Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновации и консерватизм в отечественном медицинском образовании

Основной нерешенный вопрос отечественного образования – снижение мотивации студентов. Стимуляция творческой и учебной активности студентов в Саратовском государственном медицинском университете заключается в назначении именных стипендий, направлении студентов на студенческие конференции в другие города России, в сотрудничестве с социальными партнерами, профориентационной работе.

Просмотров: 1520

Инновации и консерватизм: противоречие или стимул к развитию отечественного высшего медицинского образования?

В.М. ПОПКОВ, ректор Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского

А.А. ПРОТОПОПОВ, проректор по учебной работе СГМУ

Н.А. КЛОКТУНОВА, начальник управления обеспечения качества образовательной деятельности СГМУ

Система образования не стоит на месте, и, если не учитывать тенденции ее развития, неизбежно окажешься в роли догоняющего. На первый план выходит важная задача модернизации образования, внедрения инновационных способов преподавания. Но при этом имеет смысл отделить слепое следование моде от действительно полезных изменений, не выбросить в пылу перемен то ценное, чем характеризуется отечественное высшее медицинское образование: во-первых, использование в преподавании принципа ориентированности на пациента, или пациентцентрированных технологий; во-вторых, фундаментальность образования, то есть сохранение высокого уровня теоретической подготовки; в-третьих, неразрывную связь обучения и воспитания будущего врача в духе традиционной именно для нашей страны системы ценностей.

Какие принципиальные изменения предстоит внести в учебный процесс в ближайшее время?

Основой учебного процесса должно быть приобретение компетенций (навыков и умений), а не время, затраченное на их получение. Конечная цель – достижение требуемого уровня клинических и других компетенций, которые диктуются практикой здравоохранения.

Актуален переход на проблемное обучение. Вопрос установления тесных междисциплинарных связей, увязка проблем одной кафедры или дисциплины с другой, додипломного и последипломного уровней подготовки решаются за счет построения вертикальной связи компетенций. В вузе создана программа приобретения компетенций по терапевтическим специальностям. На выходе – по специальностям «Педиатрия», «Терапия». Оптимальное решение видится в создании учебно-образовательно-лечебных центров или кластеров, в которых будут сосредоточены наука и обучение и обеспечен междисциплинарный подход.

В подавляющем большинстве ведущих учебных центров Европы и мира используется модульная система обучения. По нашему мнению, дисциплинарную систему обучения можно сохранить на младших курсах, а на пятом и особенно шестом курсах – целесообразнее внедрять модульную систему.

Все активнее применяются действительно инновационные формы преподавания: модульный принцип подачи материала, ситуационные задачи, деловые игры, моделирование ситуаций. Разработаны и внедрены разнообразные электронные образовательные ресурсы, и в основном инновации в обучении касаются различных вариантов использования компьютерной техники.

Основной нерешенный вопрос отечественного образования – снижение мотивации студентов. Стимуляция творческой и учебной активности студентов заключается в назначении именных стипендий, повышенной стипендии, направлении студентов за счет средств университета на студенческие конференции в другие города России, в сотрудничестве с социальными партнерами, которые создают стипендиальные фонды: фонд В. Потанина, фирма «Никомед» и другие. Главным резервом стимуляции позитивной студенческой активности является поощрение стремления к самореализации. Так, созданы все условия для научной работы на кафедрах, занятий спортом и участия в художественной самодеятельности.

Решение проблемы повышения мотивации видится в качественном отборе абитуриентов, изначально нацеленных на приобретение медицинской специальности. С этой целью проводится профориентационная работа во многих школах города Саратова, Саратовской области, близлежащих территорий.

Однако использование инноваций в современной системе довузовского образования будет неэффективным без реализации приоритетного направления работы вуза – воспитания будущих специалистов. Одна из важнейших задач системы довузовского образования Саратовского государственного медицинского университета – воспитание личности будущего врача. В этом деле стержнем всегда было и остается духовное воспитание, которое ориентируется на общечеловеческие ценности и национальные традиции.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Международная программа MBA «Агробизнес»
Актуальность и перспективы дуального обучения
Технология измерения образовательной активности
КемГМА: варианты решения кадровой проблемы
Ключевой фактор – доработка организационного механизма
Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы
Последипломное медицинское образование
РеаВиЗ: Первый постулат - качество
Здоровьесбережение в контексте законопроекта об образовании
Как научить студентов милосердию и бескорыстию?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ