Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Круглый стол: торгово-экономическое образование

Заочный круглый стол с участием руководителей учреждений СПО посвящен торгово-экономическому образованию в России, проблемам взаимодействия с работодателями, качеству подготовки, социальному партнерству.

28.09.2010
Просмотров: 2420

Уважаемые читатели! Сегодняшний заочный круглый стол учреждений СПО посвящается торговоэкономическому образованию в России.

Актуальность темы обусловлена рядом факторов. Самый главный из них – изменения, произошедшие в организации и технологии торговли в период демократизации российского общества.

По различным данным, в настоящее время от 82 до 90 процентов предприятий этой сферы являются частными и самостоятельно осуществляют различные сделки. Более значительную роль играет оптовая торговля. На рынок пришли западные компании. Появились крупные сети магазинов.

Отрасль, в целом, является одной из динамично развивающихся и прибыльных. Отдельные ученые считают, что ее вклад в ВВП сопоставим со вкладом промышленности. А поскольку Россия все более глубоко включается в глобальную экономику и международные торговые отношения, отрасль будет развиваться и дальше. В связи с этим спрос на квалифицированных специалистов среднего звена возрастет. Но их, особенно в крупных торговых сетях, уже и сейчас не хватает.

Кроме того, происшедшие перемены определили новые требования к профессиональной подготовке работников отрасли, привели к необходимости приблизить образование к нуждам производства.

В связи с вышесказанным руководители учреждений СПО были приглашены для обсуждения следующих вопросов:

  1. Как вы определяете, сколько и каких специалистов нужно обучать?
  2. Что предпринимаете, чтобы приблизить образование к нуждам производства?
  3. Каков вклад ваших преподавателей в составление и корректировку обучающих программ, методическое обеспечение образовательной деятельности?
  4. Какие наиболее важные и интересные мероприятия, способствующие подготовке квалифицированных специалистов, проводятся в вашем учебномзаведении?
  5. Как складываются ваши взаимоотношения скрупными торговыми сетями, другими работодателями и социальными партнерами? Помогают ли онивам? Как вы намерены строить отношения с ними вдальнейшем?
  6. Какими видятся перспективы развития торгово-экономического образования? Имеет ли смыслпреобразовывать учебные заведения торговогопрофиля в автономные учреждения?
  7. Какие меры на уровне правительства, субъектафедерации и учебного заведения необходимо осуществить, чтобы торгово-экономическое образование развивалось в соответствии с требованиями работодателей?
  8. Какие меры будут способствовать повышениюпрестижа начального и среднего торгового образования?

КОШКИНА
Надежда Борисовна
,
директор Новокузнецкого
торгово-экономического
техникума

1 Процесс определения количества и «качества» специалистов, которых будет готовить техникум, в новом учебном году начинается с работы двух служб – маркетинговой и по трудоустройству выпускников. Именно эти подразделения проводят анкетирование социальных партнеров: выпускников школ, родителей, работодателей, центров занятости населения. Выявление предпочтений и опыт, приобретенный приемной комиссией техникума, дают возможность определить направления подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда.

2 Чтобы приблизить образование к нуждам производства, нами проводится мониторинг работодателей и выясняется степень их удовлетворенности уровнем профессиональной подготовки выпускников. Создан электронный банк данных на web-сайте, проводятся ярмарки вакансий по специальностям.

3 Проблема научно-методического обеспечения образовательной деятельности имеет принципиальное значение для организации опережающего обучения. В решении данной задачи важнейшую роль играет преподаватель, чья роль заключается не в простой трансляции знаний, а в поддержке студента при поиске наиболее оптимального пути и способов освоения компетенций, требуемых как на рынке труда, так и для продолжения образования в будущем. В связи с этим на первый план выдвигаются практикоориентированные технологии обучения, которыми наши преподаватели овладели в полной мере. Они проводят круглые столы и мастер-классы с привлечением работодателей, уроки на производстве, курсовые работы с практическим подтверждением, исследовательские лабораторные работы, ролевые и деловые игры, конкурсы профессионального мастерства, выставки научно-технического творчества, научно-практические конференции по итогам стажировки студентов, намечают такие темы дипломных проектов, которые имеют значение для практической деятельности торговых предприятий.

4 Высокую оценку получили научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы инновационного развития общественного питания», прошедшая в рамках XVIII специализированной выставки-ярмарки «Продмаркет. Сибпиво. Упаксервис. Торгсервис» презентация курсовых работ по технологиям продажи товаров, обслуживанию покупателей на современных предприятиях торговли, круглые столы с работодателями на актуальные темы: «Современному руководителю – конкурентоспособные кадры», «Качественный уровень подготовки выпускников для сферы торговли и общественного питания и их востребованность на рынке труда», «Торговля. Инновационная кадровая политика».

5 Мы осуществляем плотное сотрудничество с торго-работодателей, и постоянно совершенствуем программы выми сетями нашего региона, такими как ООО «Розница для производственной практики. Кроме того, изменения в К-1», «Мегатрейд», «Федеральная распродажа». В ближайшем будущем планируется создание учебно-производственного комплекса с ООО «Розница К-1».

6 В настоящее время торгово-экономическое образование в России находится в сложном положении, так как предприятия, с которыми сотрудничают учебные заведения, имеют в подавляющем большинстве частный характер. Крупные сети, расположенные в мегаполисах, как правило, предоставляют места для практического обучения студентов. Но о другой поддержке речи нет. При этом на предприятиях коренным образом меняется оборудование, а с ним и технологии продажи и приготовления пищи. Учреждения СПО не имеют финансовой возможности «успевать» за всеми новациями. Предположение, что перевод торговых учебных заведений в автономные даст такую возможность, пока не имеет под собой основы, особенно если учесть, что в глубинке спонсорская помощь, как правило, отсутствует, а если есть, то незначительна. Дополнительный доход также невелик. Выход видится в развитии отдельных видов предпринимательской деятельности, которые, соответствуя профилю учебного заведения, дают возможность, в том числе выпускникам техникума, зарабатывать.

7 Для развития торгово-экономического образования в соответствии с требованиями работодателей необходимо предусмотреть передачу прикладного бакалавриата по ряду специальностей в учреждения среднего профессионального образования, разрешить открытие производственных предприятий соответствующего профиля с частичным участием государственных и частных средств и бизнес-инкубаторов торгово-экономического профиля с льготной арендой для начинающих предпринимателей.


КОЛЫШНИЦЫНА
Галина Павловна
,
директор Кировского
торгово-экономического
техникума

1 Проблема подготовки квалифицированных кадров актуальна для любой сферы деятельности. Считаю, что хороших специалистов много не бывает. Мы обучаем всех, кто пожелал посвятить свою жизнь торговле товарами, и стараемся, чтобы их знания, умения, навыки соответствовали требованиям времени.

2 В нашем техникуме большое внимание уделяется исследовательской деятельности студентов, потому что она, как никакая другая, стимулирует движение мысли и способствует развитию интеллекта. Научные изыскания ведутся по многим направлениям. В частности, наши студенты во время практики в магазинах города Кирова и Кировской области фиксируют в дневниках-отчетах такие показатели, как продажа товаров в разные дни недели, возрастной ценз покупателя, проходимость покупательского потока в разное время суток. Эти и другие данные помогают работе специалистов по поставке товара, которые также обучаются в техникуме. А мы используем отчеты студентов, чтобы приблизить образование к требованиям учебный план вносятся после совета с руководителями и работниками торговых предприятий. Это позволяет максимально сблизить теорию и практику

4 К наиболее важным и интересным мероприятиям мы относим ежегодный конкурс «Лучший по профессии» для товароведов и бухгалтеров и мастер-классы с участием профессиональных работников общественного питания. Подобные мероприятия помогают студентам ближе ознакомиться с будущей профессией.

5 Партнёрские отношения с торговыми сетями выстраиваются, в основном, по двум направлениям: к первому – относится проведение практики на предприятиях, ко второму – трудоустройство выпускников. Студенты, как правило, остаются работать на тех предприятиях, где проходили практику.

6 Торгово-экономическое направление, на мой взгляд, одно из перспективных в образовании. Умения правильно торговать, просчитывать экономический эффект от той или иной сделки, определять качество товара и распознавать среди множества компаний надежных партнёров для работы, получаемые в образовательных учреждениях данного профиля, приносят пользу людям – служат улучшению благосостояния и здоровья населения. А торговля с другими странами приносит значимый вклад в оздоровление нашей экономики. Наверное, вы заметили, как выросло качество обслуживания за последние годы. Большой вклад в это внесли преподаватели и администрация учебных заведений. Справятся учреждения СПО и с другими задачами. Моя точка зрения: автономными быть сложно, но можно. Например, наш техникум с момента основания экономически независим, и это не мешает ежегодно выпускать квалифицированные кадры и развивать материальнотехническую базу.

7 Есть работники предприятия, которые помогают студенту во время практики освоить азы профессии. В советское время их называли наставниками. Труд этих людей, связанный с подготовкой кадров, оплачивался. Было бы неплохо вернуться к такой практике. А ещё очень хочется, чтобы органы власти не мешали учебным заведениям незаконными запретами и многочисленными необоснованными проверками.

8 Привлечь вузовских преподавателей к работе в средних учебных заведениях можно. Но эффект будет ещё больший, если на работу в техникумы и колледжи придут не только кандидаты наук, но и специалисты-практики.


ШИШОКИНА
Нина Михайловна
,
директор Ижевского
торгово-экономического
техникума

ЖАВОРОНКОВА
Татьяна Зеликовна

заместитель директора
по учебной и научно-
методической работе

ЖИГАЛКО
Татьяна Евгеньевна
,
руководитель центра
содействия трудоустройству
выпускников и дополнительного образования

1,2 Решая задачу подготовки практикоориентированных, квалифицированных и востребованных работодателями специалистов, техникум активно сотрудничает со многими социальными партнерами. Ежегодно по результатам мониторинга рынка труда определяется текущая и перспективная потребность в кадрах в разрезе профессий и специальностей, вносятся коррективы в проект контрольных цифр приема граждан. Полученные данные согласовываются с профильным министерством, Управлением государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, предприятиями отрасли.

Социальные партнеры активно участвуют в разработке перспективных программ развития учебного заведения, дополнительных профессиональных образовательных программ, экспертной оценке действующей учебно-методической документации, вносят предложения по формированию востребованных умений и навыков, корректируют рабочие программы по дисциплинам и практике и оказывают большую помощь в укреплении материально-технической базы, оснащении учебных кабинетов и лабораторий торгово-технологическим оборудованием, инвентарем. К настоящему времени с работодателями заключено более 200 договоров о сотрудничестве, из них 78 — долгосрочные.

Базовые предприятия для практического обучения студентов отличаются современным торгово-технологическим оборудованием, использованием новых технологий и высоким уровнем культуры обслуживания.

Опыт работы нашего учебного заведения по развитию социального партнерства обобщен на республиканской научно-практической конференции «Социальное партнерство – успех в подготовке конкурентоспособного, востребованного на рынке труда специалиста» и заседании Совета директоров ссузов Приволжского федерального округа.

На данном этапе задачи в области развития социального партнерства таковы:

  • совместное планирование направлений взаимодействия в подготовке специалистов и рабочих кадров;
  • формирование заявок с профессионально-квалификационными требованиями на подготовку кадров, техникотехнологическую работу студентов, выполняемую, в том числе, и в рамках курсовых работ;
  • создание условий для организации и проведения производственной практики и квалификационной аттестации студентов, стажировки и повышения квалификации педагогических работников;
  • содействие совершенствованию учебной, материальной и информационно-технической базы профессиональной подготовки кадров;
  • оказание помощи в разработке профессионально-образовательных программ, организации и проведении профориентационных, спортивно-оздоровительных и культурномассовых мероприятий;
  • оценка качества профессиональной подготовки специалистов;
  • участие в корректировке содержания, методов и средств обучения, аттестации профессионально-педагогических кадров;
  • материальное стимулирование студентов, педагогических работников и выпускников;
  • решение вопросов социальной защищенности выпускников (последующее трудоустройство);
  • подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников отрасли.

Решение этих задач позволяет оптимизировать процесс подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

3,4,5 В техникуме идет поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов: пересматриваются содержание образования, технологии образовательного процесса, реализуются две новые программы – «Профессиональное становление выпускников торгово-экономического и технологического профиля» (лауреат республиканской выставки «Образование без границ-2009») и «Развитие информационной инфраструктуры – важнейший компонент формирования профессионально-информационных компетенций специалиста». Интеграция программ позволяет глубже моделировать будущую профессиональную деятельность выпускников.

Улучшена структура образовательной деятельности, созданы лаборатории и центры, объединившие преподавателей разных дисциплин и студентов: бизнес-инкубатор, тренинг-центр «Ключ», информационный центр, творческая лаборатория «Исследователь». Модернизирована материально-техническая база: 2 интерактивных и 4 мультимедийных кабинета, информационный центр и др. Благодаря этим преобразованиям современные выпускники являются квалифицированными пользователями компьютерной техники, освоившими несколько операционных систем и овладевшими такими профессиональными программами, как 1С: Предприятие 8,0 в различных конфигурациях.

На новый уровень развития вышла методическая работа: ее система совершенствуется, развивается опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность преподавателей и студентов. Методический кабинет стал центром инноваций, новых педагогических технологий, передового опыта. В результате в 2006 году техникум стал победителем в Республиканском конкурсе “Лучшая модель методической работы учреждений среднего профессионального образования”. Преподаватели и мастера производственного обучения активно участвуют в международных, межрегиональных и республиканских конференциях. Так, в 2009-2010 учебном году они выступили с докладами на Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Основы педагогического успеха», всероссийских научно-практических конференциях «Экономика и наука» и «Экономические перспективы развития промышленных регионов в Российской Федерации», научно-практической конференции учебных заведений Приволжского федерального округа «Диалог финно-угорских языков и культур» и других.

В техникуме ежегодно проводятся студенческие чтения и конкурс «Лучшая творческая, исследовательская работа», выполняются маркетинговые исследования по заказу Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и предприятий отрасли. В 2005 году создано студенческое научное общество «Инициатива». Ежегодно студенты принимают участие в восьми, девяти республиканских олимпиадах, занимают призовые места и достойно представляют республику на уровне России. Так, в 20082009 учебном году на I Всероссийском молодежном образовательном форуме «Молодые интеллектуалы России» студенты техникума получили две серебряные и две бронзовые медали и стали лауреатами VII Всероссийской научно-практической конференции по перспективам развития мукомольного, хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства, а в 2009-2010 учебном году завоевали Диплом I степени Министерства образования и науки РФ на Всероссийском конкурсе социальных проектов в рамках программы «Арт-Профи-Форум», отмечены дипломами во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства студентов СПО по специальности «Технология продукции общественного питания» и Всероссийском конкурсе «Технолог – золотые руки» по специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий».

В 2006 и 2008 годах техникум стал лауреатом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших ссузов России», а в 2009 году занесен во Всероссийский национальный регистр «Лучшие ссузы России» (раздел «Элита образования России»). В рейтинге средних специальных учебных заведений Удмуртской Республики занимает призовые места.

6 Важнейшими критериями конкурентоспособности учебного заведения являются возможность трудоустройства выпускников, их профессиональная компетентность, способность к адаптации на рынке труда. Трудоустройство выпускников в техникуме перестало быть проблемой: с каждым годом увеличивается количество работодателей, готовых принять их на работу – в прошлом году поступило 448 заявок. Совместно с Управлением государственной службы занятости населения Удмуртской Республики техникум проводит мониторинг востребованности специалистов, а совместно с кадровыми службами предприятий – мониторинг адаптации и профессионального роста выпускников. Примерно 95 процентов выпускников находят работу. Проблема заключается в качестве трудоустройства – молодым специалистам не всегда предлагается работа по специальности.

В техникуме регулярно организуются «круглые столы», дни открытых дверей для руководителей, директоров по персоналу и специалистов кадровых служб предприятий, где обсуждаются вопросы повышения качества подготовки кадров, трудоустройства и эффективного использования выпускников. Уделяется много внимания повышению квалификации специалистов отрасли. Работают соответствующие курсы, проводятся семинары, в том числе на производственной базе предприятия-заказчика, профессиональные тренинги, мастер-классы по приготовлению и оформлению кулинарной и кондитерской продукции, выставки-презентации продукции предприятий местной промышленности и другие мероприятия. По направлению Центра занятости населения г. Ижевска обучаются безработные граждане.

В результате совместной деятельности с Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и предприятиями-работодателями определены четкие ориентиры развития учебного заведения, учитывающие реальную потребность регионального рынка труда в специалистах торгово-экономического и технологического профилей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: социальное партнерство, трудоустройство выпускников, новокузнецкий торгово-экономический техникум, кировский торгово-экономический техникум, ижевский торгово-экономический техникум, СПО, торгово-экономическое образование, профиль, ао-41

Похожие материалы:
Вклад в развитие Соликамска
Социальное партнерство - часть успешной подготовки
Ориентир – трудоустройство выпускника
Энергетический колледж в Каспийске: нести свет людям
ПКФК: уникальное образование для сферы искусства
Специалисты для стратегической отрасли
Государственный заказ – гарантия трудоустройства выпускников
ЯПЭК: диалог с работодателем
Рука об руку с социальными партнерами
Трудоустройство выпускников – сто процентов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Нижнем Новгороде прошел последний тур «ВУЗПРОМФЕСТ — 2017»
9 ноября в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева подвели...
Из журнала
#89Паспорт региона: Тюменская область
#88Оценка качества транснационального образования
#93Новости образования 93
#86Востребованные кадры для региона
#90Перспективы независимой экспертизы качества образования
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны