Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Минобрнауки РФ: итоги и перспективы

Заседание расширенной коллегии Минобрнауки РФ было посвящено итогам деятельности министерства за 2012 год и основным задачам на 2013 год. Вопросы, поднятые в выступлениях двух основных докладчиков – Ольги Голодец и Дмитрия Ливанова, – отражают, безусловно, суть стоящих перед системой образования острых проблем.

Просмотров: 2641

Большое видится на расстоянии?

Только неискушенный не заметит потоков резкой критики в адрес Министерства образования и науки РФ и в обозримом прошлом, и сегодня. Однако нельзя не видеть и то, что ведомство под руководством Дмитрия Ливанова прилагает немалые усилия, чтобы раскрутить маховик инерционной и консервативной отечественной системы образования. Перестройка, будем честны, идет мучительно, потому что реформы неизбежно задевают те или иные корпоративные интересы.

Состоявшееся 20 марта заседание расширенной коллегии Минобрнауки РФ, посвящённое итогам деятельности министерства за 2012 год и основным задачам на 2013 год, уже перешло в ранг исторических событий, однако, «как слово наше отзовется», зачастую становится понятнее только по прошествии времени.

Достойное место

Вопросы, поднятые в выступлениях двух основных докладчиков на коллегии Минобрнауки – вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец и министра Дмитрия Ливанова, – отражают, безусловно, суть стоящих перед системой образования острых проблем. Учитывая специфику нашего журнала, заострим внимание на «черных дырах» профессионального образования и науки.
Анализируя ситуацию, вице-премьер заявила:

– Нам придется за три года поднять всю систему, особенно среднего профессионального образования, на новый уровень.

Решение этой проблемы, отметила Ольга Голодец, – одно из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки. Очень важным при этом является постоянное взаимодействие с работодателями, которые, как полагает вице-премьер, в самые короткие сроки могут обозначить свои приоритеты «по каждому направлению, по каждой специальности». Именно помощь со стороны работодателей позволит, по мнению заместителя председателя правительства, в ближайшей перспективе создать в России опорные ресурсные центры.

Отметив, что реформа высшего образования является не менее приоритетной и не менее сложной задачей, вице-премьер указала на необходимость присутствия ведущих российских вузов во всех мировых рейтингах. Имея серьезные традиции в области образования, на сегодняшний день «наши вузы не попадают даже в сотню ведущих мировых университетов», исключение – только Шанхайский рейтинг. В неизбежности грядущего светлого будущего, когда конкуренты вынуждены будут «подвинуться», Ольга Голодец не сомневается: «у нас есть серьезная школа, которая передается из поколения в поколение».

– Надеюсь, – сказала она, – мы успешно справимся с задачей вхождения в рейтинги мировых университетов.

Следует признать, для подобного оптимизма есть основания. Вице-премьер напомнила, что правительством принято специальное постановление – «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» от 16 марта 2013 года, № 211. Цена вопроса, согласно этому документу, – то есть бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные Минобрнауки в 2013 году, – составляет 9 млрд. рублей.

Свое выступление на коллегии вице-премьер закончила на мажорной ноте, подчеркнув, что государственная поддержка, которую получат вузы-победители, позволит им в течение короткого периода войти в заветные рейтинги. Это даст возможность России, занять достойное место в мировом разделении труда в образовательной сфере. Остается вопрос, когда?

Новый формат

В работе итоговой расширенной коллегии Минобрнауки РФ 20 марта 2013 года приняли участие заместитель председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, помощник Президента РФ А.А. Фурсенко, начальник Управления Президента РФ по научно-образовательной политике А.В. Хлунов, заместитель министра финансов РФ М.М. Котюков, председатель Общественного совета при Минобрнауки РФ Ж.И. Алферов, член бюро правления РСПП А.М. Карачинский, вице-президент РАО В.А. Болотов, директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ А.Е. Шадрин, директор Федерального института развития образования А.Г. Асмолов, директор департамента образования и науки Тюменской области А.В. Райдер, министр образования Пермского края Р.А. Кассина, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов в начале своего выступления отметил, что команда ведомства сменилась, возникло много новых задач. Степень актуальности встречи он оценил так:

– Эта коллегия для нас является очень важной, с точки зрения правильного целеполагания, определения своих приоритетов и задач на новый учебный год.

Одним из самых серьезных результатов прошедшего года, по мнению министра, является то, «что мы двинулись по пути создания открытого министерства»:

– Очень важно выстраивание двусторонней системы связи с профессиональным сообществом, общественностью.

Глава ведомства не без гордости отметил, что Минобрнауки первым среди всех министерств России создало Общественный совет, значительная часть представителей которого была избрана в результате Интернет-голосования.

Совет, по утверждению Д. Ливанова, не рассматривается как структурное подразделение министерства. «Наоборот, это самостоятельный орган внешнего управления нашей работой». В министерстве от него ждут «более активной работы в будущем, более наступательной позиции», заявил министр.

Напомним, что вскоре после мартовской коллегии «орган внешнего управления» лишился своего главы – нобелевского лауреата, академика РАН Жореса Алферова. Причиной его ухода и стали принципиальные разногласия с министром по вопросу о роли и значении РАН. На расширенном заседании коллегии Жорес Алферов успел выступить в своем прежнем статусе, не дав никому усомниться в том, что он мыслит глобальными категориями:

– Сегодня чрезвычайно важно, что мы обсуждаем один из важнейших, с моей точки зрения, вопросов развития не просто образования в стране, а страны.

Академик РАН ясно осознает, что в сфере образования необходимы изменения, касающиеся, прежде всего, высшего профессионального, не забывая при этом, что «основой является школьное образование». Заявив, что «цивилизация определяется научными исследованиями», Жорес Алферов дал высокую оценку развитию науки в некоторых российских вузах, назвав в качестве примеров Томский государственный и Самарский аэрокосмический университеты. Он призвал не противопоставлять вузовскую и академическую науку – вместе с самой Академией наук.

– Дело у нас общее, – завершил свое выступление Жорес Алферов. – Страна должна вернуть свои позиции.

Опыт создания и деятельности Общественного совета, судя по всему, и подвиг министра к решению о формировании при министерстве еще и Совета по науке – «общественного органа, который призван стать голосом российской науки». По мысли Дмитрия Ливанова, он будет играть, в том числе, роль форума для обсуждения предлагаемых мер государственной политики в сфере науки. В него войдут, отметил министр, крупнейшие, активно работающие российские ученые в дееспособном возрасте, достигшие наибольших результатов в соответствующих областях.

Как известно, 1 апреля в Минобрнауки РФ состоялось первое заседание Совета по науке. В ходе его Д. Ливанов вновь подчеркнул, что совет рассматривается как орган коммуникации и, в то же время, орган экспертизы, который будет обеспечивать гармонизацию решений ведомства с ожиданиями научного сообщества. Министр также сообщил, что совет получит право решающего голоса при принятии стратегических решений. Министерство, в свою очередь, готово следовать принципу двух ключей, то есть принимать решения после согласования их с Советом по науке. В составе совета – 22 российских учёных, 10 из которых представляют институты РАН, 10 – ведущие университеты и 2 – отраслевые научные организации. Председателем совета путем открытого голосования был избран член президиума РАН, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Хохлов.

Академик Жорес Алферов в это же время стал официальным кандидатом на пост президента Российской академии наук от Санкт-Петербургского научного центра РАН. Выборы президента Российской академии наук состоятся в мае.

И закон хорош, и зарплата вырастет

Нельзя не согласиться с утверждением главы Минобрнауки РФ, что 2012 год, по сути, стал годом формирования новой нормативной базы. Принят и с 1 сентября 2013 года вступает в силу федеральный закон об образовании в Российской Федерации. По оценке Д. Ливанова, «у нас будет хороший закон об образовании – современный и закладывающий основы развития на будущее». Насколько верно это утверждение, сможем окончательно убедиться только после завершения «переформатирования» всех многочисленных подзаконных актов. Приняты также до 2020 года две «системообразующие государственные программы» – развития образования и развития науки и технологий.

Госпрограмму развития образования до 2020 года министр охарактеризовал как инструмент, позволяющий планомерно проводить модернизацию системы образования – вне зависимости от ведомственных границ. Среди ее основных задач, наряду с формированием гибкой системы непрерывного профессионального образования, Д. Ливанов назвал создание современной системы оценки качества образования – на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, широкого вовлечения общественности и профессиональных сообществ в оценку результатов образования.

Цель государственной программы развития науки и технологий – формирование конкурентоспособного и активно функционирующего сектора исследований и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики. Недавно утвержденный план деятельности министерства образования и науки на 2013 год, по информации министра, построен на основе мероприятий названных государственных программ и их первоочередных задач.

Глава Минобрнауки РФ напомнил, что указом президента от 7 мая 2012 года установлены целевые ориентиры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы. И 2012 год, и 2013¬й, и последующие годы, подчеркнул он, прошли и будут проходить под приоритетом решения этой задачи. В нынешнем году средняя заработная плата педагогических работников дошкольного образования будет увеличена на 30 процентов, общего образования – на 15, высшего – на 25. Это подкреплено соответствующими нормативными актами.

Что касается повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, то дополнительные ассигнования в федеральном бюджете предусмотрены и на 2013 год, и на последующий период, пояснил министр. Он предупредил ректорский корпус, что персональную ответственность за достижение требуемых уровней средней заработной платы преподавателей несут руководители образовательных учреждений, заострив внимание:

– Для нас очень важно, чтобы повышение заработной платы преподавателей вузов происходило не за счет единовременных или разовых выплат, а за счет увеличения базовых окладов.

Чтобы контролировать выполнение этого требования, с нынешнего года министерство будет проводить ежемесячный мониторинг заработной платы в вузах. Думается, этот вид контроля не может не радовать представителей вузовского сообщества.

Расчистка завалов

Касаясь изменений, которые затрагивают сферу высшего образования, Дмитрий Ливанов напомнил о том, о чем, возможно, некоторые хотели бы забыть. Для оценки эффективности сети государственных вузов в 2012 году впервые был проведен мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В нем приняли участие 502 государственных образовательных учреждения ВПО и 930 филиалов вузов.

Что касается негосударственного сектора ВПО, то, по данным сайта Минобрнауки РФ, в мониторинге на добровольной основе приняли участие только 70 негосударственных вузов и 97 их филиалов. Большая часть негосударственных вузов (376 вузов и 564 филиала) от подобного анализа деятельности отказалась. (Причины названы председателем совета Ассоциации негосударственных вузов России Владимиром Зерновым в статье «Ситуация изменилась», «АО», №63, апрель 2013).

По итогам мониторинга, – требования которого, как мы знаем, были подвергнуты вузовским сообществом и общественностью критике, – ведомственная комиссия, созданная при министерстве, включила в список высших учебных заведений с признаками неэффективности 136 вузов и 450 филиалов. В аналогичном списке негосударственных вузов и филиалов – 41 вуз и 55 филиалов.

По информации министра образования и науки, на сегодняшний день образовательными учреждениями уже представлены 156 программ оптимизации – 69 вузов и 87 филиалов. Эти программы будут утверждены и реализованы в 2013 году. В отношении 24 вузов и 262 филиалов, подлежащих реорганизации, управленческие решения в 2013 году будут полностью выполнены, заверил министр. Он подчеркнул, что в 2013 году мониторинг также будет проведен, но уже по измененным показателям – с учетом поступивших замечаний. Легкую жизнь в связи с этим министр не обещал никому:

– По результатам мы также будем принимать достаточно жесткие и последовательные меры по расчистке тех завалов, которые, к сожалению, скопились в нашей системе высшего образования.

С точки зрения Дмитрия Ливанова, нужно «создать систему мониторинга трудоустройства выпускников – разумную, профессиональную, достоверную, простую и информационно прозрачную». Работу по созданию такой системы ведет Российский союз промышленников и предпринимателей.

Выступивший на коллегии член бюро правления РСПП, президент IBS Group Анатолий Карачинский – он входит в состав Общественного совета при Минобрнауки РФ – открыто заявил, что очень благодарен министерству образования и науки, которое «решилось на такой серьезный шаг – почистить ряды высших учебных заведений», которые «поставляют» работодателям выпускников с низким уровнем качества образования. А. Карачинский, признав, что на начальном этапе проведения мониторинга возможны ошибки, отметил необходимость общественного обсуждения его итогов, в том числе с участием отраслевых ассоциаций предпринимателей. Предприниматели, поддержав проведение мониторинга, выступили с инициативой ввести критерий востребованности выпускников рынком труда. Сегодня типична ситуация, когда вуз, выдав выпускнику диплом, не желает знать, работает ли он по специальности, какая у него средняя зарплата. Систему мониторинга трудоустройства выпускников, которая позволит увидеть результаты работы каждого вуза можно создать, по оценке А. Карачинского, за шесть-двенадцать месяцев.

Свет в конце туннеля

Доклад Дмитрия Ливанова продемонстрировал, что в арсенале управления системой высшего образования есть не только кнут, но и пряник. По отношению к ведущим вузам и в дальнейшем будут осуществляться меры поддержки. Целью, как уже было отмечено вице-премьером Ольгой Голодец, является повышение их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров. В соответствии с этой задачей к 2020 году не менее 5 российских университетов должны войти в первую сотню мировых рейтингов. Реализация разработанного плана поддержки ведущих университетов, рассказал Дмитрий Ливанов, обеспечит развитие «нужных» параметров оценки, которые учитываются международными рейтингами: от повышения академической мобильности и создания современной инфраструктуры университета до программ финансирования исследований и прочего. Министерством, как сообщил его глава, разработан также комплекс мероприятий на 2013¬2015 годы, согласно которому к 2015 году доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), должна увеличиться до 2,44 процента. Министром были озвучены и другие, не менее позитивные цифры, характеризующие планируемые победы. Хочется, чтобы они стали былью.

Дмитрий Ливанов обратил внимание на то, что в 2013 году предстоит продолжить совершенствование системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в России.

– Те меры, которые были приняты в последние месяцы по вскрытым фактам жульничества при получении научных степеней, стали только первым шагом, первой ласточкой <…> За этими птичками полетит еще очень много других. И мы в этой сфере в течение достаточно короткого времени наведем порядок, – сделал нелицеприятное заявление министр.

Он пообещал также обеспечить повышение прозрачности процесса присуждения ученых степеней и расширение самостоятельности тех диссертационных советов, которые доказали свою безупречную научную репутацию.

Как мы знаем, обсуждение этой горячей темы было продолжено 26 марта на совещании в МФТИ под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. Принявший участие в совещании Дмитрий Ливанов подчеркнул, что сокращение диссертационных советов будет жёстким. Министерством образования и науки созданы рабочие группы по совершенствованию государственной системы аттестации научных и научно-педагогических работников, которые до 1 мая должны представить предложения и рекомендации относительно требований к кандидатам в члены диссертационных советов, экспертных советов ВАК при Минобрнауки РФ и организациям, на базе которых создаются диссертационные советы.

Вместо послесловия

Из блога одного из ректоров ведущих российских университетов:

  • «Одно понятно – мы живем в сложное время и не имеем права не осуществлять постоянных изменений в своей системе. При этом нужно понимать, что изменяться пассивно, адаптируясь к изменениям внешней среды, – контрпродуктивно».
  • «В США и Великобритании образование – высокоэффективная отрасль, которая приносит доход, с одной стороны, и мягкая сила, которая изменяет мир, с другой. Я много раз замечал, что когда наши студенты едут на включенное обучение в США или Англию, они возвращаются совершенно другими людьми. Кто-то может назвать это «промывкой мозгов», я же называю это «переформатированием».
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Сайты школ и институтов ждет массовая проверка
В Санкт-Петербурге проходит международная конференция «Наука Будущего»
Трудовые будни WorldSkills Russia
Дмитрий Ливанов проведет в ДВФУ всероссийское совещание
Состоялось заседание коллегии Минобрнауки Российской Федерации
Ливанов хочет увольнять ректоров вузов за низкие зарплаты преподавателей
Проект Минобрнауки "1000 научных лабораторий"
В Госдуме обсудили поправки к законопроекту об образовании
Минобрнауки сократит финансирование вузам за "мусорные публикации"
Глава Минобрнауки назвал главные задачи для ведомства на 2016 год

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ