Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интеграция в процессах глобализации

После завершения конференции Азиатско-Тихоокеанской сети агентств гарантии качества открылась встреча INQAAHE, Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании, подготовленная совместно с Аккредитационным советом по оценке качества высшего образования Тайваня (HEEACT).

Просмотров: 1189

Буквально на следующий день после завершения конференции Азиатско-Тихоокеанской сети агентств гарантии качества открылась встреча INQAAHE, Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании, подготовленная совместно с Аккредитационным советом по оценке качества высшего образования Тайваня (HEEACT).

Спектр вопросов

На конференции INQAAHE присутствовали 193 участника из 69 стран. Тема – «Управление разнообразием процедур гарантии качества: надежность процессов гарантии качества» – включала обсуждение четырех основных вопросов, посвященных гарантии качества трансграничного образования, инновационным подходам к внешней гарантии качества в системе высшего образования, влиянию процедур на внутренние системы качества, связи национальных структур квалификаций с гарантией качества.

В первый день прозвучали приветственное обращение президента INQAAHE Марии Хосе Лематр и вступительная речь президента Аккредитационного совета по оценке качества высшего образования Тайваня (HEEACT) Хей-Ченг Ченг, а также обращения вице-президента Китая Ден-Их Ву, заместителя министра образования Китая Пи-Тван Хуанг.

В рамках предложенной темы участники обсудили самый широкий спектр волнующих сегодня экспертное сообщество вопросов, таких как:

  • гарантия качества транснационального высшего образования, гарантии качества транснациональных программ, реализуемых в Восточной Азии;
  • роль и функции агентств гарантии качества в процедурах гарантии качества трансграничного образования;
  • Европейская сертификация академического превосходства в процессе интернационализации;
  • инновации в процедурах гарантии качества;
  • координирование процедуры внешней гарантии качества, национальная политика и приоритеты;
  • информационные системы качества как ответ ранжированию – инновационная стратегия Тихоокеанской сети;
  • вовлечение студентов и оценка удовлетворенности студентов;
  • влияние внутренних процедур гарантии качества на внешнюю гарантию качества.

«Трансгарантия» транснационального образования

Один из наиболее актуальных обсуждаемых на конференции вопросов – о качестве транснациональных программ. Для Восточной Азии с развитием бурной экономической деятельности становится важным развитие кадрового потенциала в региональном масштабе посредством академической мобильности. Доктор Такаюке Хаяши, представитель Национального агентства по оценке ученых степеней и университетов (Япония), представил программу «Campus Asia» по совместной деятельности для программ мобильности студентов университетов, которая была предложена премьер-министром Японии на японско-китайско-корейском трехстороннем саммите в 2009 году и запущена в 2011 году.

Для этой совместной инициативы с целью продвижения обмена и сотрудничества между университетами трех стран были отобраны 10 совместных программ. В марте 2010 года был утвержден японско-китайско-корейский совет по гарантии качества совместных программ, задачей которого стало проведение регулярного мониторинга качества реализации программ.

Что касается Китая, совместное образование стало важной частью международного образования в этой стране. За тридцать лет развития «китайско-зарубежное» совместное образование стало для граждан Китая эффективным способом использования ресурсов зарубежного образования.

В июле 2010 года был разработан национальный план реформы и развития образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе (2010-2020) для внедрения качественных образовательных ресурсов, защиты прав и интересов как получателей, так и работников образования.

К июлю 2012 года число утвержденных правительством китайско-зарубежных учреждений совместного образования и программ достигло 1765. Среди них 39 совместных образовательных учреждений и 669 программ, предлагающих степень бакалавра или магистра.

Среди 24 стран-экспортеров образования США, Великобритания, Австралия, Россия, Франция, Канада и Германия. В отдельных случаях они ведут аналогичные программы.

Ряд ведущих университетов содействует в создании таких учреждений, как Нью-Йоркский университет в Шанхае, Университет Дьюка в Куньшане, Совместный технический институт Университета Сунь Ятсен и Университета Карнеги-Меллона в Университете Сунь Ятсен, Шанхайский университет Цзяо-Тун – Парижский элитный технический институт технологии в SJTU.

Китайское правительство поощряет такое сотрудничество с целью удовлетворения потребностей рынка труда, экономического и социального развития страны и продвижения образцов лучшей практики в преподавании.

В настоящее время система гарантии качества и наблюдения за совместными программами в Китае находится на стадии разработки. Она будет включать строгие стандарты доступа на образовательный рынок, систему регулярной оценки, самообследование вузов и аккредитацию программ аккредитационными агентствами. Гарантия качества международного образования является сегодня одним из приоритетов государственной политики и управления высшим образованием.

Аккредитация и ранжирование

Наибольшее внимание участников конференции привлекла тема «Системы информирования в области качества как ответ на ранжирование – инновационная стратегия Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества». Этот проект был инициирован в 2012 году, получил финансовую поддержку со стороны ЮНЕСКО и в настоящее время активно развивается при поддержке APQN. Руководство осуществляет президент APQN Джаганнат Патил, по мнению которого проблемы развития студенческой мобильности сегодня неразрывно связаны с гарантией качества и ранжированием. В настоящее время студенческая мобильность как никогда находится на пике роста – и на национальном, и на региональном уровнях. Более 2,5 млн. студентов учатся за пределами родных стран. Ожидается, что их число возрастет до 7 млн. к 2020 году.

В Европе и Северной Америке существуют общепринятые национальные и региональные системы информирования общественности и, в частности, студентов о качестве высшего образования. В то же время в других странах за немногими исключениями – такими как Австралия, Япония, – подобные системы либо плохо организованы, либо отсутствуют вовсе. Этот пробел в какой-то степени заполняется так называемым национальным и мировым ранжированием.

«Ранжирование обладает положительным эффектом. Оно помогает студентам выбирать курсы, заведующие кафедрами определяют новых партнеров по исследованиям, а руководство университета оценивает деятельность на международном уровне и устанавливает стратегические приоритеты» (Бэти, 2010).

В настоящее время на мировом, региональном и национальном уровнях существует более 50 моделей ранжирования и более 6 мировых организаций по ранжированию: THES, ARWU, QS, HEEACT, USNWR, Webometrics и другие. Региональное ранжирование включает ранжирование Организации исламских стран (OIC), многомерное ранжирование мировых университетов Европейской комиссии и прочие. Ранжирование в рамках отдельных стран включает рейтинг CHE (Германия), Австралийский, рейтинг Маклина (Канада), рейтинги Китая, Франции, Великобритании (программа оценки качества исследовательской работы, руководство по университетам Sunday Times), США, Испании, Швейцарии, Южной Африки (ранжирование южноафриканских университетов), Нидерландов, Индии, Пакистана, Бангладеш.

Рейтинги периодически подвергаются критике в области методологии, надежности и даже мотивации некоторых видов ранжирования. Так, система THES из года в год демонстрирует различные варианты подходов к оценке, неспособные стать полезным компонентом какого-либо рационального механизма в академическом управлении. (Букштейн и прочие, 2010). Один из ведущих исследователей в области качества Ли Харви подчеркивает, что «ранжирование представляет реальную угрозу процессам качества. Упрощенное измерение … в системах рейтингов является более доступным, но менее достоверным…, чем скрупулезная работа агентств гарантии качества».

На самом деле данные проблемы стоят более остро в развивающихся странах (подобных Индии), где доступность и равенство столь же важны, как и качество. Натиск ранжирования опирается на мощные СМИ и вызывает путаницу среди заинтересованных лиц. В то время как процедуры внешней гарантии качества являются добровольными, вузы обладают простым способом получения оценки качества, предпочитая медиаранжирование (Патил, 2010).

Преодолеть эту путаницу и повысить информированность населения о качестве образования можно путем создания систем информирования в области качества. Первые шаги в этом направлении были предприняты со стороны ЮНЕСКО. Так, был создан портал ЮНЕСКО о высшем образовании, который сделал возможным доступ он-лайн к актуальной и достоверной информации о высших учебных заведениях, о статусе вузов и качестве предоставляемых образовательных услуг студентам, работодателям и другим заинтересованным сторонам (http://www.unesco.org/new/en/education/resources/unesco-portal-to-recognizedhigher-education-institutions). Проблема состоит в том, что лишь немногие страны поддержали эту важнейшую инициативу распространения информации о высшем образовании. Ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе более острая, поскольку инициативу разделяют только 7 стран.

Необходимость получения информации о качестве высшего образования из разных источников всегда является приоритетной для правительств разных стран. В настоящее время растет осознание необходимости увеличения прозрачности процессов гарантии качества и получения информации не из одного источника. Таким образом, информация о результатах ранжирования и о результатах процедур гарантии качества может дополнять друг друга, обеспечивая тем самым многосторонний подход к оценке.

Гарантия качества программ и квалификаций

Учитывая то, что конференция Международной сети агентств гарантии качества проходила в Тайпее (Тайвань), большинство вопросов было связано с проблемами Тихоокеанского региона, в частности, повышением качества высшего образования, его оценкой и признанием в мире. По мнению Лемалу Лафи Санериви, этому может способствовать тесное взаимодействие систем гарантии качества и систем сертификации квалификаций.

Для тихоокеанских государств, где ключевым экономическим ресурсом являются люди, нет никаких сомнений в том, что национальные рамки квалификаций и прозрачная и надежная система гарантии качества для аккредитации учреждений, программ и курсов ведут к международному признанию квалификаций.

Национальные рамки квалификаций и гарантия качества позволяют населению региона быть вовлеченным в процесс обучения в течение всей жизни и осознавать, что квалификации, полученные в любом аккредитованном учреждении региона, или обучение (формальное и неформальное) в целом могут быть признаны на международном уровне.

Для небольших национальных систем образования, таких как во многих странах тихоокеанского региона (за исключением Индии и Китая), гарантия качества не может существовать без национальных рамок квалификаций, поскольку они определяют параметры результатов обучения для каждого вида квалификации.

Рамки квалификаций и гарантия качества неразрывно связаны друг с другом. Гарантия качества призвана обеспечивать доверие к потенциалу учреждения и знаниям, умениям и компетенциям, приобретаемым выпускниками программы.

Перспективы трудоустройства квалифицированных выпускников могут зависеть, во-первых, от гарантированной репутации учебного заведения и, во-вторых, от статуса аккредитации программы, ведущей к получению квалификации. Доверие конечных «потребителей» квалификаций (работодателей в государственном и частном секторах и широкой общественности) достигается только с помощью прозрачной и строгой системы гарантии качества, которая лежит в основе признания квалификаций.

Инновации в аккредитации

Процедуры гарантии качества сегодня не могут развиваться и без внедрения инновационных подходов с использованием экспертных оценок, социологических опросов и объективных методик оценки результатов обучения. Призывая высшие учебные заведения к внедрению инноваций в учебный процесс, нельзя использовать традиционные методы оценки качества образования. Экспертная деятельность сама должна быть носителем инновационности в системе образования.

В докладе заместителя директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Г.Н. Мотовой «Интеграция инноваций и дифференцированного подхода в процедуры внешней гарантии качества: опыт России» были представлены инновационные проекты в системе гарантии качества России.

Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» проводится уже четвертый год и является площадкой для изучения мнения о качестве образовательных программ самой широкой общественности, включая академические и профессиональные сообщества, а также площадкой для отработки методики масштабных социологических опросов, активно используемых в системах ранжирования и социологических исследованиях.

Проект «Открытые студенческие Интернет-олимпиады» в течение последних пяти лет стал по-настоящему международным: в нем принимает участие свыше 80 тыс. студентов из 19 стран мира. Учитывая, что получивший мировую известность проект «AHELO» («Оценка результатов обучения в высшем образовании») еще только набирает обороты, российский проект «OIIO» («Открытые международные Интернет-олимпиады») является по-настоящему инновационным, разрабатывая методики оценки результатов обучения на основе компетентностного подхода и сравнения полученных результатов на национальном и международном уровнях.

Инновацией в системе оценки качества образования может рассматриваться и апробация модели совместной аккредитации образовательных программ двумя аккредитационными агентствами разных стран: Нацаккредцентром (Россия) и Европейской ассоциацией консерваторий. Это способствует формированию доверия к аккредитационным процедурам, открытости и прозрачности национальных систем образования и оценки их качества.

Подобная инициатива была также реализована Советом по оценке высшего образования и аккредитации Тайваня и Квалификационным агентством Малайзии. Ю Хсин Лиин (Тайвань) и Зита Мохд Фахми (Малайзия) в своем докладе отметили, что такое взаимное признание очень выгодно всем заинтересованным лицам и, прежде всего, студентам и вузам, а также работодателям для признания качества присваиваемых квалификаций.

Явное влияние

Важным элементом в системах гарантии качества является обратная связь. Вопрос о том, какое влияние оказывает внешняя гарантия качества на учреждения образования, – едва ли не самый обсуждаемый сегодня.

В качестве способа получения обратной связи Финский совет по оценке высшего образования FINHEEC использует регулярный опрос вузовской общественности через три года после проведения процедур оценки. Генеральный секретарь FINHEEC Хелка Кекалайнен представила достаточно убедительные свидетельства влияния процедур гарантии (аудита) качества не только на действия администрации вузов, но и на профессорско-преподавательский состав и студентов.

Работа в области качества способствует эффективному стратегическому планированию развития вуза. Благодаря регулярным встречам руководства вуза с сотрудниками стратегия становится более целеориентирована, разрабатывается единая политика в области качества и общие ценности. В сфере особого внимания со стороны руководства появляются проблемы мотивации сотрудников, причем еще более острые – не до процедуры внешней оценки, а после нее.

В процессе внутренней и внешней оценки все больше участвуют студенты. Это позволяет им взглянуть на образовательные процессы по-другому и найти «новые решения старых проблем». Но может случиться и негативное влияние: стимулирование создания формальных бюрократических объединений и представительств студентов, которые не играют никакой роли в студенческой среде и не обладают лидерскими компетенциями.

Результаты процедур аудита качества в Финляндии выявили необходимость переориентации внимания с институционального аудита на оценку учебных программ для более детального и тщательного анализа.

И еще несколько выводов имеют очень важное значение для развития гарантии качества:

  • результаты оценки не обязательно должны быть положительными, иначе не будет реального механизма для развития учреждения и его коллектива;
  • многие вузы подчеркивают, что качество улучшается не за счет усиления контроля, а через общие ценности, доверие и совместную работу.

Итоги десятилетия

Общим итогом международной конференции сети агентств гарантии качества стали выводы о специфике развития процессов гарантии качества за последние десять лет.

Системы гарантии качества получили свое развитие на Западе, а затем и во всем мире. На первом этапе они основывались на традиционном подходе к оценке высшего образования. Они оказали положительное влияние на повышение роли ответственности администраций высших учебных заведений за качество образования, их понимание, что внешняя оценка и гарантия качества влияют на внутренние процессы качества, создавая новые эффективные механизмы управления и порождая постоянное обсуждение стратегических, организационных и учебно-методических вопросов. Несомненно, положительное влияние гарантия качества оказала и на исследовательскую деятельность и привлечение всего персонала к оценке своей работы.

За последние десять лет акцент внешних (контролирующих) процедур сместился на интеграцию внешней и внутренней гарантии качества с целью развития культуры качества. Существенно возросло количество региональных и международных сетей гарантии качества.

Возрастает процесс глобализации в сфере гарантии качества. Наблюдается рост студенческой мобильности, в более чем 70 странах разработаны «национальные структуры квалификаций», способствующие развитию студенческой мобильности.

Налицо развитие систем ранжирования, которое используют уже более чем в 50 странах. Существуют как региональные, так и международные системы ранжирования.

Важной тенденцией является фокусирование на оценку результатов обучения. Появилось больше инструментов для измерения результатов, ранжирования и сравнения различных учебных заведений.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Smart-экспертиза – новый тренд аккредитации
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств
APQN: система поощрений как признание репутации
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
ENQA: вопросов больше, чем ответов
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Интернет-олимпиада по математике. Интеллектуальный вызов принят
ENQA: российский опыт в европейском документе
Точки роста рабочих компетенций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ