Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Проблемы подготовки профессиональных кадров для электроэнергетики

О проблемах подготовки профессиональных кадров для электроэнергетики советник генерального директора ОАО «Иркутскэнерго» Михаил Грайвер знает не понаслышке. Работая главным инженером, он многие годы возглавлял трудовой коллектив, и все изменения в системе образования происходили у него на глазах.

29.01.2014
Просмотров: 1065

Получить сплав знаний

О проблемах подготовки профессиональных кадров для электроэнергетики советник генерального директора ОАО «Иркутскэнерго» Михаил ГРАЙВЕР знает не понаслышке. Работая главным инженером, он многие годы возглавлял трудовой коллектив, и все изменения в системе образования происходили у него на глазах.

ГРАЙВЕР Михаил Александрович – советник генерального директора ОАО «Иркутскэнерго».
Родился в 1950 году в Олёкминске Якутской АССР. Окончил Иркутский политехнический институт по специальности «Тепловые электрические станции» с квалификацией инженера-теплоэнергетика, Государственную академию управления, Академию бизнеса Ernst & Young.
Трудовую деятельность начал в 1974 году с должности машиниста центрального теплового щита управления котлами ТЭЦ-6 «Иркутскэнерго». В дальнейшем в компании «Иркутскэнерго» – заместитель главного инженера по теплотехнической части (1986-2002), заместитель генерального директора по производству энергии – главный инженер (2002-2003), директор по производству энергии – главный инженер (2003-2007), с 2007 года – директор по внутреннему аудиту.
Почетный энергетик, заслуженный работник топливно-энергетического комплекса РФ, лауреат государственных премий Министерства энергетики РФ. Автор ряда изобретений в области электроэнергетики.

– Михаил Александрович, какие кадровые проблемы видит компания «Иркутскэнерго»? Охотно ли едут выпускники в Сибирь, и какие регионы Иркутской области испытывают наибольший дефицит рабочей силы?

– В советское время действовало немало отраслей, которым требовались выпускники учебных заведений энергетического профиля. И поскольку в масштабах государства вопрос подготовки кадров был сбалансирован, у производственников всегда имелась уверенность, что на рынке труда специалисты, необходимые для формирования должной профессиональной среды, будут найдены.

В настоящее время в вопросах трудоустройства все больше проявляются территориальные проблемы. Если в 70-е годы после окончания вузов и техникумов юноши и девушки ещё относительно охотно ехали на восток, а Московский и Ивановский энергетические, Томский политехнический институты подготовили для Сибири немало хороших инженеров, то сейчас молодые люди стремятся работать в более комфортных условиях. Соответственно, потребности экономики в квалифицированных кадрах практически полностью обеспечиваются за счет местных учебных заведений.

Территориальное расслоение усилилось со временем и в пределах региона: как молодой специалист из центра России неохотно едет на восток, так в Иркутской области меньше желающих трудиться на периферии по сравнению с областным центром. Выпускников иркутских вузов не прельщает благоустроенный Братск, Усть-Илимск для них – захолустье, о небольшом Железногорске и говорить не приходится. А между тем в удаленных сельских населенных пунктах находятся распределительные станции со сложным оборудованием, требующим при обслуживании высочайшей инженерной квалификации: достаточно ошибиться на два-три миллиметра, чтобы произошло отключение половины энергосистемы и остановились заводы по выплавке алюминия.

Для решения кадровой проблемы были созданы два полюса подготовки специалистов: выпускники Иркутского государственного университета преимущественно остаются на юге области, успешно работающий Братский государственный университет обеспечивает специалистами север. Таким образом, вопрос о развитии региональных вузов тесно увязан с решением кадровых проблем Сибири.

– Как происходит адаптация выпускников к работе в энергетике? Видна ли положительная динамика в решении этих проблем?

– Со стороны может показаться, что энергетика является исключительно гражданской отраслью, но в ней, как в ряде базовых жизнеобеспечивающих производств, работа с персоналом построена достаточно жестко. Армейской организацией дисциплины это назвать нельзя, но совсем не случайно в середине прошлого века осуществлялась военизированная охрана электростанций.

На плечи персонала ложится слишком высокая ответственность, поэтому ни один молодой специалист с дипломом о высшем образовании не начинает свою карьеру с должности инженера, а в течение трех-пяти лет проходит все ступеньки служебной лестницы, начиная с рабочих профессий. На каждом этапе его ждет стажировка, строгие экзамены, работа дублером, потом самостоятельная работа и вновь освоение следующей специализации. Только такое постижение основ производства позволяло энергетике добиваться бесперебойной работы.

Энергоугольная компания «Иркутскэнерго» – мощный производственный комплекс, расположенный в Иркутской области и Красноярском крае. В её состав входят знаменитые Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС, 9 тепловых узлов, 6 угольных разрезов, добывающих каменный и бурый уголь, 2 погрузочно-транспортных управления и обогатительная фабрика. По мощности и объемам производства энергосистема способна выработать более 70 млрд. кВт-ч электрической и до 46 млн. Гкал тепловой энергии.

Сегодня во всём мире у людей всё меньше и меньше желания работать с техникой. Конечно, следует стремиться к автоматизации, но наша страна не настолько богата, чтобы отказываться от ГЭС и ТЭС, построенных еще в советское время. К счастью, у части молодежи остался психологический настрой трудиться в энергетике, и очень важно его сохранить. Но есть и другая сторона медали: начинающий инженер, придя на производство, не должен впитывать психологию рабочего. Оттого, что он несколько лет осваивает низшие должности, сдает экзамен за экзаменом, порой складывается именно такое отношение к самому себе. Следовательно, нужно изменить порядок становления специалиста, сократить его путь по служебной лестнице. Чтобы начинающие инженеры, постигая азы, не тратили на производстве годы, компанией «Иркутскэнерго» в Иркутске и Братске при базовых университетах созданы корпоративные учебно-исследовательские центры (КУИЦ).

Выбрано несколько наиболее актуальных программ и в соответствии с ними разработаны учебные планы. Из числа производственников и ветеранов энергетики подобран педагогический состав. За счет средств компании центры оснащены уникальным современным оборудованием, на котором выпускникам предстоит работать в недалеком будущем. Финансовые вложения были весьма значительны: например, КУИЦ Братского госуниверситета оснащен передвижной лабораторией энергоаудита, стоимость которой составила без малого 7 млн. рублей.

В основу процесса обучения заложена производственная практика: её студенты проходят на рабочих должностях, то есть уже начинают свою карьеру инженера-энергетика с начальных ступеней. Принцип постижения профессии прост: пока человек не дойдет до дела руками, он до конца не поймет, для чего учится.

– Почему именно практическая деятельность заложена в основу выстраиваемой системы подготовки персонала в «Иркутскэнерго»?

– Система образования в Советском Союзе была построена по отраслевому принципу, тем не менее между обучением и производством стояли непреодолимые барьеры. Студент, приступая к практике, должен был получать навыки по вузовским программам, зачастую оторванным от производства, а практикант при этом оказывался в цехе посторонним человеком. Впрочем, такая же чужеродность была присуща и молодым специалистам. Как не вспомнить А. Райкина: «Забудьте дедукцию и индукцию, давайте продукцию!». От таких студентов старались избавиться, подписав им любые отчеты о практике.

При подготовке инженерных кадров в базовых вузах «Иркутскэнерго» избрал такой подход: практикант не дитя, и не чужеродный элемент, а взрослый восемнадцатилетний человек, причем пришедший не с улицы, а настраивающийся на работу именно в этой отрасли, и к нему не должно быть отношения, как к ученику. Практикант официально оформляется на работу, осваивает технику безопасности, получает заработную плату, постигает отношения в трудовом коллективе – словом, впитывает всё, что будет ему необходимо в дальнейшей работе. Но самое главное – обретает чувство самоуважения и желание именно здесь продолжить свою трудовую биографию.

Задолго до получения диплома каждый студент знает, в каком подразделении «Иркутскэнерго» и на каком оборудовании ему предстоит трудиться, при этом поиск работы как таковой в принципе отпадает.

Очень важно и то, что во время прохождения практики студент сокращает путь к инженерной должности, овладевая рабочими профессиями. После окончания «трудового семестра» сдается экзамен комиссии предприятия на соответствие занимаемой должности, причем без тени формализма: в системе, уделяющей огромнейшее внимание безаварийной работе, удостоверение так просто не получить. Соответственно, если практикант не преодолеет стоящую перед ним высоту, то возвращает деньги, затраченные компанией на его обучение в КУИЦ, и теряет право продолжать здесь учебу.

Принцип материальной ответственности заложен и в основу учебного процесса. Зачисление в учебный центр производится на конкурсной основе и на договорных началах, в соответствии с которыми молодой специалист обязан отработать в «Иркутскэнерго» три года, а в случае отказа возместить расходы, затраченные компанией на его подготовку.

Огромное значение имеет сама процедура конкурсного отбора студентов для обучения в КУИЦ, проводимая после второго курса. Первоначально было решено, что называть наиболее успешных студентов будут преподаватели вуза, но после первой не совсем удачной попытки последовал вывод, что производственникам виднее, с кем им лучше работать в будущем. Теперь комиссия по отбору кандидатов формируется из начальников цехов.

– Кроме специалистов с высшим образованием, производству нужны и рабочие кадры. Какое внимание уделяется их подготовке?

– В государственной политике заметно стремление вести преобразования в системе высшего образования: проводится мониторинг, развиваются федеральные университеты, создаются национальные исследовательские вузы. Но самой болевой точкой остается подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена. После передачи учреждений среднего профессионального образования на региональный уровень приходит понимание, что это сделано с расчетом на то, что к СПО будет привлечено внимание бизнеса или колледжи и техникумы просто прекратят свое существование.

Производство встанет, если не будет одного из основных ресурсов экономики – кадров. Власть полагает, что, поскольку бизнес не сможет развиваться без трудовых резервов, да ещё в условиях демографического спада, волей-неволей найдет и финансовые средства для подготовки нужных специалистов. Происходит настоящее подталкивание бизнеса к системе обучения. Многие компании уже озабочены этим и пытаются найти пути решения проблемы. По крайней мере, в электроэнергетике такое настроение уже появилось, и началась работа по формированию системы подготовки персонала и его адаптации к производству.

Когда-то в ведении министерства энергетики и электрификации страны был Иркутский энергетический колледж, в котором сейчас учится около 500 человек. Нельзя сказать, что учебное заведение сегодня обделено вниманием абитуриентов: средний балл конкурса при поступлении на самые маловостребованные специальности составляет 3,3-3,7 человека на место. Но пока ссуз находился в ведомстве агентства по образованию, а сейчас – Минобрнауки РФ, материально­техническая база ухудшилась. Преподавательский состав сохранился, но значительных изменений в образовательном процессе при недостаточном финансовом обеспечении, конечно, не произошло.

Собранием акционеров «Иркутскэнерго» поставлена цель – за пять лет добиться, чтобы этот колледж стал лучшим в России. Изменения начались с материальной базы: компания выделила денежные средства на приобретение оборудования, ремонт общежития и более десятка учебных аудиторий. Поскольку на торгах удалось добиться экономии, процентов на 70 выполнено и то, что предполагалось сделать в следующем году: установлены интерактивные доски, компьютеры, создана связь между корпусами. Первый шаг очевиден, но дальнейшие задачи сложнее: а ещё каким образом можно улучшить качество подготовки выпускников, чтобы удовлетворять запросы потенциальных работодателей? Средства можно вложить, только как добиться их эффективного использования?

Несомненно, для повышения квалификации преподавателей следует усиливать их связь с производством и по возможности ввести в процесс обучения использование реального оборудования предприятия, чтобы группа студентов смогла воочию увидеть, как производится, скажем, плановый ремонт турбины или насоса. Возникает желание реализовать и в колледже пример вузовских корпоративных учебно-исследовательских центров: студенты на практике должны осваивать работу, а не подносить гаечные ключи. Необходимо сформировать перечень операций, которые должен уметь выполнять будущий мастер. Словом, перед «Иркутскэнерго» и руководством колледжа стоит задача разработки программы всестороннего развития учебного заведения.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать молодой специалист?

– Если внимательно изучить государственные стандарты, установленные для среднего профессионального образования, можно сделать вывод, что требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников колледжей чрезвычайно завышены. Такими компетенциями не обладают даже начальники цехов с высшим образованием и десятилетним стажем. При этом все – и преподаватели, и производственники, причем не только в энергетической отрасли,– закрывают глаза на несоответствие требований жизненным реалиям.

На производстве начинается обучение «суперспециалиста» с нуля. В итоге получается, что вся система образования страны отдана на откуп опытным рабочим, и все начинающие работники крутятся вокруг мастера, пытаясь освоить тонкости профессии. Хорошо, если наставник не скрытный и может научить, а если держит тонкости ремесла в секрете– молодой человек так и останется подмастерьем.

Государственные стандарты охватывают широкий круг требований, а производству зачастую нужны узкие специалисты. Поэтому необходимо разобраться, что должен делать работник на конкретном участке, и какие именно операции ему предстоит выполнять. Преподавательский состав считает, что стандарты незыблемы, но реальность такова, что, если при обучении невозможно достижение определенного уровня знаний студентов, за этим последует обман.

Вместе с тем ст. 11 закона «Об образовании в РФ» предусматривает вариативность содержания программ с учетом образовательных потребностей. Следовательно, стандарты не являются догмой, главным при подготовке специалистов могут быть и требования работодателей. Важно лишь создать модуль необходимых знаний – выбрать тот набор знаний и умений, который необходим будущему слесарю-мотористу или монтажнику, и получить сплав из уроков и практики – модуль, в котором всё увязано и нет места знаниям, полученным напрасно. По нему и будут строить свои программы преподаватели. В настоящее время, привлекая пенсионеров – опытных практиков, «Иркутскэнерго» разрабатывает набор компетенций, которыми должен обладать специалист той или иной категории.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: мнение работодателя, кадровая политика, иркутскэнерго, социальное партнерство, регион, ао-69

Похожие материалы:
ЗАО «Ставропольский бройлер» - пример социального партнерства
Конкуренция за лучших студентов в фармотрасли
Озаренные светом добрых дел. Томский базовый медицинский колледж
Идти в ногу с развитием науки и технологий
«Философия труда» побеждает «кадровый голод»
«Северсталь»: опыт социального партнерства с учебными заведениями
Главная задача – слышать работодателя
Слияние теории и практики
Стратегия совершенствования Хакасского института РО и ПК

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#91Дополнительное образование детей
#93Чемпионат «Молодые профессионалы» в Хабаровске
#91Интернационализация российского образования
#86Отраслевое образование – сильное звено в цепи трансформаций
#90Модернизация педагогического образования
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны