Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инновационный центр региональной экономики

Забайкальский госуниверситет – крупнейший научно-образовательный региональный центр, обеспечивающий квалифицированными специалистами 85 процентов направлений социально-экономической сферы Забайкалья. Об основных направлениях подготовки кадров, достижениях вуза и планах на будущее рассказывает ректор Сергей ИВАНОВ.

18.04.2017
Просмотров: 9

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Забайкальский государственный университет (ЗабГУ, г. Чита) – крупнейший научно-образовательный региональный центр, обеспечивающий квалифицированными специалистами 85 процентов направлений социально-экономической сферы Забайкалья. В этом году университет отмечает пятидесятилетие высшего инженерного образования в крае. Об основных направлениях подготовки кадров, достижениях вуза и планах на будущее рассказывает ректор Сергей ИВАНОВ.

Сергей Иванов ИВАНОВ Сергей Анатольевич – ректор Забайкальского государственного университета, доктор технических наук, профессор.

Родился в 1959 году в Чите. После окончания Читинского политехнического института (1981) поступил в аспирантуру Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина. В 1986 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук и приступил к работе в ЧитГУ. В 1998 году назначен на должность декана энергетического факультета, в 2000 году стал директором энергетического института. С 2004 года первый проректор ЧитГУ – ЗабГУ. В 2012 году назначен и.о. ректора Забайкальского госуниверситета, с 2013 – ректор университета.

Автор более 130 научных публикаций, в том числе монографий и учебных пособий с грифом Минобрнауки РФ. Имеет 9 авторских свидетельств на изобретения и патенты. Подготовил 15 кандидатов технических наук.

Почетный работник высшего образования РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки и техники Читинской области, награжден медалью «За заслуги перед городом Чита».

– Сергей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности университета в качестве регионального научно-образовательного и инновационного центра.

– Для обеспечения региона квалифицированными кадрами университет реализует свыше 140 образовательных программ. На базе ЗабГУ развиваются 49 научных направлений и функционируют 93 научных и научно-образовательных подразделения. Самые передовые из этих направлений связаны с горнодобывающей промышленностью, энергосбережением и педагогикой. Объясняется это тем, что основой экономики Забайкальского края является горнорудная промышленность, энергетика также считается одной из ведущих отраслей, а энергетический факультет, наряду с горным, в университете был создан одним из первых. Что касается педагогики, то она снова становится актуальной и востребованной, так как без хорошей подготовки в школах не может быть и хороших студентов.

Кроме того, университет решает актуальные проблемы региона, внедряя свои инновационные разработки. Так, например, за прошлый год по НИР было освоено более 95 млн. рублей. Ученые вуза состоят в различных организациях, начиная от совета при губернаторе Забайкальского края и заканчивая научно-техническими советами предприятий, а подготовка кадров преимущественно реализуется в рамках договорной деятельности между предприятиями и университетом. Ярким примером сотрудничества является научно-образовательный кластер «ЗабГУ – Приаргунский производственный горно-химический комбинат», в рамках которого осуществляются совместные научные разработки и внедрение инноваций на производстве.

– Качество подготовки кадров – один из самых актуальных вопросов, волнующих сегодня профессиональную общественность. Чем обеспечивается качество образования в ЗабГУ?

– В университете функционирует система гарантии качества образования, которая включает два направления. Первое – это плановая работа по внутреннему аудиту образовательных программ и второе – использование независимых инструментов оценки качества образования.

В первую очередь, здесь нужно отметить профессионально-общественную аккредитацию, которую у нас прошли такие направления подготовки как «Горное дело», «Строительст­во уникальных зданий и сооружений», «Юриспруденция» и ряд других. Кроме того, университет принимает активное участие во всероссийском проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России», демонстрируя стабильно высокие показатели1.

​«Подготовка новых кадров должна соответствовать динамике изменений современной экономики. Нам есть к чему стремиться, над чем работать – и в плане инновационного развития образовательных программ, и в плане развития материально-технической базы. Мы видим эти цели и задачи, уверенно идем к ним».

– Четыре факультета университета реализуют образовательные программы инженерного профиля, закрывающие весь спектр инженерных направлений и специальностей, которые требуются для эффективного развития региона. Какие инновационные подходы используются при их разработке?

– К инновационным подходам проектирования образовательных программ можно отнести модульный и контекст­ный подходы, принцип функциональности, ориентации на результат, деятельностный характер образования, нелинейность образовательного процесса.

Так, например, модульный подход позволяет оперативно обновлять отдельные блоки при изменении требований к выпускнику со стороны работодателей, сочетать теоретическую и практическую подготовку, индивидуализировать обучение для каждого студента за счет комбинации необходимых модулей, обеспечивать направленность подготовки студентов, получение ими дополнительной квалификации в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Контекстный подход предусматривает ориентацию на ценности профессиональной подготовки выпускников. В его рамках происходит сопряжение образовательных и профессиональных стандартов, осуществляется постоянная обратная связь разработчиков образовательных программ с работодателями, предъявляются требования к результатам образования.

Необходимо отметить, что инновационные подходы используются в разработке образовательных программ не только инженерного, но и других профилей и, прежде всего, направлены на опережающую подготовку кадров нового поколения.

– А как ведется подготовка специалистов, способных к инновационной деятельности?

– На всех факультетах вуза имеются специализированные кабинеты и аудитории, оснащенные оборудованием для проведения лабораторных и практических занятий. Помимо этого, в университете создаются базовые кафедры. Скажем, совместно с Сибирским отделением РАН организована работа базовой кафедры геофизики, по направлению подготовки «Юриспруденция» функционирует базовая кафедра, созданная при участии избирательной комиссии Забайкальского края. Широко используются и сетевые технологии: на основе взаимодействия со школами Забайкальского края ведется подготовка учителей, также осуществляется совместная работа с профессиональными образовательными организациями региона и рядом ведущих вузов РФ – Российским университетом дружбы народов, Сибирским федеральным университетом, Томским госуниверситетом.

– Важную роль в подготовке кадров играет реализация траектории непрерывного образования на всех этапах обучения. Что вы можете сказать по поводу проф­ориентационной работы вуза?

– Университет активно занимается профориентационной деятельностью, и одной из новых ее форм стало создание профильных классов совместно с работодателями. Примером может служить организация энергетических классов в школах при взаимодействии с компанией «ТГК-14». Занятия со школьниками по дисциплинам, необходимым для поступления на технические направления и специальности, проводят преподаватели вуза, представители предприятия-партнера рассказывают о будущей профессии, пробуждая интерес к инженерной деятельности.

Следует отметить, что результатом работы энергокласса стало значительное увеличение конкурса на энергетический факультет университета. Учитывая факт, что региону необходимы специалисты инженерного и других профилей, мы намерены использовать этот опыт с целью открытия новых профильных классов.

– В этом году университет отмечает юбилей высшего инженерного образования в Забайкальском крае. Какие мероприятия проводятся в связи с этим знаменательным событием?

– Много знаковых мероприятий проводится в юбилейный год. В газете «Университет» ежемесячно публикуются интервью с ветеранами, готовится к выпуску энциклопедическая монография «Забайкальский государственный университет: история и современность высшего инженерного образования».

Университет гордится своими выпускниками, которые являются руководителями всех крупных предприятий, организаций, властных структур города и края. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Подготовка новых кадров должна соответствовать динамике изменений современной экономики. Нам есть к чему стремиться, над чем работать – и в плане инновационного развития образовательных программ, и в плане развития материально-технической базы. Мы видим эти цели и задачи, уверенно идем к ним.

Хотелось бы поздравить коллектив вуза с пятидесятилетием высшего инженерного образования в Забайкальском крае и выразить слова благодарности коллегам за их добросовестность и самоотверженность в деле подготовки молодых специалистов на благо региона и страны.

1 Подробнее: http://bit.ly/ZabSUok

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инновации, забайкальский государственный университет, ао-88, юбилей

Похожие материалы:
Успешные выпускники ИрГТУ делятся бизнес-опытом со студентам
Человек с обложки: Сергей Иванов
Удмуртский государственный университет отмечает юбилей
Паспорт региона: Самарская область
Иван Головных представит опыт НИ ИрГТУ по созданию спин-офф компаний
Сохраняя традиции, поддерживая инновации
Госуниверситет – УНПК: проекты и труд на благо региона
В СФУ подвели итоги конкурса молодых инноваторов
Генератор инновационного развития региона
В ТПУ составили рейтинг самых продаваемых научных разработок

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
Инициатива Тюменского госуниверситета по взаимодействию с одним из крупнейших университетов...
Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
Концепция автономных фабрик и цифровое производство уже сегодня являются предвестниками четвертой...
Из журнала
#86Новости №86
#89Преодоление научно-технического кризиса
#83Новости 83
#86Новый подход к выбору лучших программ
#84Курс на инновации
Информационная лента
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны
16:19Студенты СПбГИКиТ начали съемки художественного фильма «Селфи с судьбой»