Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Международная практика организации профессиональной ориентации

Проблема выбора профессии очень актуальна для выпускников школы. Взрослым также приходится учиться, переучиваться или менять профессию. Важное значение профессиональная ориентация имеет для страны в целом, поскольку речь идет о будущей производительной силе общества.

Просмотров: 4603

Лоцманы в неспокойном море труда

О.Н. ОЛЕЙНИКОВА, директор Центра изучения проблем профессионального образования, президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETA), доктор педагогических наук.

Проблема выбора профессии очень актуальна для выпускников школы. Но неменьшее значение она имеет и для страны, поскольку речь идет о будущей производительной силе общества. Между тем многие школьники, поступая в колледж или вуз, ориентируются на зарплату и баллы по ЕГЭ, а потом всю жизнь страдают, выполняя нелюбимую работу или занимая должность, которой не соответствуют. Часто молодые люди не знают, как заполнять резюме, разговаривать с работодателями, строить карьеру...

Учиться, переучиваться или менять работу – приходится взрослым. И немало встречается таких людей, которые теряются в подобных ситуациях.

С какой стороны ни посмотри, профессиональная ориентация и консультирование – острый вопрос.

Современные термины

Согласно общепринятому определению, под термином «профессиональная ориентация» подразумеваются услуги, направленные на помощь лицам любого возраста и в любой момент их жизни в выборе возможностей обучения, образования и занятости, включающие мероприятия по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов профессиональной деятельности. Как правило, этот термин применяется в комбинации с другим – «консультирование по вопросам развития карьеры», означающим деятельность по развитию способностей людей управлять собственной карьерой.

В настоящее время оба термина используются в контексте обучения в течение всей жизни, а содержание видов деятельности, для определения которых они служат, изменяется в соответствии с уровнем развития экономики и рынка труда.

Если раньше цель деятельности служб, предоставляющих услуги по профессиональной ориентации, консультированию, планированию карьеры и занятости, можно было определить как «информирование людей с целью помочь принять решение», то сейчас такие службы предназначены для того, чтобы помогать становлению самодостаточных граждан, способных эффективно справляться с множественными изменениями в сфере занятости, реализовываться профессионально и извлекать при этом пользу для себя и собственных семей.

Требования к консультантам

Международный опыт показывает, что профессиональная ориентация осуществляется как специально подготовленными специалистами, так и преподавателями или консультантами, для которых она не является основным занятием, хотя и требует определенных компетенций по сотрудничеству с родителями, выпускниками, представителями деловых кругов, профсоюзов и негосударственных организаций. В средних школах это обязанность каждого учителя. Иногда определенные разделы программы профориентации реализуются сторонними организациями, имеющими тесные контакты с миром труда. В таких случаях заключается официальный договор о сотрудничестве: пример – Германия.

В международной практике принято устанавливать требования к компетенциям лиц, которые оказывают услуги в области профессиональной ориентации и консультирования. Делается это на основании трех документов: Европейской рамки аккредитации (EAF), Сборника стандартов качества для консультантов в сфере профессиональной ориентации и консультирования (MEVOC) и Европейского сертификата в сфере профессиональной ориентации (ECGC).

Первый документ обеспечивает оценку подготовки кандидата по четырем видам деятельности: предоставление информации в сфере профориентации, консультирование по выбору карьеры, осуществление групповой профориентации, поддержка клиентов и представление их интересов. Вид деятельности выбирает сам кандидат на аккредитацию. Процедура предполагает наблюдение за выполнением практической деятельности на рабочем месте. По каждому виду деятельности консультант работает как со студентами, так и со взрослым населением. Компетенции по работе с другими целевыми группами (мигранты, лица с ограничениями здоровья, заключенные и др.) могут быть сертифицированы дополнительно.

Второй документ содержит требования по четырем группам компетенций: образование и карьера, практика консультирования, личность, умения в области ИКТ. В каждой группе 12 стандартов и 35 компетенций. Требования разработаны группой экспертов из Австрии, Германии, Великобритании, Нидерландов, Румынии, Польши.

Третий – Европейский сертификат в сфере профессиональной ориентации, введенный в действие 31 октября 2009 года. Практический экзамен на сертификат основан на стандартах MEVOC.

Профориентация и консультирование в большинстве стран Европы являются дополнительной специальностью практических работников других областей. Продолжительность подготовки специалистов и консультантов варьируется от трех недель до пяти лет. При этом, как показывают исследования, краткосрочные программы не позволяют сформировать и развить знания и умения, необходимые для такой работы, а долгосрочные иногда характеризуются избыточностью теоретического содержания – как правило, по психологии.

Подготовка кадров

Растущие требования к компетенциям консультантов привели к необходимости разработки соответствующих программ высшего и последипломного образования.

Так, например, Университет Западного Лондона в Великобритании реализует магистерскую программу в сфере профессиональной ориентации и развития карьеры, рассчитанную на один год очного обучения или три года обучения без отрыва от работы. Успешно освоившие ее выпускники регистрируются в Реестре практикующих работников, формируемом Институтом профессиональной ориентации (Institute of Career Guidance).

В Австрии, где закон требует обучать школьных консультантов на рабочем месте, учителя-предметники, чтобы освоить необходимые компетенции, должны посещать семинары. В последнее время продолжительность такого обучения увеличилась.

В Нидерландах работают четыре центра обучения, которые проводят двухгодичные очно-заочные курсы для учителей и других специалистов, занимающихся обучением молодежи. В этой стране те, кто работает в сфере профориентации и консультирования, не обязаны проходить даже краткосрочное обучение, потому что там отсутствуют стандарты компетенций персонала.

В Чешской Республике существует раздельная подготовка в области профориентации и консультирования для молодых преподавателей и преподавателей со стажем. В обоих случаях и те, и другие должны иметь высшее педагогическое образование первого цикла, плюс диплом магистра по любой специальности и пройти дополнительный курс в вузе по профилю консультирования.

Для повышения квалификации специалистов, имеющих степень не ниже бакалавра, более 40 стран используют Международную программу подготовки консультантов по вопросам карьеры, разработанную в США. После ее освоения выдается сертификат участника Global Career Development Facilitator Programme (GCDF). Продолжительность обучения 120 часов.

Другой пример – программы по профориентации, предназначенные для повышения квалификации специалистов, имеющих степень не ниже бакалавра. Они не интегрированы в государственные стратегии развития образования и занятости.

В целом имеется немало проблем, связанных с подготовкой кадров. Например, оставляет желать лучшего качество информации о рынке труда, от чего во многом зависит эффективность работы по вопросам планирования карьеры. И только в некоторых странах имеются национальные стратегии развития систем профориентации и консультирования.

Сети сотрудничества

Так как вопросы развития карьеры становятся все актуальнее, обмен опытом в этой области активизировался и сформировались сети сотрудничества, куда входят такие организации, как Международный центр развития карьеры и государственной политики (ICCDPP), Международная ассоциация образовательного и профессионального консультирования (International Association for Educational and Vocational Guidance).

В декабре 2011 года в Будапеште состоялся 6-й Международный симпозиум по развитию карьеры и государственной политике, в котором приняли участие 127 представителей 31 страны. Участники симпозиума пришли к выводу, что эффективность и качество профессиональной ориентации и развития карьеры в основном обусловлены компетенциями специалистов, которые занимаются этой деятельностью и, следовательно, для них нужны профессиональные стандарты, привязанные к рамкам обеспечения качества и национальным рамкам квалификаций.

В настоящее время в сферу профориентации и консультирования входят новые области, такие как признание неформального и спонтанного обучения, аккредитация ранее полученного обучения, использование Европейской рамки квалификаций и Европейской системы зачетных единиц. Все это требует формирования у специалистов необходимых компетенций.

Как добиться эффективности?

Мировое сообщество накопило обширный арсенал методов профессиональной ориентации. Среди них можно выделить как достаточно эффективные семинары и занятия по интеграции в рынок труда, формирование компетенций по составлению резюме и поведению на собеседовании, профессиональную подготовку на предприятиях, формирование общих или базовых умений (soft skills), востребованных работодателями (коммуникативных умений, умений работы в команде, креативности и т.д.). Важно отметить, что все это включается в содержание соответствующих образовательных программ старшей ступени средней школы, колледжей или вузов. При этом самую большую пользу в выборе профессии приносит реализация программ ученичества и программ обучения на рабочем месте, направленных на приобретение базовых профессиональных умений, так как они дают кандидатам возможность принять обоснованное решение по выбору профессиональной траектории.

Как показывают европейские исследования, в ближайшем будущем предприятиям и организациям потребуются специалисты высокой квалификации, четко понимающие свою роль и подготовленные к неопределенности на рынке труда. Выпускники школ и учреждений профессионального образования не всегда соответствуют этим требованиям, причем не только по вине несовершенных программ, но также из-за не совсем адекватного понимания будущей деятельности, возможностей обучения, трудоустройства и дальнейшего развития карьеры.

В европейских странах, как и в России, нередко наблюдаются расхождения между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся и их семей. Другими словами, сталкиваются объективные и субъективные факторы, и их необходимо привести в соответствие. Это и является важнейшей целью профориентационной работы.

В рамках общего среднего образования большое значение имеет просвещение школьников, предполагающее ознакомление с социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, перспективами их развития и районами распространения, особенностями развития рынка труда. На старшей ступени средней школы деятельность в этом направлении, помимо информационного сопровождения, включает еще и профильную подготовку для формирования базовых профессиональных умений и моделей поведения, позволяющих или выйти на рынок труда, или наметить траекторию образования. Во многих странах на этой ступени происходит четкое разделение образовательных траекторий на академические и профессионально ориентированные.

По мнению международных экспертов, оптимальная комплексная модель работы с учениками, бросившими школу, и молодежью из групп риска сформирована в Скандинавских странах. Она основана на индивидуальном подходе и сочетает личностное, образовательное и профессиональное консультирование с целым рядом других услуг: например, по сохранению здоровья, обеспечению жильем, развитию уверенности в своих силах, обучению на рабочем месте. А это предполагает сотрудничество специалистов по профориентации с другими категориями профессионалов. Отдельные элементы такой модели используются в других европейских странах.

За пределами Европы, в канадском Квебеке, разработана концепция профориентации для средней школы (L’École orientante), в соответствии с которой планирование личностного и карьерного развития считается одной из пяти важнейших областей изучения в школьной программе.

Законодательное обеспечение

Во многих странах перечень услуг в области профессиональной ориентации и консультирования и порядок их предоставления регулируется законодательно. Так, в Германии существует Рамочный акт о высшем образовании, предписывающий вузам «информировать студентов и абитуриентов о возможностях и условиях, содержании, структуре и требованиях курса обучения» и предоставлять им консультации по предмету в сотрудничестве с органами, ответственными за профессиональную ориентацию.

В ряде стран формируются новые институциональные инициативы. В Великобритании в 2001 году Национальная ассамблея учредила службу профориентации «Карьеры Уэльса» («Careers Wales»), которая включает в свою структуру сеть центров по сбору и обработке информации о рынке труда. Служба работает с гражданами всех возрастов, а для групп риска (юноши и девушки в возрасте 15-16 лет) проводит интенсивный краткосрочный профориентационный курс «Ворота для молодежи» («Youth Gateway»). Школы и колледжи служба консультирует по вопросам содержания профориентационных занятий, обучения преподавателей и создания библиотек.

Согласно законодательству Финляндии, ответственность за профессиональную ориентацию возложена на средние школы, и соответствующая дисциплина является частью национальной образовательной программы. В этой стране установлен межотраслевой принцип предоставления услуг в области профориентации и консультирования в сотрудничестве со службами занятости и социальными службами.

Обучение в течение всей жизни

По отношению к людям, имеющим опыт трудовой деятельности, профессиональная ориентация и консультирование направлены на развитие компетенций и поддержку карьеры, а также на содействие гражданам в ситуациях, сопровождающих смену профессии, потерю работы.

Активно действует Европейская сеть по вопросам политики в области профориентации в течение всей жизни (ELGPN), сформированная в 2007 году и охватывающая 31 страну (2 из них имеют статус наблюдателя). Деятельность сети ориентирована на устранение барьеров для обучения граждан независимо от возраста и становление организационных форм и системных механизмов, обеспечивающих высокий уровень доступа, эффективности и качества обучения граждан любого возраста.

К началу 2011 года в странах-участницах ELGPN были сформированы национальные форумы по вопросам обучения в течение всей жизни. Они помогают привлекать к решению вопросов министерства образования и труда (занятости), структуры, предоставляющие услуги по профориентации, включая средние школы, учебные заведения профессионального образования, вузы, а также государственные службы занятости, организации гражданского общества, предприятия, фирмы – словом, все заинтересованные стороны.

Долгосрочной целью сотрудничества в рамках этих форумов является создание глобальной целостной системы профориентации в течение всей жизни, которая предоставляла бы всем гражданам информацию и консультирование, поддерживающие их возможности получить образование, правильно выбрать профессиональную траекторию и приобрести умения, востребованные рынком труда.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Украина: реальность и надежды образования взрослых
Григорий Балыхин о непрерывном образовании
Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
Слагаемые успеха высшего образования Китая
Инклюзия не просто включение
Модернизация СПО: европейская версия
Модернизация СПО: европейская версия
Образование в течение жизни в России и мире
Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников
Образование для работающих: возможности и проблемы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ