Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как вырастить специалиста, востребованного работодателем?

В концепции социально-экономического развития г. Санкт-Петербурга до 2020 года особое внимание уделено необходимости усиления взаимодействия бизнеса и профессионального образования. Четко выстроенная система подготовки кадров позволяет ОАО «Авангард» занимать лидирующие позиции среди отечественных предприятий радиоэлектронного комплекса.

Просмотров: 2259
В.Д. ЛУКЬЯНОВ, начальник учебного центра ОАО «Авангард», доктор физико-математических наук
А.П. МЕНЬКОВ, начальник отдела подготовки кадров ОАО «Авангард», заслуженный учитель РФ

В утвержденной в марте 2012 года Концепции социально-экономического развития г. Санкт-Петербурга до 2020 года особое внимание уделено необходимости усиления взаимодействия бизнеса и системы профессионального образования. Четко выстроенная система подготовки кадров позволяет санкт-петербургскому предприятию «Авангард» занимать лидирующие позиции среди отечественных предприятий радиоэлектронного комплекса.

В ОАО «Авангард» за его более чем шестидесятилетнюю историю создан сильный научно-производственный коллектив, получены выдающиеся результаты в теории и практике производства радиоэлектронных приборов и аппаратуры. Сегодня предприятие обладает современными технологиями микроэлектроники, в том числе входящими в Перечень критических технологий РФ, активно работает в области создания нового поколения микроэлектронных датчиков физических и химических величин двойного применения, систем обеспечения техногенной безопасности.

Сегодняшний день «Авангарда» связан в первую очередь с реализацией нескольких крупных проектов технического перевооружения, результатом которых станет существенный рост конкурентоспособности предприятия и объемов его производства.

После модернизации производства базовых несущих конструкций радиоэлектронной аппаратуры и переоснащения производства электронных модулей и приборов «Авангард» в 2010 году приступил к реализации самого масштабного проекта – создания Центра микросистемотехники. В том же году началось выполнение научно-технической программы Союзного государства России и Беларуси «Микросистемотехника (МСТ)» на 2010-2013 годы, где «Авангард» играет роль головного предприятия со стороны России.

Реализация стратегии развития требует соответствующей кадровой политики. В ее основу положено взаимодействие с учебными заведениями по подготовке специалистов, работа с молодыми специалистами. В результате проведения такой политики в течение последних пяти лет отмечается рост численности работников, в среднем, около 10 процентов в год, при этом доля работников в возрасте до 35 лет возросла с 25 до 40 процентов, а их средний возраст снизился с 47 до 43 лет.

Сегодня к специалистам, которые работают в условиях инновационного производства, предъявляются принципиально новые требования, связанные с пониманием рыночных механизмов. Это владение методикой анализа рынка, определения конкурентных характеристик продукции, анализа технического уровня продукции на основе мировой патентной базы. В этих реалиях высокий уровень профессиональных знаний обязательно должен быть подкреплен личным опытом работы специалиста в области радиоэлектроники, чтобы до минимума сократить период его адаптации на предприятии. Данное требование является детерминирующим в области радиоэлектроники, где цикл смены элементной базы и технологии составляет около пяти лет. На практике это означает, что подготовить специалиста, удовлетворяющего требованиям работодателя, исключительно в вузе невозможно: будущий специалист в процессе обучения должен приобрести опыт работы.

Именно поэтому основой взаимодействия ОАО «Авангард» с учебными заведениями является совместная подготовка специалистов, сочетающая обучение студентов с их полноценной практической работой на производстве.

С 2003 года на предприятии действует система сквозной подготовки «колледж – предприятие – вуз». Идея начать формирование инженерных кадров из выпускников колледжа, техников, базируется на особенностях их подготовки.

Во-первых, подготовка техников является практикоориентированной; во-вторых, в ее процессе ими уже выполняются два-три курсовых и дипломный проекты, что обеспечивает формирование определенных профессиональныхнавыков; в-третьих, выпускник колледжа имеет четкую профессиональную ориентацию, чего нельзя сказать о многих его сверстниках – студентах второго-третьего курсов вузов.

В процессе знакомства студентов колледжа с предприятием происходит выбор места практики. Известно, что производственная практика продолжается около трех месяцев, что позволяет и руководителям отделов, и студентам принять продуманное решение о трудоустройстве на постоянной основе. Принятые на предприятие выпускники колледжа поступают и на сокращенное – в течение четырех лет – обучение в вузы. Занятия организованы по вечерам, и это позволяет совмещать учебу с работой в течение полной рабочей недели, кроме того, самостоятельно оплачивать свое обучение. Курсовые и дипломный проекты выполняются по тематике, актуальной для предприятия. Таким образом, к концу обучения в вузе выпускник становится специалистом, процесс адаптации и закрепления которого на производстве уже полностью завершен.

Для определения требований к подготовке техников «Авангард» совместно с техническим колледжем управления и коммерции разработали проект, который участвовал в конкурсах в рамках приоритетного национального проекта ≪Образование≫ в 2008 и 2009 годах. Статус победителя конкурса позволил создать в образовательном учреждении учебно-производственный центр микроэлектроники, оснащенный современным технологическим оборудованием, программным обеспечением и измерительным оборудованием National Instrumets. Центр обеспечивает возможность на современном уровне проводить комплексы лабораторных работ по дисциплинам учебного плана. Также оборудование центра предоставляет уникальную возможность каждому студенту выполнить полный цикл работ: от разработки до изготовления проектируемого устройства и его исследования. Техник, прошедший подобную подготовку, станет специалистом, несомненно, востребованным предприятием.

Еще одним примером успешной совместной работы предприятия и учебных заведений стала магистерская подготовка студентов. Для каждого магистранта выбира‑ ется направление работы по тематике предприятия, разрабатывается согласованный с вузом план на весь период обучения. Выполнение научно-исследовательской работы на предприятии является гарантией практической значимости выпускной квалификационной работы и создает конструктивный задел для дальнейшей деятельности магистранта.

Современное научно-техническое предприятие требует специалистов высшей квалификации как для создания и организации наукоёмкого производства, так и для его научного обеспечения и сопровождения, поэтому важнейшим направлением работы ОАО «Авангард» является подготовка научных кадров.

На предприятии совместно с рядом вузов и научных организаций создан объединенный диссертационный совет, обладающий правом проводить защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по специальностям «Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления» и «Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и наноэлектроника, приборы на квантовых эффектах».

Аспирантура ОАО «Авангард» ведет обучение по этим специальностям. Сотрудники предприятия обучаются также в аспирантурах целого ряда университетов Санкт-Петербурга.

Актуальность тематики диссертационных работ аспирантов обеспечивается их неразрывной связью с тематикой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполняемых предприятием по федеральным целевым программам, программе Союзного государства, заказам Министерства промышленности и торговли, Министерства обороны РФ. Выполняя плановые работы, аспиранты повышают научную составляющую НИОКР, способствуют более качественному их выполнению. Решая реальные задачи производства, аспиранты избавлены от проблем внедрения результатов диссертационной работы.

Апробацию результатов своей работы аспиранты получают, участвуя в ежегодной открытой научно-технической конференции по радиоэлектронике молодых специалистов в ОАО «Авангард», а также в научных конференциях вузов и предприятий Санкт-Петербурга и России.

Научные результаты работы аспиранты имеют возможность опубликовать в ежегодном сборнике научных трудов аспирантов, соискателей и студентов магистерской подготовки ОАО «Авангард». Подготовка статей для сборника – это первый опыт подготовки научной статьи, ознакомление с правилами ее написания, а также необходимость получения первых завершённых результатов, выработка навыков научной деятельности.

С целью повышения эффективности работы аспирантов и соискателей над диссертацией на предприятии организована работа тематических семинаров. Их программы согласуются с текущей научной работой аспирантов. Как правило, это предполагает создание группы из двух-трёх аспирантов, работы которых объединены родственной тематикой, где под руководством специалиста (преподавателя или другого аспиранта) исследуемый вопрос изучается с теоретической и практической сторон. Среди прочих плюсов это позволяет аспирантам восполнить свои знания в области математики, физики, изучить работу с новыми математическими и моделирующими компьютерными пакетами. Наибольший интерес, как правило, вызывает изучение методов математического моделирования в технических науках. Действительно, вузовский курс математики остался далеко позади, практические навыки в решении даже формальных математических задач постепенно утрачиваются и требуются значительные усилия, чтобы выполнить математическое моделирование по теме диссертационной работе. Тем более, что в курсе математики на первых курсах технических университетов, как правило, отсутствуют специальные разделы по применению математических методов при решении специальных прикладных технических задач.

В условиях высокой динамичности современных технологий микросистемотехники важнейшей кадровой задачей для предприятия является повышение квалификации работающих специалистов. Начиная с 2008 года, эту задачу «Авангард» решает совместно с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ», обладающим современной учебно-материальной базой, модернизированной в ходе реализации ПНП «Образование». В годовых планах, составляемых университетом по заявке предприятия, отражены следующие основные направления повышения квалификации:

  • программные средства математического моделирования физических процессов;
  • программные средства схемотехнического моделирования радиоэлектронных устройств;
  • системы автоматизированного проектирования радиоэлектронных устройств;
  • средства автоматизации измерений и процессов управления.

Результат повышения квалификации в подавляющем большинстве случаев является практическим, например, освоение специалистом работы с новым программным обеспечением.

Свою заинтересованность в повышении квалификации сотрудников ОАО «Авангард» демонстрирует Правительство г. Санкт-Петербурга, компенсируя с 2008 года затраты предприятия на 80 процентов. Поддержка на том же уровне запланирована в программе «Наука. Промышленность. Инновации» на 2012-2015 годы. Такая помощь позволяет предприятию успешно проводить повышение квалификации сотрудников в требуемых объемах.

В 2010 году сотрудники получили дополнительную возможность бесплатно пройти повышение квалификации в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики по научно-техническим курсам программы «Инновационный менеджмент при производстве конкурентоспособной продукции из наноструктурированных материалов», составленной по заказу ГК «Роснанотех». Новые возможности получены предприятием в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы: сотрудники пройдут обучение по программе «Нано- и микросистемная техника».

Большое значение для компании имеет подготовка руководящих кадров. Особенностью научно-производственного предприятия является то, что подавляющее большинство руководителей вырастает из специалистов: руководитель должен иметь образование в профильной технической области. На ОАО «Авангард» определены требования к руководителям по трем уровням управления и организована система повышения их квалификации совместно с Санкт-Петербургским международным институтом менеджмента. Кроме того, для подготовки руководителей высшего уровня предприятие использует возможности Президентской программы подготовки управленческих кадров и обучение в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Обеспечивая внедрение технологии микросистемотехники, «Авангард» стремится комплексно решать задачу кадрового обеспечения. Многие из описанных проблем характерны и для других предприятий радиоэлектроники. В 2008 году в Санкт-Петербурге по инициативе ОАО «Авангард» была создана Ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций. В ее состав вошли также профильные вузы, колледжи и лицеи – в общей сложности более 50 организаций. Таким образом, в Санкт-Петербурге сформирован активно функционирующий кластер радиоэлектроники.

Объединение усилий для решения задач обеспечения инженерными кадрами в масштабах кластера позволит поновому организовать целевую подготовку специалистов, создать систему учебно-производственных центров коллективного пользования, оснащенных современным технологическим оборудованием, системами автоматизированного проектирования и другими техническими средствами, аналогичными тем, которыми располагают предприятия.

Создание таких центров позволит, с одной стороны, значительно сэкономить деньги, а с другой – резко повысить уровень специализированной подготовки. В сфере радиоэлектроники эти центры должны быть приписаны к колледжам или вузам, способным обеспечить подготовку техников и инженеров для работы на современном технологическом оборудовании для производства изделий радиоэлектроники. Центры будут использоваться и для подготовки студентов других учебных заведений, а также для переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Объединенная авиастроительная корпорация расширяет сотрудничество с вузами
В КузГТУ обсудили вопросы подготовки инженеров в Кузбассе
Санкт-Петербург собрал инженеров
Кадры должны расти на успехе
От ученика рабочего до инженера
Инженерное дело – основа развития России
KAMAZ: опыт социального партнерства
Подготовка инженерных кадров в ДВФУ
В. Кутузов: Контрактное производство позволит российской индустрии стать конкурентоспособной

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ