономических показателей на уровень доходов каждой семьи, проживающей на территории евразийского пространства. Иными словами, нужно превратить интеграцию в общественный проект, а не в проект элит, которым он сейчас в значительной степени является. А этот шаг потребует реализации еще одной миссии. Имеется в виду формирование общей идеологии интеграции. Эта задача сейчас не стоит на первом плане, но рано или поздно проблемы идеологии, общих мотивов развития, общих ценностных ориентиров нам придется решать сообща – с казахстанскими и азербайджанскими коллегами. Поэтому еще одна важнейшая миссия – налаживание диалога между интеллектуальными элитами трех стран.

– По мнению экспертов, активизация гуманитарного сотрудничества представляется наиболее актуальной задачей, в частности, российско-казахстанских отношений на современном этапе. Насколько известно, вы также придерживаетесь подобной точки зрения. Расскажите об этом, пожалуйста, чуть подробнее.

– Частично я уже ответил на этот вопрос. В обоснование своей позиции замечу, что на голом экономическом прагматизме невозможно сформировать полноценный интеграционный проект. Экономическая интеграция – это фундамент, первая базовая ступень. Но за ней должны последовать другие шаги, укрепляющие наше единство. Понятно, что политическая интеграция вызывает вопросы – и со стороны Минска, и со стороны Астаны. Но ничто не мешает нам развивать гуманитарный диалог, укреплять общее образовательное поле, развивать молодежные контакты. А, положа руку на сердце, многие ли молодые россияне бывали на территории Казахстана, и хорошо ли знают в Казахстане реалии современной России? Нет однозначного ответа на этот вопрос. Отсюда и предложение о поступательном развитии гуманитарных, информационных, молодежных контактов.

– Какие факторы, по вашему мнению, негативно влияют на процесс формирования общего образовательного пространства?

– Прежде всего чрезмерная забюрократизированность процесса. В решении этого вопроса необходимо дать гораздо больше самостоятельности вузам. Кроме того, политическое руководство наших стран далеко не всегда рассматривает формирование общего образовательного пространства как приоритетный вопрос. Многие направления этого процесса финансируются по остаточному принципу. Это тоже одна из наиболее острых и болезненных тем.

– Процесс интернационализации и международного сотрудничества в сфере высшего образования рассматривается аналитиками как самый эффективный путь повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования, их интеграции в мировую образовательную систему. Какую оценку в свете сказанного вы дали бы образовательным системам России и Казахстана? Какой вы видите их роль в процессе евразийской интеграции?

– Российская и казахстанская системы образования до сих пор находятся в фазе модернизации. Их реформирование еще не завершено. Поэтому сложно дать какую-то однозначную оценку основным тенденциям в данной сфере. Но в то же время потенциал наших образовательных систем огромен, это касается и преподавательских кадров, и современных методик, и реальных возможностей для научной и образовательной кооперации. Этот потенциал демонстрирует сотрудничество приграничных вузов, которое, на мой взгляд, как раз и обеспечивает «крепость» двусторонних отношений в образовательной и научной сферах. Еще раз подчеркну: экономическая интеграция должна быть дополнена интеграцией гуманитарной и объединением наших социокультурных капиталов. Это очень трудная, но в то же время исключительно важная миссия, которая лежит не только в зоне ответственности государства, но и гражданских обществ Казахстана и России.

РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

По данным заместителя директора по научной работе Центра социологических исследований Минобрнауки РФ Александра Арефьева2, возможность получить образование на русском языке молодежь Казахстана имеет в филиалах, представительствах, учебных центрах и других структурных подразделениях 20 российских вузов на территории Республики Казахстан, которая по-прежнему является самым крупным российским «образовательным полем» за пределами Российской Федерации.

В 2009-2010 академическом году в этом сегменте русскоязычного образования и на русском языке обучались 15,8 тыс. юношей и девушек Казахстана (для сравнения, пять лет назад в филиалах и других подразделениях 26 российских вузов и их партнерских организаций в РК обучалось около 30 тыс. человек).

Ещё большее количество молодежи Казахстана получает образование на русском языке в самой Российской Федерации. Так, в дневных школах на территории РФ в 2009-2010 учебном году учились тысячи детей из РК (в основном из семей работающих в России граждан республики).

В российских учреждениях СПО учились по очной и заочной формам 2,3 тыс. юношей и девушек из РК, из них 2 тыс. – очно, а в российских вузах – 25,5 тыс., из них 14,3 тыс. – очно.

Основными специализациями, которые изучали в России студенты из Казахстана в 2009-2010 академическом году по очной форме, являлись инженерно-технические (5037 человек, или 35,2 процента всего контингента), экономика, финансы и управление (3280 человек, или 22,9 процента) и гуманитарно-социальные (1356 человек, или 9,5 процента).

В совокупности инженерно-технические специальности изучали в России по очной и заочной формам 6,5 тыс. юношей и девушек РК, или 25,6 процента всего контингента получавших высшее образование в России. Для сравнения, в вузах самого Казахстана по инженерно-техническим специальностям учились в это же время 18,3 процента студентов, или 111,6 тыс. человек.

Более половины выходцев из Казахстана, решивших получить высшее образование на русском языке в России, поступает в вузы Сибири и Урала. Территория этих регионов граничит с северо-востоком Казахстана – Актюбинская, Кокчетавская, Костанайская, Павлодарская, Петропавловская, Карагандинская и другие области, откуда родом большинство казахстанских студентов, стажеров, аспирантов.

По сравнению с 2007-2008 годом, общая численность граждан РК, обучавшихся в 2009-2010 академическом году на русском языке как у себя на родине, так и в Российской Федерации, сократилась.

  1. http://www.ia-centr.ru/expert/15231/
  2. http://img.russia.edu.ru/Arefyev_A/Arefyev_A_2012.pdf
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Сетевой университет СНГ
Творческое образование - опыт Казахстана
Ростовская область: итоги совместного труда
Обеспечение качества образования в Казахстане
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Научно-исследовательский центр на юге России
Система высшего образования республики Казахстан
Методика внутреннего аудита
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ