Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Начата разработка комплексной программы развития ПГТУ до 2020 года

В Поволжском государственном технологическом университете начали разработку комплексной программы развития вуза до 2020 года. Это стало логичным следствием политики «Волгатеха», направленной на укрепление основных позиций вуза и подтверждение статуса – ведущего инженерного университета.

19.10.2015
Просмотров: 61

В Поволжском государственном технологическом университете начали разработку комплексной программы развития вуза до 2020 года. Это стало логичным следствием политики «Волгатеха», направленной на укрепление основных позиций вуза и подтверждение статуса – ведущего инженерного университета.

Новая программа должна закрепить успех ПГТУ, главная задача которого – вместе с другими ведущими техническими вузами участвовать в подготовке современных высококвалифицированных кадров для новой российской экономики.

Как выполняют «волгатеховцы» этот госзаказ? Насколько высок потенциал вуза? Что позволяет говорить о самобытности ПГТУ и его узнаваемости в российском образовательном пространстве? И как планирует участвовать «Волгатех» в процессе реорганизации высшей школы? Слово – руководителю вуза Евгению Романову.

– Евгений Михайлович, поставив задачу перевести экономику России на инновационные рельсы, руководители страны сделали ставку на высшую школу. Вузы должны превратиться в поставщиков новых кадров – движущей силы этих долгожданных перемен. Отсюда новые, повышенные требования к ним. Вы к ним готовы?

– Мои коллеги ответили на этот вопрос на заседании Ученого совета вуза, проголосовав за концепцию новой программы развития университета, в которой обозначены наши цели.

Задача вывести вуз на новые рубежи – вполне реальна. На заседании Правительства РФ 21 августа 2013 года министр образования и науки Дмитрий Ливанов представил структуру сети из 95 ведущих российских вузов. В число их вошел и «Волгатех» – в категории университетов, успешно реализующих программу своего стратегического развития. И таких свидетельств, подтверждающих состоятельность ПГТУ, более чем достаточно! Наш университет с начала мониторинга эффективности российских вузов в 2012 году, всегда признавался эффективным.

Сегодня «Волгатех» готовит для реального сектора экономики профессионалов всех уровней – от высококвалифицированных рабочих до докторов наук. Причем не только для Марий Эл, но и для многих других российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья. По таким направлениям как строительство, машиностроение, приборостроение, электроника, IT-технологии, управление в технических системах, воспроизводство и переработка лесных ресурсов…

По результатам приемной кампании 2015 года среди поступивших в ПГТУ на программы бакалавриата и специалитета каждый третий – приезжий из других регионов России или иностранных государств. Многие из них поступают на платные места и, по сути, являются носителями прямых инвестиций в развитие экономики республики. Так что вуз востребован на рынке образовательных услуг, оправдывая свое историческое название «Поволжский» и соответствующий статус.

– Как вы относитесь к иностранцам, обучающимся в ПГТУ? Много ли их у вас?

– Иностранные студенты, по словам Дмитрия Ливанова, представляют собой «фактор влияния в глобальном масштабе». Эти люди будут во многом определять место России в геополитическом пространстве через 20-30 лет. Сегодня в «Волгатехе» учатся 590 иностранных студентов. Число их ежегодно растет. И это еще одно свидетельство нашей состоятельности – в слабый университет иностранцев учиться не направят.

– Чем привлекает абитуриентов «Волгатех»?

– У нас немало по-своему уникальных структур, таких как Центр коллективного пользования. Он получил поддержку в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2007-2020 годы и входит в ядро современной национальной исследовательской инфраструктуры страны.

В структуре университета – семь научно-исследовательских лабораторий, созданных совместно с РАН. Они являются флагманами вузовской науки, генерирующими новые знания, которые успешно воплощаются в виде реальных инновационных проектов нашими молодыми учеными через федеральные конкурсы «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ». По такой схеме организовано 25 малых инновационных предприятий с участием «Волгатеха». Подобные МИПы – прообразы будущих современных производств, призванных модернизировать российскую экономику.

Лучшие студенты ПГТУ становятся лауреатами конкурса «У.М.Н.И.К.», получая финансирование от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в размере 200 тысяч рублей в год. Сегодня в «Волгатехе» более 200 победителей-УМНИКов. По этому показателю наш университет – в десятке лучших вузов России.

Немаловажна и средняя сумма выплат выпускникам ПГТУ по результатам их трудоустройства. По данным официального портала «Мониторинг трудоустройства выпускников» Минобрнауки РФ она самая высокая среди всех вузов республики.

– Как прошла нынешняя приемная кампания?

– План бюджетного приема выполнен на 100 процентов. Всего в наш университет в этом году поступили 3492 человека, из них 2731 – на бюджетные места.

Следует отметить сложившуюся у нас систему подготовки магистерских кадров. Только в нынешнем году на программы магистратуры в ПГТУ принято 891 человек. Это значительно больше, чем в ряде национальных исследовательских университетов РФ.

– Но это сейчас, а что будет дальше?

– Контрольные цифры приема в наш университет на 2016 год – 3059 бюджетных мест по всем уровням образования. Из них 959 бюджетных мест составит прием в магистратуру и аспирантуру. Налицо существенный – 12-процентный рост по сравнению с нынешним годом.

– Так почему же скептики сомневаются в будущем «Волгатеха», а заодно и всего высшего образования в Марий Эл? И как вы относитесь к тому, чтобы ПГТУ продолжил путь в компании с другим вузом республики – МарГУ?

– Я с глубоким уважением отношусь к классическому университету и его коллективу. Считаю, что руководители МарГУ много сделали для его усиления. Недаром он, как и наш «Волгатех», в последние годы признается эффективным. Это подтверждает самодостаточность обоих наших университетов. И мы готовы развивать образовательное пространство республики вместе с коллегами. Двумя колоннами – инженерно-технической (ПГТУ) и естественно-научной (МарГУ). Укрепляя сетевое взаимодействие и двигаясь навстречу нашей общей мечте – превращению Йошкар-Олы в университетский город.

– А как насчет объединения?

– Зачем форсировать объединение двух разнопрофильных университетов, имеющих свои специализированные задачи, свои особые обязательства перед государством и обществом? Тем более, что конкурс по созданию опорных вузов в России еще не объявлен, основные требования к участникам не определены, отсутствует положительный опыт и «история успеха» таких объединений.

Опасно резать по живому без глубокого всестороннего и комплексного анализа возможных последствий и рисков. Ведь на кону стоят не только судьбы тысяч людей – преподавателей, сотрудников, студентов. Речь идет о будущем всей системы высшего образования нашей республики. О будущем нашей экономики. О социальной стабильности общества и многом другом.

Понятно и логично желание министерства объединить, собрать «под одно крыло» дублирующие высшие учебные заведения, присоединить слабые к более сильным. В нашем случае ситуация иная. Речь идет о двух самодостаточных разнопрофильных вузах. При этом один из них – инженерно-технический. Сегодня, когда правительство РФ призывает бросить все силы на подъем экономики, нельзя оставлять регион, славящийся своим машиностроительным комплексом, радиоэлектронной промышленностью, «оборонкой» без инженерно-технического вуза, который успешно работал и развивался 80 лет. И сейчас на подъеме.

– Но что мешает нашей республике иметь два сильных разнопрофильных университета?

– В интервью «Российской газете» от 10 сентября Дмитрий Ливанов говорит: «Мы не ставим перед собой никаких количественных параметров. Чем больше хороших вузов, тем лучше». Вот и оба наших государственных вуза к слабым не относятся! Ярким примером эффективности мультиуниверситетской системы является победа ПГТУ и МарГУ в конкурсе «Новые кадры ОПК». За последний год «Волгатех» получил более 65 миллионов, а МарГУ – почти 60 млн. рублей дополнительного финансирования из федерального бюджета. Таким образом, каждый вуз внес существенный вклад в экономику республики.

– Ратующие за объединение вузов ссылаются на программу создания «опорных университетов» в России, сулящую финансовую подпитку...

– Реорганизация высшей школы в нашей стране только началась. Предполагается, что программа по созданию «опорных» вузов рассчитана не на один год. Так надо ли бежать впереди паровоза и бросаться в первую волну реформ, спеша утратить самоидентичность?! Технических вузов, динамично развивающихся и имеющих богатые традиции в России осталось не так много, их надо беречь и пестовать. Особенно, если такой вуз – единственный в своем регионе.

«Волгатех» сегодня стабильно развивается, имеет четкую цель – стать в своей области ведущим университетом, и курс – своеобразную дорожную карту, как этого достигнуть. Иной – «революционный» путь может обернуться бедой. Вот что нас беспокоит сегодня, а вовсе не личные интересы и амбиции.

К слову, Ученый совет ПГТУ поддержал сентябрьское решение Совета ректоров вузов республики, предложившего рассмотреть «систему подготовки инженерно-технических кадров для реального сектора экономики в качестве основы технологической модернизации промышленности, импортозамещения и стратегической независимости РФ». Тем самым подчеркивается важность инженерного образования для удовлетворения кадровой потребности промышленности нашей республики и всей России.

Что же касается предложения об участии «Волгатеха» в конкурсной компании 2015 года по созданию опорных вузов, то наш Ученый cовет рекомендовал от этого шага пока воздержаться.

– Ваши планы, как руководителя вуза…

– Сегодня все мои мысли о вузе – родном для меня и многих тысяч выпускников и сотрудников «Волгатеха». Восемьдесят лет он рос и укреплялся, обретая свой нынешний по-своему неповторимый облик. И я представить не могу, что все это в одночасье канет в Лету. Впрочем, я оптимист. Верят в лучшее и мои коллеги, наметившие на Ученом совете вуза концепцию программы развития ПГТУ до 2020 года, как ведущего инженерного университета.

Беседовал Сергей Шалагин

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: мнение, поволжский государственный технологический университет (г. Йошкар-Ола), евгений романов

Похожие материалы:
ПГТУ успешно прошёл общественно-профессиональную аккредитацию
Новый конкурс Российского научного фонда
Качество определяет конкурентоспособность
Проблемы и перспективы развития институтов дополнительного профессионального образования
Учёные ПГТУ представили свои разработки в Хорватии
О роли высшей школы в построении инновационной экономики страны
Делегация Поволжского государственного технологического университета в Хорватии
Лесная отрасль: кадры решают всё!
«Волгатех» на Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Нижнем Новгороде прошел последний тур «ВУЗПРОМФЕСТ — 2017»
9 ноября в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева подвели...
Из журнала
#91Дополнительное образование детей
#92Особенности организации системы ДПО в вузе
#88Сиротский вопрос
#88Инновационный центр региональной экономики
#91Законодательство о целевой подготовке студентов
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны