Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: инновационные кадры для экономики Сибири

Профессионально-педагогическое сообщество осознает, что, в сущности, «маховик реформ» запущен ради достижения приоритетной цели – кардинального улучшения качества высшего образования. К вузам Сибирского федерального округа этот вопрос имеет прямое отношение – инновационная экономика Сибири нуждается в инновационных кадрах.

Просмотров: 1094

Профессионально-педагогическое сообщество осознает, что, в сущности, «маховик реформ» запущен ради достижения приоритетной цели – кардинального улучшения качества высшего образования.

К вузам Сибирского федерального округа, который выступает «главным героем» номера, этот вопрос имеет прямое отношение – инновационная экономика Сибири нуждается в инновационных кадрах.

Редакция попросила представителей ряда ведущих вузов СФО ответить на вопросы:

  1. Какой инструмент обеспечения гарантий качества подготовки кадров в вашем вузе считаете самым эффективным?
  2. Какую роль в этом играет взаимодействие вуза с бизнес-сообществом?
  3. Решения каких насущных проблем высшей школы ждут ректоры вузов СФО от Минобрнауки России и Рособрнадзора в следующем году? Каковы ваши пожелания этим федеральным органам исполнительной власти?

ВАГАНОВ Евгений Александрович, ректор Сибирского федерального университета (г. Красноярск), доктор биологических наук, профессор, академик РАН

– (1) Качество подготовки будущих специалистов должны обеспечивать три составляющие – активное, начиная с второго-третьего курсов, участие студентов в научных проектах, прохождение ими практики на действительно ведущих в технологическом плане предприятиях и, безусловно, качественный преподавательский состав.

– (2) Определяющую. Без стабильного взаимодействия с бизнес-сообществом университет рискует вариться в собственном соку. Это – порочная практика, когда год за годом читают одни и те же лекции, повторяя их слово в слово. Бизнес диктует свои требования–отвечая им, университет не может не развиваться. В СФУ взаимодействие идет по целому спектру направлений: это научные, в первую очередь НИОКРовские заказы от предприятий, серьезная проверка наших студентов в формате практик, стажировок на самих предприятиях. Важна и стипендиальная поддержка талантливых студентов. Часто бизнес, «заказывая» нужных ему специалистов, сам приходит в университет– открывает на свои средства научные лаборатории, полигоны, строит целые институты, как это произошло, когда «Роснефть» вложила свыше миллиарда рублей в строительство института нефти и газа СФУ.

Причем можно отметить положительную динамику. Если в момент создания СФУ компаний, «заходящих» на его территорию, было относительно немного, то сегодня бизнес отчетливо понимает, что сотрудничество с университетом – основа его стабильности.

– (3) В первую очередь речь идет о большей свободе для университета в определении профессиональных стандартов. Здесь важно не «переконтролировать» – университет должен быть системой, быстро и гибко настраивающейся на потребности рынка.


РЯБКО Борис Яковлевич, ректор Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (г. Новосибирск), доктор технических наук

– (1) Телекоммуникации и информатика являются, пожалуй, самыми быстро меняющимися областями техники. Поэтому главный фактор, определяющий качество подготовки кадров в этой сфере, – реальное участие преподавателей в научной работе по своему направлению. Только в этом случае они будут соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Другой, не менее важный фактор – участие студентов, аспирантов и преподавателей в решении реальных задач, что достигается путём установления партнёрских отношений с ведущими профильными компаниями.

– (2) Взаимодействие с бизнес-сообществом является одной из приоритетных задач университета. Кроме традиционных форм сотрудничества – прохождения практики студентами и стажировки преподавателями на предприятиях, университет развивает новые. Это создание кафедр ведущих компаний («Ростелеком», «Энвижн Груп»), совместных учебных центров и многое другое, что даёт возможность студентам обучаться на новейшем оборудовании, а преподавателям – участвовать в решении реальных научно-технических задач.

– (3) Дальнейшее повышение заработной платы преподавателям вузов. Дебюрократизация системы аккредитации и лицензирования.


АФАНАСЬЕВ Александр Диомидович, и.о. ректора Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, доктор физико-математических наук, профессор

– (1) Крупные фирмы, имеющие подразделения по управлению персоналом, как правило, разрабатывают модели компетенций, по которым оценивают качество своего персонала. Это может быть и «модель корпоративных и управленческих компетенций», и «модель профессиональных компетенций специалиста», и «модель квалификационных характеристик обучаемых (WorldSkills)». Эти модели дают достаточно полное представление о требованиях заказчиков к квалификации специалистов разных уровней. Эти требования можно экстраполировать и на другие рынки труда.

Для оценки совершенства учебного процесса ИрГТУ ориентируется на подходы, сформулированные в таксономии Бенджамина Блума, которые определяют степень освоения учебного материала.

Чтобы реализовать названные задачи, университету не обойтись без базовых кафедр и сквозных учебно-методических комплексов, охватывающих весь процесс подготовки бакалавра или магистра.

– (2) Ключевую. Систематические контакты с представителями бизнес-сообщества необходимы для того, чтобы будущие работодатели могли сформулировать требования к персоналу, который еще только готовится в стенах вуза. Такой формат отношений позволяет управленцам предприятий и фирм осознанно выстроить свои модели бизнес-компетенций, определиться с требуемым комплексом знаний, умений и навыков, желательных для сотрудников, и донести эти ожидания до руководства вуза.

– (3) Для развития ИрГТУ как национального исследовательского университета важна поддержка исполнительной власти, взаимодействие с ней. Необходимы законодательные изменения, касающиеся взаимоотношений с бизнесом в области совместной деятельности при разработке инноваций.

Весьма желательно, чтобы Минобрнауки России организовал дискуссию и презентацию работы вузов в области организации электронного образования. Такие презентации должны обеспечить:

  • широкое ознакомление с международными и российскими подходами;
  • согласованное понимание сегодняшнего уровня этой технологии образования;
  • возможность знакомства с эталонными образцами такого процесса.

Это было бы полезно для быстрого старта тех, кто ещё не включён в процесс, и помогло бы избежать типичных «детских болезней» и ошибок в инвестировании этого направления.


БОКОВ Лев Алексеевич, первый проректор – проректор по учебной работе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, кандидат физико-математических наук, профессор

– (1) Качество строится на тесном взаимодействии между образованием, наукой и работодателем. Если связи установлены, если они не формальные – основой являются совместно выполняемые работы, то качество подготовки специалистов гарантировано. Инструментом, который объединяет названные компоненты, для ТУСУР является образовательная технология группового проектного обучения (ГПО). Основная идея – работа студенческой группы над реальным проектом в интересах научных исследований и/или в интересах работодателя. Проект может быть коммерциализирован, может перерасти в бизнес, развиваясь в студенческом бизнес-инкубаторе университета. На сегодняшний день из него «выпустилось» более 40 предприятий – альма-матер со всеми поддерживает отношения.

– (2) Сотрудничество с бизнес-сообществом является одной из обязательных составляющих для решения этой задачи. Взаимодействие с предприятиями осуществляется в рамках учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК ТУСУР), в который входит более 150 наукоемких предприятий. Здесь студенты проходят практику, потом сюда же приходят на работу. Формат сотрудничества позволяет предприятиям во многом решить проблему подготовки квалифицированных специалистов. Работая на конкретном оборудовании, выполняя проекты ГПО и квалификационные работы по его тематике, студент после получения диплома готов немедленно приступить к работе.

Университет и входящие в состав УНИК предприятия создают совместные кафедры, лаборатории и даже научно-исследовательские институты. Эти подразделения работают как в интересах вуза, так и в интересах его промышленных партнеров, осуществляя научные исследования в соответствующих профилю предприятия областях. Благодаря этому преподаватели и студенты получают возможность работать на самом современном оборудовании, решать актуальные вопросы в области наукоемких и информационных технологий. Результатом сотрудничества являются и победы в конкурсах на выделение субсидий (по постановлению Правительства РФ №218 – развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий).

– (3) Пожелание – полноценное финансирование.Денег нужно ровно столько, чтобы оплатить все текущие нужды, в том числе услуги ЖКХ, строительство и ремонт учебных корпусов и общежитий. Несмотря на то, что ТУСУР эффективно использует свой научный потенциал, он не может направить заработанные на науке деньги на текущие расходы. Развитие непрофильных, но популярных у абитуриентов специальностей (экономика, юриспруденция) – не выход из положения. Университет может заработать деньги на оказании платных образовательных услуг, но эта деятельность отвлекает технический вуз от решения главной задачи – подготовки высококлассных инженеров.

Хотелось бы большей стабильности в области законодательства. Безусловно, реформа образования требует соответствующего изменения во всех сферах, регулирующих деятельность вузов, однако неожиданные и достаточно серьезные изменения не способствуют устойчивой эффективной работе.


ГАЛАЖИНСКИЙ Эдуард Владимирович, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета, доктор психологических наук, профессор

– (1,2) Один из главных инструментов обеспечения качества подготовки – партнерство с работодателями. Его основные направления в ТГУ: участие работодателей в профессионально-общественной аккредитации, а также разработке интересных им программ и последующей совместной их реализации. Например, наша магистерская программа в области проектирования, разработки и создания космических систем промышленного применения успешно реализуется совместно с компанией «Газпром космические системы». Психологический факультет университета взаимодействует с крупнейшим медиахолдингом Томска «Рекламный дайджест» и т.д.

Кроме того, вузом внедряется непрерывное повышение квалификации преподавателей – только в прошлом году на эти цели было израсходовано около 40 млн. рублей.

– (3) Сегодня профильные структуры должны повысить уровень доверия к вузам, которые реализуют стратегические прорывные проекты, и конкретно – к ведущим исследовательским университетам. Перед ними стоят амбициозные задачи, на решение которых выделяются солидные ресурсы. Однако принципы бюджетирования – работа с субсидиями, необходимость соответствия положениям 94-ФЗ – отнимают очень много времени и сил и затрудняют выполнение этих задач. Уверен, нужно повысить степень свободы и оперативности в деятельности ведущих вузов и оценивать их по результатам выполненной работы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Сибирский профессиональный колледж: партнерство как норма
Экспресс-форум: научно-исследовательская работа вузов
Информационная безопасность: вектор движения
Экспресс-форум: кризис и антикризисные меры
Экспресс-форум СПО: работа по новым правилам
Экспресс-форум: инновационные кадры для экономики Сибири (продолжение)
Ключевые задачи современного вуза
Проектирование и реализация программ прикладного бакалавриата
Экспресс-форум: международное сотрудничество вузов
Стране нужны инженеры

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ