Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт внедрения методики servicelearning в образовательный процесс

С ноября по декабрь 2014 года студенты четвёртого курса Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ приняли участие в совместном проекте с учреждениями культуры Москвы в рамках учебной дисциплины «Медиарилейшнз». 12 групп, курируемых преподавателем курса, стали мобильными пресс-службами для популяризации культурной жизни города и москвичей.

Просмотров: 2462

С ноября по декабрь 2014 года студенты четвёртого курса Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ приняли участие в совместном проекте с учреждениями культуры Москвы в рамках учебной дисциплины «Медиарилейшнз». 12 групп, курируемых преподавателем курса, стали мобильными пресс-службами для популяризации культурной жизни города и москвичей.

ЕНДАЛЬЦЕВА Александра Сергеевна, преподаватель Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ

Интеграция университетов в культурную среду города стала одним из пунктов повестки дня в 2014 году, поднимавшемся на многочисленных форумах и круглых столах по вопросам образования и культуры, в том числе на декабрьском Московском урбанистическом форуме. Как прокомментировал Михаил Хохлов на прошедшем в октябре I Московском международном форуме «Культура. Взгляд в будущее»: «Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре».

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» уже достаточно долгое время внедряет проекты интеграции в городскую среду: среди них серия лекций «Университет, открытый городу» на площадках Парка культуры им. Горького, КЦ ЗИЛ, КЦ «Дружба», и т.д. Тем не менее, подобные проекты представляют скорее процесс сотрудничества университетов и городских пространств, а не интеграцию в них. Поскольку процесс интеграции предполагает функциональное, структурное и организационное единство, для полноценной интеграции университета в городскую среду необходимы проекты, основанные на единстве целей, функций и структурных субъектов культурных и образовательных учреждений. Примером такого проекта стал проект «Мобильные студенческие пресс-службы» Департамента интегрированных коммуникаций Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики». Проект был организован в рамках учебного курса «Медиарилейшнз», который является обязательной дисциплиной для бакалавров 4-го года обучения по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью».

Проект «Мобильные студенческие пресс-службы» заключался в организации совместной работы студентов Департамента интегрированных коммуникаций ВШЭ и учреждений культуры Департамента культуры города Москвы, в рамках которого студенты применяли знания, полученные в аудиториях, для продвижения культурных центров и библиотек. Участниками проекта со стороны учреждений культуры стали культурные центры «Зодчие», «Меридиан», «Рублево», «Онежский», «Маяк», «Дом-музей Марины Цветаевой», библиотека имени Тургенева, центральная библиотечная система Юго-Западного округа, а также ТКС «Орехово». Благодаря такому взаимодействию, студенты участвуют в популяризации культурного развития, получая практические навыки и оказывая общественно-важные услуги, что является примером культурно-образовательной интеграции. Проект ставил двусторонние задачи:

Для учреждений культуры:

  • Возможность расширить своё присутствие в информационном пространстве
  • Новые свежие идеи для привлечения внимания журналистов
  • Выход на новые целевые аудитории

Для студентов и университета:

  • Интеграция в культурную и социальную среду своего региона
  • Развитие у студентов чувства причастности и ответственности за культурное и общественное развитие своего региона
  • Поддержание престижа благотворительной и волонтерской общественной деятельности
  • Укрепление теоретических знаний через их практическое применение, пошаговое наставничество и рефлексию

Центральной организационной идеей проекта «Мобильные студенческие пресс-службы» стало использование методики servicelearning для практико-ориентированного процесса обучения. Методика servicelearning, или обучение через оказание социально-значимых услуг, за последнее время стала одним из неотъемлемых компонентов преподавания гуманитарных дисциплин на глобальной арене. Например, университет NorthCarolinaCentralUniversity выносит учебные курсы с привлечением servicelearning в обязательные дисциплины своих учебных планов. Данная образовательная методика развивает у студентов навыки применения теоретических знаний в узкой области на практике, при этом уделяя особое внимание общественной значимости подобной практической работы и адаптируя практическую деятельность студентов под актуальные для окружающего их общества запросы.

С методической точки зрения, обучение студентов в рамках проекта «Мобильные студенческие пресс-службы» проходило по двум этапам:

  1. Теоретическая часть (сентябрь-октябрь 2014 года): Приобретение студентами теоретических знаний в области медиарилейшнз и общественной важности данного вида профессиональной деятельности.
  2. Проектная часть с компонентом servicelearning (ноябрь-декабрь 2014 года): Применение теоретических знаний в рамках двухмесячного проекта интеграции с учреждениями культуры города Москвы. Компетенции студентов заключались в:
  • формировании медиа-стратегии на основе анализа присутствия организации в информационном поле,
  • работе с учреждением по формированию сроков и концепций мероприятий для прессы,
  • созданием информационных поводов для появления в средствах массовой информации (приуроченных к мероприятиям, общественным событиям, новостям, заявлениям, и т.д.),
  • организации мероприятий для прессы,
  • установлении контактов с журналистами и создании журналистского пула,
  • написании пресс-текстов и доведении их до публикации в СМИ,
  • предложением и организацией экспертных интервью, заявлений, и т.д.

Роль преподавателя в проектной части курса основывалась на организационно-консультационной организации процесса, что позволило соблюсти условия интеграции, где каждый субъект был нацелен на положительный исход проекта. Одной из важнейших частей для обеспечения сохранения идеи образования через оказание общественно-важных услуг стали еженедельные встречи проектных групп с преподавателем, где проводились рефлексивные дискуссии на тему личного роста, наглядных положительных результатов помощи культурным центрам, общественной значимости подобного рода волонтерской работы и т.д. Безусловно, в процессе реализации проекта возникли трудности с обоих субъектных сторон: со стороны студентов – недостаточное понимания собственного потенциала, недостаточная ответственность за продукт; со стороны учреждений культуры - попытки использования студенческих пресс-служб для ресурсного оснащения мероприятий, невозможность в срок предоставить информацию, повышенные требования к студентам. В процессе реализации проекта, даже пришлось отказаться от сотрудничества с одним учреждением культуры из-за вышесказанного. Все эти пункты необходимо учитывать при внедрении подобных медик в образовательный процесс, акцентирую внимание сторон на то, что это двусторонний процесс как практической, так и образовательной деятельности.

Несмотря на сложности в ходе проекта и недостаточную подготовленность городской среды для культурно-образовательной интеграции, промежуточные результаты проекта «Мобильные студенческие пресс-службы» наглядно показывают возможность полноценной интеграции университетов в культурную городскую среду через методику servicelearning. На сегодняшний момент, получены следующие результаты:

  • Проекты Централизованной библиотечной системы Юго-Запада: 37 анонсов в СМИ, пабликах в социальных сетях с широким охватом и интернет-порталах; привлечение аудитории на мероприятия, организация пресс-подхода, анонсирование и информационное сопровождение новогодней ёлки для детей из детских домов.
  • Проекты КЦ "Меридиан": 22 публикации с анонсами о мероприятиях, в т.ч. на портале "Афиша", организация круглого стола «Патриотическое воспитание: общественная задача или частная инициатива. Нужна ли патриотизму реклама?» (по его результатам 30 публикаций в интернет порталах и социальных сетях, репосты от лидеров мнений).
  • Проекты ДК "Маяк": 20 постов про мероприятие "Выходные за круглым столом", 2 публикации на сайтах, количество подписчиков группы увеличилось в 2 раза.
  • Проекты ДК "Рублёво": анонсирование мероприятий в СМИ, и тематических группах в социальных сетях, договорённость с телевидением ЗАО о съёмке гала-концерта, составление пула СМИ (52 контакта). 
  • Проекты библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева: приглашение аудитории и анонсирование в СМИ встречи с Анной Наринской «Tobecontinued», создание регистрации на Timepad, публикации в сообществах и в социальных сетях, 44 присутствующих (аншлаг), репосты от лидеров мнений. По многочисленным просьбам участников сообществ создана встреча в социальной сети Vkontakte.
  • Проекты КЦ "Зодчие“: организация медиа-брифинга и анонсирование финала проекта "Техношкола", привлечение информационных партнёров на фестиваль журналистики "Пингвины пера" (установили 5 договорённостей).
  • Проекты КЦ "Онежский": привлечение аудитории на мероприятия, анонсирование в местных СМИ, установление контактов с местными школами для популяризации мероприятий.

Доказательством успешности проекта также служат рефлективные рассуждения студентов на тему развития культурной среды города и комментарии от студентов и кураторов со стороны учреждений культуры, взятые из электронной переписки преподавателя курса.

Из комментариев студентки: «Все прошло отлично! Аудиторию заполнили полностью, было больше 40 человек. И Александра Вахрушева, и Анна Наринская остались довольны...Ужасно устали! Спасибо вам за возможность поработать с реальным клиентом, чувство успешно завершившегося ивента, хоть и небольшого, – прекрасное чувство!»

Из комментариев кураторов: «Жду с нетерпением от Вас информации по дню и времени защиты моих ребят (о как я горда! называть их своими :))”; “Спасибо за презентацию и проект, очень здорово то, что Вы делаете!”; “Во-первых хотела выразить Вам огромную благодарность за рабочие группы, которые работают с нашими проектами. Особенно за группу Марии Загорской…”

Проект «Мобильные студенческие пресс-службы», инициированный преподавателем Департамента интегрированных коммуникаций Ендальцевой Александрой был отмечен Фондом Образовательных Инноваций НИУ ВШЭ. Результаты проекта наглядно показывают не только возможность, но и положительные результаты интеграции университета в культурную среду города посредством обучения через оказание общественно-важных услуг. Данная методика может применяться в рамках различных учебных курсов не только социально-гуманитарного блока, а также как способ развития регионов. Подробно методика servicelearning описана на сайте Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ. В том числе, автор методики открыта для вопросов и консультаций.

Отдельная благодарность представителям культурных учреждений, плотно работавших с студенческими группами: Пашутиной Татьяне, Стеркиной Александре, Новосёловой Татьяне, Яковленко Екатерине, Головину Михаилу, Алексею Никитину.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
IT-технологии – ресурс повышения качества
ТвГУ: факторы развития инновационной инфраструктуры
Рязань-Мюнстер: «Образование для всех»
Программа «Green Metallurgy» Норильского индустриального института
Мировые стандарты инженерного образования в СФУ
Наукоемкий бизнес России
Развивать регион – задача вузовской науки
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
«Медиаобразование»: вектор развития
Нейротехнологии.рф - новый научно-популярный информационный проект

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ