Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как школьника превратить в студента

Проблема адаптации первокурсников к условиям обучения в высшей школе чрезвычайно актуальна и является предметом постоянных дискуссий. Все принимаемые в красноярском государственном торгово-экономическом институте меры направлены на адаптацию студентов к учебному процессу и условиям социума.

Просмотров: 1596
Ю.Л. Александров, ректор Красноярского государственного торгово-экономического института, доктор экономических наук, профессор

Инструмент адаптации

Проблема адаптации первокурсников к условиям обучения в высшей школе чрезвычайно актуальна и является предметом постоянных дискуссий. Все принимаемые в Красноярском государственном торгово-экономическом институте меры направлены на адаптацию студентов к учебному процессу и условиям социума.

У вчерашних школьников нет привычки к самоконтролю. В связи с этим, несмотря на совершеннолетие студентов, деканат факультета контролирует их посещаемость и успеваемость и держит постоянную связь с родителями, а преподаватель-куратор академической группы выполняет функции не только организатора воспитательной и культурно-массовой, но и учебной работы. В качестве эксперимента некоторые группы курируют студенты-старшекурсники, имеющие соответствующие задатки и навыки и планирующие поступление в аспирантуру.

Результаты устных опросов первокурсников набора 2010 года показывают, что в школе идет «натаскивание» по дисциплинам ЕГЭ. Однако молодые люди, получающие высшее образование, должны уметь думать и самостоятельно работать. На первом этапе адаптации преподаватели активно выявляют трудности, снижающие успеваемость студента. Для этого применяются специальные тесты – опросы. Преподавателям естественно-математических дисциплин зачастую приходится восполнять существенные пробелы в школьной подготовке обучаемых.

Наличие сайта института, электронной библиотеки, методических разработок, предназначенных для самостоятельной работы и подготовки к экзаменам и семинарам, облегчает процесс учебной деятельности. Однако нельзя отрицать и важность умения конспектировать лекции, фиксируя основной материал, в том числе с помощью преподавателя.

Важным инструментом адаптации служит модульно-рейтинговая система (МРС) организации учебного процесса, применяемая в институте в течение последних лет. Ее плюсы заключаются в том, что учебный процесс состоит из нескольких последовательных модулей, завершающихся мини-сессией, которая из-за кратковременности психологически переносится легче, а обучение проходит интенсивнее и увлекательнее, с увеличением мотивации и заинтересованности в результатах. Нельзя отрицать и элемент соревновательности. Ежегодно при анкетировании студенты отмечают следующие положительные стороны модульно-рейтинговой системы:

  1. стимул к учебе и посещаемости занятий;
  2. кратковременность сессии (всего неделя);
  3. блочное построение модуля, позволяющее получить зачет или экзамен «автоматически»;
  4. небольшое количество экзаменов или зачетов в сессию (1-2);
  5. система накопления баллов и возможность личного воздействия на их количество.

Недостатки системы студенты видят, в основном, в неполной информированности о результатах учебы, что зависит от преподавателя. По данным анкетирования составляются планы корректирующих действий для устранения выявленных проблем.

Благодаря МРС первокурсники быстрее преодолевают психологический барьер, а в целом изменяется парадигма образования: преподаватель становится не ментором, а руководителем и помощником студента в реализации его образовательной траектории.

Развитие личностных качеств

Первокурсники изучают дисциплину «Введение в специальность», а на некоторых специальностях и направлениях и «Психологию самоорганизации». В ходе занятий они знакомятся с куратором, заведующим кафедрой, старшекурсниками. Кроме того, студентам читаются спецкурсы, разделы и темы, имеющие гуманистическую и личностно-развивающую, воспитательную направленность, среди которых «Культурология», «Эволюция торговли», «Этика и эстетика», «История Сибири» и другие.

Процесс адаптации студентов непосредственно связан с организацией воспитательной работы. Куратор группы как основное звено этой деятельности работает над формированием творческого климата в группах, заинтересованного и ответственного отношения студентов к обучению, участию в общественной жизни факультета и вуза, научных исследованиях, а также над формированием лидерских навыков.

Развитие студенческого самоуправления является одним из главных направлений воспитательной работы. В вузе организованы старостаты, студенческий профком, студенческие советы института и общежития, молодежный центр, студенческий трудовой отряд, отряд по борьбе с преступлениями на потребительском рынке. Студенческая пресс-служба выпускает газету «Под знаком Меркурия», ведет радиопередачи, организовывает фотоконкурсы и выставки, обеспечивает информационное сопровождение научных и массовых молодежных мероприятий. Работает школа лидеров, способствующая профессиональной и социальной адаптации студентов. Здесь проводятся семинары по психологии лидерства, навыкам делового общения.

В вопросах профилактической, санитарно-просветительской и психолого-консультационной деятельности институт сотрудничает с центром медико-психологической помощи молодежи, центром «Медика», Молодежным центром Железнодорожного района г. Красноярска, УВД города и района. Специалисты-наркологи, врачи и психологи читают лекции в аудиториях и общежитиях. Студенческий совет организует акции «Мы против наркотиков». В Молодежном центре на базе клуба «Академия семьи» проводятся занятия и беседы по темам «История семьи», «Защити себя сам», «Репродуктивное здоровье молодежи» и другим. При центре функционирует служба социально-психологической помощи.

Кроме того, в молодежном центре имеются различные клубы, студии флористики и дизайна, танца, вокала, театр моды, инструментальный ансамбль. Деятельность этих коллективов направлена на развитие творческих способностей студентов. Работают различные спортивные секции, причем ежегодно организуются соревнования по 6-7 видам спорта.

Требования бизнес-структур

Тесное взаимодействие со сферой бизнеса – неотъемлемая часть современного педагогического процесса вуза. При подготовке к аккредитации образовательных программ служба трудоустройства института провела анкетирование около 100 работодателей, одновременно изучив их требования, сформулированные в объявлениях о вакансиях. Получилось следующее:

  • требования бизнес-структур к знаниям – высокое качество, актуальность, умение получать и обрабатывать информацию, техническая грамотность, знание специализированных компьютерных программ, владение иностранными языками;
  • требования к практическим навыкам – умение применять теорию на практике, знание оборудования и т.п.;
  • требования к личностным качествам – мобильность, энтузиазм, энергичность, позитивность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, коммуникационные навыки, стрессоустойчивость, открытость к новым знаниям и идеям.

Знание выпускником специализированных компьютерных программ, владение иностранными языками имеют особенно большое значение для компаний, активно ведущих внешнеэкономическую деятельность и предлагающих весьма интересные и перспективные рабочие места. К таким, например, относятся «Ванкорнефть», «Кока-кола».

Современные требования к профессионализму выдвигают на первый план исследовательскую составляющую получаемых знаний. С учетом этого в институте ведется подготовка квалифицированных специалистов сферы общественного питания и ресторанного бизнеса. Заведующая кафедрой организации и управления предприятиями общественного питания О.М. Медведева входит в состав руководителей Ассоциации кулинаров Красноярского края, под эгидой которой на базе института каждые два года проходит международный кулинарный фестиваль «Сибирь молодая». В нем обычно участвуют студенты техникумов и вузов из городов Сибири, Москвы, Санкт-Петербурга, а также из Китая. Главные цели фестиваля – оценка уровня профессиональной подготовки будущих специалистов предприятий общественного питания и создание единой информационной среды, позволяющей наладить деловые контакты между учебными заведениями. Проведение подобного мероприятия содействует развитию ресторанного бизнеса и демонстрирует современные технологии приготовления блюд, кондитерских изделий и обслуживания в сфере питания. Во время работы фестиваля проводится научно-практическая конференция, на которой преподаватели, студенты и специалисты-практики обсуждают медицинские проблемы питания, комплексные технологии получения здоровых продуктов. Ведущие специалисты проводят мастер-классы по новым продуктам, технологиям, фирменным блюдам и изделиям, а также способам их оформления и подачи.

Совершенствованию качества подготовки выпускников способствует и грамотно организованная и результативная производственная практика. В ее организации достигнуты значительные успехи.

Но, как и у других учебных заведений, у института имеется ряд проблем. Пожалуй, главная из них – слабая личная заинтересованность специалистов сферы бизнеса в партнерских отношениях. Предлагаемая для возрождения система наставничества, по нашему мнению, более пригодна при организации стажировки молодого специалиста в процессе трудоустройства, но слабо мотивирует специалистов на активную помощь студентам при организации практики. В значительной степени сняли бы проблему трехсторонние договоры между вузом, студентом и предприятием, обеспечивающим трудоустройство выпускника. К сожалению, в условиях кризиса работодатели неохотно идут на это, желая получить полностью готовый к использованию «продукт» без дополнительных финансовых или организационных затрат. В то же время можно привести и положительные примеры. Так руководитель ПКФ «Стройинструмент» (ООО ТКФ «Иннокентьевский») Елена Кривовяз за несколько лет сформировала штат руководителей предприятия из выпускников института, лично участвуя в процессе освоения ими профессии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновационная политика в медицинском образовании
Совет ректоров вузов Красноярского края
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Формирование общеславянского образовательного пространства
СПО в Красноярском государственном торгово-экономическом институте
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Образование – основа экономического развития
Творческое образование в Чувашской республике
Первый негосударственный вуз Красноярского края
Сибирский педагогический консорциум

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ