Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Мнение практиков о доработке ФГОС СПО

Общее представление о федеральных государственных стандартах и работе по их внедрению к настоящему времени сложилось. Не секрет, что видится больше плюсов, чем минусов. Авторы статьи предлагают вниманию таблицу, в которой представлены выдержки из ФГОС (плюсы) и комментарии к ним (минусы).

Просмотров: 7182

Плюсы, ставшие минусами

Мнение практиков о доработке ФГОС СПО

Ю.Г. ЕЛИСЕЕВ, директор Смоленского политехнического колледжа, заслуженный учитель России
И.А. ЯКУНЕНКОВА, заместитель директора по информационно-методической работе, почетный работник СПО

Общее представление о федеральных государственных стандартах и работе по их внедрению к настоящему времени сложилось. Не секрет, что видится больше плюсов, чем минусов.

Основной плюс – это мечта о таком выпускнике-специалисте, который отказывается от «данайцев, дары приносящих» и готов собственными силами «лепить» из себя профессионала и личность.

А ругают часто и всюду ФГОС – как, впрочем, и всё новое, – за то, что они требуют не только дополнительных сил и времени, но самосовершенствования. На образовательные учреждения и регионы ложится большая нагрузка, многое приходится делать самостоятельно.

Но федеральные стандарты – наша реальность. Каждый из них – новый «спутник профессиональной жизни», который постоянно предъявляет многочисленные требования, хотя в большинстве случаев не уточняет, что и как нужно делать.

Мы попытались составить таблицу, в которой левая колонка содержит выдержки из ФГОС (плюсы), правая – комментарии (минусы).

ПЛЮСЫ МИНУСЫ

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

В качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели.

Вопрос: а всё ли зависит от нас? Если работодатель пойдёт нам навстречу, то дело сделано. А если нет?

Законодательно взаимодействие с работодателем не подтверждено, всё зависит от личных связей.

Центральное место в содержании профессионального образования теперь занимает новая структурная единица – профессиональный модуль.

Модульное обучение требует переквалификации всего преподавательского состава, полного обновления материальной базы, глобальных изменений в организации учебного процесса, начиная от расписания занятий, новых учебников, методических и дидактических материалов. В ближайшее время в наших неблагоприятных условиях это вряд ли произойдёт.

Сначала нужно было подготовить кадровый и материальный ресурсы.

Образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Организация самостоятельной работы преподавателю не оплачивается, а она требует еще и методического обеспечения, проверки.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю (это легко организовать, составив учебный план и расписание). Не понятно, как согласовать самостоятельную работу по всем дисциплинам, учитывая ее разные формы, чтобы максимальная нагрузка составила 54 часа в неделю.

Нет разъяснений, как указывать самостоятельную работу в учебных журналах (это финансовый документ, в нем записываются те часы, которые оплачиваются), зачетных книжках и прочих документах, ведь в приложении к диплому мы указываем максимальную нагрузку.

Образовательное учреждение обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.

Вопрос: как – с точки зрения организации обучения, то есть практически – выстраивать индивидуальную траекторию обучающегося?

Теоретически понятно, а практически – нет.

Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Образовательное учреждение должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован литературой, изданной за последние пять лет.

Библиотечный фонд должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из трех наименований отечественных журналов.

Серьезным недостатком нового стандарта является непродуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку преподавателей.

Необходимо изменить финансирование системы образования, причем этот процесс важно увязать не только с увеличением оплаты труда, но и с развитием материально-технической базы. Новый стандарт можно полностью реализовать только в новой образовательной среде.

На практике необходимого оборудования и учебников зачастую просто нет.

Нам предлагают: пишите сами конспекты лекций, издавайте, создавайте свое. Но это не реально. И создание, и написание требуют времени и соответствующей квалификации преподавателей.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в три года. Законодательно повышение квалификации и переподготовка на предприятиях не подтверждены, опять всё зависит от личных связей. Справку о повышении квалификации работодатели дадут ту, какую захочешь, и программы, и планы, и КОСы подпишут.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Сложный вопрос об измерителях компетенций. С профессиональными компетенциями ясно, их измерим. А вот общие, например, «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес». Как измерить интерес обучающегося к профессии? Нам рекомендуют в основном наблюдение. Этот вопрос требует очень серьезной доработки.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП, рабочие программы, программы и формы отчетности по каждому виду практики, конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю, фонды оценочных средств для промежуточной аттестации и для государственной (итоговой) аттестации.

Отсутствует единая нормативно-методическая база. В каждом учебном заведении всё своё.

Требуют пересмотра формы расписания, учебного журнала, зачетной книжки, экзаменационных ведомостей, отчетности по практикам и многое другое.

При переводе студента из одного учебного заведения в другое возникает масса проблем. Идея не подкреплена не только нормативной базой, но и четкими методическими рекомендациями по поводу организации учебного процесса.

Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.

Преподавателям надо создавать рабочие программы, методические рекомендации к лабораторным и практическим занятиям (их теперь 50 процентов), методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе, курсовому проектированию, методические рекомендации для заочников, КОСы и прочее. А когда занятия проводить? Каждый преподаватель ведет не одну дисциплину. И, помимо занятий, ему надо еще и литературу изучать, программное обеспечение осваивать. В особенно сложном положении находятся преподаватели технических спецдисциплин. Кроме литературы, они должны с техникой знакомиться.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Конечно, внедрение ФГОС – это огромная возможность для развития педагогического и методического творчества. Но без государственной поддержки (финансовой, методической, нормативной) мы будем дорабатывать и апробировать их до прихода стандартов четвертого поколения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Прикладной бакалавриат в колледже
Предназначение – быть впереди
Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы
Практика и результат адресной целевой подготовки
Ключевой фактор – доработка организационного механизма
Знак вопроса похож на петлю
Заметки на полях ФГОС СПО
Растут и качество, и мастерство
Нужны ли колледжу доктора и кандидаты наук?
Время «Ч» для ФГОС нового поколения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ