Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт высшей школы Казахстана по обеспечению качества образования

Новая парадигма высшего образования – переход от «передачи знаний» к практико-ориентированному компетентностному подходу. Как решают в Казахстане задачу обеспечения необходимого качества и признания образования на мировом уровне, читайте в статье представителей казахстанской высшей школы.

Просмотров: 585

Материал опубликован в журнале №102 от 26.03.2018.

Институциональные аспекты обеспечения качества образования. Опыт высшей школы Казахстана

ПАК Юрий Николаевич – руководитель УМО Карагандинского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор.
НУГУЖИНОВ Жмагул Смагулович – директор КазМИРР Карагандинского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор.
ПАК Дмитрий Юрьевич – доцент кафедры геофизики и геологии Карагандинского государственного технического университета, кандидат технических наук.
РАХИМОВ Мурат Аманжолович – доцент кафедры строительных материалов и технологий Карагандинского государственного технического университета, кандидат технических наук.

Важнейшим фактором успешного развития экономики является улучшение кадрового обеспечения, которое немыслимо без дальнейшего совершенствования отечественной высшей школы. Формируется новая парадигма высшего образования – переход от «передачи знаний» к практико-ориентированному компетентностному подходу, опирающемуся на фундаментальную естественнонаучную подготовку. В этой связи перед казахстанской высшей школой стоит задача обеспечения необходимого качества и признания образования на мировом уровне.

Президент РК Н.А. Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил: «Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем. Именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами». Синер­гетическим импульсом такой модернизации должен стать высокий индекс развития человеческого капитала [1]. Последнее невозможно вне эффективных систем обеспечения и управления качеством.

КАЧЕСТВО высшего образования – социальная категория, характеризующая степень соответствия установленным требованиям. В широком смысле это понимается как сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, процесса, образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). В узком смысле качество высшего образования характеризует качество подготовки специалистов с высшим образованием. Смысловое разнообразие понятия «качество» применительно к сфере высшего образования предопределило многообразие академических подходов к проблеме [2]. Эти разные подходы в обобщенном виде можно интегрировать как:

Независимая аккредитация – это не только инструмент оценки деятельности вузов и реализуемых образовательных программ, но и фактор доверия общества, условие развития интеллектуального потенциала страны и эффективный механизм управления качеством. 

  •  качество условий образовательного процесса (содержание программ обучения, качество ППС, образованность абитуриентов, ресурсное обеспечение учебного процесса и прочее);
  •  качество результатов обучения (уровень знаний, умений, навыков и компетенций).

Обеспечение качества стало в Европе самым популярным интегрированным понятием, которым обозначают различные процедуры оценивания университетов. Закономерен вопрос: что представляет собой качество в сфере высшего образования? Однозначного ответа на сегодняшний день нет. Существующие определения так или иначе связаны с дилеммой: образование – благо или услуга? В условиях глобализации образования, по-видимому, оно не может не быть услугой для различных потребителей. Основными заинтересованными сторонами образовательного процесса являются непосредственно студенты (их родители/законные представители), преподаватели, руководство вузов, работодатели и общество в целом. С точки зрения различных субъектов образовательного процесса, понятие «качество высшего образования» наполняется различным смысловым содержанием.

Развитие социального партнерства вузов и объединений работодателей в проектировании профстандартов и практико-ориентированных образовательных программ должно стать основным вектором модернизации высшей школы.

Качество образования для студентов – это, прежде всего, знания, умения и практические навыки, необходимые для успешного трудоустройства и карьерного роста. У работодателей качественное образование ассоциируется с подготовкой специалистов, владеющих необходимыми компетенциями и способных адаптироваться к динамично меняющимся условиям производства.

В Казахстане сформирована Национальная система оценки качества образования, включающая в себя различные процедуры контроля и оценки [3].

Госконтроль за качеством в основном сводится к оценке соответствия образовательных услуг требованиям ГОСО и основных нормативно-правовых документов высшего образования. Отличительная особенность ГОСО нового поколения, утвержденного постановлением Правительства РК в 2016 году, состоит в предоставлении вузам чрезмерно большой академической свободы в формировании вузовского компонента, доля которого для цикла базовых дисциплин (БД) составляет 71%, а для цикла профилирующих дисциплин (ПД) – 84,4%. Чрезмерная либерализация образовательных программ приводит к минимизации обязательного компонента (ОК), являющегося ядром всей образовательной программы. О каком ядре может идти речь, если ОК в цикле БД составляет 29%, а в цикле ПД всего 15,6%. Такой дисбаланс в соотношении обязательного и вузовского компонентов бакалаврских программ нарушает единое образовательное пространство в системе высшего образования [4]. Студенты разных вузов, обучающиеся по одной специальности, изучают разные базовые и профилирующие дисциплины и модули. В итоге выпускники могут обладать различными знаниями и профессиональными компетенциями. В ГОСО отмечается, что «профессиональные компетенции разрабатываются по каждой специальности высшего образования на основе профессиональных стандартов с учетом требований работодателей и социального запроса общества».

Самооценка стимулирует внутреннюю дискуссию, диалог и взаимодействие в коллективе, а внешняя оценка должна способствовать обмену положительным опытом и развитию инновационных подходов. 

В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы указано: «Уполномоченные государст­венные органы и объединения работодателей соответствующих сфер деятельности продолжат работу по разработке и пересмотру отраслевых рамок квалификаций. На их основе объединениями работодателей будут разрабатываться профессиональные стандарты и утверждаться Национальной палатой предпринимателей. В соответствии с этим вузы будут разрабатывать образовательные программы на основе профессиональных стандартов. К 2019 году 45% образовательных программ высшего и послевузовского образования будут основаны на квалификационных компетенциях профессиональных стандартов».

Главой государства в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» поставлена конкретная задача по созданию Национальной системы квалификаций. Профессиональные стандарты должны стать дорожной картой для каждой профессии. Развитие социального партнерства вузов и объединений работодателей в проектировании профстандартов и практико-ориентированных образовательных программ должно стать основным вектором модернизации высшей школы. Сегодняшний рынок труда напоминает своеобразный калейдоскоп сегментов экономики. Не все работодатели способны артикулировать свои потребности. Высшая школа продолжает развиваться в автономной логике, слабо сопряженной с требованиями современного рынка труда. Наблюдается еще дисбаланс между предложением и спросом на квалифицированную рабочую силу. Позитивный синергетический эффект стратегического партнерства «вуз – работодатель» возможен, если оно базируется на принципах взаимовыгодности, долгосрочности и высокой ответственности.

В условиях динамично меняющегося рынка востребованы не знания сами по себе, а компетентность специалиста как способность успешно применять их в профессиональной практике. 

Любые реформы будут эффективными только в случае, если качество образования станет выше, если выпускники станут более востребованными. Сегодня казахстанским вузам предоставлено больше автономии. Между автономией вуза и его ответственностью за академическое качество наблюдается слабая зависимость. Поэтому обострение проблем обеспечения качества вполне закономерно.

Болонский процесс, стимулировавший международный бенчмаркинг в высшем образовании, способствует распространению процедур аккредитации в европейском образовательном пространстве [5]. Решающим шагом в развитии единого пространства высшего образования стало принятие в 2005 году министрами образования стран-участниц Болонского процесса Стандартов и рекомендаций по обеспечению качества в сфере европейского высшего образования.

АККРЕДИТАЦИЯ в Казахстане стартовала в 2001 году. Процедура, получившая название государственной аккредитации, была введена МОН РК на основе заявительного принципа: вузы предоставляли информацию по 27 статистическим показателям. Эта процедура подверглась критике, и ее проведение в Казахстане было приостановлено почти на восемь лет. В период 2009-2010 годов силами Национального аккредитационного центра МОН РК проводилась институциональная аккредитация вузов Казахстана. Новый этап в аккредитации вузов начался в 2011 году. Внесение изменений в закон РК «Об образовании», утверждение Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы позволили перенести процедуру независимой аккредитации в конкурентную среду. Был утвержден Национальный реестр аккредитационных органов, куда вошли 2 казахстанских агентства – НКАОКО и НААР и 4 зарубежных – ASIIN и ACQUIN (Германия), AQA (Австрия), ABET (США). Институциональную аккредитацию проводят только казахстанские агентства, а специализированную (программную) аккредитацию образовательных программ – любое из названных.

Следует признать востребованным механизм признания достижений образовательных организаций РК в области качества на основе стандартов и рекомендаций независимых аккредитационных агентств. Аккредитация становится фокусом новых отношений, инструментом конкуренции, поскольку вузы могут представить общественности и работодателям дополнительные гарантии качества обучения. Иными словами, процедура аккредитации на законодательном уровне признается важнейшим элементом регулирования рынка образовательных услуг. Тем самым государство частично уходит от монопольного права оценки качества.

Важно поддерживать высокое качество экспертизы и планку требований, чтобы аккредагентства не превратились в фабрику по выдаче сертификатов об аккредитации. Что касается стандартов, критериев и рекомендаций по оценке качества, целесообразным представляется акцент на студентоцентрированное образование.

Переход от государственной аттестации к независимой аккредитации является системной заменой базового инструментария правового и институционального регулирования и обеспечения качества высшего образования. Кроме того, он обеспечивает принципиальное повышение самостоятельности казахстанских вузов в определении стратегий своего развития. Одним из ключевых институтов аккредитации в Казахстане является Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР), успешно функционирующее с 2011 года и первым в Казахстане получившее статус полноправного члена Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании [6].

Вступление НААР в состав Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), обладающей особым статусом главного инструмента Болонского процесса по обеспечению и повышению качества высшего образования, а также членство в Европейском реестре агентств гарантии качества (EQAR) подтверждает соответствие агентства международным нормам, современным правовым и институциональным механизмам. НААР как полноправный член вышеперечисленных организаций призван:

  •  продвигать политику, стандарты, стратегические задачи и рекомендации независимой аккредитации на национальном уровне;
  •  содействовать европейскому сотрудничеству в области обеспечения качества, вносить свой вклад в гармонизацию европейского пространства высшего образования;
  •  проводить международную аккредитацию вузов в Казахстане, странах, подписавших Болонскую декларацию, а также в странах Центрально-Азиатского региона.

За 2012-2017 годы НААР проведена институциональная аккредитация более 60 организаций образования разных уровней и более 1,2 тыс. образовательных программ высшего и послевузовского образования. Накопленный опыт в области независимой аккредитации вузов и образовательных программ позволяет осуществлять объективное информирование общественности о качестве образовательных услуг и использовать экспертные оценки для повышения эффективности управления вузом и качества образования в целом.

Важное место в процедурах аккредитации отводится студентам как потребителям образовательных услуг. При этом студенты играют двойственную роль: уровень приобретенных знаний, умений и профессиональных компетенций зависит не только от качественных составляющих образовательного процесса, но и от индивидуальных способностей студентов, личностных усилий и мотивации к активной учебе. В этом плане особую роль играет анкетирование студентов, направленное на изучение их удовлетворенности организацией учебного процесса, уровнем учебно-методического и информационного обеспечения, качеством ППС, уровнем преподавания. Систематический мониторинг позволяет выявить тенденции профессиональной подготовки студентов, отметить слабые стороны в организации образовательного процесса и внести соответствующие коррективы. Анализ результатов анкетирования обучающихся показал, что их неудовлетворенность в основном связана с социальными условиями обучения, материально-техническим и информационно-методическим обеспечением учебного процесса, невысоким уровнем академической мобильности. Недостаточно развита система повышения мотивации к активному приобретению знаний и профессиональных компетенций, невысока результативность проводимых мониторингов, не в полной мере реализуется студентоцентрированное обучение.

Парадигма непрерывного образования предполагает формирование партнерских отношений субъектов образовательного процесса. Преподаватель должен способствовать получению знаний, умений и компетенций, а студент – мотивирован к получению этой триады. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы студент захотел учиться, погрузиться в активный процесс обучения.

 

НЕОБХОДИМО трансформировать систему высшего образования, придав ей прагматическую направленность с минимизацией возможных потерь в фундаментальной естественнонаучной подготовке. Особенно актуальна такая трансформация для инженерно-технического образования. Эти сложнейшие задачи требуют эффективного творческого взаимодействия высшей школы и профессиональных объединений работодателей. Такое партнерство следует развивать в многовекторном направлении: как формирование качественных профессиональных стандартов с четкой квалификационной характеристикой в формате профессиональных компетенций, совместную разработку учебных планов и программ, создание центров переподготовки кадров, филиалов кафедр на крупных предприятиях, заинтересованное участие в проведении производственной практики, участие представителей бизнес-сообществ при защите выпускных работ. Однако такое взаимодействие во многом заформализовано и не обрело еще системный характер. Вследствие этого действующие образовательные стандарты и программы высшего образования отражают в основном возможности вузов, а не реальные потребности работодателей. Вопросы повышения эффективности социального партнерства «вуз – работодатель» должны занять достойное место в стандартах НААР при оценке качества образовательных программ.

В Казахстане утвержден План поэтапной разработки Национальной системы квалификации (НСК) с созданием системы независимой квалификации для выпускников вузов и колледжей. Развитие НСК немыслимо без паритетного участия заинтересованных сторон (сферы труда и системы образования) в формировании квалификационной характеристики выпускника-специалиста в формате компетенций. Работодатели в профстандартах указывают прикладной аспект знаний и умений работника, который необходим ему для выполнения конкретных работ в рамках трудовых функций. А что нужно, для того чтобы он обладал этими знаниями, умениями и компетенциями, – вопрос к сфере образования. Это актуализирует необходимость привлечения в качестве разработчиков профессиональных стандартов не только экспертов-профессионалов в определённой отрасли экономики, но и представителей учебно-методических объединений вузов. На основе профстандартов и требований реального сектора экономики должна формироваться образовательная политика и система сертификации квалификации специалистов. Ядром НСК должны стать профессиональные и образовательные стандарты, обеспечивающие взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями меняющейся экономики.

В условиях потенциальных рисков вузы предпочитают придерживаться традиционных, опробованных моделей, неоправданно завышая оценку своих сильных сторон и минимизируя слабые. Такой подход не способствует дальнейшему совершенствованию. Внутренняя самооценка деятельности вуза и внешнее экспертное оценивание должны стать факторами обеспечения и совершенствования качества образования. Самооценка стимулирует внутреннюю дискуссию, диалог и взаимодействие в коллективе, а внешняя оценка должна способствовать обмену положительным опытом и развитию инновационных подходов.

Аккредитация в последние годы по праву считается системным ответом на потребность передачи признания вузов и программ от государства независимым структурам. Однако как добиться того, чтобы процесс аккредитации максимально способствовал созданию дополнительной ценности для вузов? Принятые в Казахстане аккредитационные стандарты и критерии необходимо совершенствовать в сторону усиления студентоцентрированного образования с акцентом на внедрение инноваций в содержание и технологии обучения. В содержание стандартов казахстанских агентств необходимо включить критерии, требующие от вуза отражения процессов в динамике, анализа происходящих изменений. На данный момент в основном используются критерии оценки текущего состояния вуза или программы. Это затрудняет реализацию главной цели аккредитации – оценку эффективности внутривузовской системы гарантии качества. Представляется оправданным включить в стандарты наиболее важные показатели: критерии, определяющие качество организации учебного процесса, качество и востребованность образовательных программ, качество преподавания и другие, – и исключить дублирующие показатели.

Процедура аккредитации на законодательном уровне признается важнейшим элементом регулирования рынка образовательных услуг. Тем самым государство частично уходит от монопольного права оценки качества.

Важный вопрос – постоянное обновление стандартов. Скорость изменения процессов в высшем образовании требует от агентств большей гибкости и адаптивности. Необходимо стремиться к тому, чтобы стандарты качества неизменно были своеобразными «идеальными моделями» для образовательных программ и вузов. В этом случае процесс аккредитации может стать максимально полезным для образовательных организаций.

Болонский процесс ставит целью создание единого пространства выс­шего образования, улучшая прозрачность и совместимость европейских систем образования. Процедура аккредитации рассматривается как один из инструментов, гарантирующих выполнение минимальных стандартов качества. При этом важно соблюдать определенный баланс между национальной автономией и интеграционным европейским подходом. Основу формирования модели качества могут составить следующие положения:

  •  ориентация всех процедур, стандартов и критериев на дальнейшее совершенствование деятельности вузов и реализацию образовательных программ;
  •  обязательность участия студентов и работодателей в процедурах аккредитации;
  •  базовые принципы деятельности аккредитационных агентств (независимость, объективность, гласность).

Сегодня нужно оценить сложившийся опыт в области аккредитации и найти новые перспективы ее развития, а также направления для повышения качества подготовки специалистов. Именно такой подход способен повысить ценность процессов аккредитации для вузов. Важно выявлять положительные и негативные стороны с точки зрения их социальной миссии, не ущемляя творческую уникальность университетов. Важно, чтобы вузы осознали значимость аккредитации как адекватного механизма обеспечения стандартов качества.

КАЗАХСТАНСКОЕ высшее образование как часть советской системы создавалось на знаниевой модели обучения. Образовательные программы первых поколений ГОСО формировались в соответствии с дидактической триадой «знания – умения – навыки» с акцентом на передачу знаний. В дефиците оказались умения и навыки практического применения усвоенных знаний. В условиях динамично меняющегося рынка востребованы не знания сами по себе, а компетентность специалиста как способность успешно применять их в профессиональной практике.

Компетентностный подход как результативно-целевой в системе получения образования определяет иную логику обучения. Последовательность дисциплин и видов практической деятельности в учебном плане профессиональной образовательной прог­раммы выстраивается в соответствии с логикой формирования требуемых компетенций. Нужна научно обоснованная методология трансформации требований квалификационной характеристики и компетенций специалиста в содержание образовательной программы.

Принцип студентоцентрированности наряду с компетентностным подходом в проектировании образовательных программ был признан основополагающим в Болонских преобразованиях. Он предполагает научение студентов самостоятельно и творчески работать. В каждой дисциплине обучение должно идти по линии изложения ее фундаментальных положений и методов их применения для решения конкретных задач. Изложение частных вопросов должно быть сокращено. Нужно перейти от информативного изложения материала на лекциях к проблемному, когда излагается лишь суть проблемы. Такой подход ориентирует студента не только на проработку изложенного материала, но и на самостоятельное изучение отдельных вопросов. В этой связи в стандартах желательно усилить критерии, определяющие профессионализм преподавателя, готовность использования инновационных технологий обучения и контроля знаний, а также способность постоянного повышения квалификации и педагогического мастерства в контексте студентоцентрированного обучения. Уместно напомнить тезис М. Барбера и М. Муршед: «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов».

Большинство экспертов начинает свою деятельность в составе Внешней экспертной комиссии (ВЭК) во время визита в вуз. Каждый эксперт должен соответствовать минимальным квалификационным требованиям, среди которых:

  •  знание процедуры, стандартов и критериев институциональной аккредитации и аккредитации образовательных программ;
  •  достаточный уровень профессионализма в соответствующей области (высшее образование, ученая степень, ученое звание);
  •  высокий интеллект и личностно-деловые качества;
  •  объективность и ответственность в оценке деятельности вуза и качества образовательных программ (отчет вуза о самооценке, интервью и беседы, знакомство с инфраструктурой, посещение занятий, анализ представляемых материалов, сильных и слабых сторон, формулирование рекомендаций и другое);
  •  умение работать в команде, четко излагать точку зрения и избегать конфронтации;
  •  способность концентрироваться, анализировать оценочные материалы и в сжатые сроки представлять лаконичные отчеты о сильных, слабых сторонах образовательных программ.

Надо стремиться к тому, чтобы эксперты до визита в вуз на основе отчетов о самооценке имели предварительные ответы на основные вопросы – критерии каждого стандарта [7]. Например, по стандарту «Профессорско-преподавательский состав» – соответствует ли ППС требованиям для достижения результатов обучения по аккредитуемой образовательной программе; по стандарту «Образовательные ресурсы» – соответствуют ли информационные, библиотечные ресурсы, учебное оборудование специфике образовательной программы в целом. Обычно визит ВЭК в вуз длится три дня. Нужна максимальная концентрация усилий всей команды экспертов для получения объективной и достоверной информации о вузе, качестве ОП и выдаче рекомендаций для дальнейшего совершенствования. Председатель ВЭК может оценить работу каждого эксперта. Для аналитической службы агентства такая оценочная информация об экспертах будет весьма полезной.

Необходимо осознавать, что независимая аккредитация – это не только инструмент оценки деятельности вузов и реализуемых образовательных программ, но и фактор доверия общества, условие развития интеллектуального потенциала страны и эффективный механизм управления качеством. Несущей конструкцией независимой аккредитации вузов и образовательных программ должны стать методологические проблемы качества высшего образования и реальные практики его обеспечения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ибатов М.К., Пак Ю.Н. Инновационные аспекты становления предпринимательских университетов в контексте глобализации // «Almamater». – 2017. – № 11. – С. 10-16.

2. Пак Ю.Н. Потенциал свершения. Высшая школа в поиске ответов на вызовы времени // «Современное образование». – 2017. – № 1(105). – С. 23-27.

3. Пак Д.Ю., Пономарева М.В., Погребицкая М.В., Алпысбаева Н.А. Качество образования в Болонском измерении // «Успехи современного естествознания». – 2015. – № 1. – С. 692-696.

4. Пак Ю.Н., Нугужинов Ж.С., Пак Д.Ю. Проблемы модернизации высшей школы в формате компетентностного подхода // «Высшее образование сегодня». – 2017.  – № 10. – С. 48-52.

5. Пак Ю.Н., Погребицкая М.В., Пак Д.Ю. Интеграционные аспекты в оценке качества образования // «Аккредитация в образовании». – 2015. – № 5(81). – С. 32-34.

6. Жумагулова А.Б. Роль независимой аккредитации в стратегическом развитии вуза // «Образование». – 2017. – № 2-3. – С. 6-11.

7. Герасимов С.И., Светлаков А.П. Подготовка экспертов Аккредитационного центра Ассоциации инженерного образования России // «Высшее образование в России». – 2013. – № 12. – С. 59-65.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Апрельские тезисы ректора юридического вуза
Опыт дуального обучения и перспективы его развития
УГАИ им. Загира Исмагилова отметил пятидесятилетие
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества
Национальное академическое ранжирование вузов Казахстана
Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Современные вузы: многообразие стратегий развития
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ