Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Институциональная и программная аккредитация ВПО

Институциональная и программная аккредитация в ВПО стала темой семинара, который проходил в Париже. Главная цель данного семинара – способствовать более глубокому пониманию европейских принципов и методологии гарантии качества в высшем образовании.

Просмотров: 2932

Тренинг по-европейски

В июне 2010 года на базе Агентства по оценке исследовательской деятельности и высшего образования (AERES), г. Париж (Франция) состоялся обучающий семинар-тренинг «Внешняя и внутренняя гарантия качества для институциональной и программной аккредитации в высшем профессиональном образовании». Семинар был организован по инициативе Национального центра общественно-профессиональной аккредитации (Россия) и Национального аккредитационного центра (Казахстан). В работе обучающего семинара-тренинга приняли участие россияне и казахстанские коллеги: руководители аккредитационных организаций и эксперты по оценке высшего профессионального образования.

Подобный тренинг, как для россиян, так и для казахстанцев проводился впервые. В России с 2005 года создана система подготовки экспертов, участвующих в экспертных комиссиях при лицензировании и аккредитации. Такую подготовку к настоящему времени прошли уже 539 человек. В Казахстане подготовка экспертов начата с 2009 года, однако они гораздо интенсивнее осваивают зарубежный опыт, например, приглашают зарубежных специалистов (в т.ч. и россиян) проводить обучающие семинары и непосредственно участвовать в работе экспертных комиссий. Российские эксперты также имели возможность познакомиться с опытом работы аккредитационных агентств Германии, Франции и Эстонии на ежегодных Всероссийских конференциях экспертов, но лучше «один раз увидеть…». А вот увидеть случилось впервые.

Семинар проходил на базе AERES, одного из крупнейших агентств гарантии качества в Европе (штат составляет около 70 человек). Кроме того, на семинар были приглашены руководители аккредитационных агентств Испании и Швейцарии, что позволило сделать мероприятие по-настоящему международным.

Главная цель данного семинара – способствовать более глубокому пониманию европейских принципов и методологии гарантии качества в высшем образовании, а также повышению компетентности участников в вопросах экспертизы качества образования. В рамках семинара обсуждались также вопросы оценки и аккредитации в сфере ВПО.

Тематика занятий и организация семинара создали для участников условия для анализа собственной деятельности – внешней экспертизы и разработки оценочных процедур – на соответствие европейским стандартам для систем гарантии качества.

Особое внимание было уделено приоритетам, которыми должны руководствоваться внешние эксперты при оценке качества образовательных программ и учреждений образования. Проведение самообследования, а также условия для взаимодействия между аккредитационным агентством и вузами также были в центре внимания семинара. Для знакомства и обсуждения были вынесены как теоретические, так и практические вопросы: определение понятий «стандарт», «критерий», «показатель»; взаимосвязь процедур самообследования и внешней экспертизы, экспертиза соответствия (полное, частичное и неполное) установленным стандартам; методика определения стандартов и критериев; взаимосвязь результатов экспертизы и аккредитационного решения; аккредитационное решение и его последствия и др.

Европейские агентства гарантии качества в настоящее время работают в соответствии с требованиями национального законодательства и Европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества высшего образования ESGENQA. Как удается им совмещать национальные и европейские требования – этот вопрос был раскрыт на примере Франции и Испании Жаном Франсуа Дэно – директором Агентства по оценке исследовательской деятельности и высшего образования (AERES) и Джеммой Раурет Дальмао – директором Агентства по оценке исследовательской деятельности и высшего образования ANECA.

Болонский процесс инициировал формирование Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании ENQA и Европейского консорциума по аккредитации ECA. Эти организации предлагают поддержку и широкие возможности для международных проектов в области оценки и гарантии качества. Каким образом можно принять в них участие – об этом подробно рассказали участникам Рольф Хойссер – президент Европейского консорциума по аккредитации (Швейцария) и Брюно Кюрваль – президент и вице-президент ENQA (2004-2008 гг.), руководитель отдела гарантии качества Международного центра педагогических исследований (CIEP).

Тереза Санчес Шапарро (Комиссии по присвоению инженерных степеней CTI (Франция)) и Эдуардо Гарсиа (Испания) представили опыт аккредитации отдельных образовательных программ профессионального образования.

Российские и казахстанские эксперты также имели возможность познакомить европейцев с практикой и достижениями в своей работе.

Кроме теоретических занятий программа семинара включала посещение двух учреждений высшего образования: Школы биоинженерных технологий (EBI) и одной из лучших бизнесшкол Франции и Европы – Высшей школы экономических и социальных наук ESSEC. Эксперты на практике смогли познакомиться с организацией процедур самообследования, процедурами взаимодействия с аккредитационными агентствами, убедиться в значимости такой работы для повышения качества высшего образования.

По итогам семинара-тренинга экспертам были вручены сертификаты о подготовке европейского образца. Всеми сторонами – представителями пяти стран – были высказаны предложения о продолжении и развитии такой практики подготовки экспертов на европейском уровне.


– Насколько актуальны, с вашей точки зрения, были вопросы, обсуждавшиеся в рамках семинара? Какие еще проблемы вы рекомендовали бы обсудить на последующих семинарах?

Людмила Войтехович,НОУ ВПО «Экономико-энергетический институт», ректор:

– Тематика семинара была для меня очень актуальной, поскольку на протяжении последних 15 лет моя профессиональная деятельность непосредственно связана с проблемами качества образования. Семинар предоставил участникам возможность в реальном режиме познакомиться с европейским опытом построения и развития систем гарантии качества, а также глубже проанализировать достижения и системные недостатки российского образования.

Благодаря семинару я поняла, что общая проблема качества подготовки специалистов в России и Европе вызвана разными причинами. Европейское образование основано на доминанте рационального прагматического мышления. В связи с этим мне хотелось бы обсудить вопросы образовательных технологий, содержания и структурирования учебного материала, подробнее познакомиться с внутренней системой гарантии качества подготовки специалистов. В российских вузах нет четкого понимания того, как эту систему создать и как она должна функционировать.

– В работе семинара приняли участие эксперты из Казахстана. Какие инициативы казахстанских коллег показались вам полезными для использования в России?

Михаил Беренгартен, Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ), проректор по учебной работе:

– Как российский федеральный эксперт, принимавший участие в качестве приглашенного эксперта в процедурах институциональной аккредитации в казахстанских вузах, я хотел бы отметить, что процедура институциональной аккредитации в Казахстане в настоящее время оптимальна. В составе комиссии по аккредитации – минимальное необходимое количество квалифицированных экспертов. Работа проходит в сжатые сроки в интенсивном режиме интервью со всеми участниками образовательного процесса – от руководства вуза до студентов. Такой режим работы, с учетом проведенной вузом предварительной работы по самообследованию, позволяет руководству вузов принимать оперативные корректирующие решения. Участие международного эксперта в работе комиссии позволяет дополнительно посмотреть со стороны на организацию учебного процесса и систему качества образования, что оказывается полезным при разработке последующей стратегии развития университета.

– Формат мероприятия предусматривал три дня семинарских занятий и один день, посвященный посещению вузов. Насколько удачным стал такой подход к организации семинара?

Виталий Гарькин, Самарский государственный университет, проректор по учебной работе :

– Считаю весьма удачным выбранный формат проведения семинара. Посещение вузов Франции с учетом моего опыта знакомства с университетами США, Великобритании и Италии еще раз подтвердило мое убеждение в том, что с точки зрения организации нам есть чему у них поучиться. Можно только позавидовать их материальным ресурсам, но в то же время еще раз убедиться, что мои коллеги из Самарского госуниверситета как профессионалы могут составить конкуренцию на рынке труда Европы и США. Знакомство с методикой ранжирования высших экономических школ показало, что, как и у нас в России, широко используется критериальный подход к оценке значимых показателей деятельности вуза. В своем вузе как проректор по учебной работе я хотел бы реализовать методику французских коллег, используемую при оценке квалификации и результативности исследований преподавателей факультета.

– Как вы считаете, насколько ценным стало участие в занятиях и круглых столах специалистов в области гарантии качества из Франции, Швейцарии, Испании?

Надежда Лебедева, Волгоградский государственный университет, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики:

– Значимость семинара как раз и состояла в том, что эксперты разных стран смогли сопоставить подходы и процедуры, используемые ими для институциональной и программной аккредитации в национальных образовательных системах. В результате обсуждения выявились как совпадения (в основном, это касалось оценочных показателей, которые мало чем отличаются в российской и европейской системах аккредитации), так и расхождения по некоторым вопросам. В частности, стала очевидной необходимость дальнейших обсуждений концептуальных подходов, сближения точек зрения на роль аккредитации в России и, например, во Франции, на роль эксперта в этом процессе, на характер его взаимоотношений с коллегами, которых он проверяет (по версии французских коллег, «знакомится» с их результатами). Даже в некоторые общие термины мы вкладываем пока несколько различный смысл.

– Какие выводы и предложения по итогам семинара Вы могли бы сделать для развития системы гарантии качества (аккредитации) в России?

Светлана Кочерга, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), проректор по кадровому и правовому обеспечению:

– Отличный формат обучения позволил из «первых уст» получить не только теоретические, но и практически знания, в частности, по вопросам негосударственной аккредитации. Семинар был очень полезен с точки зрения обмена опытом, возможностей дальнейшего сотрудничества с зарубежными коллегами по вопросам оценки качества, а также межвузовского сотрудничества по реализации международных проектов.

Желательно, чтобы в такого рода семинарах участвовали представители не только вузовской общественности, но и представители государственных структур, определяющих политику образования по данным вопросам.

Людмила Войтехович:

– Я думаю, что России нужно активнее привлекать экспертов из других стран при проведении институциональной и программной аккредитации. Чем глубже и разностороннее будут развиваться отношения между национальными системами гарантии качества, тем успешнее аккредитация будет способствовать развитию Российского образования.

Михаил Беренгартен:

– Думаю, что тщательный анализ результатов семинара и, возможно, дополнительное проведение круглых столов по его итогам с участием федеральных экспертов позволят внести в существующую систему институциональной и программной аккредитации в России новое содержание. В частности, изменения могут быть направлены, с одной стороны, на сокращение слишком формализованных и иногда не столь важных процедур, а с другой стороны – на учет опыта экспертов для совершенствования систем обеспечения качественного образования в каждом конкретном вузе.

Виталий Гарькин:

– По итогам семинара можно сделать однозначный вывод о необходимости развития системы гарантии качества (аккредитации) в России в тесной связи с принципами Болонской декларации. При этом главный акцент должен быть сделан на вопросы государственной поддержки всех российских аккредитационных агентств, удовлетворяющих критериям ENQA и получивших международное признание, а также на реальном обеспечении независимости процедуры оценки от государства.

Надежда Лебедева:

– Считаю, что системы аккредитации в России в Европе преследуют одну цель – обеспечить качество образования. Процедуры и параметры оценивания, в основном, совпадают; уровень подготовки экспертов, включенных в Национальный реестр, соответствует требованиям, выдвигаемым европейскими аккредитационными агентствами.

Поэтому предлагаю использовать процедуру предварительного консультирования вузов, готовящихся к аккредитации; разработать процедуру аккредитации российских образовательных программ, которые будут соответствовать европейским требованиям.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ENQA: российский опыт в европейском документе
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
«Образовательный кодекс России» прошел первое обсуждение
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств
ENQA: вопросов больше, чем ответов
Системы гарантии качества "новой Европы"
Евроремонт российского образования
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ