Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Качество определяет конкурентоспособность

Главный вектор развития Поволжского государст­венного технологического университета – подготовка конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики страны. О роли механизмов независимой оценки качества образования рассказывает первый проректор ПГТУ, кандидат технических наук Виктор ШЕБАШЕВ.

Просмотров: 197

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Главный вектор развития Поволжского государст­венного технологического университета – подготовка конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики страны.

О роли механизмов независимой оценки качества образования рассказывает первый проректор ПГТУ, кандидат технических наук Виктор ШЕБАШЕВ.

ШЕБАШЕВ Виктор Евгеньевич ШЕБАШЕВ Виктор Евгеньевич – первый проректор Поволжского государственного технологического университета, кандидат технических наук, доцент.

Родился в 1954 году в городе Йошкар-Оле. Окончил Марийский политехнический институт (ныне – ПГТУ) по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».

Трудовую биографию начал в альма-матер в 1977 году ассистентом кафедры начертательной геометрии и графики. С 1988 года – заведующий этой кафедрой, с 2002 года – проректор, с 2005 года – первый проректор ПГТУ.

Автор более 230 научных и методических публикаций, в том числе соавтор 5 учебников и 12 учебных пособий.

Научные интересы: применение информационных технологий в образовании, педагогика высшей школы.

Заслуженный работник образования Республики Марий Эл. Почетный работник выс­шей школы Российской Федерации.

Жизненное кредо: стремиться делать людям добро.

– Известно, что ПГТУ (Волгатех) намерен стать ведущим инженерно-технологическим вузом Поволжья и всей страны. Какие механизмы оценки качества высшего образования применяются в университете?

– Качество образовательных услуг ПГТУ подтверждено международным сертификатом системы менеджмента качества (СМК) – ISO 9001:2008, признаваемым в 38 развитых странах мира. Этот документ вуз получил летом 2009 года и раз в три года успешно проходит ресертификацию в Ассоциации «Русский Регистр – Поволжье».

Ряд образовательных программ Волгатеха, наряду с государственной, прошел международную профессионально-общественную аккредитацию, в частности 15.03.01 – Машиностроение, 11.03.02 – Инфокоммуникационные технологии и системы связи, 38.03.01 (080100.62) – Экономика, 38.04.01 (080100.68) – Экономика, 27.04.02 – Управление качеством.

В настоящее время университет продолжает активную работу по использованию технологий электронного обучения и открытых курсов. Особое внимание уделяется реализации смешанной модели обучения и совершенствованию инструментов мониторинга и анализа результатов образовательной деятельности.

С целью повышения качества обучения практикуются социологические опросы студентов и преподавателей. Наиболее важные темы для исследования: оценка качества организации подготовительного модуля, организация учебного процесса по заочной форме обучения, вопросы социализации учащихся.

Большое значение руководство Волгатеха придает оценке деятельности университета со стороны работодателей. Проводятся мониторинги, опросы – как среди выпускников, так и среди руководителей предприятий и организаций.

– Как вы оцениваете эффективность такого сравнительно нового инструмента внешней независимой оценки качества образования, как ФИЭБ? Каковы ваши пожелания, предложения его оператору?

– В 2015 и 2016 годах Волгатех являлся одной из базовых площадок для проведения Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ). Руководство вуза рассматривает его как эффективный инструмент внешней независимой оценки качества подготовки выпускников, позволяющий, с одной стороны, увидеть результаты деятельности на фоне других организаций высшего образования, с другой – получить информацию об уровне сформированности тех или иных компетенций у выпускников. Важен и прикладной аспект – по результатам ФИЭБ преподаватели получают объективную информацию для внесения корректив в организацию учебного процесса.

Не скрою, поначалу мы отнеслись к ФИЭБ с некоторой долей сомнения. Возможно, по этой причине участвовать в экзамене в 2015 году вызвались не более 20 студентов университета. Однако, оценив идею эксперимента, а также ознакомившись с представленной оператором проекта аналитикой, руководство ПГТУ развернуло широкую разъяснительную работу среди студентов выпускных курсов. Результат не замедлил сказаться: в 2016 году участниками ФИЭБ стали уже 117 студентов по 8 направлениям подготовки. Число участников по разным направлениям подготовки колебалось от 3 до 48 человек.

Итоги ФИЭБ этого года мы оцениваем как удовлетворительные. Многие студенты Волгатеха удостоены сертификатов «с благородным отливом»: бронзовые – получили 42 человека (35,9 процента участников), серебряные – 25 человек (21,4), золотые – 8 человек (6,8). Лучшие результаты показали участники интернет-экзамена по направлению подготовки «Строительство». Из 48 человек 36 стали обладателями престижных сертификатов, среди которых 6 золотых, 13 серебряных и 17 бронзовых.

Однако эти результаты не дают руководству ПГТУ повода для самоуспокоенности и благодушия. На фоне неплохого уровня оценок по первой части ФИЭБ (полидисциплинарным тестам) результаты участников по второй части заданий, ориентированных на виды будущей профессиональной деятельности, откровенно тревожат. Процент правильно выполненных заданий оказался не слишком высоким. А по ряду образовательных программ процент студентов, показавших уровень сформированности профессиональных компетенций не ниже базового, оказался более низким, чем в среднем по вузам – участникам ФИЭБ.

По отдельным направлениям подготовки студенты ПГТУ, участвовавшие в интернет-экзамене, не выбрали ряд видов профессиональной деятельности, что не позволило, к сожалению, оценить уровень освоения отдельных профессиональных компетенций.

По имеющимся данным, более 90 процентов участников ФИЭБ из Волгатеха продолжили обучение в магистратуре, причем не только в альма-матер. Что касается нашего университета, то результаты ФИЭБ были учтены при поступлении в магистратуру в виде дополнительных баллов: от одного балла – участнику ФИЭБ, до 7 – обладателю золотого сертификата. На ряде факультетов по решению ученых советов результаты ФИЭБ были зачтены в процессе итоговой аттестации – как междисциплинарный экзамен.

Не подлежит сомнению, в 2017 году Волгатех примет самое активное участие в следующем этапе ФИЭБ. Одно из главных пожеланий оператору экзамена – расширить перечень направлений подготовки, в первую очередь за счет инженерных направлений. Надеемся, что будут также учтены замечания по содержанию заданий, высказанные участниками ФИЭБ-2016. Было бы крайне желательно при использовании тренажеров иметь возможность работать не только с одним «нулевым» вариантом. По нашей оценке, реализация этих пожеланий и замечаний будет способствовать повышению эффективности Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата.

– Волгатех в течение многих лет успешно выступает в роли базовой площадки для проведения финальных этапов открытых международных студенческих интернет-олимпиад, результаты которых, по сути, являются оценкой качества подготовки студентов на международном уровне. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Около десяти лет наш университет является базовой площадкой для проведения финальных этапов интернет-олимпиад, принимая ежегодно более 400 студентов вузов из всех федеральных округов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Примечательно, что суперфинал олимпиады по математике, признанной, как известно, царицей наук, проводится совместно с Ариэльским университетом (Израиль). Финалы олимпиад на базе Волгатеха завоевали авторитет у профессионального сообщества, превратившись в настоящий праздник молодости и знаний самого высокого уровня.

Студенческие олимпиады традиционно проходят в ПГТУ, в том числе и всероссийские, а с 2009 года – в формате интернет-олимпиад.

Использование интернет-технологий при проведении студенческих олимпиад позволило значительно расширить географию и увеличить число студентов и вузов-участников, а также расширить перечень олимпиад. Проект интернет-олимпиад был предложен заведующим кафедрой прикладной математики ПГТУ, доктором технических наук, профессором В.Г. Наводновым.

В процессе реализации перспективного проекта олимпиады проводятся в тесном сотрудничестве с Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования (НИИ МКО) и Национальным фондом поддержки инноваций в сфере образования (НФПИ). Совместно с этими организациями ПГТУ успешно провел олимпиады в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: «Инфокоммуникационные технологии в сложных технических системах» (2009), «Информационные технологии в сложных системах» (2010, 2012), «Информатика и программирование» (2012).

Сегодня система открытых международных студенческих интернет-олимпиад включает 15 дисциплинарных и междисциплинарную олимпиаду инновационного характера «Информационные технологии в сложных системах», а также интернет-олимпиады для обучающихся СПО.

Необходимо подчеркнуть, что студенты Волгатеха также принимают активное участие в интернет-олимпиадах. Только в первом туре дисциплинарных и междисциплинарных олимпиад ежегодно участвуют более 1,5 тыс. студентов ПГТУ, а 103 студента стали призерами финальных состязаний.

– На решении каких первоочередных задач сосредоточен сегодня коллектив Поволжского государственного технологического университета?

– Волгатех имеет в образовательном пространстве России свое неповторимое лицо. Успешно завершив в 2015 году реализацию второй пятилетней программы развития вуза, ПГТУ фактически стал ведущим в РФ интегрированным научно-образовательным комплексом в области рацио­нального природопользования на основе нано-, био-, энергосберегающих и инфокоммуникационных технологий.

Вектор разрабатываемой программы развития ПГТУ на период до 2020 года направлен на укрепление позиций в образовательном пространстве страны в качестве одного из авторитетных инженерных университетов. И для этого есть все предпосылки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Методика внутреннего аудита
Процедура лицензирования: возможен ли технологичный подход?
Оценка качества транснационального образования
Международная Интернет-олимпиада по математике. Финальный тур
Брянская инженерно-технологическая академия: испытание эффективностью
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
Как оценить компетенции?
Образовательная экспансия на мировом рынке
Экзамен сдает вуз, принимают – студенты
Политика качества в вузе: цели и результаты

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ