Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновационная экономика начинается с образования

Инновационная экономика предполагает высокий уровень профессионализма специалистов, их способности переучиваться, настойчиво пополнять и совершенствовать знания и умения. Система профессионального образования Удмуртской республики обеспечивает подготовку и переподготовку кадров, создает культурную среду.

Просмотров: 2744
КУЗНЕЦОВ Андрей Леонидович – министр образования и науки Удмуртской Республики, доктор экономических наук, профессор

Инновационная экономика предполагает высокий уровень профессионализма специалистов, их способности переучиваться, настойчиво пополнять и совершенствовать знания и умения. Система профессионального образования Удмуртской Республики обеспечивает подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров, а также выполняет важную социальную функцию по созданию культурной среды, соответствующей гуманистическим идеалам человечества, демократическим ценностям, приоритетам социального государства.

Современные тенденции развития российского образования предполагают серьезную трансформацию сети учреждений профессионального образования. В настоящее время система профобразования недостаточно соответствует требованиям экономики, имеется дисбаланс между рынком образования и рынком труда. Кроме того, наблюдается значительный дисбаланс между количеством обучающихся по профессиям и специальностям, реализуемым в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, и запросами речального и среднего профессионального образования и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года разработана и утверждена республиканская целевая программа «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы «Рабочая смена», где определены ключевые направления модернизации системы профессионального образования и создания системы управления образованием, соответствующей новым социально-экономическим условиям.

Реалии современной жизни настоятельно диктуют переход к новому типу профессионального образования, представляющего собой интеграцию начального и среднего профессионального образования. Образовательные учреждения должны становиться многоуровневыми, многопрофильными – с возможностью объединения с производством, с общеобразовательной и высшей школой. Планируется, что к 2015 году численность контингента каждого второго учреждения НПО и СПО составит более 800 обучающихся, 50% учреждений будут многоуровневыми и 60% многопрофильными.

Современные условия для обучения высококвалифицированных рабочих кадров обеспечены на базе созданных в 2007-2008 годах восьми ресурсных центров:

  • по строительным профессиям на базе Строительного лицея №4 (г. Ижевск);
  • по профессиям металлообработки на базе Политехнического лицея №17 (г. Ижевск);
  • по профессиям швейного профиля на базе профессионального училища №12 (г. Можга), профессионального лицея «Мода» №28» (г. Ижевск), профессионального училища №16 (г. Глазов);
  • сельскохозяйственного профиля на базе профессионального училища №36 (п. Игра) и Увинского профессионального колледжа;
  • многопрофильный ресурсный центр на базе профессионального лицея №26 (г. Сарапул).

Переход системы НПО и СПО на современные экономические отношения связан с обеспечением финансовой самостоятельности учебных заведений. Поэтому активно осуществляется внедрение в систему НПО и СПО нормативного финансирования, перевод части учреждений в статус автономных. Опыт показывает, что в вопросах оперативного управления и стратегического планирования у автономных учреждений перед бюджетными есть ряд существенных преимуществ. В 2009 году 7 государственных образовательных учреждений НПО и СПО переведено в статус автономных. В результате Удмуртия занимает одно из первых мест среди регионов Приволжского федерального округа по доле автономных образовательных учреждений. Планируется, что к 2015 году их доля возрастет до 50%.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года заявлено о создании на базе учреждений НПО и СПО комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, осуществляющих реализацию программ профессиональной подготовки для лиц с любым уровнем базового образования – от начального общего до высшего профессионального. Такой центр работает в Ижевске на базе Радиотехнического лицея №19. Аноличные центры мы планируем создать в Глазове и Можге.

В целом модернизация профессионального образования в республике направлена на преодоление структурного дисбаланса между системой профессионального образования и потребностями рынка труда, организацию непрерывного образования с учетом реализации принципа преемственности, внедрение новых информационных технологий, создание инновационных центров и научно-учебных комплексов, развитие дополнительного и дистанционного образования.

Экономический и социальный эффект от реализации программы модернизации ожидается, в первую очередь, в связи с возросшей ориентацией образовательных учреждений на соответствие ужесточившимся требованиям работодателей к профессиональной, социальной и личностной подготовке выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. Этот фактор позволит сократить риск невостребованности выпускников и уровень безработицы в республике в целом.

Социальное партнерство учреждений профессионального образования с ведущими предприятиями и организациями позволяет привлекать их к таким формам участия в подготовке специалистов как формирование образовательного заказа, разработка учебных программ, проведение практик и стажировок, преподавание, разработка и реализация учебно-исследовательских проектов, аттестация учреждений и выпускников. Это обеспечивает студентам доступ к современному высокотехнологичному оборудованию, облегчает выпускникам переход от обучения к самостоятельной профессиональной деятельности, укрепляет взаимосвязь учебного и производственного процессов.

Ярким примером взаимовыгодного сотрудничества в подготовке кадров служит опыт социального партнерства ООО «Фасон», оказавшего финансовую помощь в оснащении современным оборудованием ресурсного центра швейного профиля – профессионального училища №12. Партнерские отношения Политехнического лицея №17 Ижевска и ОАО «Буммаш» позволили в период прохождения производственной практики на предприятии, кроме заработной платы, выплачивать учащимся дополнительную стипендию в размере 1000 рублей.

Социальные партнеры активно участвуют в учебно-методической и практической деятельности учреждений профессионального образования. Маркетинговые исследования студентов Сарапульского техникума пищевой промышленности и Ижевского торгово-экономического техникума проводятся под руководством ведущих специалистов непосредственно на предприятиях местной промышленности. Студенты и преподаватели осуществляют исследования рынка труда, потребительских товаров, оценку конкурентоспособности предприятий. За последние пять лет по заказу министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики выполнено 17 работ, а по заказу социальных партнеров, предприятий отрасли – 267. С каждым годом перечень заказчиков расширяется. Увеличивается количество работодателей, готовых принять на работу выпускников с таким высоким уровнем подготовки. По результатам мониторинга, 98% выпускников 2009 года из указанных выше учреждений трудоустроены.

Многие выпускники Ижевского монтажного техникума, став руководителями крупных строительно-производственных организаций, продолжают сотрудничество с образовательным учреждением. Разработана программа социального партнерства с ФГУП УССТ-8 при Спецстрое России. В ее рамках организована Школа мастеров, в которой занимаются выпускники техникума с целью лучшей их адаптации на производстве. Взаимовыгодное сотрудничество техникума со своими партнерами продолжается семьдесят лет.

Напряженность на рынке труда, вызванная финансовым кризисом, обострила проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, но и в условиях кризиса образовательные учреждения активно работали со своими социальными партнерами – ОАО «Ижевский машзавод», ДОАО «Ижевский оружейный завод», ФГУП «Ижевский механический завод», ОАО «ИМЗ Купол», ОАО «Ижнефтемаш» и другими. Результат – значительное снижение числа выпускников, не нашедших работу.

Социальными партнерами учреждений начального и среднего профессионального образования являются также высшие учебные заведения. Имеется опыт совместной разработки сопряженных учебных планов, определения единых методологических подходов к организации образовательного процесса, проведения совместных исследований, организации стажировок и повышения квалификации педагогических кадров. Для преподавательских коллективов учреждений НПО и СПО создаются реальные условия для постоянного творческого контакта с научно-педагогическими коллективами высшей школы, а у студентов появляется возможность получения высшего образования в сокращенные сроки.

Большая работа по трудоустройству выпускников ведется в самих вузах. Эту задачу выполняют управления по внеучебной и воспитательной (социальной) работе, службы психологической поддержки (социально-психологические центры), студенческие профсоюзы. В вузах организованы студенческие центры по содействию в трудоустройстве выпускников (в УдГУ – центр «Карьера», в ИжГТУ – отдел трудоустройства и занятости студентов и т.д.). С целью взаимодействия рынка труда и образовательных учреждений, оказания помощи в трудоустройстве выпускников высшего, среднего и начального профессионального образования создан Координационный совет работодателей при Удмуртском республиканском центре содействия занятости студентов.

В последнее время активнее проводится информационная работа со студентами и выпускниками: регулярно обновляются разделы сайтов вузов с анонсами предстоящих и отчетами о проведенных мероприятиях, актуальные сведения размещены на собственном сайте Государственной службы занятости населения Удмуртской Республики. Использование новейших технологий способствует привлечению молодежи к поиску работы, раннему началу трудовой деятельности.

В вузах проводятся ярмарки или вернисажи вакансий, формируются банки данных, осуществляется деятельность по временному трудоустройству студенческой молодежи. В ярмарках вакансий участвуют представители учебных заведений, работники служб занятости и сотрудники отделов кадров предприятий и организаций республики, что дает возможность молодым специалистам получить информацию о ситуации на рынке труда республики, научиться грамотно составлять резюме, договориться с работодателем о будущем трудоустройстве.

Одной из форм решения проблемы занятости выпускников вузов, и в то же время возможностью для укрепления связи науки, высшей школы и производства является создание малых предприятий при вузах. Вузы, расположенные на территории Удмуртской Республики, вносят большой вклад в создание уникальных технологий, находящих применение в Удмуртии, России и за рубежом. Для этого в вузах функционируют специальные структуры, которые тесно взаимодействуют с производством. Наибольшее распространение получили научно-образовательные центры (НОЦ) и научно-образовательные комплексы (НОК).

Например, в Ижевском государственном техническом университете успешно функционируют научно-инновационные центры, имеющие базовый завод или заводы:

  • Институт стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова совместно с ОАО «Ижмаш» и ФГУП «Ижевский механический завод»;
  • научный центр «Прогрессивные лазерные технологии» на базе кафедры «Лазерные системы» и ОАО «Лазерный Центр», г. Санкт-Петербург;
  • «Институт радиоэлектроники» на базе КБ «Радиотехника» и предприятий ОАО «Сарапульский радиозавод», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Аксион-холдинг»;
  • научный центр «Станки и механообработка» с дилерским центром ООО «ИТС» по разработке технологических процессов механообработки с использованием прогрессивного режущего инструмента и оборудования фирмы SECO;
  • научно-образовательные комплексы «Радиоэлектроника», «Механик».

В 2009 году Научный центр металлургических технологий, сварки и наноматериалов совместно с Ижевским механическим заводом разработал и освоил уникальную технологию штамповки корпусных деталей ракетной техники специального назначения.

Удмуртский государственный университет активно внедряет новые направления научной и инновационной деятельности. Среди них – разработка и внедрение нанотехнологий в производство. В университете реализуются следующие проекты: создание наноконструкций на основе физиологически активных белков, производство наноструктурных материалов методом лазерного спекания ультрадисперсных порошков в неравновесных условиях и др., подготовка кадров по направлению «Нанотехнология».

При университете функционируют и малые инновационные структуры. Так, фирма ЗАО НПО «МКМ» возникла в результате объединения специалистов в области металлургии, физики, математики и компьютерных технологий. Совместная работа фирмы с предприятиями ряда городов России позволила создать систему LVMFlow, применимую к большому спектру литейных технологий. В результате сотрудничества со шведской фирмой NOVACAST система нашла свое применение во многих компаниях США, Канады, Бразилии, Швеции, Норвегии, Австралии, Турции, а также на отечественных предприятиях: ОЗММ (г. Старый Оскол), КМАРудоремонт (г. Губкин), завод по ремонту горного оборудования (г. Железногорск), ЭЗТМ (г. Электросталь), Волгоцеммаш (г. Тольятти), Нижнетагильский металлургический комбинат и др.

Фирма НПО «Акустмаш» занимается разработкой и реализацией не имеющего аналогов медицинского оборудования – систем и комплексов для массажа (физиотерапия) эластичным псевдокипящим слоем (ЭПС). Свыше 5000 изделий, выпущенных фирмой, используются во всех регионах России. Минздравсоцразвития России изделия с ЭПС признаны лучшими среди аппаратов и приборов для физиотерапии. Оборудование входит в перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС.

Инновационная деятельность вузов находит выражение и в сельскохозяйственной отрасли. Здесь особо заметная работа Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Результаты инновационных проектов в учебно-опытном хозяйстве «Июльское» касаются животноводства (племенной скот), растениеводства (семена полевых культур репродукции элита), повышение плодородия почвы и другие.

Результат реализации инновационного проекта «Адаптивно-ландшафтная система земледелия» – увеличение за последние 10 лет производства сельскохозяйственной продукции в два раза, повышение плодородия почвы в два раза. Снижение на 25% энергозатрат на один эталонный гектар. Реальный экономический эффект от инновационной деятельности составил 250 миллионов рублей.

Ижевская медицинская академия ведет разнообразные исследования в области медицинских технологий. Перспективные исследования касаются вопросов разработки методов получения новых форм лекарственных препаратов, создания и внедрения новых лекарственных веществ на основе нанотехнологий (механоактивация лекарственных средств), создания новых биомеханических устройств и биотехнологических процессов для новых сфер биологического и медицинского применения, использования иммуномодуляторов различного механизма действия при атеросклерозе, разработки клеточных технологий, получения и адаптации культуры мезенхимальных стволовых клеток и создания клеточных вакцин в целях коррекции травматических поражений ЦНС (совместно с Российским государственным медицинским университетом, Институтом молекулярной биологии РАН и др.).

Для продвижения своих научных разработок в Ижевской медицинской академии существует Центр трансфера технологий, целью которого является развитие инновационной системы создания конкурентоспособной, принципиально новой продукции, модернизация существующих технологий и методов, развитие фундаментальной науки, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности путём объединения усилий с предпринимательским сектором реальной экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Результаты практически всех бюджетных и хоздоговорных НИР непосредственно используются в учебном процессе. На их основе издаются учебники и учебные пособия, разрабатываются новые курсы лекций и спецкурсы, комплексы лабораторных заданий, информационно-диагностические пакеты.

Подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда и соответствующих потребностям экономического и социального развития региона, требует новых стандартов и программ, форм и методов подготовки специалистов. В настоящий момент в Удмуртии начата работа по поэтапному введению федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в государственных бюджетных и автономных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении министерства образования и науки Удмуртской Республики. Разработан план мероприятий по организационно-методическому сопровождению введения нового поколения ФГОС начального и среднего профессионального образования, готовится проект Концепции вариативной составляющей основной профессиональной образовательной программы на территории Удмуртской Республики, организовано повышение квалификации руководителей и педагогических работников учреждений НПО и СПО по вопросам введения новых стандартов.

Успешная модернизация профессионального образования имеет реальные перспективы, и опыт Удмуртской Республики по формированию современной, эффективной и открытой к социальному партнерству системы профессионального образования подтверждает это. Инновационные преобразования в экономике ставят перед системой образования новые задачи. Впереди большая и интересная работа – мы к ней готовы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Социально-профессиональный портрет педагога
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Негосударственный сектор образования
Обзор рынка труда Чувашской республики
Нужно ли государству негосударственное образование?
Аккредитация: доверять или проверять?
Система СПО Удмуртской Республики
Ижевский монтажный техникум - взаимодействие с работодателем
Особенности нижегородского профессионального образования
Воспитательная работа в Асановском аграрно-техническом техникуме

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ