Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новая модель классического университета

Стратегическая цель ТГУ – создать на базе классического университета научно-образовательный, инновационный, культурный центр, оказывающий реальное геополитическое влияние на Евразийском континенте. Вуз намерен стать мостом между азиатской и европейской культурами и научной рациональностью, различными образовательными и научными сетями.

Просмотров: 1083

Новая модель классического университета стала конкурентным преимуществом ТГУ

ГАЛАЖИНСКИЙ Эдуард Владимирович – ректор Национального исследовательского Томского государственного университета, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования.

Уходящий год принес в сферу образования и науки весьма существенные изменения: по итогам конкурса Минобрнауки РФ были определены 15 ведущих исследовательских университетов, перед которыми поставлена глобальная задача – войти в первую сотню мировых образовательных рейтингов к 2020 году. Достижение этой цели рассматривается Правительством РФ лишь как закономерный показатель масштабной работы по модернизации и повышению международной конкурентоспособности университетов России.

В Национальном исследовательском Томском государственном университете – одном из вузов надежды – под занавес 2013 года подводят итоги, ясно видя перспективы. Об этом разговор с ректором, доктором психологических наук, профессором Эдуардом ГАЛАЖИНСКИМ.

– Эдуард Владимирович, о каких итогах работы вуза в новом статусе – ведущего исследовательского университета – вы могли бы рассказать?

– Среди главных результатов за прошедшие полгода можно назвать завершение сложного этапа работы по уточнению целевой модели университета. Согласитесь, для классического университета особенно актуально найти адекватную целевую модель, свои ниши и рынки абитуриентов, сравнить себя с конкурентами, референтными университетами, которые добились больших успехов. Поэтому если в июле этого года ТГУ защищал укрупненное видение себя в мировом образовательном процессе, то до конца октября все силы были направлены на разработку стратегии пошагового движения, уточнение цели, плана мероприятий.

Стратегическая цель – создать на базе классического университета научно-образовательный, инновационный, культурный центр, оказывающий реальное геополитическое влияние на Евразийском континенте. Университет намерен стать мостом между азиатской и европейской культурами и научной рациональностью, различными образовательными и научными сетями. Исследовательский вуз нацелен на то, чтобы занять нишу посредника в диалоге культур, научных парадигм, цивилизационных ориентиров и найти свое место в этих процессах.

– В публичных выступлениях вы подчеркиваете, что при создании «дорожной карты» классическая направленность ТГУ не только не являлась препятствием для быстрого развития, но и дала дополнительные преимущества. В чем они заключаются?

В 2013 году в ТГУ, в соответствии с «дорожной картой», созданы пять центров превосходства, которые объединяют ведущие научные школы вуза:

– международный центр исследований в области теоретической физики;
– центр высоких технологий в медицине;
– центр «Био-клим-ланд» (изучение биоты, климата и ландшафтов);
– международный центр когнитивных исследований;
– центр полупроводниковых материалов и технологий.

– Сбалансированная, комплексная структура исследовательского университета как раз позволяет сориентироваться в происходящих процессах. Многие вузы увлеклись реализацией модели быстрорастущих университетов мирового класса, выбирая три-пять прорывных направлений и создавая на их базе центры компетенций. За счет этого университет быстро, в среднем за десять-пятнадцать лет, взлетает в рейтингах, опережая собратьев, история которых насчитывает несколько сотен лет. Однако существует и другая модель, которую Томский госуниверситет намерен воплотить, опираясь на опыт референтных вузов, в частности, нидерландского университета Утрехта. Речь идет о развитии за счет сохранения комплексной сбалансированности структуры. Эта модель позволяет организовывать междисциплинарные исследования, а использование принципа дополнительности знаний, в свою очередь, дает возможность быстро реагировать на вызовы времени, создавая мобильные творческие коллективы. Сегодня все прорывы совершаются на междисциплинарных платформах – и ТГУ концентрируется именно на этом поле. Уже созданы пять центров превосходства на базе сильнейших научных школ: в области теоретической физики, исследования биоты, климата и ландшафтов, платформа в области медицины (планируется системная интеграция с медицинским вузом Томска и томскими академическими институтами), плюс когнитивное направление и исследования в области новых материалов. При этом все центры превосходства работают в междисциплинарной плоскости, так что классическая особенность ТГУ стала конкурентным преимуществом. До 2020 года университет планирует нарастить количество подобных прорывных проектов в два раза.

– Вписывается ли такая модель развития вуза в стратегию развития всего региона?

– В «дорожной карте» Томского государственного университета, единственного из вошедших в топ­15 исследовательских вузов, заложена линия реализации третьей роли – социальной ответственности за развитие региона. В вузе осознают, что ответственны за развитие территорий. Университет включается в экспертно-аналитическое сопровождение деятельности местной и региональной власти, открывает свои площади, инфраструктуру для горожан. Кроме того, ведет мониторинг развития региона, вместе со структурами города разрабатывает концепцию музея науки, совместно с итальянскими и китайскими коллегами создает центр урбанистики, который будет заниматься развитием территорий. Мы вплотную подошли к решению проблемы предоставления горожанам услуг по непрерывному образованию на протяжении всей жизни. Томский госуниверситет выстраивает взаимовыгодные отношения с бизнесом, поддерживает студенческие предпринимательские проекты, учитывающие интересы региона. Руководством вуза поставлена задача – студенческие курсовые работы и дипломные проекты выпускников должны решать задачи по развитию Томска и Томской области.

– Для Томска, который считается университетским городом, столь масштабное развитие ТГУ предполагает и экономический рост города?

– Безусловно, студент для города – своего рода инвестор. Если в ТГУ кратно увеличится студенческая и преподавательская мобильность, это обеспечит ощутимый вклад в экономику Томска. Радует, что и с городом, и с областью в этом плане у вуза полное взаимопонимание. Реализация ключевого совместного проекта «Томские набережные» – реконструкция исторической части города под территорию развития кампуса – позволит не только значительно усилить вуз, но еще и создать город-университет. Поскольку кампус интегрирован в городскую среду, он представляет одно целое с городом. Томск станет привлекательным для студентов – и закрутится маховик благосостояния и развития!

– На каких принципах строится ваша работа как ведущего вуза с другими университетами города?

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В 2014 году в Томском государственном университете
– будет создано 5 концентрированных исследовательских платформ, укомплектованных суперспециалистами;
– появится 15 лабораторий мирового уровня на базе существующих направлений работы;
– предполагается переформатировать под зарубежные стандарты баз Scopus и Web of science 26 научных журналов университета;
– станут преподавателями почти 70 зарубежных специалистов;
– увеличится на 500 человек количество студентов, обучающихся по обменным программам.

– В Томске сложилась уникальная ситуация: все вузы взаимно дополняют друг друга. С медицинским университетом ТГУ работает в рамках центра компетенций в области медицины. У медицинского вуза есть клиники и профессура, ТГУ же за счет средств программы развития ведущих исследовательских университетов может достроить те центры компетенций, которых не хватает в медицинской отрасли. Например, связанные с фундаментальными исследованиями в области новых материалов, материалов с памятью формы, также может проводить современные нейро-био-когнитивные исследования. Без сомнения, классический университет заинтересован в сотрудничестве с педагогическим университетом по поиску и взращиванию талантов. К прикладной составляющей Томского университета систем управления и радиоэлектроники, который нацелен на развитие стартапов, технологического бизнеса, IT-технологий, ТГУ может добавить фундаментальную компоненту. Кстати, уже сегодня реализуется много совместных проектов. Что касается строительного университета, то взаимные интересы пересекаются в области урбанистики, развития территорий, проектирования городской среды и прочих. Отношения с политехническим университетом с полным правом можно охарактеризовать как торжество конкуренции-кооперации.

Осознание правильности выбора стратегии развития госуниверситета позволило сделать вывод: в Томске складывается уникальный научно-образовательный кластер, своего рода «экономический движок», который может реально развивать экономику и города, и находящихся на его территории вузов. В мире существует всего несколько подобных кластеров с двумя взаимодополняющими ядрами– инженерно-технологическим и фундаментальным исследовательским с гуманитарной компонентой. Томские вузы имеют реальный шанс реализовать модель кластера, которая послужит основой для быстрого роста и университетов, и города.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В Сибири есть всё, или Пять преимуществ одного макрорегиона
Традиции и новации, устремленные в будущее
Томский музыкальный колледж им.Э.В.Денисова: навсегда с Музыкой
Применение компьютерных тифлотехнологий в учебном процессе
В науку – с первых дней студенчества
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа
От пробных уроков к уникальным компетенциям
Профессиональное образование и технологическое лидерство
Программа «Green Metallurgy» Норильского индустриального института
Забайкальский государственный университет: приоритет отдается науке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ