Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интеграция образования, науки и экономики

Министр образования и науки РФ А. Фурсенко обозначил курс дальнейшего развития системы ВПО, который предполагает, что российские вузы должны стать конкурентоспособными. Основным критерием конкурентоспособности выступает исследовательская работа.

Просмотров: 2190

Основные акценты ежегодного собрания научно-педагогической общественности высшей школы России, которое в конце декабря прошло в Санкт-Петербургском государственном горном институте имени Г.В. Плеханова (техническом университете), были сделаны на итогах научной и инновационной деятельности высшей школы за 2009 год. Главной же задачей, стоящей перед вузами на перспективу, министр Андрей Фурсенко назвал задачу интеграции образования, науки и экономики.

Масштабная модернизация

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко обозначил курс дальнейшего развития высшей школы, продиктованный глобализацией, в условиях которой российские вузы должны действительно стать конкурентоспособными. Основным показателем ее эффективности является интеграция в экономику страны. А поскольку президент РФ Дмитрий Медведев объявил о необходимости скорейшего перехода нашей экономики от сырьевого к инновационному типу, перемены напрямую касаются и образовательного сообщества. В переходный период усилия государства направлены на то, чтобы деятельность вузов становилась все более научной и инновационной. Кроме того, для системы образования, как и прежде, остается актуальной задача обеспечения достойными кадрами научно-исследовательской деятельности. И именно исследовательская активность вуза позволяет существенно повысить его авторитет, а значит, заинтересовать государство и частных заказчиков в его разработках.


-Как быть вузам, которые, не имея статус университета, автоматически не могут претендовать на получение государственной поддержки? – такой вопрос был задан руководителям Министерства образования и науки РФ. На него ответил Андрей Фурсенко:

-Думаю, что сегодняшняя градация «университет-академия-институт» не выполняет возложенную на нее функцию. Слишком много формализма заложено в это разделение. Многие университеты, которые формально таковыми являются, не соответствуют нынешним требованиям. И Рособрнадзор работает над тем, как выбрать «люфты», которые позволяют сохранить за тем или иным учебным заведением его статус. Постепенно мы эти «люфты» должны убрать и ужесточить требования к университетам.

Мы думаем о том, как сделать так, чтобы вузы, не являющиеся университетами, имели возможность получить поддержку по линии научно-исследовательских центров. Она должна даваться не под конкретную структуру, а под суперзадачу. Возможно, в виде конкурсов для вузов, ориентированных на тесную интеграцию с наукой и работодателем. В какой форме – решение еще не принято. Сейчас же закон четко оговаривает, что поддержка может быть оказана только университетам.


Ушедший год можно назвать знаковым для российской системы высшего образования, так как он стал точкой отсчета для воплощения идеи формирования в стране сетей федеральных и национальных исследовательских университетов. Им отведена роль реальных механизмов поддержки масштабных инновационных преобразований в России.

Зам. министра образования и науки РФ Александр Хлунов заверил участников собрания в том, что работа над расширением сети национальных исследовательских университетов будет продолжена. Можно сказать, эти университеты – элита российской вузовской науки, поэтому они имеют приоритет при выделении учебным заведениям дополнительных средств из бюджета.

– Можно сказать с уверенностью о том, что формируемая сеть национальных исследовательских университетов должна стать катализатором масштабной модернизации сектора высшего образования России, – подчеркнул Александр Хлунов. – Это позволит в конечном счете реально повысить качество высшего образования, его доступность, что обеспечит высококвалифицированными кадрами экономику страны.

В пику «продвинутым» вузам, отмеченным государством заслуженными преференциями, по словам Александра Хлунова, огромную сеть вузов в РФ, насчитывающую около 1000 учебных заведений и более 2000 филиалов, предстоит модернизировать. Речь идет об ужесточении требований к инновационной деятельности образовательных учреждений сегмента ВПО. И основным показателем эффективности высшей школы станет интеграция вузов в экономику страны.

Естественно, масштабная модернизация требует не менее масштабных вложений, и в этой связи правительство намерено не только выполнить уже взятые на себя обязательства, но и выделить дополнительные средства на обновление исследовательской и лабораторной базы, программы обменов, привлечения лучших ученых, в том числе, наших соотечественников из-за рубежа. Об этом сказал министр Андрей Фурсенко.

Образовательное ведомство планирует объявить конкурс по господдержке программ по развитию кооперации в вузовских и академических коллективах и научных подразделениях корпоративного сектора в регионах. Мера предусмотрена для университетов, не попавших в число федеральных и исследовательских, но активно занимающихся научной работой, инновационной деятельностью, кооперацией с академическими структурами и бизнесом.

Предполагается провести мероприятия по привлечению к работе в ведущих российских вузах авторитетных ученых, в том числе, зарубежных. Государство готово выделить средства не только на содержание и обеспечение светила, но и на его коллектив, а также, возможно, на приобретение лабораторного оборудования и расходных материалов для их исследований.

Для того, чтобы научная работа завершалась конкретным интеллектуальным продуктом, который будет учтен и реализован на практике, министерство намерено направить усилия и средства на развитие инфраструктуры малого предпринимательства в ведущих российских вузах.

– Речь идет о том, – пояснил Александр Хлунов, -чтобы направить средства, например, на создание сертификационного центра, который позволил бы приводить результат научной деятельности вузов в вид товара. Это могли бы быть и деньги на организацию вузовских посевных фондов в поддержку малых предприятий, учрежденных в рамках ФЗ-217, на создание центров транслирования технологий, на поддержку маркетинговых служб, на приобретение патентов, в том числе, из-за рубежа. Возможно, будут предусмотрены средства и на поддержку учебно-консультационных и инженеринговых центров.


 

«Нельзя рассматривать дополнительное финансирование как средства, направленные на текущую деятельность вузов. Это долгосрочные инвестиции, которые не будут эффективно потрачены, если не использовать всю совокупность инструментов, подготовленных государством для сектора высшего образования. Необходимо эти средства направить на инфраструктуру, чтобы позволить системе ВПО и дальше изменяться в нужном направлении».

Заместитель министра образования и науки РФ Александр Хлунов.

 


Принципы финансирования мероприятий по поддержке развития науки и инноваций в РФ в последнее время существенно изменились, что обусловлено переходом от нормативного равенства вузов к конкурсному отбору лучших. В мерах по поддержке науки распределение средств вытесняется финансированием через ведомственные и федеральные целевые программы, направленные на развитие научно-инновационной деятельности.

Средства для инноваций

Год 2009-й для системы ВПО России знаменателен принятием упомянутого Федерального закона №217, который позволяет вузам учреждать малые предприятия. При участии высших образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, уже организованы 112 новых предприятий. И у руководства Минобрнауки есть надежды, что их число будет кратно увеличено в самое ближайшее время. Для реализации закона принимаются дополнительные меры.

К примеру, Российская венчурная компания учредила посевной фонд с капитализацией 2 млрд. рублей, в который вузы через свои малые предприятия могут обращаться за финансовой поддержкой своих проектов.

А в 2010 году Минэкономразвития намерено принять программу поддержки малого и среднего предпринимательства, в которой предусмотрен годовой объем 10 млрд. рублей на помощь малым высокотехнологичным компаниям. Деньги будут распределяться через субъекты Федерации на условиях софинансирования, а значит, сумма будет, по меньшей мере, удвоена.

Кроме того, Фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере сформировал подпрограмму, которая скоординирована с мероприятием по научно-образовательным центрам ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». На ее реализацию будет направлено до 300 млн. рублей, которые призваны поддержать не только научнообразовательные центры, но и малые компании, организованные вузами во взаимодействии с этим фондом.

В рамках Банка регионального развития создается специальный фонд объемом до 20 млрд. рублей на поддержку малых инновационных компаний.

Но для эффективной практики по созданию бюджетными учреждениями хозяйствующих обществ, по мнению Александра Хлунова, нужно внести в законодательство целый ряд поправок, расширяющих правоспособность учреждения и позволяющих им полноценно вести хозяйственную деятельность.

В поправках к ФЗ-94 предлагается установить два этапа при размещении госзаказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). На первом этапе государственный заказчик сможет вместе с потенциальными заявителями четко сформулировать техническое задание и определить минимальную цену на заказ. Кроме того, возможно введение предквалификации для участия в конкурсах по размещению заказов на НИОКР в государственных вузах. Что будет учитывать предквалификация? Например, публикационную активность потенциальных заявителей, наличие учтенных нематериальных активов, научную деятельность, а значит, и наличие квалифицированного научного персонала. Госзаказчику предквалификация нужна для того, чтобы оградить себя от недобросовестных заявителей.

Минобрнауки предлагает при рассмотрении заявки основной акцент делать на ее экспертной оценке, которой будет придаваться до 40 процентов «веса». И по 30 процентов достанется предквалификации и цене.

Еще одним направлением совершенствования законодательства является развитие системы аттестации кадров высшей квалификации.

– С самого начала 2011 года, – пояснил Александр Хлунов, – будет инициирована концепция развития этой системы. В обновленной России появились люди, которые вносят вклад в совершенствование экономики путем развития крупных компаний, они успешны в управленческих решениях, и понятно, что у них растет потребность в общественном признании за такого рода заслуги перед страной. Неправильно их всех подталкивать к защите диссертаций и ученых степеней. Мы должны создать условия для того, чтобы они получали общественное признание, например, в сфере бизнес-администрирования. Кроме того, появился институт стабилизации нашего общества, развитие которого мы хотим обеспечить квалифицированными кадрами. Также есть у населения потребность в появлении специалистов в области теологии. Поэтому мы и инициировали разработку концепции по аттестации кадров высшей квалификации.

Остаться в системе ВПО

Важнейшим механизмом развития научного потенциала в стране является подготовка кадров высшей квалификации в системе аспирантур и докторантур. На начало 2009 года в аспирантурах России обучалось свыше 86 тысяч, а в докторантуре – свыше 3 тысяч человек. В последние годы структура подготовки аспирантов претерпела некоторые изменения. Немаловажно, что увеличена численность аспирантов и докторантов, зачисленных за счет средств федерального бюджета. Эти перемены коснулись аспирантур по отраслям, отвечающим приоритетным направлениям развития науки и техники в России. Заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко обратил внимание на то, что в целом более 50% сегодняшних аспирантов и докторантов проходят подготовку, ориентированную на высокотехнологичные отрасли экономики.

Анализ результатов трудоустройства выпускников аспирантуры показывает, что в зависимости от региона 20-50% от общего количества выпускников остаются работать в своем вузе. До 30% выпускников аспирантур трудоустраивается в другие вузы. Но главное – они остаются в системе ВПО!

Евгений Бутко поделился своими наблюдениями после экскурсии по старейшему техническому вузу России, принимавшему собрание:

– Сегодня с утра удалось посмотреть некоторые лаборатории, которые оборудовали приборами, полученными в рамках инновационной образовательной программы, и уже приобрели, будучи в качестве национального исследовательского университета. Я сделал два потрясающих вывода. Во-первых, благодаря новому оборудованию на кафедре экологии были защищены шесть незапланированных диссертаций, на кафедре нефтяники – четыре дополнительные диссертации. Материально-техническая база способствует изменению менталитета тех, кто работает на этом оборудовании.

Во-вторых, меняется психология не только педагогов, но прежде всего студентов, аспирантов и магистрантов, которые получили возможность работать на современном оборудовании. Они подругому начинают относиться к производственной и профессиональной жизни. И они это отношение транслируют, приходя на работу в компании – горные, нефтяные и другие. Но фактически дух формируется в вузе – это ли не результат научных исследований?

Конкурсы без заявок

Начальник Управления научных исследований и инновационных программ Рособразования Валерий Кошкин рассказал о реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». На первом этапе были объявлены 1800 конкурсов, по которым Рособразование как заказчик предполагало заключить 1850 государственных контрактов на сумму 2 млрд. 450 млн. рублей. Но контракты были заключены не все, поэтому немногим менее 1 млрд. рублей остались не освоенными. На сэкономленные деньги тоже объявили конкурс, рассчитывая заключить 700 госконтрактов. Но в результате подписания 670 госконтрактов средства все равно остались. Почему? На то были весомые, хотя и кажущиеся формальными на первый взгляд, причины.

Поражает – порядка 35 процентов заявок были отклонены именно по формальным признакам. К некоторым из них не представили приказ о назначении ректора, в других -сумма контракта в цифрах отличалась от суммы, указанной прописью. Что это – невнимательность со стороны сотрудников вуза? На втором этапе, как признался Валерий Кошкин, работа проходила более эффективно.

Интересной оказалась статистика активности участников конкурса в размещении заказов. В некоторых конкурсах уже на первом этапе присутствовало более 10 заявок на один контракт. На конкурсы по некоторым научным направлениям вузы не подали ни одной заявки, среди них «Судостроение», «Океанология», «Конструирование летательных аппаратов», «Станкостроение», «Геохимия», «Строительные технологии», «Клеточные технологии» и другие направления.

– Складывается впечатление, что у нас в стране судостроением вообще не занимаются, – безрадостно усмехнулся докладчик.

Волнует Рособразование и активность целевых аудиторий конкурсов. Например, по направлению «Экологически безопасные ресурсосберегающие производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания» от научных коллективов под руководством докторов наук было подано 24 заявки, а от тех коллективов, которые возглавляют аспиранты, – всего две. Но, по сути, в коллективы, руководимые докторами наук, в соответствии с требованиями программы, включены два аспиранта. Так почему вузы не дают возможность самим аспирантам участвовать в конкурсе? А ведь программа направлена на то, чтобы привлекать молодых ученых и создавать для них условия, необходимые для работы в сфере высоких технологий.

Практически в каждом федеральном округе до 20 процентов вузов, подведомственных Рособразованию, участия в программе вообще не принимали. Но зато отмечена активность и иных вузов – напротив, чрезмерно желавших так или иначе победить в конкурсах. Они неприкрыто занимались демпингом. «У меня сердце кровью обливалось, когда вместо 4,5 млн. рублей предлагали 900 тысяч или меньше» – вспоминает Валерий Кошкин.

Госзаказчик столкнулся и с коллективами, которые рассылали практически одни и те же заявки для участия в похожих конкурсах. В одну конкурсную документацию руководителем включали доктора наук, в другой – его из руководства убирали. При этом выполняемые работы и результаты оставались одними и теми же, во многих случаях выполнить их вызывалась одна и та же организация. Но такие заявки сразу «вылавливали», поскольку они проходили через одну конкурсную комиссию. Четыре госконтракта были расторгнуты перед самым этапом перечисления денег.

В курс дела о реализации в прошлом году другой ФЦП – «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса» ввел зам. начальника Управления инновационного развития и инфраструктуры Федерального агентства по науке и инновациям Андрей Олейник. На сегодня она является крупнейшей научно-технической программой России, в формировании тематики и конкурсов по которой ежегодно принимают участие более 3 тысяч организаций. В 2009 году Роснаука по ней заключила более 600 контрактов с вузами.

Кроме того, от субъектов малого предпринимательства поступило порядка 600 заявок, и заключено контрактов на сумму более 200 млн. рублей. Проекты малых предприятий в наступившем году запланировано профинансировать в объеме не менее, чем 10% от общей суммы, направляемой на программу.

Аспирантура, докторантура…

Вузы Рособразования готовят кадры не только для экономики, но и для самих себя. Поэтому совещание не обошлось без обсуждения кадровой ситуации в высших учебных заведениях. По статистике, которую представила начальник отдела учреждений послевузовского и дополнительного профессионального образования Рособразования Ирина Мосичева, в 92 подведомственных ему вузах штатный состав в возрасте старше 65 лет составляет от 25 процентов и выше. Есть среди этих вузов и такие, в которых сотрудников в возрасте старше 65 лет более половины!

– Я не могу сказать, хорошо это или плохо, – отметила Ирина Мосичева. -С одной стороны, хорошо – самые высококлассные кадры. С другой стороны, если бы другая половина сотрудников была в возрасте 35-40 лет… Но ведь дело обстоит иначе!

Тенденция последнего времени – рост числа аспирантов в вузах Рособразования, но сокращение числа аспирантов, обучающихся за бюджетные средства. Параллельно произошло резко увеличение числа «внебюджетных» аспирантов – в 2,5 раза.

Продолжается открытие непрофильных специальностей в аспирантуре и, как следствие, непрофильных диссертационных советов. «Обращаю внимание, – подчеркнула в своем выступлении Ирина Аркадиевна. – Политика сокращения непрофильных специальностей в вузах была, есть и будет. И не надо рассказывать в Рособразовании о том, что в техническом вузе без юридических специальностей жизни нет…

К кадровой, как к одной из острейших проблем российской науки, возвратился начальник Управления аккредитации научных и научно-педагогических работников Рособрнадзора Сергей Пахомов. По его мнению, наиболее неблагоприятная ситуация с обеспечением кадрами сложилась в естественнонаучных и технических отраслях научного знания. С 1997 по 2008 год доля докторских диссертаций, защищенных по естественнонаучным и техническим наукам уменьшилась с 49,5 до 39 процентов, число кандидатских – с 41 до 25 процентов. Вот первая десятка специальностей, по которым в 2008 году вообще не было докторских защит: «Теория вероятностей и математическая статистика», «Физика низких температур», «Кристаллография, физика кристаллов», «Химия высоких энергий», «Коллоидная химия и физикохимическая механика», «Математическая и квантовая химия», «Молекулярная генетика», «Биология развития, эмбриология», «Биологические ресурсы» и «Протистология».

Замечено, что опережающими темпами растет число диссертационных советов по социально-гуманитарным, экономическим и гуманитарным наукам. Тем временем в 59 диссертационных советах, зарегистрированных в 2008 году, вообще не проведено ни одной защиты. В 873 советах по защите докторских и кандидатских диссертаций было рассмотрено лишь по одной работе на соискание ученой степени «доктор наук», а в 401 совете – «кандидат наук». Лишь 10 советов рассмотрели 50 и более работ на соискание степеней кандидата и доктора наук. Традиционно в этой выборке представлены социальные и гуманитарные отрасли. И если уровень работ по естественным, техническим и медицинским отраслям науки остается на достойном уровне, то уровень диссертационных исследований по экономическим, юридическим, социологическим, как признает научная общественность, снижается.

За нарушения порядка защиты, а также за принятие положительного решения по отклоненным и снятым для рассмотрения работам, Рособрнадзор приостанавливает деятельность диссертационных советов и прекращает их работу. В прошлом году 280 диссертационным советам были вынесены замечания и предупреждения о возможной приостановке их деятельности. В их числе 64% – советы, принимающие к защите работы по социальным и гуманитарным наукам. Деятельность 57 советов за год была приостановлена.

«Круглые столы» по «острым» вопросам

В рамках ежегодного собрания научно-педагогической общественности состоялись «круглые столы», во время которых проректоры вузов могли не только задать вопросы руководителям федеральных ведомств отрасли образования, высказать собственные мнения и поделиться уже накопленным опытом, но и получить конкретные рекомендации.

Директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности Владимир Лопатин рассказал о методическом комплексе инструментов, предназначенных для коммерциализации интеллектуальной собственности. Государство тратит на инновации солидные средства. Только на НИОКР в ежегодном бюджете РФ предусмотрена сумма в размере более 300 млрд. рублей. По словам Владимира Лопатина, до 40 процентов этих денег уходит в «откаты», а вместо инноваций государство получает отчеты. На создание инфраструктуры для инновационного развития заложено более 1 трлн. рублей, но их ощутимая часть также тратится на «откаты» и на строительство, расценки на которое завышаются в два-три раза. А площади технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера и инноваций сдаются в аренду. По линии Российской венчурной компании предусматривается инвестирование в размере 25 млрд. рублей, по линии Роснано – 134 млрд. рублей. Но проверка Счетной палаты РФ летом минувшего года показала, что 95% средств находится на депозитах. В результате вместо построения национальной инновационной системы мы имеем «освоение бюджетных денег».

РНИИИС вызвался помочь сформировать опорные точки будущего рынка интеллектуальной собственности в России и подготовить правила, направляющие его в цивилизованное русло.

На «круглом столе» о совершенствовании системы подготовки и государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации начальник отдела учреждений послевузовского и дополнительного профессионального образования Рособразования Ирина Мосичева привела в пример корпоративный университет РАО ЕЭС:

– Идеальная система, идеальные возможности, потрясающая связь работодателя с Московским энергетическим институтом, в котором кадры готовятся под конкретное рабочее место, начиная от рабочих специальностей и заканчивая кадрами высшей научной квалификации. Если бы все наши вузы шли по этому пути! Несколько лет назад мне довелось услышать доклад, в котором говорилось о том, что позиции высшей школы, а конкретно университетов, в части подготовки кадров для корпораций и больших предприятий потеряны. Не хочу говорить, что совсем, но процентов на 80 мы их действительно потеряли. Серьезные работодатели интересуются повышением квалификации своего персонала, а высшая школа зачастую такую возможность просто игнорирует. В ведении Рособразования есть учебное заведение, в котором сотрудники вузов могут бесплатно пройти обучение иностранным языкам.

– Как вы думаете, сколько преподавателей в Москве пришло бесплатно учиться иностранному языку? – спросила участников собрания Ирина Мосичева. – Ни одного! А от корпоративных заявок отбоя нет. Предприятия интересует, чтобы их работники овладевали иностранными языками, и они платят за это, а у вузов – интереса нет. Свое решение кадровой проблемы в науке представил заведующий кафедрой «Технологии программирования» СПбГУ Анатолий Шалыто:

– Молодежь в вузах есть, но она работать там не хочет. Уверен в том, что самых выдающихся выпускников и аспирантов необходимо удерживать в вузах. Для них нужно создать все условия. Если лучшие уходят из вузов в промышленность, я уже не говорю об отъезде за границу, они навсегда теряются для российской науки.

Анатолий Шалыто предлагает вариант, который был представлен президенту РФ Дмитрию Медведеву на встрече с победителями студенческого командного чемпионата мира по программированию 2009 года и заинтересовал его. Смысл идеи в том, что многие IT-компании, которые обращаются в вуз в поиске самых лучших молодых людей с перспективой принять их на работу, могли бы взять на содержание одного-двух таких студентов. Те, оставшись работать в вузе и совершенно легально получая зарплату в коммерческой компании, занялись бы не только подготовкой нового поколения специалистов, но и научными исследованиями. Благодаря умению убеждать Анатолия Шалыто, продемонстрированному в его эмоциональном выступлении, в СПбГУ таким образом сейчас работают шесть молодых, но перспективных, сотрудников.

– Коммерсанты не понимают, что вузам нужно помогать – и не компьютерами, а приличными зарплатами для этих молодых ребят, – объясняет Анатолий Абрамович. – В этом наше спасение! Когда лучшие студенты будут оставаться в вузах, мы сможем говорить о том, что спасена наша промышленность и наша страна.

Президента эта идея заинтересовала. Как заинтересовала она и участников собрания, но под силу ли любому вузовскому работнику хотя бы одного руководителя компании призвать к ответственности за судьбу России?

Равнение на лучших!

В один из дней удалось пообщаться с теми, кто призван вершить судьбу нашей страны в самом ближайшем будущем – со студентами III курса СанктПетербургского государственного горного института имени Г.В. Плеханова, гостеприимно принимавшего педагогическое собрание. Как заверили сами ребята, на последних курсах обучения практически на большинство из них уже «имеют виды» коммерческие компании. Учиться, спрашиваю, сложно? Хитро подмигнув, один из ребят ответил: «А мы когда заходим на экзамен, ответы-то тут уже», и похлопал себя по… карману. Оказывается, всем студентам группы на экзамене раздается один вариант заданий, и самые проворные из них охотно делятся ответами с однокурсниками. Как ни крути, российские студенты даже по самым инновационным образовательным технологиям все равно учатся по-российски.

К слову, многих участников форума впечатлила экскурсия по «прародителю» российского высшего технического образования. Его история запечатлена в собственном музее, где собраны и образцы горных пород, изучаемых студентами, и предметы, связанные с историей добычи ископаемых в России, и макеты специальных механизмов и шахт. Но наиболее сильное впечатление на представителей вузовской общественности произвело новое оборудование, которым оснащены лаборатории горного университета. Его образцы были продемонстрированы нам не без гордости нашим гидом из числа сотрудниц вуза. Гордиться действительно есть чем. Видя собственными глазами возможности для масштабной научной деятельности, понимаешь, к чему обязывает учебное заведение статус национального исследовательского университета. За такими университетами будущее. На них должны равняться другие вузы страны, что и предполагает государственная политика в области высшей школы России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
Правила приема в вузы
Российское образование в контексте международных индикаторов
Концепция нового закона об образовании
Марк Агранович о состоянии российского образования
Профессиональные эксперты в образовании
Плюсы и минусы законопроекта «Об образовании в РФ»
Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов
Современный студент: подрабатывает или «подучивается»?
Востребованность выпускников вузов и фактор кризиса

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ