Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инклюзия в российском обществе

Интервью с Алиной Левитской об актуальной проблеме инклюзивного образования в России, законодательных инициативах, положительных сдвигах в работе по обеспечению равного доступа к образованию инвалидов, образовательных технологиях и мировом опыте.

Просмотров: 3246

«Наше общество восприимчиво к инклюзии»

ЛЕВИТСКАЯ Алина Афакоевна – директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей, к.ф.н.

Образование инвалидов - вопрос, обсуждаемый сегодня. Как обеспечить равный доступ к образованию людей с ограниченными возможностями здоровья, подготовить кадры для обучения? Что нужно сделать, чтобы отечественное инклюзивное образование соответствовало "мировым стандартам"? Эти и другие вопросы мы задали директору Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей, Алине Левитской.

– Министр иностранных дел С. Лавров от имени Российской Федерации 24 сентября 2008 года в штабквартире ООН подписал Конвенцию о правах инвалидов. Этим Россия взяла на себя обязательства по выполнению 24-й статьи Конвенции ООН о правах инвалидов – «Образование». В исследовании, которое в связи с этим инициировало представительство ООН в России, отмечается некоторый рост числа студентов-инвалидов. Однако эксперты отмечают, что, несмотря на положительные моменты, действующая сегодня в РФ система образования инвалидов не соответствует принципам Конвенции ООН. На ваш взгляд, в этом контексте насколько мы далеки от «мировых стандартов», какие главные барьеры стоят на пути их достижения и каковы возможные пути их преодоления?

– Действительно, наша страна в сентябре 2008 года подписала Конвенцию о правах инвалидов. В настоящее время, в соответствии с поручением Президента РФ, ведется подготовка ее ратификации.

Это, с одной стороны, накладывает на нас дополнительные обязательства, с другой – является стимулом для продолжения нашей работы в этой области и выведения ее на новый уровень.

Если говорить о российском законодательстве, то оно вполне соответствует «мировым стандартам» и уже сегодня в целом обеспечивает права инвалидов в области образования, предусмотренные вышеупомянутой конвенцией. Действующие законодательные и нормативные правовые акты не ограничивают права инвалидов на обучение в любом образовательном учреждении.

При этом в качестве приоритетного направления развития системы образования инвалидов рассматривается организация их инклюзивного обучения, то есть обучения наравне с другими в обычных образовательных учреждениях. Уже сегодня в школах, в обычных или коррекционных классах, обучается около 300 тыс. детей с нарушениями развития. В государственных высших учебных заведениях обучается более 25 тыс., в средних специальных учебных заведениях – 15 тыс. инвалидов.

В то же время, безусловно, существует и ряд проблем в этой области. Основная – связана с созданием так называемой безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию инвалидов в образовательном учреждении, включая учебно-методическую и материально-техническую базу, а также комплексное психологопедагогическое и медико-социальное сопровождение. Не секрет, что такие условия – прежде всего, материальнотехнические – есть сегодня лишь в незначительной части школ или вузов.

На создании условий для реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование мы и считаем необходимым сосредоточить усилия органов государственной власти – как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

– В связи с этим, какие задачи департамент ставит В настоящее время мы проводим анализ потребности в перед собой в деле развития в России инклюзивного образования? Какие наиболее актуальные из этих задач предполагается решить в ближайшей перспективе?

– Первая наша задача как представителей федерального Российской Федерации о возможности выделения средств министерства – совершенствование законодательства в из федерального бюджета на реализацию долгосрочных этой сфере.

В конце 2008 – начале 2009 годов Министерством утверж-ден пакет нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения государсвтенной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и порядок проведения вступительных испытаний при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения. Эти документы предусматривают создание специальных условий при сдаче экзаменов гражданам с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. В том числе возможности беспрепятственного доступа выпускников (поступающих) в аудитории и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях, присутствия ассистента, оказывающего выпускнику (поступающему) необходимую техническую помощь, возможности использования выпускником (поступающим) необходимых технических средств во время сдачи вступительного испытания и т.д.

«Сегодня в школах, в обычных или коррекционных классах, обучается около 300 тыс. детей с нарушениями развития. В государственных высших учебных заведениях обучается более 25 тыс., в средних специальных учебных заведениях – 15 тыс. инвалидов».

Ведется работа по уточнению норм, регламентирующих организацию совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития, в типовых положениях об общеобразовательном учреждении и образовательных учреждениях других типов.

В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором планируется урегулировать особенности отношений, связанных с получением образования инвалидами, включая инклюзивное образование.

Вторая задача – создание необходимых материально-технических условий для обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях.

В настоящее время мы проводим анализ потребности в финансировании расходов по созданию в обычных образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. По его результатам будут представлены соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации о возможности выделения средств из федерального бюджета на реализацию долгосрочных мероприятий по созданию в образовательных учреждениях необходимых материально-технических условий.

И еще одно важное направление работы – подготовка кадров для работы с обучающимися из числа инвалидов.

– Кстати о кадрах. В новом учебном году в вузы поступило значительное количество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. И перед вузовскими преподавателями (наверное, не только вузовскими), что называется, в полный рост встала проблема: а кто научит их – преподавателей, как правильно учить, например, слабослышащих или слабовидящих? Ведь для этого надо овладеть и специальными методиками (а значит, пройти курсы повышения квалификации), необходимы и адаптированные пособия, учебники. Кто должен заниматься этой проблемой? Ведь это не просто внутривузовское или внутришкольное дело…

– Безусловно, организация учебной, воспитательной, коррекционно-реабилитационной работы с лицами, имеющими нарушения развития, имеет свою специфику. В связи с этим серьезное внимание и на федеральном уровне, и в регионах уделяется специальной подготовке педагогических работников образовательных учреждений в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких обучающихся.

Эта работа ведется, прежде всего, учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования. Они есть в каждом регионе. На федеральном уровне их деятельность координирует кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

На организацию повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам организации обучения инвалидов ежегодно выделяются средства федерального бюджета. В частности, в рамках федеральной целевой программы развития образования предусмотрена реализация в 2009-2010 годах специального проекта «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов».

– Насколько известно, по заказу Минобрнауки в прошлом году Институт коррекционной педагогики РАО начал разрабатывать федеральные образовательные стандарты для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Какие принципиально новые концептуальные положения должны лечь в основу этих ФГОСов (если провести, например, параллель с новым поколением ФГОСов, основанных на компетентностном подходе)?

– В настоящее время министерством активно ведется работа по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Принципиальная позиция заключается в следующем – новые стандарты должны в максимально возможной степени учитывать особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В частности, предполагается закрепить в стандартах необходимость обязательной разработки и реализации образовательным учреждением программы коррекционной работы, направленной на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи в освоении образовательной программы. Эта программа будет предусматривать специальные условия обучения и воспитания таких обучающихся, включая безбарьерную среду их жизнедеятельности, а также систему их комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

– Означает ли переход на инклюзивное образование отказ от системы коррекционных школ?

«Развитие инклюзивного образования не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер – интеграция ради интеграции… Мы должны всегда помнить о том, что главное – это интересы самого ребенка».

– Нет, не означает. Во-первых, для части детей – это подтверждает не только наш, но и зарубежный опыт – более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении. Во-вторых, коррекционные учреждения могут, в том числе, выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих консультативно-методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие услуги сегодня чрезвычайно востребованы.

Развивая инклюзивное образование, мы считаем необходимым обеспечить сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Хотелось бы подчеркнуть: развитие инклюзивного образования не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер – интеграция ради интеграции. Непродуманные действия – в частности, ликвидация коррекционных учреждений, перевод детей в обычные школы без создания там надлежащих условий – могут нанести только вред и самой идее, и детям, которые не смогут адаптироваться и получить образование.

Мы должны всегда помнить о том, что главное – это интересы самого ребенка. Поэтому определять образовательный маршрут ребенка-инвалида, включая форму и степень его образовательной интеграции, необходимо, исходя, прежде всего, из его потребностей, особенностей развития и возможностей, с непосредственным участием его родителей, право которых на такое участие гарантировано законом РФ «Об образовании».

– Алина Афакоевна, хотелось бы затронуть еще одну острейшую проблему, которая пока носит некий латентный характер, хотя давно пора бить во все колокола. По данным Института возрастной физиологии, сегодня в школу приходят 20 процентов детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера. К старшим классам эта цифра вырастает более чем в 3 раза – до 70 процентов! Конечно, решение проблемы должно носить комплексный характер, но что-то ведь государство должно предпринимать, чтобы остановить эту поголовную «инвалидизацию» поколения? Что вы думаете по этому поводу?

– Одним из приоритетных направлений деятельности по созданию условий для социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья является выявление недостатков в физическом или психическом развитии детей и организация коррекционной работы с ними на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в школе.

Многие регионы разрабатывают и внедряют программы раннего выявления и коррекции нарушений в развитии детей. Методическую поддержку органам и учреждениям образования в этой работе оказывает Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии, созданный с этой целью на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования.

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания на местах играют психолого-медико-педагогические комиссии.

Комплексную многопрофильную индивидуально ориентированную педагогическую, психологическую, медицинскую помощь детям в системе образования России оказывают и образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центры диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, лечебной педагогики и дифференцированного обучения и другие. Сегодня их более 700, где ежегодно получают необходимую поддержку более 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет.

Чрезвычайно важно организовать взаимодействие органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы в решении вопросов профилактики заболеваний и охраны здоровья детей, в том числе учащихся образовательных учреждений. Координацию этой деятельности на федеральном уровне осуществляют совместно наше Министерство и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

– Какое место в образовании детей-инвалидов отводится дистанционному обучению? Что необходимо предпринять, чтобы его качество было не хуже традиционной формы обучения?

– И зарубежный, и отечественный опыт убедительно свидетельствует о том, что развитие дистанционной формы обучения является эффективным средством организации образования инвалидов. Прежде всего, тех из них, кто в силу состояния своего здоровья ограничен в передвижении, не может посещать школу или вуз. Такое обучение позволяет людям с нарушениями развития получить полноценное общее, а в дальнейшем – и профессиональное образование.

Во многих субъектах Российской Федерации органами, осуществляющими управление в сфере образования, предпринимаются меры по организации дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе коррекционных, общеобразовательных и других образовательных учреждений.

«Среди инвалидов-выпускников российских высших и средних специальных учебных заведений более 65 процентов работают по полученной специальности».

Наиболее значительный положительный опыт в этой области накоплен в системе образования Москвы. Работа в этом направлении также активно ведется в Карелии, Татарстане, Красноярском крае, Калининградской области, Ханты-Мансийском автономном округе и ряде других регионов.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья успешно используются также в деятельности учреждений профессионального образования.

При организации дистанционного обучения инвалидов необходимо обеспечить адаптацию компьютерного и учебного оборудования, программного обеспечения, электронных образовательных ресурсов к особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья обучающихся.

Для лиц с различными выраженными недостатками физического развития (нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.) в комплект оборудования включаются специальные приспособления, адаптированные с учетом специфики нарушений их развития. Например, для слепых – брайлевские дисплей и принтер, программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи, для детей с тяжелыми нарушениями двигательных функций рук – устройства, позволяющие управлять компьютером при помощи минимального усилия или движения головы.

Электронные образовательные ресурсы для инвалидов должны базироваться на специальных образовательных программах для таких обучающихся, содержание которых в ряде случаев имеет свою специфику, по сравнению с обычными образовательными программами.

Как известно, начиная с 2009 года в программу реализации приоритетного национального проекта «Образование» включено новое мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Его целью является создание в каждом субъекте Российской Федерации условий для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

– В мировом опыте реабилитации инвалидов достаточно примеров эффективного пути возвращения им трудоспособности. Например, в Германии успешная профессиональная реабилитация и трудоустройство увеличивают личные доходы гражданина в разы, по сравнению с социальным пособием по утрате трудоспособности. Какие успешные практики есть у нас?

– В нашей стране достаточно примеров того, как люди с ограниченными возможностями здоровья успешно адаптируются, принимают активное участие в жизни общества, самореализуются в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Вне всякого сомнения, возможности трудоустройства инвалидов напрямую связаны с реализацией ими своего права на образование, особенно профессиональное. Среди инвалидов-выпускников российских высших и средних специальных учебных заведений более 65 процентов работают по полученной специальности, а в ряде случаев эти показатели значительно выше.

В России накоплен значительный опыт в организации обучения инвалидов в образовательных учреждениях профессионального образования. И наша задача – поддерживать и развивать это направление, с тем чтобы обеспечить в перспективе создание в каждом регионе эффективно работающей системы профессионального образования и занятости инвалидов.

Кстати, в этом году мы отмечаем 75-летие организации высшего профессионального образования инвалидов в России. Правительство Российской Федерации приняло решение о праздновании этого события, соответствующий приказ в сентябре подписан министром образования и науки России. Мы рассчитываем, что проведение на федеральном уровне посвященных этой дате мероприятий будет способствовать привлечению внимания и государственных, и общественных структур к проблемам образования и социальной интеграции инвалидов, следовательно, и решению этих проблем.

– И последний вопрос. А готово ли наше общество к инклюзии? Каково ваше мнение?

– Мне кажется, наше общество, в целом, позитивно воспринимает идеи обеспечения равных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе права на получение образования вместе с другими.

Наша общая задача – предоставить гражданам с различными ограничениями жизнедеятельности равные возможности для участия в жизни общества, обеспечить для них максимальную доступность объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи и информации, всевозможных услуг.

Достичь этого можно, только объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных объединений, средств массовой информации и, конечно, самих инвалидов, которые должны принимать самое непосредственное участие в разработке и реализации всех перечисленных направлений государственной политики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Сетевой университет СНГ
Виктор Демин о первых итогах построения региональных систем СПО
Автономные учреждения в Набережных Челнах
Особенности нижегородского профессионального образования
Митио Каку: Учёба уже не будет базироваться на запоминании
Автономия Сибирского федерального университета
Есть потенциал для развития равных возможностей
Автономные учреждения: выгода и риски
Виктор Болотов: «Аналитик, будь верен правде»
Опыт обучения лиц с особыми образовательными потребностями

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ