Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интервью с Натальей Сенниковой о современном учителе

Современный учитель должен не только свободно ориентироваться в предметной области, но и свободно интегрироваться в образовательное пространство, овладевая историческим и современным педагогическим опытом, считает начальник департамента образования Тверской области Наталья СЕННИКОВА.

Просмотров: 2214

Памятник Народному учителю

Он стоит в селе Итомля Ржевского района Тверской области, где был дан старт Году Учителя в регионе

Современный учитель должен не только свободно ориентироваться в предметной области, но и свободно интегрироваться в образовательное пространство, овладевая историческим и современным педагогическим опытом, считает начальник департамента образования Тверской области Наталья СЕННИКОВА, ответившая на вопросы нашего корреспондента.

– Наталья Александровна, Тверская область стала победителем в рамках конкурсного отбора среди субъектов РФ, которые внедряли проекты модернизации системы образования. Если сегодня подвести итоги, какие свои достижения вы назвали бы наиболее значимыми?

– Комплексный проект модернизации образования (КПМО) был реализован в нашей области в 2007-2009 годы.

На мой взгляд, можно констатировать: достигнуты значительные успехи, прежде всего, в части апробации и внедрения финансово-экономических механизмов.

С 2009 года во всех государственных и муниципальных образовательных учреждениях действует новая система оплаты труда (НСОТ), направленная на повышение качества образования. Отличительной особенностью НСОТ в Тверской области является ее введение на всех уровнях образования – от дошкольного до профессионального, а также во всех отраслях социальной сферы.

Принципиально новый подход к формированию и распределению фонда оплаты труда педагогических работников системы образования позволил увеличить их среднюю заработную плату, по отношению к средней заработной плате в рамках единой тарифной сетки, на 29 процентов. Можно с удовлетворением отметить, что этот фактор способствовал повышению привлекательности педагогического труда в глазах молодых специалистов и, соответственно, привлечению их в школы. Сегодня, среди работающих на селе, учитель входит в категорию наиболее высоко оплачиваемых специалистов.

Внедрена практика нормативного подушевого финансирования (НПФ), что способствует выравниванию стоимости образовательной услуги во всех общеобразовательных учреждениях Тверской области.

В рамках реализации КПМО и ПНП «Образование» осуществлялись мероприятия по созданию условий, соответствующих современным требованиям к осуществлению образовательного процесса. Создана и развивается система базовых школ. На сегодняшний день более 74 процентов наших школьников получают образовательные услуги принципиально нового качества.

Еще одной особенностью реализации КПМО в Тверской области стало качественное изменение образовательной среды за счет создания 170 информационных центров – в каждой базовой школе.

Благодаря созданию информационных центров базовые школы постепенно переходят на электронный учет книг, который реально превращает библиотеку в медиатеку; автоматизированную систему управления школой, позволяющую оптимизировать все основные процессы управления образовательным учреждением.

«Неожиданным» эффектом инновационного решения вопросов информатизации образования стало новое развитие и других социальных отраслей. Создана техническая возможность развития телемедицины, информатизации системы школьных библиотек. Таким образом, сформирован ресурс, которым сегодня пользуются все сельские жители.

С целью решения задачи постоянного совершенствования, повышения квалификации педагогов в области начата модернизация системы повышения квалификации работников образования. В рамках этого процесса проходит и реструктуризация Тверского областного института усовершенствования учителей. В 2008-2009 годах началось обновление его учебно-лабораторной базы, введена в практику модульно-накопительная система повышения квалификации.

Стоит отметить, что осуществлена система мероприятий по подготовке управленческих кадров. За период реализации КПМО проведено повышение квалификации 100 процентов руководителей муниципальных органов управления образованием, 39 директоров базовых школ, 80 бухгалтеров и экономистов общеобразовательных учреждений, 58 управленцев прошли стажировки различного уровня.

Введение в практику деятельности базовых школ современных образовательных технологий, в том числе Интернет-технологий, способствует повышению компетентности педагогов в сфере ИКТ. В 2006-2007 годах было обучено 4000 человек. В рамках создания информационных центров базовых школ было осуществлено обучение педагогов: в 2008 году его прошли 700 человек, в 2009 году – 1000.

Значимым итогом реализации КПМО, без сомнения, можно назвать достижение понимания – на всех уровнях управления – необходимости общественного участия в принятии решений на всех этапах выработки этих решений. В общественном участии нельзя переоценить роль школьных советов. Они созданы и функционируют в 100% школ. В 2007 году они работали в 76% школ, в 2008 – 93%. Сегодня все школы области предоставляют общественности ежегодный публичный отчет, причем динамика их «роста» не может не радовать, поскольку в 2007 году такие отчеты представили 57% школ, в 2008 году – 90%, в 2009 году – 100%.

Немаловажное значение мы придаем также информационной открытости школ потребителям. В связи с этим актуальные достоверные сведения о состоянии каждой школы и школьной сети размещены в открытом доступе на сайте http://kpmo.ru. Увеличилась доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно обновляемые сайты в сети Интернет. К концу 2009 года этот показатель достиг 95,17%, в то время как в 2007 году он равнялся 15%.

Можно упомянуть о достижении еще одного позитивного результата: в Тверской области сложилась, на наш взгляд, весьма эффективная практика лицензирования и аккредитации ОУ с привлечением представителей общественности – из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием.

– В своем недавнем ежегодном послании Законодательному собранию губернатор Тверской области подчеркнул, что образовательная система должна меняться. Реализацию каких основных направлений деятельности департамента на ближайшую перспективу в связи с этим вы считаете приоритетной?

– По нашему мнению, все направления деятельности, обозначенные губернатором в ежегодном послании Законодательному собранию, являются приоритетными. По каждому из них уже начата серьезная работа.

В рамках Года учителя запланирован ряд мероприятий для педагогических работников, он включает проведение конкурсов, методических занятий, семинаров, дискуссий, выставок, фестивалей.

На сайте департамента образования Тверской области создан раздел, посвященный Году учителя.

В этом, особом году, увеличен объем средств на поощрение инновационной деятельности в сфере образования. Определены новые категории участников – муниципальные общеобразовательные учреждения, лучшие учителя. Предусмотрены поощрения и для лучших руководителей за разработку инновационных программ и проектов, педагогов-новаторов, талантливой молодежи.

Совершенствуется работа информационных центров базовых школ. В результате стало возможным вести электронный учет книг, отслеживать изменения контингента учеников, появились электронные классные журналы и многое другое. Сегодня наши школьники имеют возможность найти нужную информацию, воспользовавшись ресурсами сети Интернет. Информационные центры оснащены видеокамерами, что позволяет осуществлять видеоконференцсвязь в масштабах региона: проводить совещания, телемосты и др. Успешно функционирует информационный образовательный портал, создающий возможность общения всех зарегистрированных участников образовательного процесса.

В 2010 году продолжится реализация проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов». Планируется в полтора раза увеличить количество детей, участвующих в этом проекте, а также расширить его географию. Проект предполагает организацию курсов повышения квалификации для педагогов и обеспечение их взаимодействия с родителями детей-участников.

Важная задача, решение которой находится под личным контролем губернатора Тверской области Д. Зеленина, – уменьшение очереди в детские сады. В 2008-2009 годах введено около 2,5 тыс. мест, в нынешнем году планируется ввести дополнительно еще 1,9 тыс. мест, что позволит увеличить охват детей услугами дошкольного образования.

Недавно губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин ознакомился с тем, как претворяются в жизнь современные методики обучения в образовательных учреждениях Твери, посетив в ходе рабочей поездки по Пролетарскому району школу №38. Глава региона твердо уверен, что внедрение новейшего оборудования и техники является залогом успешной реализации проекта «Наша новая школа».

«Новая школа должна быть современной по всем направлениям, – считает губернатор. – Инновации необходимо внедрять не только в сфере обучения и воспитания. Это также создание комфортных условий для работы педагогов, занятий школьников». Губернатор считает, что осваивать технику, пользоваться всеми прогрессивными достижениями должны не только ученики, но и сами педагоги.

Тема введения новой системы оплаты труда стала одной из главных в ходе встречи губернатора с Президентом России Дмитрием Медведевым, которая состоялась 23 апреля в Кремле. Внедрение НСОТ в Тверской области стало хорошим стимулом для повышения интереса молодых специалистов к профессиональной деятельности в школе, что подтверждают показатели статистики: за прошлый год их количество в сфере образования в регионе увеличилось в 3 раза.

Среди других положительных тенденций в системе образования, которые обсуждали глава государства и руководитель региона, – открытие кабинетов здоровья.

Дмитрий Зеленин, отвечая на вопросы педагогов города Твери, подчеркнул также, что в кризисный период не была остановлена ни одна образовательная программа. Это направление в социальной политике областной администрации останется приоритетным и впредь.

По материалам сайта http://www.region69.gov.ru

Одним из основных направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» названо создание здоровьесберегающей среды. Мы уделяем особое внимание развитию этого направления. С 1 сентября 2010 года будет введен третий час урока физической культуры как обязательный на всех ступенях обучения в каждой школе; на сегодняшний день он введен уже в 103 школах.

К началу нового учебного года в каждой школе будут созданы кабинеты здоровья. Это позволит сформировать целостную систему образовательной, просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.

Департаментом подготовлена заявка для участия в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся. В 2010-2011 годах запланировано строительство регионального комбината школьного питания в городе Твери.

– Уже три года в школах области ведется преподавание курса «Основы православной культуры». Одним из новых аспектов в этой работе станет пилотная апробация учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех школах региона. Каким образом в области в целом решается задача воспитания детей в духе уважения национальных традиций, повышения духовно-нравственной культуры молодежи?

– В Тверской области проживают представители более 100 национальностей. Современная социокультурная и демографическая ситуация характеризуется существованием значительного количества национальных диаспор, постоянным увеличением миграционного потока, обоюдно слабым знанием культуры и традиций сообществ разных национальностей, а это может повести к негативным явлениям в области культуры межэтнических отношений.

Именно поэтому проблемы воспитания толерантности в полиэтнической среде являются очень важными для нашего региона. Воспитание установок толерантности осуществляется путем реализации сложной и многогранной системы мероприятий, включающей знакомство с традициями, культурой и искусством людей других национальностей, а также системой морально-этических ценностей, исповедуемых ими.

Тверская область входит в число пилотных регионов, в которых начат эксперимент по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент будет проходить в течение двух лет. По результатам его апробации планируется с 2012 года введение этого предмета во всех российских школах.

В Тверской области в проекте участвуют 10572 учащихся четвертых классов общеобразовательных учреждений региона.

Детям и их родителям была обеспечена возможность самостоятельно выбрать один из шести модулей комплексного курса, в котором изучаются основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Преподавание нового курса началось с 1 апреля этого учебного года во всех школах региона и продолжится в первой четверти следующего учебного года в пятых классах.

Курс носит светский характер – у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, он направлен на развитие у школьников 4-5-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

В декабре 2009 года заключено Соглашение о взаимодействии по вопросам апробации и реализации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» между Министерством образования и науки Российской Федерации и Департаментом образования Тверской области.

В соответствии с ним организовано внеплановое повышение квалификации 122 тренеров-преподавателей в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В марте 2010 года в Тверском регионе было организовано обучение 1833 учителей, участвующих в эксперименте.

Вот так выглядит качественный состав педагогов, проходящих курсы повышения квалификации:

  • учителя начальной школы – 63%,
  • учителя истории, МХК, ОПК, обществознания – 35%,
  • учителя музыки, ИЗО, технологии, педагоги-психологи – 1%,
  • заместители директора, директора – 1%.

Учебно-методическим комплексом по данному курсу, который включает в себя 9 книг, обеспечено каждое образовательное учреждение Тверской области, каждый учащийся получил учебник по выбранному модулю с электронным приложением, каждый учитель, прошедший обучение и преподающий предмет, – две книги (методические рекомендации и программу курса), каждая семья четвероклассника – книгу для родителей. Следует подчеркнуть, что программа курса предполагает активное сотрудничество школы и родителей.

Накоплен опыт по освоению предмета «Основы православной культуры», который в нашем регионе преподается с 1 сентября 2007 года.

Сегодня этот предмет изучают около 51,5 тыс. учащихся со второго по седьмой класс. В преподавании предмета заняты 1615 педагогов, которые проходят соответствующую подготовку на базе Тверского областного института усовершенствования учителей и кафедры теологии Тверского государственного университета.

У нас стало доброй традицией проведение ежегодных конференций по духовно-нравственному воспитанию. В апреле юбилейная десятая региональная конференция прошла в Тверской епархиальной средней общеобразовательной школе и в Нило-Столобенской пустыни.

С 2006 года проводится региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Ежегодно наши педагоги становятся лауреатами этой престижной премии.

– На состоявшейся в январе в Санкт-Петербурге Педагогической ассамблее, где был дан старт Году учителя, обсуждались вопросы продолжения работы по выстраиванию системы социальной поддержки учительства и необходимости постоянного совершенствования, повышения квалификации педагогов. Какова роль департамента образования вашей области в решении этих актуальных проблем?

– 15 января 2010 года в селе Итомля Ржевского района был дан старт Году учителя в нашем регионе. Это село выбрано не случайно, так как именно здесь трудились педагоги знаменитой в России династии Раменских. В селе открыт памятник Народному учителю. Руководители отделов образования, педагоги, участники этого события, отметили, что роль педагога в школе ХХI века кардинально меняется: современный педагог, работающий в открытой школе, должен стать универсалом. Он должен не только свободно ориентироваться в предметной области, но и свободно интегрироваться в образовательное пространство, овладевая историческим и современным педагогическим опытом.

Для изменения роли педагога необходимы, в том числе, существенные изменения в организации повышения квалификации педагогических работников различных уровней. Результатов можно добиться, если будет выстроена система взаимодействия на различных уровнях.

В Тверской области такая система выстраивается и совершенствуется: в каждом муниципальном образовании созданы базовые школы, которые являются ресурсными центрами повышения квалификации педагогов. Создание каскадно-кластерной модели способствует развитию тьюторского движения: педагоги могут общаться между собой не только и не столько в предметной области, но и с целью решения определенных проблем организации образовательного процесса, интеграции с преподавателями других предметов, создания у ребят целостной картины мира. Такое взаимодействие педагогов, создавая поле неформального общения, объединяет их, развивает творчество, инициативу.

Повышению уровня профессиональной компетентности учителей способствует участие образовательных учреждений и педагогов в ПНПО, конкурсе «Лучшие школы России», «Лидер в образовании», ежегодных региональных смотрах-конкурсах педагогического мастерства. Материалы, представленные на конкурсы, свидетельствуют о том, что в региональной системе образования нашей области, накоплен значительный инновационный опыт, использование которого может обеспечить дальнейший рост профессионального мастерства педагогов.

Департамент образования инициирует создание экспериментальных площадок на базе школ по различным направлениям деятельности: краеведческой, художественно-эстетической, экологической, социальной, исследовательской и др. На базе этих школ создаются межшкольные и межрайонные научно-исследовательские летние экспедиции, туристско-краеведческие лагеря.

В Тверской области с 1992 года проходит конкурс «Учитель года», который мы также рассматриваем как одну из значимых форм повышения квалификации педагогов. Количество участников регионального этапа составляет 23-30 человек. По предварительным заявкам на 2010 год – 30 человек. Различен и возраст участников: от 25 до 50 лет. Конечно, ведущую роль в повышении квалификации педагогов играет региональный институт повышения квалификации – ТОИУУ, в котором ежегодно проходят курсовую подготовку педагоги различных специальностей: от предметников до руководителей образовательных учреждений – более 3500 человек в год. В институте сложилась система проведения не только курсовой подготовки, но и тематических семинаров по актуальным проблемам образования. В настоящее время разрабатывается программа семинаров по введению новых ФГОС.

Проводятся как групповые, так и индивидуальные консультации для педагогов. Специалисты института обеспечивают и курируют работу тьюторов. Сегодня в стадии разработки находится новая модель повышения квалификации – модульно-накопительная. Ее внедрение позволит педагогам выбрать наиболее эффективные, необходимые для них модули в системе повышения квалификации, и определить наиболее удобное время занятий.

Перед современной школой государством и обществом поставлены серьезные вопросы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями времени. Решать их необходимо в тесном взаимодействии органов управления, институтов повышения квалификации со школьными коллективами.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Владимирский сегмент наноиндустрии
Интегрированный закон: что волнует СПО?
О стратегии развития тверской высшей школы
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Инновационной экономике – инновационное образование
Парламентские слушания о поддержке педагогов
Рособразование: последняя коллегия
Орловская область. Основа для интеллектуальной экспансии
Региональный университет как базовый элемент территориального развития
Тверская область. Региональный обзор

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Неизвестная Незарегистрированный пользователь
Автор - это пример восхождения к высокой должности, начиная от пионервожатой, заочное образование, опыт работы в качестве педагога всего 2 года, а дальше толкали по служебной лестнице, итак 2-3 года и вот вам "министр образования"!

2013-05-28 03:55:50 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ