Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Построение информационной системы медицинского вуза

За пятнадцать лет, прошедших с начала информатизации системы ВПО, большинство медицинских вузов перешло от экстенсивного пути развития данного направления к интенсивному. На смену простому наращиванию парка компьютеров пришло создание, объединение и взаимодействие целых информационных систем. Наступает время построения общего информационно-образовательного пространства.

Просмотров: 1955

В.А. ЛАЗАРЕНКО, ректор Курского государственного медицинского университета, профессор

А.В. ИВАНОВ, директор центра информатизации, доктор медицинских наук, профессор

А.А. ТЕЛЕГИН, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук

А.В. БОЕВ, администратор электронной вычислительной сети центра информатизации

За пятнадцать лет, прошедших с начала информатизации системы ВПО, большинство медицинских вузов перешло от экстенсивного пути развития данного направления к интенсивному. На смену простому наращиванию парка компьютеров пришло создание, объединение и взаимодействие целых информационных систем. Наступает время построения общего информационно-образовательного пространства.

Анализ публикаций в открытой печати показывает, что под этим чаще всего подразумевается:

  • создание профессионально ориентированного аналога социальной сети и за счет этого ускорение информационного обмена между участниками;
  • формирование в существующих информационных системах универсальных и специализированных баз знаний со свободным доступом для зарегистрированных пользователей;
  • развитие телемедицинских подсистем;
  • объединение ресурсов библиотек в межбиблиотечную сеть;
  • создание аналога социальной сети для пациентов лечебно-профилактических учреждений.

Конечно, это не полный перечень функций общего информационно-образовательного пространства медицинских вузов, но перечисленного вполне достаточно для понимания проблем, которые возникнут при его создании. В частности, нужно будет иметь развитые опорные сети, Интернет-провайдеров, конкурирующих друг с другом, беспроводной широкополосный доступ к ресурсам на значительной территории региона и увеличить парк ПЭВМ, причем не только в медицинских вузах, но и в лечебно-профилактических учреждениях.

Ясно, что не все проблемы можно решить одновременно. Но надо как можно скорее развивать информационные системы, реально востребованные пользователями. Однако понимание перспектив информационных технологий в медицине к руководителям разных уровней пришло лишь тогда, когда в вузах и лечебно-профилактических учреждениях накопилась «критическая масса» компьютерной техники.

Не является исключением и Курский государственный медицинский университет. Анализируя процесс его информатизации, можно выделить несколько этапов. На первом (1996-2002) был сформирован парк ЭВМ и создана система повышения компьютерной грамотности профессорско-преподавательского состава. Удалось не только накопить «критическую массу» компьютеров, но и сформировать достаточную прослойку мотивированных пользователей ПЭВМ. На втором этапе (2002-2011) было продолжено пополнение и обновление парка ЭВМ, а также решена задача построения вузовской локальной сети. Сегодня эта сеть располагает собственной оптоволоконной трассой протяжённостью свыше 15 километров и объединяет более 700 компьютеров, расположенных в 5 учебных корпусах и 3 крупнейших клинических базах. Помимо этого, к ней подключены 6 общежитий, а также посредством связи по 3G и 4G протоколам – все остальные кафедры. Третий этап начался в 2010 году и продолжается по настоящее время. Он связан с завершением разработки таких модулей, как управление контингентом студентов, кадрами, учебным процессом, недвижимостью, доступом в помещения вуза, библиотекой и прочим. Учитывая требования федеральных законов и подзаконных актов в части защиты информации и персональных данных, за основу информационной системы взято программное обеспечение, сертифицированное ФСТЭК.

Основной итог трех этапов – более 1,2 тыс. учетных записей в информационной системе вуза, имеющих отношение только к сотрудникам. А есть еще более 6 тыс. студентов, аспирантов, ординаторов и интернов. Сегодня университет имеет надежно работающую систему корпоративной почты, с помощью которой реализован внутренний электронный документооборот. При подготовке управленческих решений используется модуль оперативной статистической информации, представляющий сведения о текущем состоянии большинства подсистем в табличной и графической формах. На основе этого модуля реализуется сервис мониторинга соответствия состояния университета аттестационным критериям и критериям эффективности вуза.

Основной акцент в развитии сервисов сделан на технологию RDP (удаленный рабочий стол) с возможностью входа извне. Пользователям нашей системы, имеющим соответствующие права, доступны программы «Консультант плюс», «Корпоративная почта КГМУ», «Студенческая канцелярия», «АРМ Деканат», «Электронный каталог библиотеки КГМУ», «Полнотекстовые издания», новая оболочка для создания учебных и учебно-методических пособий «I-Spring», модуль оперативной статистической информации и многое другое.

В вузе сложилась эффективная система улучшения компьютерной грамотности сотрудников. Это циклы повышения квалификации по темам «Разработка учебно-методических пособий на электронных носителях», «Пользователь ЭВМ – базовый курс», «Пользователь ЭВМ – приложения Microsoft Office». Для сотрудников старшей возрастной группы аналогичные курсы проводятся в рамках Университета пожилого человека, действующего на базе компьютерных классов. Начиная с 2006 года, преподаватели создали более 700 электронных изданий (учебных и учебно-методических пособий), которые зарегистрированы в ФГУП «Информрегистр». Все разработки находятся в свободном доступе в электронной библиотеке учебного заведения.

Результатом многолетней работы центра тестирования является ввод в эксплуатацию сетевой версии программы AditTest. С ее помощью вуз может проводить тестирование одновременно в 16 компьютерных классах, находящихся в разных учебных корпусах и клиниках (общее количество посадочных мест – 247). Успешно работает система дистанционного образования (используются программы Moodle и системы I-Mind). Мы можем ежедневно проводить вебинары с одновременным участием до 100 слушателей.

Из 5 крупнейших лекционных аудиторий 4 оснащены стационарной проекционной техникой, подключенной к вузовской локальной сети и имеющей выход в Интернет. Это значит, что можно решать проблемы академической мобильности: читать лекции на расстоянии и проводить вебинары непосредственно в аудиториях.

С 1 сентября 2013 года в университете появится «электронный кафедральный журнал», позволяющий вести мониторинг текущей и академической успеваемости студентов, автоматически рассчитывать рейтинг студента по каждой дисциплине и за весь период обучения, контролировать пропущенные занятия, процесс допуска к сессии и подготовку экзаменационных ведомостей, а также учитывать педагогическую нагрузку преподавателей.

Отличительной особенностью нашей разработки от существующих аналогов является то, что она позволяет рекомендовать студенту наиболее подходящие направления последипломной профессиональной специализации.

Тем не менее реализацию проекта «электронный университет» осложняют внутривузовские и вневузовские проблемы. К первой группе относятся:

  • высокое сопротивление инновациям преподавателей старшего возраста;
  • трудности с комплектованием кадров IT-специалистов, возникающие из-за отсутствия соответствующих специальностей подготовки в медицинском вузе;
  • широкая география клинических кафедр (они находятся в разных клиниках города).

Внешние проблемы связаны с двойным подчинением медвузов – Министерству образования и науки РФ и Министерству здравоохранения РФ – и, как следствие, отсутствием общих подходов к формированию оценочных критериев деятельности учебных заведений. Из приказов, распоряжений и информационных писем обоих министерств следует, что они поэтапно строят собственные системы ERP (enterprise resource planning). Однако до вузов не доведен перечень модулей и график их ввода в эксплуатацию. В результате происходит дублирование функционала отраслевой и вузовских систем ERP, то есть создаются условия для нецелевого расходования средств. Нет утвержденных стандартов (по формату и срокам представления, перечню данных) электронного обмена информацией между Минздравом, Минобрнауки и медвузами; отсутствует взаимодействие в части IT-обеспечения работы приемных комиссий.

Схемы безопасности персональных данных абитуриентов, предложенные Минобрнауки РФ, затратны, а бесперебойная работа системы – сомнительна. Жесткий бюджетный регламент, затрудняющий покупку нужного оборудования в период со второй половины ноября по конец января, существующие нормативы исчисления амортизации и порядок списания персональных компьютеров не позволяют омолаживать их парк. А устаревшая техника не соответствует современному программному обеспечению.

Министерства не имеют однозначно понимаемой стратегии создания открытого информационного (образовательного) пространства для медицинского сообщества в регионе (регионах). А это исключительно важно – из-за наличия в подсистеме телемедицины весьма специфичной информации и сведений, имеющих отношение к реальным пациентам. Такие данные подпадают под действие ФЗ-152 «О защите персональных данных» и ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
РеаВиЗ: Первый постулат - качество
Здоровьесбережение в контексте законопроекта об образовании
КГМУ: компетентностный подход - основа подготовки
КемГМА: варианты решения кадровой проблемы
Ивановская сельскохозяйственная академия: нести в село идеи
Кубанский государственный университет: наука побеждать
Образование для туристической отрасли Владимирской области
Омский региональный институт: в поисках новизны
Международные перекрестки вуза
Технология измерения образовательной активности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ