Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Методология создания единого воспитательного пространства

Воспитательная работа, вопросы ее организации, повышения качества и эффективности – это одно из главных направлений деятельности руководства Московского городского университета управления Правительства Москвы.

Просмотров: 3554

Главная задача деятельности творческого коллектива МГУУ Правительства Москвы – быть в равной мере специалистами, воспитателями и наставниками

«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».

Иммануил Кант

ГЛУЩЕНКО Василий Максимович – ректор Московского городского университета управления Правительства Москвы, доктор экономических наук, доктор военных наук, профессор

В своё время академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей книге «Школа на Васильевском» говорил: «Обучение должно быть подчинено воспитанию, ибо цель воспитания – это, в первую очередь, привитие нравственности».

К сожалению, приходится констатировать, что в начале 90-х годов в системе образования России, представляющей собой, по словам Д.С. Лихачёва, сочетание воспитания и обучения, воспитательная функция практически была сведена на «нет», что во многом стало причиной упадка общественной морали, безнравственности и деградации личности, особенно среди молодёжи. Вот почему в своё время многие отечественные учёные, практики и представители общественности забили тревогу, неоднократно поднимая вопрос о необходимости скорейшего восстановления единства обучения и воспитания. Во многом именно это заставило государство провести коррекцию образовательной и воспитательной политики. В частности, в тексте Государственных образовательных стандартов с 2002 года вместо термина «учебный процесс» был восстановлен термин «учебно-воспитательный процесс».

Воспитательная работа, вопросы ее организации, повышения качества и эффективности – это одно из главных направлений в деятельности руководства и всего коллектива Московского городского университета управления Правительства Москвы (МГУУ). Для нас очень важно воспитать не просто специалистов-управленцев высокой квалификации, но, в первую очередь, людей высоконравственных, преданных России, Москве и москвичам, готовых решать профессиональные задачи в самых сложных условиях общественной жизни. Но чтобы сформировать у выпускника университета эти принципы на уровне его мировоззрения, нужны усилия многих людей: руководства вуза, сотрудников деканатов и созданного в МГУУ центра воспитательной и социально-психологической работы (ЦВиСПР), профессорскопреподавательского состава. Профессиональный, гражданский и патриотический долг преподавателей – быть в равной мере специалистами, воспитателями и наставниками.

Система воспитательной работы в нашем университете включает две составляющие. Первая – воспитание непосредственно в процессе обучения, осуществляемое профессорско-преподавательским составом в ходе занятий. Второй составляющей является воспитательная работа во внеучебное время. В ней задействованы как различные подразделения вуза – ученый совет, ректорат, деканаты, кафедры, ЦВиСПР, структуры студенческого самоуправления, так и различные образовательные, культурно-творческие, общественные организации и объединения, с которыми сотрудничает МГУУ.

Чтобы выпускник университета мог, по выражению мэра Москвы Ю.М. Лужкова, «служить москвичам», процесс обучения должен быть направлен на формирование у студентов-будущих управленцев:

  • научного мировоззрения и активной гражданской жизненной позиции, чувства ответственности за судьбу страны, столицы и москвичей;
  • высоких моральных качеств и нравственных идеалов на основе следования примерам выдающихся соотечественников, а также великих нравственных учителей человечества;
  • гражданских и патриотических качеств, чувства национальной гордости за страну и столицу на основе знаний о великих исторических победах и свершениях российского народа, достижениях в области экономики, науки, техники, культуры и спорта;
  • политической культуры, интереса к политической жизни Москвы, страны, мирового сообщества, потребности самостоятельно осмысливать политические события, критически оценивать источники информации;
  • чувства сопричастности и стремления к освоению ценностей отечественной культуры как одной из ведущих мировых культур, позитивного отношения к культурному и природному наследию, корпоративной культуры, основанной на знании истории вуза и его традиций, уважении к профессорско-преподавательскому составу и выпускникам;
  • правосознания студента как личности, гражданина, семьянина;
  • правильного представления об исходных общечеловеческих, нравственных, правовых ценностях, основополагающих началах культуры поведения, гуманного отношения к человеку;
  • навыков здорового, активного образа жизни, физической культуры, внутренней дисциплины, собранности, способности быстро оценивать ситуацию и принимать правильное решение, настойчивости в достижении поставленной цели и т.д.

Исключительную роль в воспитании студентов и слушателей играет преподаватель университета. Именно его отношение к работе, к обучаемым, высокий профессионализм, эрудиция, самодисциплина, стремление к творчеству способствуют формированию подобных качеств и в студенческой среде. Именно интеллигентность, коммуникабельность, доброжелательность и тактичность создают такую атмосферу между преподавателями и обучаемыми, когда последние становятся равноправными субъектами единого процесса образования – обучения и воспитания. Преподаватель МГУУ, по нашему мнению, не имеет права занимать позицию бесстрастного наблюдателя в вопросах духовного и нравственного становления студенческой молодежи, а его профессионализм должен оцениваться не только по качеству изложения учебного материала, но и по воспитательному эффекту проводимых занятий, их влиянию на души и сердца обучаемых.

Для повышения уровня педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава в МГУУ проводятся круглые столы, межкафедральные семинары и методические совещания, совместные заседания кафедр, открытые занятия, обмен опытом и другие формы работы.

На сегодняшний день в вузе сложилась планомерная, прогнозируемая и управляемая система воспитательной работы. Усилиями коллективов факультетов, кафедр, других структурных подразделений МГУУ сформировано единое воспитательное пространство, базирующееся на общей методологии воспитательной работы. Для непосредственной организации и координации действий всех структурных подразделений университета в вопросах воспитательной работы в 2007 году был создан центр воспитательной и социально-психологической работы вуза. Структурно центр включает четыре сектора: организационно-воспитательной работы; культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы; социально-психологической работы; информации и связи с общественностью. Необходимо отметить, что в настоящее время центр сумел стать настоящим организующим звеном, оперативно и качественно решающим текущие и перспективные задачи, стоящие перед университетом.

Особую важность для нас приобрело и внедрение в учебно-воспитательный процесс института кураторов учебных групп. Преподаватели-кураторы помогают студентам осваивать профессиональную программу, опираясь на принцип личностно-ориентированного взаимодействия.

Важнейшим элементом системы воспитания Московского городского университета Правительства Москвы является использование потенциала студенческого самоуправления. Смысл деятельности студенческого самоуправления состоит в том, что его работа должна приобретать социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно-нравственного самоопределения.

Главными задачами студенческого самоуправления, по нашему мнению, являются:

  • формирование у студентов ответственного и творческого отношения к учебе, общественной деятельности и производительному общественно-полезному труду;
  • содействие овладению каждым студентом навыками продуктивной самостоятельной работы и научной организации труда, всестороннему развитию личности путем включения в разнообразные виды деятельности;
  • обеспечение принципиальности, объективности и компетентности при реализации прав студентов;
  • формирование у членов коллектива на основе самостоятельности в решении вопросов студенческой жизни активной жизненной позиции, навыков в управлении государственными и общественными делами;
  • воспитание у студентов чувства хозяина в университете, уважения к закону, нормам нравственности;
  • создание обстановки нетерпимости к правонарушениям, пьянству, наркомании и другим антиобщественным проявлениям;
  • оказание помощи администрации, профессорско-преподавательскому составу в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса – через своевременный всесторонний анализ качества знаний студентов, причин низкой успеваемости с последующим принятием конкретных мер по устранению этих причин и т.д.;
  • поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы студентов;
  • организация системы контроля за учебной и трудовой дисциплиной студентов, своевременность применения мер общественного и дисциплинарного воздействия к нарушителям;
  • активизация деятельности общественных организаций, оказание помощи в реализации их уставных целей и задач;
  • организация свободного времени студентов, содействие всестороннему развитию личности каждого члена студенческого коллектива;
  • организация системы изучения и учета общественного мнения студентов по важнейшим вопросам жизни и создание условий, при которых обеспечивается участие каждого заинтересованного студента в обсуждении проблем, принятии и выполнении решений;
  • сохранение библиотечного и аудиторного фонда, лабораторного оборудования и приборов, спортивного инвентаря и т.д.;
  • установление и поддержание контактов с молодежными организациями других вузов столицы, России и иностранных государств.

Самые активные студенты являются членами учёного совета и совета по воспитательной работе вуза. В МГУУ действуют общеуниверситетский студенческий совет, студенческие советы факультетов, студенческое научное общество, студенческое издание «Наша газета». Студенческий совет организует и координирует работу по следующим направлениям: учебно-воспитательная и организационновоспитательная работа, социально-культурная и спортивно-оздоровительная работа, гражданско-патриотическая работа, социальная защита и правовое воспитание студентов, связь с общественностью. В настоящее время в МГУУ проведена и значительная организационно-воспитательная работа по обновлению и активизации деятельности студенческого самоуправления. В частности, состоялись отчётно-выборные собрания как на общеуниверситетском уровне, так и на факультетах, подведены итоги и намечены перспективы развития студенческого самоуправления в университете.

Мы ожидаем от студенческого актива новых идей и более активных действий. Уже сегодня, благодаря молодёжным инициативам, развивается волонтёрское движение (в православном детском приюте «Рождественский», детском доме города Торжка), самостоятельное студенческое творчество (клуб графического дизайна, клуб здорового образа жизни, кружок спортивного танца «Фисташки», студенческий клуб интеллектуальных игр и др.). Студенты университета принимают активное участие в деятельности городского факультатива «Гражданская смена», созданного по инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова. В 2009 году двое студентов МГУУ вошли в Студенческое правительство дублёров города Москвы, а в феврале этого года в вузе создан студенческий ректорат дублёров. Мы убеждены, что диалог управленцев-профессионалов (членов ректората) и будущих управленцев (студентов) будет способствовать повышению качества образовательной миссии МГУУ.

Сегодня в университете не просто поддерживаются прежние традиции. Активно рождаются новые начинания, проводятся общеуниверситетские торжественные церемонии, культурно-массовые, спортивно-оздоровительные мероприятия. С целью совершенствования эстетического и нравственного воспитания студентов, слушателей и сотрудников в вузе регулярно организуются художественные выставки, обновляются фотостенды, наполняются новым содержанием экспозиции университетского музея. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. Так, в практику вошло проведение информационных акций о пагубном воздействии на организм человека алкоголя, табака и наркотиков. Совместно со специалистами Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков проводится спецкурс по профилактике наркомании среди молодёжи.

Хотелось бы отметить один, на наш взгляд, немаловажный момент все мероприятия, проводимые в МГУУ, имеют открытый характер – в них участвуют руководители органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы, известные политики, ученые, деятели культуры и искусства, спорта, ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил. Тесные связи сложились у коллектива университета с Департаментом семейной и молодёжной политики города Москвы, Комитетом общественных связей города Москвы, управлениями административных округов и управ, Московским студенческим центром, Московской городской организацией РОСТО (ДОСААФ), Московским комитетом ветеранов войны, Российским союзом молодёжи, с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, с вузами, музеями, общественными и творческими организациями города Москвы.

Обобщая сказанное, следует назвать приоритетные направления воспитательной деятельности в МГУУ Правительства Москвы:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • профессионально-трудовое воспитание;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • государственно-правовое воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • физическое воспитание.

В рамках этих приоритетных направлений воспитательной деятельности к основным задачам в воспитательной сфере МГУУ можно отнести:

  • формирование воспитывающей среды, всемерное укрепление и сохранение лучших традиций университета, а также российского студенчества в целом;
  • формирование духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности и патриотизма, активной жизненной позиции, общей и профессиональной культуры студентов, слушателей и работников;
  • систематическое информирование студентов, слушателей, сотрудников по важнейшим вопросам политической и общественной жизни страны, города, коллектива;
  • стимулирование познавательной деятельности, творческих способностей и учебно-трудовой активности обучаемых;
  • социально-психологическое сопровождение образовательного процесса, проведение психолого-консультационной и профилактической работы, адаптация студентов-первокурсников к новым условиям их жизнедеятельности;
  • мониторинг мотивационно-ценностных установок студентов и сотрудников, их нужд и запросов;организация социальной защиты, социальной поддержки студентов, слушателей и сотрудников;
  • организация культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной работы, развитие потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие студенческого самоуправления;
  • подбор и подготовка кадров ведения воспитательной работы, стимулирование их деятельности;
  • творческий поиск, освоение новых форм, методов и приёмов воспитательной работы.

Эффективность воспитательной работы зависит от многих факторов, однако именно грамотное управление процессом воспитания – решающее условие успешного функционирования системы воспитательной работы в МГУУ Правительства Москвы.

Названные задачи могут быть решены только тогда, когда все участники учебновоспитательного процесса будут понимать необходимость воспитательной работы, её роль и цели в формировании облика будущих специалистов государственной гражданской службы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Воспитание личности и гражданина
Белгородский механико-технологический колледж: воспитание как система
Воспитание гражданственности как часть образовательного процесса
ЮУПИ: приоритет – качество образования
Воспитательная работа в КурскГТУ
Развитие внеучебной деятельности студентов
Профилактика наркомании как направление воспитательной работы
Организация студенческого самоуправления в УГЛТУ
Реализация программы «Студенческое самоуправление»
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ