Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Институт правоведения и предпринимательства: вопросы себе и времени

Негосударственные учебные заведения в нашей стране ещё очень юны, а жизнь, как водится, ставит перед молодостью вопрос за вопросом. Должно ли государство создавать образовательные ниши для частных вузов? Как вести ценовую политику негосударственным вузам? Насколько необходимо усилить работу по трудоустройству выпускников?

Просмотров: 1653

Негосударственные учебные заведения в нашей стране ещё очень юны, а жизнь, как водится, ставит перед молодостью вопрос за вопросом. Должно ли государство создавать образовательные ниши для частных вузов? Как вести ценовую политику негосударственным вузам? Насколько необходимо усилить работу по трудоустройству выпускников? В чем причины снижения количества студентов в частных вузах страны? Над этими вопросами размышляет ректор Института правоведения и предпринимательства, кандидат юридических наук Татьяна КОЗЛОВА, полагая, что перспективы развития негосударственного профессионального образования заслуживают дальнейшего рассмотрения.

Ниша или столбовой путь?

Стоило бы подумать о том, почему частные профессиональные учебные заведения в основном имеют гуманитарный профиль, а их руководители опасаются укрупненных групп специальностей?

На вторую часть вопроса можно ответить сразу: потеряв одну из укрупненных групп, может закрыться и сам вуз. Что касается первой части, Институт правоведения и предпринимательства (Санкт-Петербург, г. Пушкин) изначально планировался узкопрофильным, чтобы готовить для Ленинградской области только юристов. Его открытия в своё время добивалось областное управление юстиции, и вуз стал единственным в регионе по подготовке специалистов юриспруденции, обучению и повышению квалификации первых нотариусов, судебных приставов, помощников судей и других работников правоохранительных органов. Так появилась своя ниша.

При очередной аккредитации прозвучал вопрос: «А если не будет подготовки юристов, что станете делать? Институт закрывать?». Пришлось создавать второй факультет, управления, и вести подготовку менеджеров, экономистов, специалистов государственного и муниципального управления. Вуз не отказался от набора по специальностям, востребованным государственной службой, и в результате с 1998 года, когда состоялся первый выпуск, высшее образование в институте получили около 4 тыс. человек. Так сложилось, что выпускники ИПП в основном работают в государственных структурах, администрациях, судебных и правоохранительных органах.

Квалифицированные юристы, управленцы, менеджеры, подготовленные в ИПП, будут востребованы и завтра, и через десять лет: рынок труда развивается быстрыми темпами, а экономические, административные и правовые реформы в России продолжаются. Государственные и коммерческие структуры страны испытывают кадровый голод – не хватает профессиональных управленцев и грамотных юристов.

В начале 90-х годов частные вузы создавались на собственные средства: никто не финансировал приобретение технического оборудования для наукоемких специальностей, и приобрести их зачастую было негде. Работодателей, готовых оплатить подготовку специалистов, не было, их нет и до сих пор. Но теперь государство могло бы, экономя средства, отдать частным вузам гуманитарное образование.

Это может стать нишей частного сектора высшей школы. У многих руководителей сохраняется убежденность, что для частных вузов, работавших в те годы, качество было важнейшим критерием. Именно поэтому абитуриенты шли именно сюда: не покупать диплом, а действительно учиться и получать добротные знания. Следовательно, такие учебные заведения и ныне могут готовить менеджеров, лингвистов, историков, экономистов и юристов для всех отраслей народного хозяйства. Ведь юрист – и на железной дороге, и в медицине, и в космосе юрист. А ведомственные и государственные вузы могли бы сосредоточить средства на подготовке специалистов для сельского хозяйства, транспорта, других отраслей и повышать квалификацию работающего населения.

Почём знания для народа?

Частные вузы, участвующие в конкурсе на установление контрольных цифр приема и получающие бюджетное финансирование, ответят просто: плата за обучение здесь должна точно соответствовать нормативу государственного бюджетного финансирования.

Требование привести стоимость обучения в соответствие с нормативом перекрыло многим частным вузам путь к конкурсу. Для одних, где цена значительно выше норматива, потеря может быть существенной. Для других, где собирали студентов по «демпинговым» ценам, возникает опасность отказаться от набора вообще.

Чтобы решить вопрос с набором, есть целый ряд возможностей. Доплатить за студентов, принятых по цене ниже нормативной, могут благотворительные фонды, предоставляется возможность заработать дополнительные средства за счет предпринимательской деятельности. При желании получать больше можно предложить дополнительные образовательные услуги. Но думается, что к достижению качества следует идти при соответствующем финансировании образования государством.

В некоторых вузах студенты-бюджетники и платники занимались в одной группе, и до недавнего времени никто не обращал внимания, что оплата была различной. Может быть, теперь это коснется всех вузов, но для частных проблема останется и станет острее, поскольку государственной поддержки нет, льготы и компенсации затрат на частный вуз не распространяются, а возможностей заработать на чем-либо не так много. Благотворителей, за исключением родителей, не видно. Зачем работодатель будет платить за обучение, если можно получить готового специалиста?

В системе ценообразования главным может стать показатель «цена – качество». Выживание вузов привело к тому, что цену действительно устанавливали ниже фактических затрат на организацию учебного процесса с соответствующим стандарту качеством.

Высокая цена не всегда является индикатором качества, это порою признание престижа вуза, точно так же, как средняя зарплата выпускника не всегда свидетельствует о качестве образования. Если учитель или инженер получает именно столько, то это вовсе не значит, что он плохой специалист.

При установлении стоимости образовательной услуги необходимо учесть не только затраты, но и возможность получения определенной прибыли, которая позволит вузу развиваться, проводить научные работы, укреплять материально-техническую базу. Может быть, поэтому частные вузы вынуждены каждый метр площади использовать с максимальной нагрузкой, ежегодно приобретать оборудование высокого качества, а преподавателям достойно оплачивать каждый час выполненной работы.

Нужна ли галочка?

Президент РФ Владимир Путин выступил против обязательного трудоустройства молодых специалистов. Действительно, для выпускников частных вузов и платных отделений государственных вузов, получивших образование за свои деньги, принудительное распределение становится нереальным. Да и новоиспеченного инженера, получившего образование за государственный счет, заставить работать абы где проблематично.

Юристу и экономисту легче, их знания нужны во многих отраслях, но помощь всё же необходима: трудоустройство выпускника не цифра в отчете, а серьезный и кропотливый труд, который начинается задолго до поступления в институт и зависит не только от вуза.

Все двадцать лет Институт правоведения и предпринимательства проводил работу в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, организуя среди старшеклассников экономико-правовые конкурсы будущих юристов и менеджеров, читая лекции и рассказывая о профессии, которую можно получить в вузе, о том, где и как работать после его окончания.

С первого года обучения в ИПП особое внимание уделяется практической подготовленности будущего специалиста. Курс введения в специальность читают профессионалы своего дела, а в учебном процессе института, помимо лекций, используются активные формы занятий: мастер-классы, семинары, студенческие научные конференции, деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации. Наряду с судебной и следственной практикой студенты участвуют в инновационных формах производственной практики, работая в юридической клинике, общественной приемной, избирательных комиссиях.

Студенты ИПП неоднократно побеждали на всероссийских студенческих юридических олимпиадах, становились призерами и победителями конкурсов. За последнее время девять студентов ИПП стали лауреатами стипендии Президента РФ, пятеро – стипендиатами Ассоциации юридических вузов России, двое – стипендиатами правительства Санкт-Петербурга. Это прекрасные показатели качества обучения для небольшого частного вуза.

Все студенты посещают учреждения и организации, чтобы определить, чем хотелось бы заниматься. Например, для юриста все работы хороши, но выяснить, какое место привлекательнее – адвокатура, суд, прокуратура, УВД, нотариат или просто юридический отдел предприятия, – можно лишь увидев детали изнутри. Кто как не увлеченный своей работой председатель суда или президент нотариальной палаты заинтересует профессией будущих специалистов?! Кто как не руководитель крупного предприятия интереснее расскажет о премудростях управления?! Если такие беседы-лекции носят систематический характер, то и с преддипломной практикой, и с темой диплома студент легко определится.

Система трудоустройства в институте связана с воспитательной работой. Спорт, наука, патриотические и культурно-просветительные мероприятия направлены на подготовку будущего выпускника к жизни и работе в коллективе, проявлению личностных, лидерских, деловых и организаторских способностей, чтобы портфолио студента было не набором грамот и дипломов, а фактом готовности к определенному виду практической деятельности.

В институте пока проблем с трудоустройством нет: договоры, заключенные с десятками партнеров вуза о прохождении практики, позволяют студенту уже при написании диплома определиться с местом будущей работы. Высокую профессиональную подготовленность выпускников ИПП отмечают все работодатели государственных и коммерческих структур.

В центре содействия трудоустройству института ведется поиск информации о вакансиях для выпускников, по запросам организаций-работодателей после совместного тестирования и собеседования осуществляется подбор кандидатур. Служба психологической поддержки обучает деловому этикету, проводит уроки ведения переговоров и оформления резюме.

В рейтинг эффективности вузов в этом году включено трудоустройство выпускников, но кто и как его будет проверять, да и о чем он может свидетельствовать? ИПП ведет базу данных молодых специалистов и следит за их карьерным ростом. Дважды в год вуз запрашивает службы занятости и всегда получает одинаковые ответы: выпускники ИПП на биржу труда не обращались. А если бы и обращались, что в этом плохого? Эта служба как раз и создана для содействия в трудоустройстве.

Где же взять студента?

Через демографическую яму, конечно, запросто не перепрыгнешь. Но перед негосударственными учебными заведениями стоят и другие проблемы.

Правила приема последних лет разрешают абитуриенту подавать заявления в пять вузов и поступать на одну из трех специальностей, лишь бы занять бюджетное место. Эта ситуация отрицательно сказалась на численности студентов в частных вузах, где бюджетное финансирование пока является большой редкостью. В дальнейшем, при квоте для частных вузов на бюджетные места в полпроцента положение вряд ли улучшится.

В стране каждый год – особенно активно в период выбора старшеклассниками предметов для сдачи ЕГЭ – СМИ в один голос твердят, что «юристов и менеджеров много, вузы закроют, работу по специальности не найти». А выпускник школы наматывает информацию на пробивающийся ус... Более того, решение о предоставлении бюджетных мест частным вузам по результатам конкурса на установление КЦП принимается Минобрнауки РФ, как правило, перед самым проведением ЕГЭ.

Находясь в неведении, эти учебные заведения зачастую не успевают эффективно провести разъяснительную работу со старшеклассниками.

Несмотря ни на что из опыта работы Института правоведения и предпринимательства видно, что план набора выполняется всегда и снижения нет. Но абитуриентам с низкими баллами ЕГЭ приходится отказывать в приеме, чтобы не «портить отчетность». Хотя педагогический опыт показывает, что из желающего выучиться абитуриента в добротных условиях частного вуза можно вырастить отличного специалиста.

И ещё вызывает опасение отсутствие стабильности в нормативно-правовой базе – когда нет ясности в том, что будет завтра. Частные вузы настораживает тенденция «всех закрыть, объединить, признать неэффективными». В таких условиях не хочется рисковать, ведь ответ придется держать перед людьми, доверившимися вузу.

Институт правоведения и предпринимательства основан в 1994 году на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга как частное образовательное учреждение ВПО. Вуз появился в результате изменения социально-экономических условий в стране как реакция на потребность рынка труда в специалистах экономических, юридических и управленческих профессий. Инициатором создания, учредителем и ректором является почетный работник высшего профессионального образования РФ, кандидат юридических наук, профессор Татьяна Ивановна Козлова.

К своему двадцатилетию ИПП пришел признанным лидером качества в сфере высшего образования. Многоуровневая и многопрофильная подготовка, внедренная в вузе, базируется на фундаментальном образовании и имеет практическую направленность. Доступность образования, демократичная ценовая политика позволяют ИПП проводить конкурсный отбор лучших абитуриентов. Уже на этом этапе заладывается база подготовки качественного специалиста.

В структуру вуза входят 12 кафедр. Студенты имеют возможность проходить обучение на дневном, вечернем или заочном отделениях. Институт первым среди негосударственных вузов Санкт-Петербурга открыл аспирантуру. В настоящее время в ИПП обучается около 1,4 тыс. студентов и 30 аспирантов, растет число иностранных студентов.

Система обеспечения качества образовательных услуг Института правоведения и предпринимательства была отмечена благодарностью Минобрнауки РФ, прошла международную экспертизу и сертифицирована по системе менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008). Такой сертификат во многих странах является для потребителей знаком качества оказываемых услуг и дополнительной гарантией надежности и профессиональной компетентности организации на международном уровне.

Институт получил признание профессиональной и образовательной общественности Санкт-Петербурга и России. В конкурсах на установление контрольных цифр приема 2012 и 2013 годов ИПП единственным из частных вузов Санкт-Петербурга получил госфинансирование для подготовки бакалавров и магистров.

Учебное заведение удостоено международного приза «Лидер качества «Европа – 2000», в 2004-2006 годах стало лауреатом конкурса «Сделано в Петербурге» в номинации «Будущее Петербурга». В эти же годы институт получил золотую медаль «Европейское качество» в числе ста лучших вузов России. В 2006 году деятельность вуза отмечена большой золотой медалью «Национальное достояние», а в 2009 году одержана победа в номинации «Лучший профильный вуз». В 2011 году губернатор северной столицы вручил институту диплом лауреата за первое место в конкурсе правительства Санкт-Петербурга по качеству.

Успешное развитие Института правоведения и предпринимательства стало возможным благодаря эффективному управлению вузом, высокой квалификации педагогов, доброжелательной творческой атмосфере, взаимовыгодному сотрудничеству института с отраслевыми учреждениями и организациями.

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Юридическое образование в негосударственном вузе
Качественное негосударственное образование на Дальнем Востоке
Омский региональный институт: в поисках новизны
Качественное образование – основа компетентности специалиста!
На пути к мировым стандартам
Развитие высшего образования Украины
Ресурсы развития вуза – гибкость и профессионализм
Владимир Рудашевский: «Проблема взаимоотношений работодателей с вузами не имеет простого решения»
Портрет современного студента
Роль традиций в становлении вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ