Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Молодые ученые Рязани. Ирина Эрлихсон

Ирина Мариковна Эрлихсон – ученый, вызывающий восхищение и уважение. За короткий промежуток времени, благодаря упорному труду, она защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Это неординарный и очень интересный человек, общение с которым оставляет приятное впечатление.

Просмотров: 1715

 

Ирина Мариковна Эрлихсон – ученый, вызывающий восхищение и уважение. За короткий промежуток времени, благодаря упорному труду, она защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Имеет свыше 50 научных трудов, в том числе и монографии, является главным редактором журнала «Вестник РГУ имени С.А. Есенина», организатор научных конференций, лауреат премии «Лучшая научная книга». Ирина Мариковна неординарный и очень интересный человек, общение с которым оставляет приятное впечатление.

Ирина Мариковна, в 2003 году Вы закончили РГУ имени С.А. Есенина факультет истории и международных отношений. В 2005 году Вы стали кандидатом исторических наук, а уже в 2009 году доктором исторических наук. Какие черты характера Вы назвали бы самыми важными, которые помогли Вам стремительно подняться по научной лестнице и достичь поставленной цели?

Безусловно, это упорство, целеустремленность и трудолюбие. Эти качества для меня определяющие в достижении желаемого. Не зря в народе говорят, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. К труду меня приучили родители. Папа всегда придерживался жесткой позиции, что никто никому ничего не должен и не обязан, и не надо ждать, что кто-то за тебя что-то сделает и решит. С детства я усвоила правило, если что-то нужно тебе, то ты должна сама приложить максимум усилий, чтобы этого добиться.

Где Вы родились? В какой семье выросли? Кто был для Вас самой значимой личностью в детстве?

Родилась я в Рязани, но моя семья имеет обширную географию: дед родом из Польши, мамина линия – из Белоруссии. Мой дедушка в прошлом военный, подполковник, политрук и имел историческое образование. Мама – учитель математики, 20 лет проработала в школе, папа – инженер, физик, тоже имеет степень кандидата технических наук, брат – доктор математических наук, живет в Израиле. Я горжусь своей семьей. Родители привили любовь к литературе, к искусству. В нашей семье царил культ книги. В те времена книги были дефицитом. Нужно было отстоять огромные очереди, чтобы приобрести их. В нашей семье была большая библиотека, которая сохранилась и сейчас находится у меня. В детстве и юношестве я много читала. Очень любила серию книг «Всемирная литература», которые, несомненно, повлияли на становление меня как личности, на формирование моего характера и мировоззрения.

О чем Вы мечтали в те годы? Кем хотели быть? Кому Вы благодарны в выборе своей профессии?

Когда я читала, то погружалась в мир книги, в мир описываемых событий. Особенно мне нравился период, охватывающий 17-18 века. Это благородные девицы в пышных красивых платьях и галантные кавалеры, благородство и элегантность, мужество и женственность. Я читала и мечтала о тех временах. Очень нравилось творчество Александра Дюма. Наверное, любовь к литературе, к красоте того времени и предопределило мое дальнейшее обращение к этой исторической эпохе, но только уже с научной точки зрения.

Выбор профессии осуществлялся методом исключения. В конечном итоге я оказалась перед дилеммой: литфак или факультет истории и международных отношений. Я решила, что любовь к литературе можно испытывать, не учась на литфаке, а мой факультет славен не только знаниями, но и особой теплой атмосферой между преподавателями и студентами. Выбор был сделан правильно, потому что я руководствовалась движением сердца. В настоящее время мои желания осуществились в полной мере. Я не только преподаю историю, но и занимаюсь литературной деятельностью, являясь главным редактором журнала «Вестник РГУ имени С.А. Есенина».

Ваши диссертационные исследования «Английская общественная мысль второй половины XVII века» и «Генезис идей социальной утопии в английской общественной мысли второй половины XVII-начала XVIII веков» поднимают не только исторические, но и философские и даже психологические проблемы. Что способствовало выбору этих тем? Что Вас привлекает в утопических идеях того времени? Актуальны ли эти мысли сегодня, в XXIвеке?

Как я уже отмечала, любовь к истории выросла из любви к литературе. Но мысль из литературных источников рассматривается не с точки зрения филологии, а с точки зрения содержания той исторической эпохи, которая представлена. Тема кандидатской диссертации достаточно широкая, но я взялась за нее с большим интересом и даже с дерзостью молодого ученого.

В докторском исследовании появление социальных утопий не случайно, как в принципе не случайно и все, что с нами происходит. После защиты кандидатской диссертации Осиновский Игорь Николаевич, доктор исторических наук, профессор, специалист по утопии Томаса Мора, дарит мне свою статью «Утопия Томаса Мора в 17 веке в Англии».

Когда пришло время определять тему докторской работы, я случайно наткнулась на подарок Игоря Николаевича, прочитала работу и подумала: «А почему бы и нет!». Взяв эту тему, я сначала даже не знала, на основании чего буду писать, не было литературы. Но постепенно, углубляясь в проблематику исследования, я нашла очень много интересного. Дома 5-6 полок книг, касающиеся темы диссертации, часть из них не изучены и не отражены в работе, но ждут своего часа. В утопических теориях меня привлекает человеческий полет фантазии, стремление к мечте, к лучшему, к идеальному состоянию общества. Если бы не было у человека стремления к идеалу, не было бы развития общества. Если бы люди не мечтали, то до сих пор жили бы в пещерах. Многие вещи из утопических теорий, как ни удивительно, претворились в жизнь.

Повлиял ли анализ европейской утопической мысли на становление Вас как личности, на формирование Вашей жизненной позиции, Вашего мировоззрения? Кто Вы больше в душе романтик или реалист?

Безусловно, моя научная деятельность повлияла на меня. Во-первых, интерес к исторической литературе предопределил меня как человека думающего, анализирующего, стремящегося и развивающегося. Во-вторых, обращение к истории ярко подчеркивает, что все о человеке, о природе его поступков, об их мотивации было сказано уже ранее. Знакомство с взглядами философов, с их представлениями о месте человека в бытие, о смысле жизни ресурсно для моего личностного развития. Например, у меня вызвала глубокий интерес мысль Бернарда де Мандевиля о том, что в основе мотивации даже самого благородного поступка лежит человеческий эгоизм. И на этом, по мнению английского философа, можно построить общество. В последнее время я увлеклась гендерной проблематикой. Сравнительный анализ романов Даниэля Дефо «Молль Флендерс» и «Роксана», на мой взгляд, позволяет проникнуть в суть мужчины и женщины, в их взаимоотношения. Удивительно, что прошли века, но ничего не изменилось в человеческой сути, а главное, что все так и будет в дальнейшем, сменяться только исторические декорации. Понимание этого помогает мне в жизни выстраивать отношения с людьми.

Я и романтик, и реалист одновременно. Мир литературы делает меня романтичной в душе, исторический анализ эпохи приземляет и формирует реалистичный взгляд на жизнь. Я люблю мечтать, но тонко чувствую грань между возможным и невозможным. Наверное, с годами я становлюсь все больше реалистом.

С какими трудностями Вы сталкивались во время научной деятельности? Кто оказывал Вам поддержку? Что Вам помогло преодолеть эти сложности?

Большая трудность – это нехватка времени. Я очень ценю этот ресурс. Преодолеть сложности в научной деятельности позволили, во-первых, мое упрямство в хорошем смысле этого слова, во-вторых, желание доказать прежде всего самой себе, что смогу. Большую помощь оказали мои близкие. Родители взяли на себя заботу о внуке, ведь когда я писала докторскую работу, мой сын был еще совсем маленький. Гриша все время спрашивал меня: «Мама, а после защиты докторской ты останешься моей мамой?». Кроме того, я благодарна своему мужу, который всегда поддерживает меня и дает возможность заниматься любимым делом.

С каким утверждением Вы согласны: «У каждого человека своя судьба» или «Судьба в руках самого человека».

Я думаю, что у каждого человека своя карма, которую ему дали предки, Конечно, многое в наших руках, но есть события и обстоятельства, которые предопределены и мы не можем ничего изменить. И все же мы не игрушки в руках судьбы.

Занимались ли Вы научной деятельностью в студенческие годы? Если да, то в чем она заключалась? Назовите преподавателей РГУ имени С.А. Есенина, которые привили Вам интерес и любовь к науке.

В вузе студенты, как правило, пишут курсовые и выпускные квалификационные работы. Тема моих студенческих научных исследований были связаны с театром: курсовая работа – «Российский провинциальный театр конца 19 века», а дипломная работа – «Английский театр второй половины 17 века». Моим научным руководителем был профессор, доктор исторических наук Юрий Иванович Лосев, который впоследствии стал научным руководителем кандидатской диссертации. Он сориентировал меня на научный поиск, заложил основы научной деятельности, научного письма. Кроме того, среди преподавателей особенно хотелось отметить Светлану Владимировну Сомову. Это прекрасный человек, профессионал своего дела. Наша группа до сих пор продолжает общение с ней. Мы встречаемся, делимся радостями и успехами.

Что бы Вы посоветовали в первую очередь тем, кто только начинает свою научную деятельность? Каким принципам и правилам должен придерживаться молодой ученый, чтобы достичь желаемого?

Для начинающего ученого я бы посоветовала писать о том, что нравится, выбирать ту тему, которая по душе, и тогда все обязательно получится.

Вы лауреат конкурса «Лучшая научная книга». Расскажите, где и кем проводился этот конкурс и какие Ваши книги были представлены и отмечены.

Конкурс проходил в Сочи. Два года подряд я представляла монографии: в 2007 году монографию по кандидатской диссертации , а в 2008 году по докторской работе. Обе книги были отмечены.

В РГУ имени С.А. Есенина Вы читаете дисциплины широкого спектра научного интереса: это «Балканский регион в международных отношениях», «Государственная служба», «Всемирная история» и «Историография всеобщей истории». Какой раздел Вам особенно интересен? Почему? Как Вы относитесь к утверждениям некоторых ученых-современников о необходимости переосмыслить и даже переписать историю? Считаете ли Вы, что некоторые исторические события искажены?

Мне очень интересна историография – это история исторической науки, исторические концепции от древности до наших дней. Люди должны знать историю: в прошлом можно многое найти то, что повлияет на настоящее. Часто обращались к прошлому, чтобы обосновать свою правоту или, например, преимущество формы правления.

Появляется много исследований о том, что историю действительно надо пересмотреть. Я сторонница того, что каждая точка зрения имеет право на существование и нельзя говорить, что этого не может быть лишь потому, что не может быть. Нельзя душить свободу мысли. Кроме того, Карл Беккер утверждал, что каждый сам себе историк. Каждый человек заново проигрывает для себя исторические события. Поэтому полностью объективного исторического исследования не может быть априори. Все очень субъективно и относительно. Все можно подать и рассмотреть с разных точек зрения.

Вы не только принимали участие в конференциях, но и сами являлись их организатором. Какая конференция Вам запомнилась больше всего? Почему?

Особенно запомнилась конференция «Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты», которая проходила в нашем вузе в прошлом году. Было много участников. Пленарное заседание было на высоком научном уровне. Выступали с интересными докладами И.Н. Лагутина  – доктор филологических наук, которая работает в Институте мировой литературы РАН, А.М. Родригес – научный консультант, арабист истории и идеологии арабских государств, Л.И. Ивонина – специалист по европейской новой истории, Е.С. Галкина – исследователь Востока. Это было настоящее интеллектуальное пиршество.

Чем бы Вы хотели заниматься в ближайшем будущем? Каковы Ваши планы в дальнейшей научной деятельности?

Работать, работать и еще раз работать. Многое у меня еще не освещено, как говорят, осталось за кадром. В настоящее время учу французский язык для работы. Мне необходимо понимать письменную речь, так как хочу заняться французской общественной мыслью, провести сравнительный анализ представителей общественной мысли европейского нового времени. Любопытно, что многих мыслителей разделяют десятилетия и даже столетия, а идеи совпадают. Заимствование ли это или параллельное развитие?

В апреле планируем провести конференцию «Личность в истории нового и новейшего времени». Тема широкая, хотим привлечь как можно больше ученых. Будем рады видеть участников конференции с интересными темами, новыми веяниями и современными подходами в определении роли личности человека в истории.

У Вас свыше 50 научных трудов, среди которых монографии. Ваши научные успехи свидетельствуют о том, как Вы много работаете. Считаете ли Вы себя трудоголиком? Как Вы отдыхаете?

Да, я могу себя назвать трудоголиком. Отдых для меня – это общение с друзьями, с семьей, особенно быть вместе с сыном Гришей, читать ему сказки, беседовать. Я разговариваю с ним как со взрослым человеком уже с 3-х лет, и мне кажется, что он меня понимает. Очень люблю путешествовать. Отдых для меня всегда активный. Запомнилась поездка в Прагу – одну из музыкальных столиц Европы, город Моцарта. Мы посетили с мужем и ребенком музей техники, зоопарк, но главное, прослушали 8 концертов. Музыка для меня ни с чем не сравнится. Погружаешься в особый мир. Акустика, зеркала, мрамор, позолота, фрески – все так красиво, все создает удивительную атмосферу.

Вы доктор исторических наук и одновременно жена и мама. Сложно ли совмещать эти роли? Что такое для Вас семья? Что Вы в первую очередь цените в семейных отношениях?

Тяжело совмещать эти роли, но возможно. Однако для меня ребенок на первом месте. Ребенок - это самое важное, ведь наука не поцелует тебя, не обнимет и не скажет, что тебя любит. Я считаю, что необходимо четко разделять семью и работу. Для меня семья - это тыл. В отношениях ценю понимание. Действительно, счастье – это когда тебя понимают.

Что является Вашим жизненным кредо?

Жить так, чтобы стыдно не было за свои поступки. Я всегда руководствуюсь соображениями совести. Верю, что правда победит рано или поздно и каждый получит по счетам, ведь ничего не проходит бесследно.

Какие черты характера Вы больше всего цените в людях? Что Вам особенно тяжело принять?

В людях ценю порядочность: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Для меня не приемлема душевная нечистоплотность людей. Очень расстраиваюсь, когда разочаровываюсь в людях, когда понимаю, что думала о них лучше, чем они являются на самом деле. Я выхожу из состояния душевного равновесия, когда вижу стремление людей во всем находить выгоду. Я не понимаю, как можно думать только о себе и усложнять жизнь другим. Конечно, вопрос о соотношении коллективных и индивидуальных интересов стар как мир, но нужно учиться думать о других, анализировать свои поступки с точки зрения не причинения неудобств другим людям.

Ваше хобби – цветоводство. Как давно Вы этим занимаетесь? Что привлекает Вас в цветах? Какой цветок у Вас любимый?

Цветоводством стала заниматься моя мама. Но если она чем-то заинтересовалась, то своим азартом обязательно вовлечет в этот процесс других. В конце концов, я начала разводить цветы. Самый любимый цветок – роза. У меня их 20 штук разных сортов и разных цветов. Нравятся розы своей изысканностью и благородством. Кроме того, они долго цветут, начиная с мая и заканчивая октябрем. Особенно люблю желтые розы. Свои розы никогда не срезаю.

Какой подарок для Вас самый ценный?

Подруга мне подарила билеты на уникальное мероприятие в Государственном Кремлевском Дворце Kremlin Gala «Звезды балета XXI века». Такие подарки мне особенно дороги. Я была бы рада послушать Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» в Московском международном доме Музыки. Но самая заветная мечта - попасть на концерт Пласидо Доминго. Я надеюсь, что мои желания обязательно осуществятся, ведь история это доказывает, мечты прошлого часто становятся реальностью настоящего.

Интервью брала доцент С.А. Алентикова

Ссылка на оригинал статьи

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Молодые ученые. Наука без акцента
Как сохранить «элемент питания» науки?
Разрыв поколений в инженерном образовании
Молодые ученые Рязани. Виталий Романчук
Зворыкинский проект: мода на инновации
Лауреаты Зворыкинской премии
Поддержка молодых ученых в Татарстане
Интервью с лауреатами Зворыкинской премии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ