Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

МарГТУ - инновации в действии

МарГТУ вошел в тройку вузов – победителей конкурса Рособрнадзора 2011 года «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». Рассказывает первый проректор вуза Виктор Шебашев.

Просмотров: 1871

МарГТУ вошел в тройку вузов – победителей конкурса Рособрнадзора 2011 года «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»

Как проходил конкурс? Что побудило Марийский государственный технический университет участвовать в нем? И какие козыри позволили ведущему техническому вузу Республики Марий Эл подтвердить свою конкурентоспособность? Слово – первому проректору вуза Виктору ШЕБАШЕВУ.

– Виктор Евгеньевич, начав долгожданный поход от сырьевой экономики к инновационной, российское руководство объявило, что без соответствующего кадрового обеспечения этот переход не совершить. Отсюда – возросшие требования к вузам, готовящим специалистов. С этим связан, вероятно, и упомянутый конкурс?

– На самом деле конкурс этот проводится не первый год. Но это не уменьшает его значимости. В самой его формулировке в концентрированном виде отражён заказ государства всему нашему профессиональному образованию.

– Как звучит этот госзаказ?

– Образовательные учреждения страны должны разработать и представить на суд Рособрнадзора, а фактически и работодателям, систему подготовки профессионалов, способных влиться в реальную экономику и стать её движущей силой.

Речь, повторю, идет не об отдельных образовательных методиках и модулях, а о целостной системе обучения, включающей комплекс взаимосвязанных критериев.

– Как строится и на чем базируется система подготовки специалистов новой волны в вашем вузе?

– Начну с того, что основной вектор развития нашего университета определяет миссия МарГТУ – подготовка конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики. Миссия находит свое воплощение в комплексной программе развития вуза на 2011-2015 годы, где сформулирована достаточно амбициозная цель – стать ведущим в России интегрированным научно-образовательным комплексом в области рационального природопользования на основе нано-, био-, энергосберегающих и инфокоммуникационных технологий.

Ориентируясь на выполнение этой программы, совершенствуется учебный процесс, развивается вузовская наука, выстраиваются взаимоотношения с инновационными предприятиями-партнёрами. Все эти направления тесно связаны между собой, образуя целостную систему подготовки специалистов, востребованных на рынке труда и адаптированных под нужды реальной экономики. Эту систему мы и представили на конкурс.

– В двух словах расскажите о конкурсе…

– В нынешнем году в нем приняли участие 53 известных российских вуза. На первом этапе они представили конкурсной комиссии отчеты по своей работе. Члены жюри, ознакомившись с документами, отобрали 16 финалистов – вузов, куда на втором этапе выезжали экспертные комиссии для утверждения предварительной оценки. В их числе был и МарГТУ.

– Совпала ли оценка экспертной комиссии с тем, как предварительно оценило ваш отчет жюри?

– Говорят, произошел редкий случай. Эксперты не просто подтвердили высокую предварительную оценку качества образовательных услуг МарГТУ, но и повысили ее. Поэтому наш итоговый результат после второго тура даже вырос.

– В чём, на ваш взгляд, главная причина успеха?

– В нашем университете создана и действует эффективная система подготовки специалистов, адаптированных к рынку, получивших во время обучения инновационные знания и способных их успешно внедрять в реальном производстве.

– Что включает система образования МарГТУ?

– Первый ее этап начинается ещё до того, как студент приступает к учёбе, – с отбора абитуриентов. Наш университет активно сотрудничает со средними школами, предлагая им алгоритм целенаправленной профориентации школьников. Для абитуриентов и их родителей проводятся дни открытых дверей, практикуются семинары-совещания с учителями. В районах нашей республики организуются выездные курсы по подготовке школьников к ЕГЭ.

К слову, второй год подряд МарГТУ из собственных средств оплачивает проведение дополнительных уроков физики – по часу в неделю – в каждом выпускном классе. Среди других наших ноу-хау в этом вопросе – республиканский конкурс «Школа – партнер МарГТУ». Представители средних школ, в том числе сельских, активно участвуют в нём, победители достойно награждаются.

– Следующий этап вашей системы подготовки, судя по всему, – работа с первокурсниками.

– Начало студенческой жизни – важнейший момент как для самих молодых людей, так и для вуза. С первых дней учебы надо не только помочь им адаптироваться к новой жизни и нагрузкам, но и профессионально разобраться – кто из первокурсников на что способен.

С прошлого учебного года в университете введен так называемый подготовительный модуль. В течение первых трех недель студенты-новобранцы занимаются повторением основ школьной программы по профильным для каждого факультета дисциплинам – физике, химии, черчению, иностранному языку. А также знакомятся с будущей профессией во время экскурсий на предприятия. Кстати, первая же сессия убедительно подтвердила эффективность таких подготовительных модулей.

Важная задача – выявить в среде первокурсников наиболее способных, нестандартно мыслящих. Таковых из полутора тысяч у нас набралось 41 – сейчас они обучаются по вузовской программе повышенной сложности. Ведь в программе развития МарГТУ четко обозначено, что, помимо традиционного выпуска дипломированных инженеров, мы должны думать и об элитной подготовке специалистов, способных творчески мыслить, изобретать, успешно заниматься наукой, разрабатывать инновационные технологии, а после получения диплома – двигать экономику вперед.

– Вероятно, подобный творческий подход к выявлению особо одаренных, нестандартно мыслящих студентов резонно взять на вооружение и другим образовательным учреждениям…

– Нашей развивающейся экономике нужны квалифицированные специалисты не только с высшим, но и средним, начальным профобразованием.

И в этом смысле мы имеем свой, во многом уникальный опыт. Ведь МарГТУ – не просто технический вуз, а университетский комплекс, включающий ряд филиалов, колледжей, техникумов. В итоге мы вот уже несколько лет готовим профессионалов всех уровней – от квалифицированных рабочих до руководителей производств и докторов наук. Каждый следующий уровень обучения предполагает развитие предыдущего. Это обеспечивается сквозными и взаимоувязанными учебными планами и организацией обучения по модульно-рейтинговой технологии – так называемой системе РИТМ.

– Очередное ваше ноу-хау? В чем его суть?

– Система РИТМ разработана несколько лет назад нашими учеными (что подтверждает соответствующий патент) по заказу университетского руководства. Новая образовательная технология стимулирует студентов учиться не «от сессии к сессии», а постоянно, накапливая заработанные в течение семестра баллы.

Среди других достоинств нашего университетского комплекса, оцененных экспертами конкурса, – действующие интегрированные образовательные программы (СПО+ВПО, ВПО+ДПО и др.), возможность получить второе высшее образование по параллельной схеме, прочие инновационные подходы к образовательной деятельности.

– Но очевидно, что, кроме образовательных программ, оценивалась и степень взаимодействия вашего университета с представителями реальной экономики – конкретными предприятиями и организациями. Ведь без тесного контакта с ними специалиста-практика не вырастить.

– В деловом портфеле университета – свыше полусотни договоров о сотрудничестве с успешными региональными и российскими предприятиями и организациями. Среди них такие известные, как Российский федеральный ядерный центр (г. Саров), КамАЗ, производственное объединение «Октябрь» в Свердловской области, дочерняя компания «Роскосмоса» – НПК «Реком». Ведутся работы по созданию совместного научно-образовательного центра с крупнейшим машиностроительным концерном «Тракторные
заводы».

– Как на практике осуществляется взаимодействие вуза с предприятиями и организациями-партнёрами?

– Оно достаточно многогранно. Помимо традиционных производственных и дипломных студенческих практик, это работа по конкретным заказам предприятий. Практикуется привлечение работодателей к активному участию в ежегодно проводимых в МарГТУ ярмарках вакансий. У нашего вуза замечательный попечительский совет, состоящий из известных политиков, предпринимателей, крупных руководителей, в том числе наших выпускников. Они участвуют во всех значимых делах – по совместительству преподают, предоставляют гранты, платят лучшим студентам именные стипендии, содействуют в их трудоустройстве…

Особо тесное сотрудничество – с Марийским машиностроительным заводом. Старшекурсники двух наших ведущих факультетов работают там параллельно с учебой, закрепляя полученные в вузе теоретические знания «живой» практикой.

Огромное значение мы придаем и оценке нашей деятельности со стороны работодателей. Проводятся мониторинги, опросы – как среди выпускников, так и среди руководителей предприятий и организаций, куда они пришли работать.

– Главной оценкой качества работы вуза является уровень востребованности его выпускников на рынке труда.

– На этот показатель нам жаловаться грех. Так, из 1320 наших выпускников программ ВПО 2011 года по очной форме нетрудоустроенными оказались лишь 20 человек.

– Судя по числу выигранных МарГТУ в последние годы крупных российских и международных грантов, в университете особое внимание уделяется развитию вузовской науки.

– Это один из наших главных козырей. В программе развития университета указано, что при подготовке специалистов вуз делает упор на интеграцию образования, науки и производства. С первого курса студенты привлекаются к научно-исследовательской работе, активно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня – от региональных до международных. И возвращаются они оттуда, как правило, с победами.

С 2007 года университет участвует в федеральной программе «У.М.Н.И.К.». При этом победителей у нас сегодня уже 113 – по этому показателю МарГТУ входит в десятку лучших вузов России.

Далее – больше: наши «умники» выходят на следующую программу – «СТАРТ», получая финансирование на открытие собственных малых инновационных предприятий. С удовольствием констатирую, что при МарГТУ сегодня действуют уже 12 подобных предприятий.

К услугам студентов – высокотехнологичная материальная база, которая постоянно расширяется. Только за минувший год мы открыли современный центр деревообрабатывающих производств, уникальный комплекс биотехнологических лабораторий, центр автоматизированного машиностроения с роботизированным оборудованием.

Немалое значение мы придаем и развитию социальной сферы: в декабре введен в строй новый физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном, современными игровым и тренажерным залами, кабинетами для физиотерапии и релаксации. Студенты отдыхают в летнем спортлагере на берегу живописного озера Яльчик, без отрыва от учебы поправляют здоровье в нашем санатории-профилактории, живут в комфортабельных общежитиях (одно из них вошло в 2010 году в тройку лучших в России). К слову, места в общежитиях предоставлены всем нуждающимся.

Что добавить к сказанному? Качество образовательных услуг МарГТУ подтверждено международным сертификатом системы менеджмента качества (СМК) – ISO 9001:2008, признаваемым в 38 развитых странах мира. Этот сертификат обучения университет получил в июле 2009 года.

– Одним из основных требований СМК является постоянно действующий мониторинг деятельности.

– Для этого в вузе создана целая система. Мы анкетируем абитуриентов, первокурсников после прохождения подготовительного модуля, выборочно анкетируем студентов всех курсов на предмет удовлетворенности организацией учебного процесса, ежегодно анкетируем магистров, аспирантов, преподавателей.

– Ваш рассказ о деятельности МарГТУ и выстроенной в вузе системе подготовки специалистов звучит убедительно. А как «голосуют» абитуриенты и их родители за вуз и предложенную им систему обучения во время приемных кампаний?

– Все последние годы мы не испытываем проблем с набором абитуриентов на все уровни обучения – НПО, СПО, ВПО, магистратура, аспирантура. Довольны мы и приемной кампанией непростого в плане демографии 2011 года. Более того, минувший год стал знаковым в том смысле, что мы начали массовое обучение иностранных студентов – сегодня их в МарГТУ уже 195.

Приятно, что наш университет признается одним из самых привлекательных для обучения иностранцев. Помимо четкой организации учебного процесса, мы предлагаем зарубежным студентам современные комфортабельные общежития, достойные бытовые условия. Важна и культивируемая в МарГТУ на протяжении многих лет и десятилетий атмосфера дружбы и взаимовыручки, а также стабильная обстановка в республике, отсутствие межнациональных конфликтов.

– Спасибо за интересную, содержательную беседу. Удач в новом году вам и вашему замечательному вузу!

Беседовал Сергей ШАЛАГИН.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Модель оценки качества образовательной программы
Педагогические кадры для Башкортостана
Качество образования зависит не от статуса вуза
Ориентир – личность выпускника
Пути повышения мотивации талантливой молодежи к получению инженерного образования
Процедура лицензирования: возможен ли технологичный подход?
Методика внутреннего аудита
Формирование специалиста и личности
ЛЭТИ: Система качества вуза – желание или необходимость?
Как оценить компетенции?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ