Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

«ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» российского образования

В 2016 году исполнилось десять лет с начала реализации в России приоритетного национального проекта «Образование». Как изменилось отечественное образование за эти годы, какие важнейшие решения были приняты и какие цели ставятся на будущее – об этом наш краткий обзор, приуроченный к юбилейному году.

31.10.2017
Просмотров: 16

Материал опубликован в журнале №93 от 20.02.2017.

В 2016 году исполнилось десять лет с начала реализации в России приоритетного национального проекта «Образование». Тогда же – с создания первых федеральных университетов – началась и «закладка новой архитектуры» российской высшей школы. Как изменилось отечественное образование за эти годы, какие важнейшие решения были приняты и какие цели ставятся на будущее – об этом наш краткий обзор, приуроченный к юбилейному году.

Ключевые преобразования: краткий ретроспективный обзор

Как известно, 2005-2014 годы были объявлены Организацией Объединенных Наций «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития». Глобальная цель данной инициативы – достижение такого уровня образования, при котором оно могло бы ответить на серьезнейшие вызовы наступившего столетия.

Итак, новое содержание, новое качество, новый уровень сотрудничества и кооперации – вот характеристики образования XXI века.

Правительства многих стран инициировали процессы реформирования своих национальных систем образования. Россия не стала исключением: масштабные преобразования происходят и у нас. Ретроспективно перечислим лишь некоторые важнейшие события, ставшие ключевыми для изменения российского образования.

​ФАКТ

  • Российская Федерация сегодня:
  • занимает 9-е место среди 223 стран по численности населения (146 млн. человек);
  • входит в группу стран с высоким уровнем Индекса человеческого развития (Human Development Index)(50-е место среди 188 стран);
  • входит в группу стран с максимальными значениями совокупной доли учащихся в возрасте 5-18 лет (98,7% – в 2012 году, 99,4% – планируемый уровень в 2020 году);
  • занимает 43-е место среди 128 стран в рейтинге Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index). По сравнению с 2012 годом, страна улучшила свои позиции в данном рейтинге на 8 пунктов;
  • по оценке экспертов, на положительную динамику России в рейтинге Global Innovation Index существенно повлияли ее традиционно высокие позиции по ряду показателей-субиндексов, характеризующих качество человеческого капитала, а именно: «Образование» (27-е место среди 128 стран), «Высшее образование» (23-е место), «Научные исследования и разработки» (25-е место), «Создание знаний» (21-е место).

2003 год – официальное присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу. Цель – включение и участие России в процессах создания и гармонизации единого европейского образовательного пространства. В результате:

  • высшая школа РФ перешла на уровневую систему подготовки кадров – бакалавриат/магистратура (обучение по некоторым направлениям – в частности, по инженерии и медицине – длится пять лет, и поэтому выделено в отдельный уровень – «специалитет»);
  • введена система зачетных единиц (ECTS);
  • по окончанию обучения выдается приложение к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимому с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement);
  • создана система признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах – участниках Болонской декларации;
  • разработаны и действуют сопоставимые методологии и критерии оценки качества образования, что позволяет проводить общественно-профессиональную экспертизу качества российских образовательных программ на международном уровне;
  • к 2020 году доля высших учебных заведений, где будут реализованы все основные требования Болонского процесса, достигнет 100%; этот итоговый индикатор реализации Болонского процесса в России установлен Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы.

2006 год – в России стартует приоритетный национальный проект «Образование». Цель – комплексная модернизация всех уровней образования для достижения нового качества, отвечающего современным запросам общества. В результате:

  • обновлена материально-технологическая база образовательных организаций;
  • на конкурсной основе определены и поддержаны государственным финансированием лучшие программы развития образовательных организаций;
  • разработан и апробирован механизм выделения и государственной поддержки вузов-лидеров (федеральные университеты);
  • опыт, наработанный организациями-лидерами образования, внедряется в массовую практику образовательной деятельности;
  • государство за два года реализации проекта (2006-2008) получило уникальный управленческий опыт, который лег в основу современной национальной политики в области образования.

​ФАКТ

  • Национальный проект «Образование», первые итоги:
  • 57 вузов, 9 тыс. школ, 340 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования получили государственное финансирование на реализацию своих программ инновационного развития;
  • 40 тыс. лучших учителей и 21 тыс. представителей талантливой молодежи поощрены денежными грантами;
  • свыше 800 тыс. школьных педагогов включены в систему дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство;
  • около 55 тыс. комплектов нового учебного оборудования, почти 10 тыс. школьных автобусов поставлены в образовательные организации России.

2008 год – начало поэтапного внедрения нового поколения Федеральных государственных стандартов (ФГОС), основанных на компетентностном подходе. Цель – адаптация содержания образования современным запросам личности, экономики, общества и государства. Благодаря «рамочному» характеру стандартов нового поколения образовательные организации получили большую самостоятельность для формирования содержания образовательного контента. Например, при разработке программ бакалавриата сегодня вуз имеет право самостоятельно определять до 50% набора учебных дисциплин (модулей), а программ магистратуры – до 70%. В результате:

  • образовательные организации обрели инструмент быстрого и гибкого реагирования на динамично меняющиеся требования современной экономики и общества;
  • работодатели получили возможность непосредственного участия в составлении учебных планов и программ (сегодня педагогическое сообщество и объединения работодателей ведут очень активную совместную работу по разработке и сопряжению профессиональных и образовательных стандартов, координатором этого является созданный в 2014 году Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям – http://nspkrf.ru/news-nspk.html, на который возложено в том числе «содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций»);
  • введение ФГОС нового поколения вкупе с другими мерами обеспечивает достижение новых образовательных результатов, преемственность уровней образования, практическую реализацию требований Болонского процесса, в том числе формирование модели «образование в течение всей жизни» (life long learning, LLL).

​ЦЕЛЬ

К 2020 году Россия намерена войти в число 15 лучших стран по итогам Programme for International Student Assessment (PISA), а также достигнуть «пятерки» лучших стран по итогам Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) и Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS). Среди основных факторов прогресса качества школьного образования – создание к 2020 году современных условий обучения в 100% общеобразовательных организаций России.

2012 год – принят новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Цель – установление правового поля, адекватного современным практикам и стратегиям развития национальной системы образования. В результате:

  • еще раз подтверждено конституционное право каждого гражданина РФ на образование;
  • государством гарантированы общедоступность и бесплатность общего образования и среднего профессионального образования, а также возможность получить бесплатное высшее образование на конкурсной основе;
  • впервые законодательно закреплено право граждан на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение;
  • заявлено о заинтересованности Российской Федерации в расширении международного сотрудничества в области образования, в том числе через развитие академической и студенческой мобильности, реализацию совместных образовательных программ, проведение совместной научной деятельности и прочее;
  • ликвидировано избыточное дробление образовательных организаций по видам, начато формирование новой структуры высшей школы;
  • ведущим российским университетам дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
  • с учетом Болонской декларации и Международной стандартной классификации образования уточнена система уровней образования в Российской Федерации.

Уровни образования в Российской Федерации:

  1. дошкольное образование (ISCED 0);
  2. начальное общее образование (ISCED 1);
  3. основное общее образование (ISCED 2);
  4. среднее общее образование (ISCED 3);
  5. среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих и служащих (ISCED 4)/подготовка специалистов среднего звена (ISCED 5);
  6. высшее образование: бакалавриат (ISCED 6);
  7. высшее образование: магистратура или пятилетняя подготовка специалиста (ISCED 7);
  8. высшее образование: подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка (ISCED 8).

Траектория изменений: некоторые примеры

Одна из ключевых целей начатых преобразований – улучшение качества российского образования. Удается ли ее достичь? Безусловно, да. Приведем некоторые примеры позитивного развития школьного и профессионального довузовского образования.

Так, согласно результатам тестирований в рамках международной программы по оценке образовательных достижений школьников PISA (Programme for International Student Assessment), которые были проведены в 2015 году в 70 странах, Россия по всем позициям показала положительную динамику. В частности, по направлению «Естественнонаучная грамотность» страна переместилась с 37-го места в 2012 году на 32-е в 2015 году.

Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше*
(в расчете на 1000 человек населения соответствующей возрастной группы, указавших уровень образования)

Уровень образования

Имеют образование: 1 – высшее; 2 – неполное высшее профессиональное; 3 – среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена; 4 – среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; 5 – среднее общее; 6 – основное общее; 7 – начальное общее; 8 – не имеют начального общего образования.

* По данным всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. Источник. Индикаторы образования: 2016 : статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с.

По направлению «Навыки чтения и понимание текста» Россия в 2015 году заняла 26-е место, что лучше предыдущего результата в 2012 году сразу на 16 позиций.

По направлению «Математическая грамотность» российские школьники также достигли значительного прогресса: в 2015 году Россия заняла по этому направлению 23-е место, также улучшив результат 2012 года на 11 позиций.

Следующий пример иллюстрирует развитие и достижения системы профессионального образования Российской Федерации. Так, в конце 2012 года Россия присоединилась к международному некоммерческому движению WorldSkills International (WSI), которое на сегодняшний день объединяет 75 стран мира. В 2014 году национальная сборная России впервые выступила на Европейском чемпионате рабочих профессий EuroSkills и завоевала 11-е место. И уже спустя всего два года, на чемпионате EuroSkills-2016 российская сборная стала лидером, заняв 1-е общекомандное место среди 28 европейских стран. Аналогичную положительную динамику сборная WorldSkills Russia показала на мировых чемпионатах WorldSkills Championship.

​СОБЫТИЕ

В 2015 году Генеральной ассамблеей движения WSI принято решение о проведении мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Championship-2019 в России, в городе Казани. По итогам проведения чемпионата будет сформировано его Наследие – кейсы лучших российских и мировых практик выполнения профессиональных действий и подготовки рабочих кадров. Транслятором кейсов в систему профессионального образования станет Асаdemia WorldSkills Russia.

Такие успехи не являются случайностью. Дело в том, что в России началась активная модернизация подготовки профессиональных и рабочих кадров в соответствии с международными стандартами WorldSkills (WS). Эта задача заявлена как одно из важнейших направлений государственной стратегии в сфере среднего профессионального образования. В частности, в рамках данной стратегии:

  • к настоящему моменту на федеральном уровне сформирован список тор-50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей, подготовка по которым будет проводиться в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями (в список вошли, например, такие профессии, как операторы беспилотных летательных аппаратов, мехатроники и мобильные робототехники);
  • с 2017 года к государственной итоговой аттестации учащихся профессиональных образовательных организаций добавится формат «демонстрационного экзамена» по стандартам WorldSkills по 41 компетенции; все сдавшие демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации, признаваемый предприятиями, которые работают в соответствии со стандартами WS;
  • с 2018 года в российских регионах начнут действовать специализированные центры компетенций, аккредитованные по стандартам WS (к 2020 году предполагается создать 175 таких центров);
  • с 2020 года не менее 40% выпускников по профессиям, входящим в тор-50, должны иметь сертификаты квалификаций или «медаль профессионализма» по стандартам WS.

Высшая школа России: новая «архитектура»

Постановка стратегической цели по достижению нового уровня качества российского образования, которое соответствовало бы запросам и вызовам ХХI века, в полной мере касается и высшей школы России. В этой сфере государством за прошедшее десятилетие (начиная с 2006 года) был предпринят ряд масштабных изменений самой структуры высшей школы. Ядро этих изменений – формирование современной эффективной сети российских вузов-лидеров, которые призваны стать своеобразными «локомотивами» для достижения поставленной стратегической цели.

Карта ведущих вузов

Источникдайджест «Система высшего образования в Российской Федерации:
логика изменений».

На сегодняшний день такая сеть в целом сформирована и первоначально включала 41 вуз. А именно: 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов и еще 2 старейших университета страны – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет – получили особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов» общенационального значения. В 2010 году все эти вузы объединились в Ассоциацию ведущих университетов.

​ЦЕЛЬ

К 2020 году планируется сформировать новую модель высококонкурентной национальной системы профессионального образования, отвечающей потребностям современной экономики. В результате передовые высокотехнологичные отрасли станут получать ежегодно не менее 50 тыс. выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, ведущих подготовку в соответствии со стандартами WS.

С 2016 года эта сеть вузов-лидеров пополнилась еще 11 университетами, получившими на конкурсной основе статус «опорных». В 2017 году проводится второй этап конкурса на присвоение статуса «опорного университета». По данным Министерства образования и науки РФ, опорными станут еще 19 российских университетов.

Отметим, что территориально большинство ведущих университетов располагается в крупнейших российских городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск и другие (см. карту-иллюстрацию).

Кратко охарактеризуем обозначенные категории вузов.

Федеральные университеты. Название «федеральный» в данном случае обусловлено миссией и местоположением подобных университетов. Так, в России созданы макрорегионы, получившие название «федеральные округа». Соответственно, стратегической миссией федеральных университетов (ФУ) является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала этих территорий – обеспечение их социально-экономического и технологического прогресса передовыми интеллектуальными, научными и образовательными возможностями, решениями и практическими кейсами. Эти решения и практики должны вырабатываться на основе тесной интеграции образования, науки и работодателей, представляющих основные отрасли макрорегиона. Стать таким инновационным институциональным интегратором – ключевая стратегическая задача, поставленная перед федеральными университетами.

За десять лет, с 2006 по 2016 годы, в России созданы 10 федеральных университетов. Деятельность каждого федерального университета строится на основе индивидуальных долгосрочных программ развития, в которых указаны конкретные целевые индикаторы по основным направлениям работы вуза: образовательному, научно-исследовательскому, международному (экспорт российского образования и интеграция в международное научно-образовательное пространство). Важно, что эти индикаторы взаимоувязаны со стратегическими показателями социально-экономических программ развития макрорегионов. Кроме того, программа развития каждого федерального университета разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем ключевых технологий.

​ФАКТ

С 2006 по 2014 годы объем научных разработок в университетах, получивших статус федеральных, увеличился в 6 раз.

Национальные исследовательские университеты. Проект по формированию в России целого пула национальных исследовательских университетов (НИУ) стартовал в 2008 году. Вуз, претендовавший на включение в эту категорию (и соответствующую бюджетную финансовую поддержку), как и в случае с федеральными университетами, должен был разработать стратегическую программу своего развития (на десять лет) и защитить ее на открытом конкурсе, организатором которого являлось Министерство образования и науки РФ. Отбор НИУ осуществлялся на основе анализа современного состояния и предыдущей динамики развития конкурсанта за предыдущие годы. Анализ проводился по таким критериям, как кадровый потенциал претендента, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, а также качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной на конкурс программы развития. Несмотря на жесткие требования отбора, заявки на включение в конкурсную процедуру подал практически каждый третий российский государственный университет. По итогам двух серий конкурса (проведенных в течение двух лет) к маю 2010 года российская сеть национальных исследовательских университетов была окончательно сформирована.

На сегодня этот статус имеют 29 образовательных организаций. Миссия НИУ во многом пересекается со стратегическими целями и задачами федеральных университетов. Но если в их деятельности особый акцент делается на научно-образовательном и кадровом обеспечении инновационного развития российских макрорегионов, то национальным исследовательским университетам отводится особая роль в развитии сферы наукоемких технологий мирового уровня, в генерации новых знаний, а также в подготовке нового поколения российских исследователей, ученых, преподавателей высшей школы. В соответствии с этой миссией каждый НИУ взял на себя программные обязательства по развитию соответствующих его профилю приоритетных направлений развития (ПНР). Общий перечень ПНР (всего 106 направлений) составлен с учетом главных задач инновационного и технологического развития Российской Федерации.

​ФАКТ

Из общей численности зарубежных преподавателей, работающих в высших учебных заведениях России, более четверти трудится в 29 национальных исследовательских университетах.

Опорные университеты. Еще одним важнейшим элементом новой современной архитектуры российской высшей школы призвана стать категория вузов, получивших название «опорные университеты». Цель создания и главная миссия опорных университетов – кадровое, научное и образовательное обеспечение социально-экономического развития российских регионов, в том числе через создание тесной кооперации с региональными предприятиями и бизнесом, ориентирование на региональную исследовательскую повестку, генерирование вокруг себя ключевых позитивных «агентов изменений» в регионе. Еще один важный эффект создания опорных региональных вузов – снижение оттока лучших выпускников школ из регионов в крупные федеральные центры. Отбор в эту категорию университетов также проводится на конкурсной основе, победители определяются по итогам экспертизы представленных проектов программ развития сроком на пять лет. Помимо разработки программы развития, к вузу-конкурсанту предъявляется еще одно обязательное требование: он должен пройти процедуру реорганизации путем добровольного объединения с несколькими государственными университетами, расположенными в том же муниципалитете. Такая трансформация, по идее организаторов проекта, приведет к необходимому объединению всех ресурсов этих вузов, что позволит в дальнейшем значительно повысить эффективность всех сторон деятельности и, как следствие, качество образования во вновь образованном университете. По крайней мере, подобные ожидания четко зафиксированы в требованиях государства к новой категории университетов. Так, по итогам пятилетней программы развития опорный вуз должен выйти на выполнение семи ключевых показателей, в числе которых количество студентов очной формы обучения – не менее 10 тыс., доходы вуза из всех источников – не менее 2 млрд. рублей в год, количество укрупненных групп специальностей и направлений, по которым реализуются основные образовательные программы, – минимум 20, удельный вес численности обучающихся в аспирантуре и магистратуре – не менее 20% от общего числа обучающихся; объем научных исследований – не менее 150 тыс. рублей на одного научно-педагогического работника, число индексируемых в международных системах Web of Science и Scopus публикаций – соответственно не менее 15 и 20 на 100 научно-педагогических работников в год.

​ЦЕЛЬ

  • К 2022 году в опорных университетах прогнозируется:
  • объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного научно-педагогического работника – выше в 2 раза, чем в среднем по системе высшей школы;
  • объем публикационной активности – выше в 3,5 раза, чем в среднем по системе высшей школы.

В 2016 году состоялся первый раунд конкурса. Статус «опорного университета» получили 11 образовательных организаций.

В 2017 году организатор конкурса, Министерство образования и науки РФ, проведет второй раунд – будут выбраны еще 19 опорных университетов. И в 2018 году планируется проведение третьего раунда конкурса.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ао-93, акцент

Похожие материалы:
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Образование – российское, измерители – европейские
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции
Рейтинги: гонка лидеров
Интернационализация российского образования
Новый уровень программной аккредитации
Базовый вуз российского нефтегазового образования
Инновационность, профессионализм, качество
Задачи государственной важности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
23 ноября в выставочном комплексе «Экспо-Волга» открылась восьмая межрегиональная выставка-форум...
Из журнала
#91Первый вуз искусств нового типа
#92Юбилей гильдии экспертов
#89Бесарион МЕСХИ о перспективах опорного университета
#88Самые привлекательные работодатели России
#92
Информационная лента
10:58СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена